Научная статья на тему 'Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика»'

Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / БАКАЛАВР / BACHELOR / МАГИСТР / MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Александр

Участники круглого стола в Санкт-Петербурге, посвященного обсуждению новых образовательных стандартов, сошлись во мнении, что при внедрении новых направлений подготовки в университетах желательно не ломать сложившиеся традиции, а организовывать широкое обсуждение сходных стандартов в научных журналах, чтобы вузы имели возможность влиять на содержание образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика»»

№ 3(33) 2011

Репортаж

Проблемы подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика»

17 марта в Доме ученых РАН (Санкт-Петербург) состоялся круглый стол, посвященный стандартам и проблемам подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Бизнес-информатика» (080500) и «Прикладная информатика (230700).

Инициаторами встречи стали кафедра информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного университета (заведующий кафедрой — доктор экономических наук Владимир Георгиевич Халин) и кафедра информационных систем в экономике и менеджменте Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (заведующий кафедрой — доктор экономических наук Игорь Васильевич Ильин).

Вела круглый стол научный руководитель семинара «Системный анализ и его применение» при Доме ученых, доктор экономических наук, профессор Виолетта Николаевна Волкова. Сопредседателями на заседании были Владимир Георгиевич Халин и заместитель заведующего кафедрой Информационных систем в экономике и менеджменте СПбГПУ, доктор экономических наук, профессор Владимир Николаевич Юрьев. В работе семинара приняли участие представители ряда вузов Санкт-Петербурга, бизнеса, промышленности, науки и государственных организаций, заинтересованные в выпускниках университетов.

Обсуждение спектра вопросов, связанных с разработкой приложений к стандартам, определяющих особенности подготовки в Санкт-Петербургском государственном университете, было начато 16 февраля на семинаре кафедры информационных систем в экономике. Дискуссия выявила необходимость продолжения совместного поиска решений,

Слева направо: В. Н. Волкова — ведущая круглого стола, В. Н. Юрьев, В. Г. Халин — сопредседатели

учитывающих особенности формирования учебных планов университетов, а также требования подготовки бакалавров и магистров, диктуемые современными условиями практической деятельности выпускников.

Начиная обсуждение в Доме ученых, В. Г. Халин сообщил, что Санкт-Петербургским государственным университетом получена лицензия на подготовку бакалавров и магистров по направлению «Бизнес-информатика», и с 2011 г. в СПбГУ будет осуществляться прием на это новое направление. Оно открывается на базе специальности «Прикладная информатика», подготовку по которой, начиная с 2003 г., осуществляет кафедра. Разрабатывая собственные приложения к государственному стандарту по направлению подготовки «Бизнес-информати-

№ 3(33) 2011

ка», кафедра исходила из того, что СПбГУ в соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. №259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» имеет право на разработку и реализацию собственных образовательных стандартов. В настоящее время содержательная работа, участие в которой приняли несколько кафедр экономического факультета СПбГУ, завершена, и разработанные материалы представляются педагогической общественности. Желающие могут ознакомиться с ними на сайте экономического факультета СПбГУ по адресу http://www.econ.pu.ru.

В своем выступлении кандидат физико-математических наук, доцент СПбГУ Татьяна Андреевна Лёзина представила участникам круглого стола академически ориентированную модель магистратуры и Приложение к образовательному стандарту СПбГУ по уровню высшего профессионального образования «магистратура», разработанную с учетом требований Федерального ГОС ВПО по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация/степень «магистр»), утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 21 декабря 2009 г. №742 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация (степень) «магистр»)».

Заведующая кафедрой информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЕКОН), доктор технических наук, профессор Ирина Александровна Брусакова подняла вопрос о том, что делать вузам, которым не предоставлена самостоятельность в разработке собственных учебных планов подготовки бакалавров и магистров, а необходимо придерживаться перечня рекомендованных дисциплин в ФГОС, разработанных УМО по обсуждаемым направлениям и утвержденных Минобрнау-

В. Г. Халин

ки РФ. Ирина Александровна напомнила также, что в настоящее время существуют три направления подготовки бакалавров и магистров: «Прикладная информатика», «Информационные системы» и «Бизнес-информатика», и студентам зачастую затруднительно делать выбор по названиям направлений. При этом в ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» нет дисциплин по математическим методам в экономике, т.е. данное направление не может обеспечить преемственность подготовки специалистов, владеющих математическими методами исследования экономических процессов. К тому же перспективы сохранения специальности «Математические и инструментальные методы экономики» в высшей школе пока не ясны.

Со своей стороны Дмитрий Николаевич Колесов, заведующий кафедрой экономической кибернетики СПбГУ — кафедрой, у истоков которой стоял Нобелевский лауреат академик Л. В. Канторович, — подчеркнул необходимость сохранения математического образования на экономических факультетах университетов и высказал надежду, что возможно обеспечить это в рамках переходного стандарта по направлению «Бизнес-информатика».

Ведущая круглого стола В. Н. Волкова представила сопоставление дисциплин в стандартах «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика», которое показывает, что если в направлении «Прикладная

№ 3(33) 2011

В.Н. Волкова

информатика» в магистерской программе присутствуют дисциплины «Математическое моделирование» и «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений», то в числе обязательных программ в ФГОС-магистр по направлению «Бизнес-информатика» есть только дисциплина «Теория принятия решений». Таким образом, это направление в настоящее время, к сожалению, не ориентировано на сохранение университетских традиций изучения математических методов в экономике.

В процессе обсуждения содержания стандартов был поднят ряд вопросов, касающихся содержания образования, в частности, какую роль может и должно играть изучение готовых программных продуктов в подготовке бакалавров и магистров.

к

| и гт |

Выступает В. Н. Юрьев

Заведующая кафедрой маркетинга и коммерции Санкт-Петербургского института бизнеса и права, доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и права Галина Павловна Чудесова, которая более 35 лет руководила подразделением организации управления ОАО «Электросила», рассказала об опыте разработки информационной системы нормативно-методического обеспечения управления объединением.

«Информационную систему нужно обязательно ориентировать на потребности конкретной организации, на ее цели и функции. Поэтому, когда встал вопрос о приобретении готовой КИС, был проведен анализ соответствия ее функциям управления нашим объединением и показано, что приобретение готовой КИС, которую нам предлагали, нецелесообразно», — отметила Галина Павловна.

В. Н. Юрьев, который в течение многих лет руководил разработками АСУ Кировского завода, согласился с точкой зрения Г. П. Чудесовой. Как отметил в своем выступлении Владимир Николаевич, при разработке АСУ крупными предприятиями ранее применялась созданная в СССР теория проектирования АСУ, в соответствии с которой проектировалась структура функциональной части АСУ, определяющая функциональные подсистемы и задачи, подлежащие автоматизации при разработке соответствующей очереди АСУ. Таким образом, процесс создания программного обеспечения был ориентирован на реализацию подсистем и задач, включаемых в функциональную часть. Термин «функциональная часть» удобнее для практики разработки АСУ, чем термин «цели и функции». Структура функциональной части помогала руководителю разработки распределять финансовые и кадровые ресурсы с учетом оценки значимости подсистем для конкретного предприятия.

При подготовке бакалавров и магистров по обсуждаемым специальностям нужно преподавать теоретические основы информационных систем, опираясь на методы и модели теории систем и системного ана-

76

№ 3(33) 2011

лиза. Нужно обучать методикам организации разработки АСУ, методикам формирования структуры функциональной части, показывать, что по мере развития АСУ структура функциональной части из древовидной превращалась в многоуровневую. При реализации функциональных подсистем можно, конечно, покупать и готовые программные продукты, если они позволяют реализовать соответствующие задачи функциональных подсистем. При этом нужно обучать методам и моделям, принимать решение о целесообразности приобретения готового программного продукта или разработке собственного с учетом особенностей конкретной организации.

Кроме того, при формировании учебных планов по рассматриваемым направлениям нужно иметь в виду, что предприятию необходимо использовать в своей работе различные виды информации — от документальной и научно-технической до фактографической, характеризующей состояние производства, и учетно-отчетной информации в системе управления, а также рассматривать разные виды информационных систем. Для их проектирования разрабатывались разные подходы, принципы, терминология. Это необходимо доводить до сведения студентов, чтобы помочь им ориентироваться в литературных источниках.

Научный руководитель Лаборатории теории и практики управления Научного центра Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор Борис Леонидович Кукор добавил, что в приведенной В. Н. Юрьевым классификации следует особо выделить системы принятия решений, основанные на логико-лингвистическом моделировании. Докторант Игорь Иванович Дымковец кратко представил особенности такой системы.

Заведующая кафедрой экономики фирмы Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат экономических наук, доцент Наталья Никодимовна Шляго вы-

сказала озабоченность тем, что навыки исследования действующих систем управления и разработки оригинальных автоматизированных систем в последние годы вытесняются использованием готовых программных продуктов.

В то же время на практике трудно встретить два, а уж тем более большее количество одинаково функционирующих предприятий, поэтому, по словам Натальи Никодимовны, надежды на высокую эффективность и бес-проблемность использования готовых, разработанных кем-то на основе общих представлений о деятельности предприятия систем, выглядятдостаточно наивными.

Опыт общения с практиками это подтверждает. Представители фирм, попытавшихся внедрить у себя готовые автоматизированные системы, потратив значительные средства, часто высказывают сожаление по поводу того, что приобретенные ими программные продукты требуют адаптации к реальным условиям, что влечет за собой дополнительные проблемы и расходы. Таким образом, становится непонятно, что дешевле — закупать стандартный продукт, а затем долго адаптировать его, получая в итоге непредсказуемый результат, или сразу же разрабатывать оригинальную систему, учитывающую особенности конкретного предприятия.

Полезно в связи с этим вспомнить опыт некоторых наших институтов, пытавшихся еще в 70-80-е гг. прошлого века разобраться в программных продуктах, приобретенных за границей, с целью их дальнейшего видоизменения и приспособления к действительности. Увы, в итоге оказалось дешевле разрабатывать оригинальные программы самим.

Ситуация усугубляется также и тем, что в настоящее время бизнес «вырастает» в новых и неожиданных сферах деятельности человека, поэтому встает вопрос о разработке программного обеспечения для них, а следовательно, и о подготовке специалистов, которые будут способны сначала исследовать особенности функционирования

№ 3(33) 2011

данных организаций и управления ими, а затем предложить модель их функционирования и разработать соответствующее программное обеспечение.

Важно при этом учесть, что экономические основы управления в данных областях требуют использования очень надежных, а значит, и нестандартных подходов, что опять-таки заставляет сделать вывод о необходимости обучения навыкам исследования систем управления и построения функциональной части соответствующих моделей.

Еще одной насущной и важной проблемой является ограниченность в средствах, которыми, как правило, располагает предприятие (фирма) или организация. Следовательно, актуален вопрос определения того набора управленческих задач, которые в первую очередь следует поддержать с помощью программного обеспечения, учитывая их важность с точки зрения повышения эффективности функционирования компании в сложившихся условиях, а также с учетом информационных связей между различными задачами, исходя из объема финансирования, доступного в реальной ситуации.

Таким образом, для создания гармоничной образовательной системы студентам в процессе обучения необходимо не только прививать навыки использования существующих программных продуктов, но и организовывать серьезную подготовку разработчиков АСУ предприятий и организаций различного уровня, способных квалифицированно заниматься формированием качественной платформы внутрифирменного управления в рамках контроллинга.

Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета генеральный директор ООО «Инвестрой», кандидат физико-математических наук Михаил Борисович Ласкин и заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта имени Н. С. Соломенко РАН, доктор технических наук Юрий Марсович Искандеров поддержали философию магистерской программы, которая предлагается ка-

федрой В. Г. Халина — университетскую попытку «запрячь науку в бизнес». В данном контексте выступающие, в частности, подчеркнули, что весьма существенной является менеджерская составляющая подготовки /Г-специалистов.

Было также высказано мнение, что не нужно противопоставлять приобретение и разработку программного продукта. Например, систему ГАС «Выборы» невозможно купить, ее необходимо разработать. Но вполне можно приобрести «коробочное» решение 1С и адаптировать его к своим потребностям, особенно для малых предприятий. Магистр бизнес-информатики должен понимать, что в больших динамических системах всегда найдется место и для «коробочных» программных продуктов, и для собственных разработок, поскольку модульное построение системы — это более продуктивное решение. Важно уметь принимать то или иное решение, ставя во главу угла общую цель — будь то прибыль, или капитализация, или еще какой-то критерий, — которая позволит оценить, успешно ли действует предприятие.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что при внедрении новых направлений подготовки в университетах желательно не ломать сложившиеся традиции, а организовывать широкое обсуждение сходных стандартов в научных журналах, чтобы вузы, имеющие такой опыт, имели возможность влиять на содержание образовательных стандартов.

Круглый стол завершился обменом мнениями по проблемам изучения инструментальных средств — ЕЯР-систем и др. — при подготовке бакалавров и магистров по обсуждаемым направлениям и выступлениями молодых ученых — докторантов и аспирантов.

Материал подготовил Александр Юрков

От редакции. Выступления участников круглого стола по обсуждаемым проблемам будут представлены в публикациях последующих выпусков журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.