Научная статья на тему 'Проблемы педагогических инноваций в современном образовании'

Проблемы педагогических инноваций в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / METAPROJECT APPROACH / МЕТАПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / METAPROJECT EDUCATION / МЕТАПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / METAPROJECT EDUCATIONAL TECHNOLOGY / МЕТАПРОЕКТ / METAPROJECT / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / SEMANTIC FRAMEWORK / SEMANTIC ACTIVITY / SEMANTIC FRAMEWORK POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесина Карина Юрьевна, Мирошниченко Александр Владимирович

Переход на новые образовательные стандарты, обновление учебных программ и учебников, вариативность содержания образования требуют принципиально нового подхода к конструированию и модернизации, определению целей и задач образования, его содержания, организации самого образовательного процесса. В статье представлены общие теоретические позиции авторов, позволяющие рассматривать метапроектный подход к обучению как механизм реализации целей и задач, стоящих перед современным образованием. Метапроектный подход, относящийся к инновационным средствам образования XXI в., обеспечивает процесс образовательной деятельности, связанный с изменениями и инновациями не только в содержании образования, но и в его техническом и технологическом сопровождении, в способах организации, характере метапредметной проектной деятельности обучающихся. Метапроектное обучение рассматривается авторами как одно из наиболее перспективных направлений инновационной деятельности в области педагогической теории и образовательной практики. Данная технология характеризуется с позиций ее смыслообразующего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесина Карина Юрьевна, Мирошниченко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Pedagogical Innovations in Modern Education

New educational standards as well as updated curricula, textbooks and education content require radically new approach to upgrading, defining the goals and objectives of education, its content and designing the structure of educational process itself. The article presents the authors' general theoretical points allowing to consider metaproject approach to education as the mechanism to implement goals and objectives of modern education. Metaproject approach, related to innovative means of XXI century education, ensures the process of educational activities not only in education content but also in technical and technological support of education, in methods of its organization and character of metaproject activities of school students. Metaproject education is reviewed as one of the promising directions of innovative activities in education and teaching practice. This technology is characterized in terms of its semantic framework potential.

Текст научной работы на тему «Проблемы педагогических инноваций в современном образовании»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Колесина К. Ю., Мирошниченко А. В.

Переход на новые образовательные стандарты, обновление учебных программ и учебников, вариативность содержания образования требуют принципиально нового подхода к конструированию и модернизации, определению целей и задач образования, его содержания, организации самого образовательного процесса.

В статье представлены общие теоретические позиции авторов, позволяющие рассматривать метапроектный подход к обучению как механизм реализации целей и задач, стоящих перед современным образованием. Метапроектный подход, относящийся к инновационным средствам образования XXI в., обеспечивает процесс образовательной деятельности, связанный с изменениями и инновациями не только в содержании образования, но и в его техническом и технологическом сопровождении, в способах организации, характере метапредметной проектной деятельности обучающихся.

Метапроектное обучение рассматривается авторами как одно из наиболее перспективных направлений инновационной деятельности в области педагогической теории и образовательной практики. Данная технология характеризуется с позиций ее смыслообразующего потенциала.

Ключевые слова: метапроектный подход, метапроектное обучение, метапроектная технология, метапроект, смыслообразование, смыслодеятельность, смыслообразующий потенциал, инновационная деятельность.

Развитие российской системы образования в настоящее время выдвигается в разряд приоритетных направлений развития страны, включается в ряд важнейших национальных проектов как одна из сфер жизни общества, в которой представлены интересы большинства населения Российской Федерации.

Значительные изменения в обществе, ускорение темпов социально-экономического развития определяют требования к образованию, соответствующие мировым тенденциям и направленные на формирование качеств личности, востребованных в первой половине XXI столетия: мобильности, динамизма, конструктивности, социальной, коммуникативной, познавательной, профессиональной компетентности.

Развитие гуманистических, культурологических, социально-личностных педагогических концепций обусловило внимание педагогической теории и образовательной практики к общечеловеческим, антропоцентрическим ценностям, что потребовало определения новых, адекватных запросам личности и потребностям общества подходов к формулированию целей и задач, организации образовательного процесса, отбору содержания образования, прогнозированию его результатов.

Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны с новыми педагогическими разработками, которые не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Для внедрения но-

вых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое [9].

Среди основных направлений инновационных преобразований в педагогике выделяют следующие:

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- разработка концепций стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования, изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- улучшение подготовки педагогических кадров;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения.

К наиболее перспективным направлениям инновационной деятельности в области педагогической теории и образовательной практики можно отнести, по нашему мнению, метапро-ектное обучение, обосновываемое нами как новое направление в дидактике [6].

Проектное обучение, как оно формируется в отечественном образовании с его предметной организацией учебной деятельности, не находит для себя благоприятных условий, поскольку по своей природе имеет дело с надпредметным содержанием и близким к нему межпредметным и внепредметным материалом. Традиционное проектное обучение приходится адаптировать к условиям современного отечественного образования, расширять его границы [10].

В этой связи наш подход к обучению, включающий метазнания, метаумения, метаидеи и т. д. квалифицируется нами как метапроектное обучение (мета - «за», «через», «над»). Внутренняя необходимость во введении новой категории

«метапроектного обучения» заключается в том, чтобы признать: совсем необязательно рассматривать образование как систему методов, направленных на человека для достижения поставленных целей. Образование можно рассматривать как принадлежащее лично каждому человеку стремление к познанию. Поскольку методу проектов уже исполнилось более ста лет, его инновационность состоит не в алгоритме или организационных компонентах, заложенных еще его создателями, а в актуальности предметного содержания, современном инструментарии и инновационных способах реализации. Это значит не с какой целью, что за чем следует и что получим в результате, а над чем работаем, какими средствами и какими путями идем к цели [7].

Кратко сущность метапроектного подхода выражается в том, как человек на основе метапознания осознает и осмысливает свой жизненный путь, соотносит свой личностный смысл с конечной целью - смыслом жизни. На протяжении всей жизни личность находится в процессе своего самостроительства и, создавая этот проект, проектируя себя, человек опирается на свой личный опыт. В процессе жизнедеятельности, активного участия в разнообразных видах практики (познавательной, смыслопоисковой, социальной и др.) он, совершенствуясь в своем духовном и личностном строительстве, преобразует и себя, и окружающий его мир. Метапроектное обучение, таким образом, с одной стороны, ограничивает традиционный предметоцентризм; с другой, - расширяет и углубляет его, делая учебный предмет полем межпредметных взаимодействий.

Мы рассматриваем метапроектное обучение через погружение его в смыслодидактическое пространство, что существенным образом меняет его сущность, поднимает его на новый качественный уровень, вводит его в систему «человеческого», «личностного измерения».

В качестве содержания инновационной деятельности мы определяем разработку теории и технологий реализации в учебном процессе метапроектного обучения с позиций его смыслообразующего потенциала, который реализуется через пересечение смысловых полей разнохарактерного содержания. У смыслообразующего контента при его соприкосновении

с метапроектным обучением появляется новый носитель смысла - метапроект как особый вид текста, включающий смыслосодержащую и смыслозначащую проблему [6].

Раскрытие смыслов считается предназначением любой технологии, но особенное значение этот тезис имеет по отношению к метапроект-ной технологии. При этом вырабатывается личностное отношение к тем или иным проблемам, положенным в основу метапроектов, самоопределение в областях метапроектной деятельности; определяются приоритетные зоны этой деятельности и, в конечном счете, формируется индивидуальная образовательная программа проектной деятельности обучающегося. На данном этапе особое значение имеет актуализация как можно более разнообразной «палитры» мотивов - от заинтересованности проектом, ситуативно возникшей потребности в его исследовании до осознания личностной значимости работы над проектом, разрешения проблемной ситуации, заложенной в основу проекта, формирования собственной компетентности в области предстоящей проектной деятельности [9].

Метапроектное обучение как дидактическая категория и педагогическая реальность основывается на особой стратегии, включающей формирование метазнаний, метаумений, мета-способов, метапонятий, метаидей. По своей природе оно призвано эффективно формировать ключевые компетентности учащихся и наиболее значимые особенности личности: позиции, взгляды, мировоззрение, опыт, систему ценностей, установки, когнитивные схемы и фон.

Обращение к смыслообразующим механизмам метапроектного обучения охватывает как ключевые компетентности учащихся (проникновение в смыслы осваиваемого содержания), так и проектирование процесса обучения с перспективой инициации смыслов. Более того, участвуя в проектировании учебной деятельности на смыслообразующей основе, учащийся проектирует себя, свою собственную траекторию развития.

И. В. Абакумова рассматривает концепцию смыслообразования в учебном процессе с позиций метасистемного подхода, когда характеризуются не столько основные компоненты обучения как системы, сколько способы их

взаимоотношений, в качестве которых выделяются смысл и смыслообразование. Первый -как основа организующих отношений «ядра личности», второй - как доминирующий вектор образовательного процесса. Смысл выступает в качестве результата «одновременного действия всех контуров человеческой психики», «компетенции сознания» [1, с. 9]. Многие процессы развития личности, ее самовыражения, самоопределения, рефлексии самым непосредственным образом связаны с процессами смыслообразования. «Поскольку смыслы - единицы сознания, то в учебном процессе активно задействованным оказывается потенциал ученика» [1, с. 10].

Метапроектное образование как педагогическая система является развивающимся, самоорганизующимся явлением. Для реализации условий возникновения процесса самоорганизации в педагогической системе метапроектное образование (метапроектная деятельность) обладает следующими характеристиками: открыто для взаимодействия и обмена информацией и «энергией» с окружающей средой; содержит активное начало, что проявляется в инициативе участников педагогического процесса, стремлении к самосовершенствованию, самореализации и т. д.; предоставляет свободу выбора, т. е. обладает способностью определения путей развития; реализовывает свои идеи на практике; развивается только на основе взаимодействия различных уровней; ориентировано на цели развития и саморазвития личности учащихся.

Актуализируя личностные смыслы и ценности, метапроектное обучение обеспечивает приоритет в сознании ученика личностных целей и смыслов, одновременно выводя на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетенций в условиях метапроектной деятельности.

Поскольку наука вышла на уровень пара-дигмального мышления, где целое рассматривается в единстве всех его компонентов, а современное образование исходит из посылки высшей ценности - человеческого существования, то проектирование себя, своего образа в метапроектном подходе рассматривается нами как стратегический

компонент, как целеполагание своего смысла жизни, а непосредственная проектная деятельность - как способ развертывания этого проекта, как смыслопоисковая деятельность. Принципами, на которых базируется методология метапроектного обучения, являются деятельная активность учащегося и опора на его ценностно-смысловую сферу.

Построение концепции метапроектного обучения осуществляется на основе представления обучения саморазвивающейся системой открытого типа, сущность которой определяется внутренними интенциями (потребностями) каждого учащегося выразить отношение к миру и к себе. Саморазвитие предполагает возникновение и становление, прежде всего, смысловых психических новообразований. Процесс смены динамичных и устойчивых состояний смысловой сферы (от личностных смыслов, смысловых установок, смыслообразующих мотивов до смысловых конструктов, смысловых диспозиций и ценностей) полагает цель обучения как «запуск» процессов смыслообразования учащихся. При этом метапроектное обучение приобретает непрерывный, комплексный характер, включающий в себя метод проектов, крупноблочную организацию учебной и исследовательской деятельности, а также межпредметную интеграцию, включающую транс- и кросс-интеграционные варианты как технологии инициации ценностно-смыслового отношения обучающихся к постигаемому.

В качестве реальных жизненных проблем в метапроектном обучении важно выделить те, которые соотносятся с содержанием обучения, непосредственной его реализацией в реальном течении процесса обучения и личностью самого учащегося. Достаточный пласт жизненных проблем обозначен через ситуации адаптации личности учащегося к себе, к своему Я, его важн ым аспектам - актуальному и проективному Я.

Ценности и смыслы жизни как структурные единицы содержательного уровня обучения придают ему диалоговый характер. Основной структурной единицей содержания, наряду с учебными темами, блоками тем, проблем формального характера, являются проблемы высокого уровня обобщения - проблемы общечеловеческих ценностей.

Основой формирования общего механизма присвоения «смыслов культуры» является метапроектная деятельность. Она порождает процессы смыслообразования, предстает как форма взаимодействия субъекта с объектом, опосредованная смысловым отражением объекта (содержания), которое выступает одновременно и предметом смысловой деятельности, и самой смыслодеятельностью.

Педагогическими условиями обеспечения процессов смыслопорождения при реализации метапроектного подхода в образовании являются: единство социально-психологического, организационного, научно-методического, технологического, ресурсного сопровождения проектной деятельности; обеспечение целостности, системности процесса обучения; регулирование и корректировка процесса проектной деятельности учащихся.

На уровне реального развертывания метапроектного обучения, т. е. непосредственной контактной деятельности учителя и учащегося, на первый план выходит взаимодействие личного опыта ребенка и содержания обучения, спроектированного учителем. Важное значение имеет не столько выявление учителем ошибок в ответах и способах деятельности, сколько формирование у учащегося потребности в анализе своего жизненного опыта путем его соотнесения с опытом культуры, обнаружения личностного смысла, стремления произвести собственный образовательный продукт, желания вступить в диалог с учителем.

Согласно принципу спирально-концентрического поиска познавательных ориентиров, лежащего в основе интегрированного знания, в процессе раскрытия содержания метапроектного обучения, развитие познавательных ориентиров по спирали предполагает расширение и углубление интегративного знания сначала на основе определения его системообразующих компонентов и структурных связей, а затем - за счет процессов самоорганизации интеллектуальной сферы личности. Задача учителя несколько меняется. Она состоит не столько в созидании самого интегрированного знания в процессе обучения, сколько в преобразовании его на уроках в способ целостного видения и освоения учащимися окружающего мира.

Потенциально смысл постигаемого будет раскрываться в соответствии с тем смысловым развитием, которое может иметь для ученика предлагаемое к усвоению содержание, и тем уровнем смыслового развития, который у него актуализирован. В процессе обучения важно работать с актуальным личным опытом каждого учащегося. Его актуальный опыт имеет особое значение для учащегося и, следовательно, он небезразличен. Именно эта часть опыта является основой и предпосылкой развития смыслов и смысловых образований (смысловых установок, смысловых конструктов и пр.). Однако, сформированный учащимися опыт имеет тенденцию с течением времени обезличиваться, из актуальной зоны переходить в периферийную, контролируемую. Эту динамическую сторону личного опыта учащихся и следует учитывать при проектировании содержания метапроектного обучения.

Проектная деятельность учащихся как базовая составляющая учебной деятельности в метапроектной интерпретации выступает как динамическая активность личности познающего и состоит из трех этапов: предварительного (значимого предмета), основного (значащей деятельности) и итогового (значащего переживания). На предварительном этапе происходит «встреча учащегося с проектом будущего». Главная задача данного этапа - отыскать значимый объект посредством обнаружения в личном опыте различных интенций и установления доминирующей интенции, - стратегии, «впечатанной» в образ мира и временную перспективу учащегося. На данном этапе выделены абстрактные категории метапроектной деятельности : смысловая многозначность и смысловое обобщение. Основная функция смыслового ориентирования данного этапа - прогностическая. В метапроектном обучении содержится значительный смысловой потенциал, реализующийся через пересечения смысловых полей разнохарактерного содержания.

Следующий этап учебного содержания ориентирован на устойчивые смысловые образования учащихся (смысловые конструкты и смысловые диспозиции). Насыщение сознания обучающегося личностными смыслами, переход от эмоционально-непосредственного смысло-

вого восприятия к возможности вербализи-ровать смыслы, вывести их на познавательно-оценочный уровень; расширение смысловых установок как основа сущностного понимания значения внешнего для себя самого, своего субъектного опыта; мотивация как основа учебной успешности - все это позволяет вырасти смысловым образованиям личности до стадий, когда базовая система смыслов уже присутствует в сознании ученика достаточно целостно и новое, предлагаемое к усвоению содержание, уже не просто дискретно пробуждает пристрастность, отношение, а соотносится с тем смысловым полем, которое уже сформировано [6].

Следует также выделить этап учебного содержания, ориентированного на личностные ценности учащихся. Содержание ориентировано на то, что у учащихся сформированы так называемые высшие смыслы, смысл жизни, самоотношение. Здесь, на этом уровне смыслового развития, новый смысл не возникает, а уже существующий смысл переходит в новую форму существования или на новый носитель. Именно эти смыслы позволяют ученику принимать ценности общечеловеческой культуры (духовные ценности, ценности индивидуального человеческого опыта, такие как: красота, вдохновение, покаяние, совесть, творчество, долг, ответственность, истина, переживание, доброта, любовь, дружба).

Предлагаемая нами система метапроектного обучения не только создает оптимальные условия для реализации гуманистического потенциала образования, но и для его обогащения и качественного преобразования, поскольку запускает процессы смыслообразования посредством обращения к субъектному опыту учащихся, обнаружения и раскрытия личностных смыслов, смысловых установок и смыс-лообразующих мотивов, к его эмоционально-чувственной сфере, переживаниям в процессе обучения, предоставления определенного пространства свободы выбора содержания образования, разработки его проекта, а также способов деятельности, развития индивидуальных способностей, необходимых для творческой самореализации в различных сферах жизни. И в этом качественное своеобразие метапроектного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслоо-бразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д, 2003.

2. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О месте гуманитарного образования в инновационной деятельности университета // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. - 2014. - № 1.

3. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Личностно-смысловая модель обучения в контексте других дидактических моделей // Модели образовательного процесса. -Ростов н/Д, 2005.

4. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. - М.: КРЕДО, 2013.

5. Абакумова И. В., ФоменкоВ. Т. Образовательные технологии: новые ракурсы. Учебное пособие. - М.: КРЕДО, 2012.

6. КолесинаК. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе. - Ростов н/Д: Старые русские, 2008.

7. Корчажкина О. М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика. - 2008. - № 8. -С. 30.

8. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.

9. Хуторской А. В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0326.htm

10. ЯковлеваН. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. -№ 6. - С. 8-14.

11. LaurillardD. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective use of Educational Technology (2nd edition). -London and New York: Routledge, 2002.

12. Oliver M., Smith J. Academic Development: A Framework for Embedding Learning Technology // International Journal of Academic Development. - 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.