БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 1, с. 36-41 / BIBLIOSPHERE, 2018, no. 1, pp. 36-41
Библиотековедение
УДК G21:9GB ББК 7B^49
DOI IG^WIB^I B6-2G1B-1-З6-41
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ БИБЛИОТЕЧНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
© Л. Г. Тараненко, 2018
Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; e-mail: tdk@kemguki.ru
Рассмотрены проблемы подготовки краеведческих кадров в профессиональных образовательных учреждениях РФ. Представлены результаты анализа сайтов учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по специальности «Библиотековедение». На основе базы данных «Учреждения библиотечного образования» Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) проведен анализ организаций, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для краеведческих подразделений библиотек. Сделан вывод о необходимости координации работы между образовательными учреждениями, библиотеками и профессиональной ассоциацией - РБА.
Ключевые слова: библиотечные кадры, библиотечное краеведение, вузы культуры, профессиональные образовательные учреждения, повышение квалификации кадров, профессиональные компетенции краеведов
Для цитирования: Тараненко Л. Г. Проблемы подготовки кадров по вопросам библиотечного краеведения // Библиосфера. 2G1B. № 1. С. З6-41. DOI: 1G.2G913/1B15-31B6-2G1B-1-36-41.
Problems of staff training for the library local history L. G. Taranenko
Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; e-mail: tdk@kemguki.ru
Training the local history specialists in libraries is an urgent problem of our time. The required core competencies for local history staff training are partially laid down in the educational and professional standards. The study objective is a comprehensive analysis of educational institutions that provide training, retraining and advanced training the library specialists. The research includes three stages: 1. Sites analysis of universities training according the direction «Libraryinformation activities» (2G16). The results have been presented earlier. 2. Sites analysis of secondary professional educational institutions training on the specialty «Library Science». З. The analysis of institutions and organizations involved in retraining and advanced training staff for the library local history. The results of sites analysis of secondary professional institutions have revealed 15 institutions, which curricula include the disciplines of local history problematics. The analysis of database «Institutions of Library Education» generated by SPSTL SB RAS made it possible to determine the main list of organizations engaged in retraining and raising the professional skill level of library specialists. It was determined that information on the professional development of local history specialists is not available on official websites of educational organizations. The paper reveals the following significant problems in training the local history specialists: curricula closeness of secondary professional and higher educational institutions in providing the information on local history studies; lack of comprehensive information on institutions involved in direct retraining and professional development of such specialist; weak response of educational organizations of library education and structures of additional vocational education to the modern requirements of library practice in their training. The authors has concluded that it is necessary to coordinate the work between educational institutions, libraries and professional association - RLA.
Keywords: library staff, library local history, universities of culture, professional educational institutions, professional development of specialists, professional competence of local history specialists
Citation: Taranenko L. G. Problems of staff training for the library local history // Bibliosphere. 2018. № 1. P. 36-41. DOI: 1G.2G913/1B15-31B6-2G1B-1-36-41.
В связи с возрастающей ролью краеведения, краеведческого, патриотического воспитания, сохранения исторического и культурного наследия отдельных территорий приобретают особое значение кумуляция, сохранение и предоставление краеведческой информации в библиотеках. Требования к функциональным характеристикам специалистов краеведческой деятельности библиотек существенно трансформируются, об этом свидетельствует анализ положений документов, регламентирую-
щих краеведческую деятельность библиотек [4]. Особое значение приобретают подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих кадров в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Учебные заведения, осуществляющие библиотечную подготовку, руководствуются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятель-
Л. Г. Тараненко, 2018, № 1, с. 36-41 /I. в. Гагапвпко, 2018, по.1, рр. 36-41
ность» в своем базовом цикле не содержит обязательных дисциплин, связанных с проблемами библиотечного краеведения. Однако ряд профессиональных компетенций стандарта «вбирает» в себя краеведческую составляющую, например готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики; способность к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения; способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды, а также готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры; способность формировать фонды документов, автоматизированные базы данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность и др. [6]. В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования (СПО) по специальности «Библиотековедение» в компетенции будущего специалиста включен также ряд специфичных для краеведения: приобщать пользователей библиотек к национальным и региональным традициям; создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей [7].
Ориентиром в подготовке кадров библиотечно-информационной сферы является также проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», который находится на стадии административного утверждения. В нем более четко прописаны требования к краеведческой деятельности, например, выделена трудовая функция 3.6.3. «Организация и проведение историко-краеведческих акций и мероприятий», которая включает следующие трудовые действия:
• инициировать и/или разрабатывать в соответствии с приоритетами различные краеведческие акции и мероприятия;
• разрабатывать планы историко-краеведческой работы;
• осуществлять организацию и проведение специальных мероприятий краеведческой направленности;
• составлять отчеты о проведенных акциях и мероприятиях;
• осуществлять информационное сопровождение акций и мероприятий [3].
Кроме того, во многих других трудовых функциях профессионального стандарта указаны требования к знаниям в области краеведения (знать «Современные тенденции развития гуманитарных, точных и естественных наук, современного литературного процесса, краеведения»), специально отмечены знания и умения по методике организации и ведения краеведческих каталогов и картотек, в том числе электронных.
Зададимся вопросами: какие дисциплины, содержательно связанные с библиотечным краеведением, осваивают в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой специалистов библиотечной сферы? Как осуществляются повышение ква-
лификации и переподготовка специалистов-краеведов в РФ?
Для решения поставленной задачи нами было проведено комплексное исследование, включающее три этапа. Рассмотрим их подробнее.
Анализ сайтов вузов, ведущих подготовку по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»
Результаты исследования представлены в нашей работе [5]. Определено, что подготовка краеведов в высшей библиотечной школе осуществляется не в рамках единого интегрированного курса, а преимущественно через освоение отдельных дисциплин гуманитарной, социально-экономической, профессиональной направленности. Выявлена определенная «закрытость» (недостаточная «прозрачность») вузов в вопросах предоставления на официальных сайтах содержания учебных дисциплин по библиотечному краеведению. В результате проведенного исследования обнаружено, что многие вузы имеют уникальные авторские курсы, отражающие краеведческую специфику отдельных территорий, но нет координации и взаимодействия между вузами в подготовке специалистов-краеведов.
Анализ сайтов средних профессиональных образовательных учреждений, ведущих подготовку по специальности «Библиотековедение»
В соответствии с законом об образовании, профессиональная образовательная организация определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [8].
На портале «Российское образование»1 выделено 54 средних профессиональных образовательных учреждения (СПОУ), осуществляющих подготовку по специальности 51.02.03 «Библиотековедение». Среди них 26 СПОУ готовят кадры на базе основного общего образования, 52 - на базе среднего (полного) общего образования. Объектами анализа на сайтах СПОУ стали основные образовательные программы, учебные планы, рабочие программы и их аннотации. В указанных документах выявлены учебные дисциплины, отражающие общее и библиотечное краеведение. В отличие от вузовских сайтов, информация
1 Портал «Российское образование». 1^1.: http://www. edu.ru/abitur/act.20/fgos.070000/index.php.
о дисциплинах краеведческой проблематики на сайтах СПОУ представлена более фрагментарно. Это связано с рядом причин: отсутствие сайта образовательного учреждения (или невозможность его открытия); отсутствие учебных планов, рабочих программ на сайте, отсутствие дисциплин краеведческой проблематики ввиду нерегламентированного наполнения вариативной части образовательной программы. В ФГОС СПО по специальности 51.02.03 «Библиотековедение» (2014 г.) и в примерной основной образовательной программе СПО по специальности «Библиотековедение» дисциплин краеведческого содержания не выделено [2].
В ходе исследования было выявлено 15 учебных программ, включающих дисциплины краеведческой проблематики. Результаты исследования представ-
лены в таблице (анализ сайтов средних образовательных учреждений завершен в сентябре 2017 г.). В основном найденные дисциплины сосредоточены в «Профессиональном цикле» образовательной программы «Библиотековедение», 8 из них (дисциплины краеведческого содержания) размещены в вариативной части «Профессионального цикла» (в разделе «Технологическая деятельность»). СПОУ самостоятельно определяет перечень дисциплин и включает на свое усмотрение дисциплины краеведческой проблематики в вариативную часть определенного цикла учебного плана. Например, дисциплины «История Курского края», «Культура Курского края» (Обоянский филиал Курского колледжа культуры»), «История Орловского края» (Орловский областной колледж культуры и искусств) размещены в «Профессиональном цикле».
Т а б л и ц а
Перечень дисциплин краеведческого содержания в средних профессиональных образовательных учреждениях
Т а Ь I е
The list of disciplines of local history content in secondary professional educational institutions
№ п/п Наименование СПОУ* Дисциплины краеведческой проблематики в учебной программе
1 Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение Амурской области «Амурский колледж искусств и культуры» Дальневосточная литература
2 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Брянский областной колледж искусств» Библиотечно-библиографическое краеведение
3 Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский областной колледж культуры и искусств» Краеведческая библиография
4 Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской областной колледж культуры» Библиотечное краеведение
5 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский краевой колледж культуры» Библиотечно-библиографическое краеведение
6 Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский колледж культуры» История Курского края Культура Курского края
7 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова» Краеведение
8 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» Краеведение
9 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» Литература Сибири
10 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский областной колледж культуры и искусств» История Орловского края Библиотечно-библиографическое краеведение
11 Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми «Коми республиканский колледж культуры им. В. Т. Чисталева» Библиографическое краеведение: • Краеведение • Библиографическая работа с краеведческой литературой
12 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж культуры» Краеведческая библиография
Таблица (окончание)
Table (concluded)
№ п/п Наименование СПОУ Дисциплины краеведческой проблематики в учебной программе
13 Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий» Библиотечное дело СПб Библиотечно-библиографическое краеведение Культурно-досуговая деятельность, в том числе петербурговедение
14 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» Краеведение
15 Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский колледж культуры» Библиотечное краеведение
* Наименование учреждения обозначено в соответствии с данными официального сайта.
Специфично, в отличие от учреждений высшего образования, наличие в образовательных программах СПОУ комплексной дисциплины «Краеведение», включающей все аспекты жизни отдельной территории (Свердловский колледж искусств и культуры; Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова; Новосибирский областной колледж культуры и искусств). Здесь четко прослеживается связь с образовательными программами общего (полного) и дополнительного образования [1].
В учебных планах СПОУ преобладают дисциплины, отражающие отдельные направления развития региона (края, области):
• историческое, например: «История Орловского края» (Орловский областной колледж культуры и искусств); «История Курского края» (Обоянский филиал Курского колледжа культуры»);
• культурное, например: «Культурно-досуговая деятельность, в том числе петербурговедение» (Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий), «Культура Курского края» (Обо-янский филиал Курского колледжа культуры»);
• литературное, например: «Литература Сибири» (Омский библиотечный техникум), «Дальневосточная литература» (Амурский колледж искусств и культуры).
Специфика библиотечной краеведческой деятельности отражена в наименованиях комплексных дисциплин: «Библиотечное краеведение» (Костромской областной колледж культуры; Ярославский колледж культуры), «Библиотечно-библиографическое краеведение» (Брянский колледж культуры и искусств; Краснодарский краевой колледж культуры; Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий; Орловский областной колледж культуры и искусств). Некоторые учебные учреждения ограничиваются библиографическими вопросами и рассматривают их в дисциплинах: «Краеведческая библиография» (Ростовский колледж культуры; Кемеровский областной колледж культуры и искусств); «Библиографическое краеведение» (Коми республиканский колледж культуры им. В. Т. Чисталева).
Несмотря на ограниченный перечень дисциплин краеведческой проблематики в учебных планах по специальности «Библиотековедение» СПОУ, краеведческая составляющая прослеживается в профессиональных дисциплинах. Некоторые учебные учреждения намеренно выделяют в образовательных программах краеведческие разделы - например, в образовательной программе «Коми республиканский колледж культуры им. В. Т. Чисталева» выделен курс «Библиографическое краеведение», включающий подразделы «Краеведение» (географическое историческое, литературное, культурологическое, экономическое) и «Библиографическая работа с краеведческой литературой» (краеведческая библиография в России, система краеведческих библиографических ресурсов). В Санкт-Петербургском техникуме библиотечных и информационных технологий в курсе «Библиотековедение» выделено «Библиотечное дело СПб»; в курсе «Библиографоведение» обозначен раздел «Библио-течно-библиографическое краеведение».
Перечень тем дипломных работ, фрагментарно представленный на некоторых сайтах СПОУ, также свидетельствует о развитии краеведческой проблематики. Например, на сайте Обоянского филиала Курского колледжа культуры выделены следующие темы исследовательских работ («<Краеведческие ресурсы как средство познания края», «Краеведческие каталоги и картотеки: особенности оформления», «Библиотечные каталоги на примере библиотек Курского района» и др.). Значительная часть студенческих исследований СПОУ опирается на опыт и работу библиотек отдельной территории, тем самым также определяется краеведческий аспект изучения.
Анализ учреждений и организаций, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации по проблемам библиотечного краеведения
Исследование ситуации по повышению квалификации и переподготовке краеведческих специалистов проведено на основе базы данных (БД) «Учреждения
библиотечного образования», подготовленной Сибирским региональным центром непрерывного библиотечного образования ГПНТБ СО РАН2. Участниками процесса повышения квалификации и переподготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», в том числе (как мы можем предположить) и по вопросам библиотечного краеведения, являются следующие организации:
• образовательные учреждения высшего образования (вузы культуры, университеты);
• средние профессиональные образовательные учреждения;
• институты повышения квалификации (например, Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, Институт развития образования Сахалинской области, Архангельский областной институт открытого образования, Институт развития образования и др.);
• крупные библиотеки (например, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино; Российская государственная библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека России; ГПНТБ СО РАН; Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова; Национальная библиотека Республики Карелия и др.);
• научные институты (например, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН);
• региональные учебно-методические центры (например, Камчатский учебно-методический центр, Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры, Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области).
В исследуемой базе информации о курсах переподготовки и повышения квалификации по краеведческой тематике не обнаружено. В данном ресурсе имеется единичный пример - программа повышения квалификации Сахалинского колледжа искусств, куда включена тема: «Краеведческая деятельность муниципальных библиотек: опыт, проблемы, пути развития». Факт отсутствия достоверной информации о курсах повышения квалификации краеведческой проблематики подтвердил также непосредственно анализ сайтов образовательных учреждений (см. этап исследования 2). Так, при анализе сайтов СПОУ информация о курсах повышения квалификации краеведческой проблематики не выявлена. Ряд СПОУ представляют сведения на сайтах о профессиональной переподготовке работников библиотек, не имеющих специального библиотечного образования по направлению «Библиотековедение» (Владимирский колледж культуры и искусств, Омский библиотечный техникум, Пермский краевой колледж искусств и культуры; Карельский колледж культуры и искусств), однако содержательное наполнение данных программ закрыто.
2 http://webirbis.spsl.nsc.ru/irbis64r_01/cgi/cgiirbis_64.exe? C21COM=F&I21DBN=LIBRR&P21 DBN=LIBRR&S21 FMT=&S21ALL =&Z21ID=&S21CNR=20
Информации о коммерческих организациях, занимающихся переподготовкой библиотечных кадров, в исследуемой БД не обнаружено.
Полученные данные наводят нас на мысль о том, что образовательные организации, обладающие образовательными лицензионными возможностями, отдельно не выделяют краеведческую проблематику при организации повышения квалификации и переподготовки по направлению «Библиотечно-информа-ционная деятельность».
Существенная роль при организации повышения квалификации краеведов отводится библиотечным учреждениям. Координатором повышения квалификации специалистов-краеведов в библиотеках выступает секция «Краеведение в современных библиотеках» Российской библиотечной ассоциации (РБА). В целях и задачах данной секции, в частности, определено: содействие профессиональному образованию и повышению квалификации специалистов в области краеведческой деятельности, создание системы непрерывного повышения квалификации специалистов в области краеведческой деятельности. Под руководством секции ежегодно проводятся различные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и др.), способствующие повышению квалификации специалистов-краеведов.
Выводы
Проведенное комплексное исследование по проблемам подготовки специалистов-краеведов позволило сделать ряд выводов.
Обнаружено, что на сайтах образовательных учреждений высшего и среднего образования не раскрывается в полной мере содержание учебных дисциплин по библиотечному краеведению, отсутствуют программы повышения квалификации краеведческой проблематики.
Определено, что образовательные учреждения имеют в своих учебных программах уникальные авторские курсы, отражающие краеведческую специфику отдельных территорий. Выявлено некоторое дублирование наименований дисциплин в учреждениях среднего профессионального и высшего звена. На наш взгляд, это может стать точкой взаимодействия при координации подходов к подготовке специалистов-краеведов на отдельной территории.
Комплексной информации об учреждениях, занимающихся непосредственной переподготовкой и повышением квалификации специалиста-краеведа, выявить не удалось. Организации библиотечного образования, имеющие значительный потенциал в виде разработанных авторских курсов, учебно-методического обеспечения, квалифицированного профессорско-преподавательского состава и прочего отдельно не акцентируют внимание на подготовке краеведческих кадров. Структуры дополнительного профессионального образования слабо реагируют на реальные потребности краеведческой деятельности библиотеки.
Значительную роль в повышении квалификации специалистов-краеведов играют непосредственно библиотечные учреждения. Координатором данной
деятельности является секция «Краеведение в современных библиотеках» РБА. Важно наладить координационную деятельность данной организации не
Список источников
1. Кузнецов В. М. Реализация модульно-накопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 38. С. 84-89.
2. Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение. Москва, 2011. URL: http:// gigabaza.ru/doc/73964.html (дата обращения: 18.09.2017).
3. Профессиональный стандарт «Специалист в области биб-лиотечно-информационной деятельности»: проект. URL: http://regulation.gov.ru/project/14110.html (дата обращения: 18.09.2017).
4. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ / Рос. библ. ассоц. Москва, 2017. URL: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2017/14_04/ruk_kraeved.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
5. Тараненко Л. Г. Библиотечное краеведение как предмет преподавания // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3. С. 13-19.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (3+) по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.07.2016 г. № 1001. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 «Библиотековедение»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014. № 1357. URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1357.pdf (дата обращения: 18.09.2017).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. URL: http://legalacts.ru/ doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 18.09.2017).
References
1. Kuznetsov V. M. Implementation of a modular-funded system in the professional development of teachers-local historians. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2011, 38, 84-89. (In Russ.).
только с библиотеками, но и с образовательными учреждениями страны, осуществляющими библиотечную подготовку.
2. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 071901 Bib-liotekovedenie [An approximate basic educational program of secondary professional education in the specialty 071901 Library science]. Moscow, 2011. URL: http://gigabaza.ru/ doc/73964.html (accessed 18.09.2017). (In Russ.).
3. Professional'nyi standart «Spetsialist v oblasti bibliotechno-informatsionnoi deyatel'nosti» : proekt [Professional standard «Specialist in the field of library information activities» : project]. URL: http://regulation.gov.ru/project/14110.html (accessed 18.09.2017). (In Russ.).
4. Rukovodstvo po kraevedcheskoi deyatel'nosti tsentral'noi bib-lioteki sub"ekta RF» [Guide to the regional activities of the central library of the Russian Federation subject]. Moscow, 2017. URL: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/ news/2017/14_04/ruk_kraeved.pdf (accessed 18.09.2017). (In Russ.).
5. Taranenko L. G. Library local history as a teaching discipline. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv, 2016, 3, 13-19. (In Russ.).
6. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya (3+) po napravleniyu podgotovki 51.03.06 «Bib-liotechno-informatsionnaya deyatel'nost'»: utverzhden prika-zom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 11.07.2016 g. № 1001 [Federal state educational standard of higher education (3+) in the direction of training 51.03.06 «Library information activities» : adapted by the Ministry of Education of the Russian Federation 11.07.2016. № 1001]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (accessed 18.09.2017). (In Russ.)
7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 51.02.03 «Bibliotekovedenie» : utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 27.10.2014. № 1357 [Federal state educational standard of secondary professional education in the specialty 51.02.03 «library science» : adapted by the Ministry of Education of the Russian Federation 27.10.2014. № 1357]. URL: http://www. edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1357.pdf (accessed 18.09.2017). (In Russ.).
8. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012. № 273 [The Federal Law «On Education in the Russian Federation» 29.12.2012. № 273]. URL: http://legalacts.ru/ doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (accessed 18.09.2017). (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 02.10.2017 г.
Сведения об авторе: Тараненко Любовь Геннадиевна - кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций КемГИК