УДК 37.091.212 ББК 74.58
Мироненкова Наталья Николаевна
соискатель кафедра педагогика высшей школы Новочеркасский политехнический институт Южно-Российский государственный технический университет
г. Новочеркасск Рудакова Ирина Алексеевна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогика высшей школы Новочеркасский политехнический институт Южно-Российский государственный технический университет
г. Новочеркасск Mironenkova Natalia Nikolaevna Applicant for a Degree Chair of Higher School Pedagogics Novocherkassk Polytechnical Institute South-Russian State Technical University Novocherkassk Rudakova Irina Alexeevna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Higher School Pedagogics Novocherkassk Polytechnical Institute South-Russian State Technical University Novocherkassk
Актуализация субъектного опыта учащихся в процессе метапроектной деятельности Students’ Subjective Experience Actualization in the Course
of Metadesign Activity
В статье обосновывается важность и необходимость использования мета-проектного обучения. Этапы организации метапроектной деятельности учащихся рассматриваются с точки зрения актуализации их субъектного опыта и выделяются в соответствии с нарастанием личностно-значимых образований. Выделяются аспекты, способствующие актуализации субъектного опыта в процессе метапроектной деятельности.
This article proves the importance and necessity of using the metadesign training. Organization stages of students’ metadesign activity are considered in terms of actualization of their subjective experience according to the increase of personally significant formations. The aspects promoting subject experience actualization in the process of metadesign activity are outlined.
Ключевые слова: метапроектное обучение, этапы организации метапро-ектной деятельности, субъектный опыт, актуализация субъектного опыта.
Key words: metadesign training, organization stages of metadesign activity, subject experience, subject experience actualization.
Современное отечественное образование с одной стороны характеризуется
заметным восхождением его к открытости, вариативности; коренным поворотом его к человеку как высшей ценности. Но с другой, в связи с социальноэкономической ситуацией России возникает задача определенной прагма-тизации отечественного образования, усиление в нем практикоориентированной составляющей. Однако данное обстоятельство вступает в рассогласование с вектором духовности отечественного образования. Ситуация грозит новым отчуждением человека от высших, базовых ценностей культуры, а также отчуждённостью знаний от тех, кто должен их присвоить. Противоречие между отчуждённостью знаний и необходимостью их присвоения обучающимися может быть снято, если в учебном процессе сместить акценты в сторону опыта личности обучающихся, обнаружение их личностных смыслов [1, 2].
Одним из путей, способных вывести образование из создавшейся ситуации, может быть метапроектное обучение, источником которого является традиционное проектное обучение. Погружение метапроектного обучения в смыслодидактическое пространство существенным образом меняет его сущность, поднимает его на новый качественный уровень, вводит его в систему «человеческого», «личностного измерения» [4; 5]. Более того, участвуя в проектировании учебной деятельности на смыслообразующей основе, учащийся проектирует себя, свою собственную траекторию развития, основанную на его субъектном опыте.
В данной статье этапы организации метапроектной деятельности учащихся рассматриваются с точки зрения актуализации субъектного опыта учащихся и выделяются в соответствии с нарастанием личностно-значимых образований: значимого предмета, значащего действия и значащего переживания.
Первый этап - введение в проектную деятельность учащихся с опорой на личностный опыт, обсуждение, выбор и проблемизация проекта. На первом этапе происходит «встреча учащегося с проектом будущего». Главная задача данного этапа - отыскать значимый объект посредством обнаружения в личном
опыте различных интенции и установления доминирующем интенции-стратегии, «впечатанной» в образ мира и временную перспективу учащегося [4; 34].
Прежде чем обсуждать с учащимися конкретную тематику предлагаемых проектов, необходимо объяснить им особенности новой для них формы познавательной деятельности - выполнение интегративных проектов, условия выбора и работы над проектом, подбор исполнителей или индивидуальное выполнение заданий, сроков выполнения, возможные формы презентации результатов проектной деятельности. На первом этапе задача педагога состоит в том, чтобы вызвать первичную заинтересованность в проектной деятельности как таковой, с косвенной задачей стимулирования потребности в саморазвитии, самосовершенствовании [3; 250-251]. Самыми важными ситуациями на данном этапе являются смыслообразующие ситуации различного плана, обеспечивающие личностную ориентацию учащихся на те или иные жизненные ценности, соответствующие их субъектному опыту. Такими ценностями могут выступать: прагматические, практические, информационные, интеллектуальные и т.д.
Далее учащиеся знакомятся с тематикой проектов. Существуют различные способы определения тем проектов учащимися. Учитель может предложить сам список примерных тем для работы над проектами, но даже самый полный, привлекательный список составленный учителем исходит из его представлений и пристрастий, что чаще всего не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а, следовательно, не учитывает структурных элементов личного опыта учащегося. Нередко случается, что предложенные учителем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел. Выбор темы должен осуществляться учеником самостоятельно, ни в коем случае тема не должна быть «навязана» учителем. Такая свобода выбора будет служить начальным пунктом в актуализации субъектного опыта учащихся, а именно, выбора темы проекта в соответствии со своими предпочтениями, с опорой на личностный опыт.
Другой способ выбора тематики проектов - подбор учителем интересной информации по учебному материалу в виде видеофильмов, слайдов, после чего ученикам предлагается самостоятельно сформулировать тему проекта, который бы он хотел раскрыть. Тема проекта, предложенная учащимся, обычно удовлетворяет его потребностям, ценностям, знаниям, интересам, мотивам учения, что будет служить раскрытию его субъектного опыта. Если учащийся сам предложит разработать проект при изучении учебного материала, то ни в коем случае нельзя ему отказывать, так как именно этот материал затронул смысловые механизмы учащегося, затронул, то, что ему поистине значимо, имеет ценность, отражено в его личностном опыте.
Обсуждение проектов приводит к тому, что смыслообразующие ситуации приобретают большую определённость, наполняются новыми смыслами, «обрастают» оценочными суждениями. Одновременно актуализируется субъектный опыт учащихся: учащиеся оценивают степень своей осведомлённости по данной тематики проектов, степень трудности, степень того, что им придётся ещё изучить, и что они уже имеют в своём опыте. Учащиеся могут не сразу определиться с выбором проекта, поэтому просят подумать, обсуждают проекты со сверстниками, советуются со взрослыми - подобным образом актуализируется ранее приобретённые знания, навыки коллективного принятия решения, присущие потребности, ценности, собственные возможности.
Следующим шагом является проблемизация проекта - анализ проблемного поля проекта, выделение ведущей «метапроблемы» и подпроблем, целеполага-ния и предварительного планирования направленной проектной деятельности. Особое значение здесь имеет эмоционально окрашенная «подача» проблематики проекта, стимулирующая заинтересованность исполнителей проекта. В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами. В любом случае проблема должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, для решения которой ему необходимо приложить ранее приобретённые знания, умения и навыки, отражённые в его
опыте, с новыми знаниями, которые еще предстоит приобрести. В такой ситуации происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего.
На этом этапе необходимо также определить будет выполняться проекты в индивидуальной или групповой форме. Нет единого мнения, какой из проектов
- индивидуальный или групповой - раскрывает больше субъектный опыт учащихся. Необходимо использовать их в зависимости от педагогической ситуации и личностных особенностей, предпочтений учащихся, главное, чтобы форма проекта согласовывалась с учащимися.
Второй этап - погружение в проект, заключающееся в анализе предстоящей деятельности, способов выполнения проекта, насыщения информированностью. «Погружение» в проект предполагает организацию активной деятельности по планированию этапов проектирования, выдвижению гипотез, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений, оценке своих возможностей [3; 254].
На основе выявленной проблемы, ученик ставит цель своего проекта. Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения, учитель может предложить другие способы, провоцируя их на размышление о наиболее эффективном, пригодном для данной ситуации способе достижения цели. Ученику надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при решении задач, соответствует его личностному опыту. Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, указывающих на промежуточные результаты и отвечающих на вопрос «что должно появиться», чтобы цель проекта была достигнута. Далее ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности. На основании полученного списка шагов учащийся планирует необходимые для их реализации информационные ресурсы. Во время поиска информации ученик учится находить, извлекать и отбирать необходимую информацию в условиях её изобилия, недостатка, противоречивости. Найденная информация учеником имеет иную ценность по сравнению с предметными знаниями: они становятся
личностным качеством ученика, средством для «внутренних образовательных изменений» (А. В. Хуторской), что будет способствовать обогащению, приращению субъектного опыта учащихся. Уловить «живой опыт» и создать условия для его высвобождения и развертывания, раскрытия того, что поистине есть движение, - вот в чем заключается новая роль учителя на данном этапе метапроектной деятельности (Колесина К. Ю.).
Далее учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль, реализовывают, осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.). На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.
Третий этап - оформление результатов проектной деятельности и презентация проекта. Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Это может быть: видеофильм, альбом, компьютерная газета, сайт, макет, словарь или атлас. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта и может проходить в различной форме. Так как в структуре субъектного опыта учащегося представлена и индивидуальная избирательность (предпочтение), то необходимо предоставить учащимся ситуации выбора - каким продуктом будет завершаться проект. Каждый учащийся будет видеть свой продукт в соответствии со своими предпочтениями, взглядами, и какую форму он будет принимать - только ему решать.
После проведения презентации учащимися проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте. Как отмечает Чечель З.И. [5; 13], на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый)
- это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация,
рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но если такое случается, то необходимо использовать «метод открытых перспектив» (предоставление каждому учащемуся времени на доработку работы и исправление оценки на более высокую). Также учителю и учащимся необходимо проанализировать логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности. Понимание собственных ошибок создаёт внутреннюю смысловую мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому личностно-значимому знанию, а самое главное, сохранит чувства первооткрытия, первоузнавания и переживания в процессе метапроектной деятельности учащихся.
Метод проектов имеет ряд преимуществ, но основное преимущество - это раскрытие субъектного опыта учащихся. Для каждого учащегося элемент раскрытия будет различен: для одного - это знания, умения и навыки, для другого
- его творческие предпочтения, возможность самореализации, для третьего -это необходимость быть признанным и востребованным в коллективе, обладать успехом и т. д.
Актуализации субъектного опыта учащихся в процессе метапроектной деятельности в целом будет способствовать:
1. Свобода выбора способов и видов деятельности для достижения поставленной цели в соответствии с личностными предпочтениями учащегося;
2. Возможность выстраивание индивидуальной образовательной траектории при создании проекта;
3. Возможность реализации индивидуального стиля своей учебной деятельности и выражения своей индивидуальности в ходе обучения;
4. Использование разнообразных форм выполнения проекта (индивидуальных, групповых);
5. Удовлетворение различным потребностям в исследовательской и творческой деятельности, потребностям в самовыражении, самоактуализации;
6. Простор для творческой инициативы учащихся, реализация их продуктивной и творческой работы;
7. Освобождение учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта учащихся, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса, то есть создание «субъект-субъектных» отношений.
В процессе проектной деятельности происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития ученика как личности.
Библиографический список
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.
2. Абакумова И.В., Рудакова И. А. Смыслодидактика в структурно-логических схемах. - Ростов н/Д, ЮФУ, 2009. - 178с.
3. Колесина К.Ю. Этапы актуализации ключевых компетентностей старшеклассников в процессе проектной деятельности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 250-254.
4. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / К.Ю. Колесина. Ростов н/Д, 2009. - 47 с.
5. Чечель И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998, № 4. - С. 15
Bibliography
1. Abakumova, I.V., Ermakov, P.N., Rudakova, I.A. Semantic Centrism in Pedagogics: New Understanding of Didactic Methods / I.V. Abakumova, P.N. Ermakov, I.A. Rudakova. -Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov University, 2006. - 256 p.
2. Abakumova, I.V., Rudakova, I.A. Conceptual Didactics in Structural-and-Logical Schemes / I.V. Abakumova, I.A. Rudakova. - Rostov-on-Don, SFU, 2009. - 178 p.
3. Chechel, I.D. Method of Projects: Subjective and Objective Estimation of Results // The Principal. - 1998. - № 4. - P. 15
4. Kolesina, K.Yu. Actualization Stages of Senior Pupils’ Key Competences in the Course of Designing Activity / K. Yu. Kolesina // Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University. - 2008. -№ 3. - P. 250-254.
5. Kolesina, K.Yu. Metadesign Training: Theory and Technologies of Realization in Educational Process: Synopsis of Thesis ... Doctor of Pedagogics: 13.00.01 [Text] / K.Yu. Kolesina. -Rostov-on-Don, 2009. - 47 p.