Научная статья на тему 'Проблемы оценки качества и стандартизации геосинтетических материалов в дорожном строительстве'

Проблемы оценки качества и стандартизации геосинтетических материалов в дорожном строительстве Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
659
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ROAD CONSTRUCTION / ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / GEOSYNTHETICS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Федосов Сергей Викторович, Поспелов Павел Иванович, Гойс Татьяна Олеговна, Грузинцева Наталья Александровна, Матрохин Алексей Юрьевич

Целью данного исследования являлось обоснование актуальности использования геосинтетических материалов в дорожном строительстве. В статье особое внимание уделено проблемам стандартизации отечественных геосинтетических материалов и их гармонизации со стандартами ИСО и ЕН, а также совершенствованию методологии количественной оценки качества ГСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Федосов Сергей Викторович, Поспелов Павел Иванович, Гойс Татьяна Олеговна, Грузинцева Наталья Александровна, Матрохин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of assessing the quality and standardization of geosyn-thetics in road construction

The aim of this paper is to substantiate relevance of using geosynthetics in road construction. Special attention is paid to standardization of domestic geosynthetics and their harmonization with respect to ISO and EN standards as well as to improving the methodology forthe quantitative assessment of quality geosynthetics.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки качества и стандартизации геосинтетических материалов в дорожном строительстве»

Проблемы оценки качества и стандартизации геосинтетических материалов

*

в дорожном строительстве

С.В.Федосов, П.И.Поспелов, Т.О.Гойс, Н.А.Грузинцева, А.Ю.Матрохин, Б.Н.Гусев

Целью данного исследования являлось обоснование актуальности использования геосинтетических материалов в дорожном строительстве. В статье особое внимание уделено проблемам стандартизации отечественных геосинтетических материалов и их гармонизации со стандартами ИСО и ЕН, а также совершенствованию методологии количественной оценки качества ГСМ.

Ключевые слова: дорожное строительство, геосинтетические материалы, стандартизация, оценка качества

The Problems of Assessing the Quality and Standardization

of Geosynthetics in Road Construction.

By S.V.Fedosov, P.I.Pospelov, T.O.Gojs, N.A.Gruzincseva,

A.Yu.Matrohin, B.N.Gusev

The aim of this paper is to substantiate relevance of using geosynthetics in road construction. Special attention is paid to standardization of domestic geosynthetics and their harmonization with respect to ISO and EN standards as well as to improving the methodology for the quantitative assessment of quality geosynthetics.

Key words: road construction, geosynthetics, standardization, quality assessment.

Геосинтетические материалы (ГСМ) - материалы из синтетических природных полимеров или неорганических веществ, применяемые в строительстве и контактирующие с грунтом или другими средами. Без ГСМ сегодня уже невозможно представить со-

временное строительство. Благодаря своим уникальным свойствам они нашли широкое применение практически во всех его областях [1]. Главными преимуществами геоматериалов являются: улучшение технологических процессов, сокращение сроков строительства, повышение долговечности возводимых объектов, возможность строительства в сложных геологических условиях, при которых применение традиционных методов работы либо экономически нецелесообразно, либо физически невозможно [2]. Область применения ГСМ с каждым годом расширяется. Использование их только в дорожной отрасли позволяет уменьшить расход традиционных строительных материалов и изделий из них (песка, щебня, гравия, бетона) и кратно увеличить срок службы дорожной одежды [3].

Российский рынок геосинтетиков и геотекстиля продолжает расти стремительными темпами. На долю дорожного строительства (рис. 1.) приходится основная часть объемов выпуска ГСМ, при этом они всё активнее внедряются в гражданское, ландшафтное, гидротехническое и промышленное строительство [4].

Строительство и ремонт автомобильных дорог в России являются приоритетными задачами государства, а ёмкость этого рынка обусловлена огромной территорией страны. Согласно

* Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания №11.1898.2014/К «Разработка научно-технических основ технологии нанострук-турной модификации полимерно-неорганических композиционных материалов для легкой про-мышленности и строительной индустрии» Минобрнауки России.

Рис. 1. Области применения ГСМ

Рис. 2. Строительство и ремонт автомобильных дорог с использованием ГСМ

комплексной программе развития транспортной системы России, к 2030 году запланировано отремонти ровать более 600 тыс. км федеральных, региональных и муниципальных дорог и построить 20 тыс. км современных автомобильных дорог, включая придорожную инфраструктуру, что практически невозможно без применения ГСМ [2] (рис. 2).

Так, по разным экспертным оценкам и источникам информации, ежегодный мировой рост ГСМ составляет 5%. А ежегодный прирост потребления ГСМ в России и странах Таможенного союза составляет около 10%, что вдвое выше общемировых показателей. При этом в мире производится более 400 типов, видов и структур ГСМ (рис. 3), удовлетворяющих всем потребностям различных отраслей экономики [2].

В силу современной внешней политической обстановки в российской экономике наблюдаются негативные тенденции снижения производства геосинтетических материалов. Сложившаяся ситуация уже отразилась на рынке ГСМ повышением стоимости

сырья и, как следствие, конечных продуктов на финансировании ряда дорожных, нефтегазовых и других проектов. При сохранении негативных внешних условий инерционный сценарий развития рынка ГСМ несёт значительные риски, поэтому необходимо в полной мере использовать научный потенциал соответствующих отраслей для повышения общей эффективности производства и использования геосинтетики. Другими словами, применение ГСМ в строительстве является одной из антикризисных мер, направленных на экономию бюджетных денежных средств, а также на поддержание состояния автомобильных дорог на высоком уровне в течение всего срока эксплуатации [5].

За последние годы в практике производства и применения геоматериалов произошли существенные изменения. Появились новые предприятия, оснащённые высокопроизводительным оборудованием, способным выпускать материалы шириной от 3,3 до 6,0 м (рис. 4). Расширились области применения и ассортимент, в том числе тканых и полимерных материалов. Улучшилось

а б

Рис. 3. Типы ГСМ, используемые в дорожном строительстве: а - геотекстильный материал; б - геосетка

Рис. 4. Технологическая линия по производству ГСМ

качество ГСМ, они стали конкурентоспособными не только на российском рынке, но и в странах Таможенного союза, зачастую не уступают западноевропейским аналогам. Появились новые способы и технологии производства ГСМ с использованием первичного и вторичного сырья: полипропилена (ПП), полиэфира (ПЭ), полиэтилена (ПЭ), полиамида (ПА) и др. [6].

Использование геотекстиля обусловлено наметившимися в последние десятилетия тенденциями, связанными с повышением темпов работ и капитальности сооружений в связи с возросшими нагрузками, стремлением увеличить долговечность конструкций, а также необходимостью прокладывания лесных дорог в сложных грунтовых условиях [6].

Наряду с позитивными тенденциями есть и нерешённые проблемы, которые пока сдерживают широкое распространение ГСМ в различных отраслях экономики. Среди них:

- недостаточная полнота и несовершенство нормативной и методической базы производства и применения ГСМ на национальном и отраслевом уровнях;

- отсутствие методик проектирования требуемого уровня качества с учётом конкретных запросов потребителей данного вида продукции;

- несовершенство системы технического контроля процессов производства ГСМ;

- недостаточная формализация номенклатуры показателей качества ГСМ;

- отсутствие условий для проведения комплексных натурных и лабораторных испытаний ГСМ в зависимости от исходного сырья полимера, в особенности по таким характеристикам, как устойчивость к УФ-излучению, ползучесть, грибоустойчивость, что необходимо для установления коэффициента соответствия между натурными и лабораторными испытаниями;

- отсутствие идентификационных кодов ГСМ в ОКП и ТН ВЭД;

- слабая техническая оснащённость лабораторно-испы-тательной базы для оценки показателей качества ГСМ из-за отсутствия современных методов и средств контроля с использованием информационных технологий;

- отсутствие общей методологии оценки качества ГСМ с учётом требований квалиметрии.

Рассмотрим направления решения обозначенных проблем более подробно. Основная проблема, с которой сталкиваются строительные организации на этапе закупки материалов, - это контрафактная, некачественная продукция, применение которой нивелирует все преимущества ГСМ и даёт повод для сомнений в их надежности и эффективности. Наличие или возможность

использования контрафакта - это важнейший фактор, влияющий на безопасность и обуславливающий повреждение трасс и вытекающие из этого последствия (потери человеческих жизней).

Для решения данной проблемы необходимо в первую очередь сделать акцент на требования, предъявляемые к качеству ГСМ. Процесс проектирования дорожных объектов должен начинаться с установления входных требований к качеству геосинтетического материала, заложенного в проекте, и применимых ограничений по сырьевому составу в зависимости от выполняемых функций [7]. В связи с этим необходимо выявить и систематизировать положения отечественных и зарубежных нормативных документов, определяющих номенклатуру показателей качества, и требования, предъявляемые к ГСМ.

Номенклатура контролируемых показателей и методы испытаний ГСМ различаются в зависимости от области применения: армирование, фильтрация, разделение и другие, поэтому их подразделяют на общие и специальные [8].

Общие показатели используются и определяются для всех типов, видов, структур ГСМ, независимо от выполняемых функций. К ним относятся: природа и состав сырья, поверхностная плотность (масса 1м2), толщина при определённом давлении, разрывные характеристики (прочность при растяжении и разрыве), а также относительное удлинение при растяжении, максимальной нагрузке и разрыве.

В зависимости от функционального назначения используются специальные показатели, а именно: прочность при продавливании, раздирании и расслаивании; устойчивость к конусному погружению; водоупорность; водопроницаемость; коэффициент фильтрации; устойчивость к УФ-облучению; морозостойкость при циклическом замораживании и оттаивании; гибкость при температуре минус 60 °С; коэффициент трения с грунтом; устойчивость к агрессивным средам; устойчивость к воздействию микроорганизмов и т.д.

Широкая область применения ГСМ, включающая в том числе строительство и ремонт железных и автомобильных дорог, прокладку трубопроводов, ландшафтное и гидротехническое строительство, обуславливает необходимость дальнейшей разработки номенклатуры показателей, методов испытаний и свойств с учетом функционального назначения. Так, ГСМ, используемые в качестве армирующих слоев, отличаются по номенклатуре показателей и свойствам от материалов, выполняющих дренирующие, фильтрующие и разделительные функции в строительстве и ремонте дорог, а также других сооружений [9].

На сегодняшний день при оценке качества ГСМ применяется подход [10], который представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Оценка качества ГСМ

Следует отметить, что существующий классический подход имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств можно отметить работоспособность данной методологии. Анализ полученных результатов открывает новые перспективы в области совершенствования качества промышленной продукции. Однако у данного подхода имеется ряд недостатков, а именно:

- существующая номенклатура показателей качества (ПК) по отдельным видам ГСМ сформирована на основании номенклатуры единичных показателей качества (ЕПК) родственных материалов;

- в формировании номенклатуры ЕПК не используются имеющиеся рекомендации РД-50-64-84 [11] по существующим группам показателей назначения, надежности, эксплуатационные, безопасности и экологичности;

- не осуществлена возможность дальнейшего ранжирования ЕПК по их важности и приоритетности;

- отсутствуют чёткие рекомендации по общей оценке качества ГСМ (например, в случае, если по одному ЕПК идет снижение относительно нормативного значения);

- не предусмотрена комплексная оценка качества ГСМ.

Таким образом, для решения вышеуказанных проблемы

оценки качества ГСМ возможно использовать методологию, представленную на рисунке 6.

Предлагаемая методология оценки качества ГСМ основана на:

- формировании концепции «чувствительной» комплексной оценки качества, дополняющей оценку по отдельным показателям;

- выделении определяющих ЕПК по наиболее важным группам: назначения, надежности, эксплуатационные и т.д.;

- установление уровней градации качества по шкале порядка.

Также важным направлением исследования ГСМ является разработка и внедрение в практику методов испытаний и соответствующих приборов [12; 13]. Однако эти работы ведутся разрозненно. На практике каждое ведомство (Росавтодор, Газпром, РЖД) разрабатывает и внедряет свои методы испытаний на одни и те же типы и структуры ГСМ. В то время как стандарты на методы испытаний ГСМ, регламентированные в стандартах ИСО и ЕН, распространяются на все виды материалов и изделий из них независимо от отраслевой принадлежности и функционального назначения [14].

Специалисты лаборатории ОАО «НИИ нетканых материалов» (Москва) в течение 2013-2014 годов принимали участие в разработке и утверждении стандартов на методы испытаний ГСМ, гармонизированные со стандартами ИСО и ЕН, а именно:

- ГОСТ ИСО 9862-2014. Материалы геосинтетические и связанные с ними изделия. Отбор объединённых проб и подготовка единичных проб для испытаний;

- ГОСТ ИСО 9863-1-2014. Материалы геосинтетические и связанные с ними изделия. Метод определения толщины при заданных значениях давления. Часть I. Материалы геосинтетические однослойные;

- ГОСТ ИСО 9864-2014. Материалы геосинтетические и связанные с ними изделия. Метод определения поверхностной прочности;

- ГОСТ Р ИСО 13433-2014. Материалы геосинтетические и связанные с ними изделия. Метод определения перфорации при динамической нагрузке (испытание падающим конусом);

- ГОСТ Р ИСО 10320-2014. Материалы геосинтетические и связанные с ними изделия. Идентификация на месте.

Следует отметить, что система нормативно-технической документации в области использования геосинтетических материалов в дорожном строительстве является одним из важных аспектов, регулирующих как конкуренцию на рынке, так и уровень качества продукции [15; 16].

На сегодняшний день в дорожном хозяйстве действуют следующие отраслевые дорожные методические документы (ОДМ):

- ОДМ «Методические рекомендации по применению технологии армирования асфальтобетонных покрытий рулонными базальтоволокнистыми материалами при строительстве и ремонте автомобильных дорог». (Распоряжение № ОС-333-р Росавтодор 11.09.2011);

- ОДМ 218.5.003-2010. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог;

- ОДМ 218.5.002-2008. Методические рекомендации по применению полимерных геосеток (георешеток) для усиления слоев дорожной одежды из зернистых материалов;

- ОДМ 218.5.001-2009. Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте автомобильных дорог»;

- ОДМ 218.005-2010. Классификация, термины и определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству;

- ОДМ 218.5.006-2010. Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли;

- ОДМ 218.032-2013. Методические рекомендации по усилению конструктивных элементов автомобильных дорог пространственными решетками (геосотами).

Часть из действующих ОДМ уже морально устарела в связи с внедрением современных технологий и методов в дорожном строительстве. В 2010 году на основе европейского опыта

Гру„В„Ь=ле^Ч У—„„е Определение^ Формировани^Х ПостроениеЛ^ ус1аиошюние\

по==Л\нриоР_и ХЧ и ранжирование ^ обобщенной оцеш=и\\ ™ ™ ^ уровней градации \

Рис. 6. Предлагаемая методология оценки качества ГСМ

были разработаны ОДМ 218.5.003-2010 и ОДМ 218.5.002-2008, которые положили начало систематизации требований и легли в основу следующих национальных стандартов для геосинтетических материалов:

- ГОСТ Р 55028-2012. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения (гармонизирован с ISO 10318:2005 [17]);

- ГОСТ Р 55029-2012. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования (гармонизирован с EN 15381:2008 [18]).

За последние годы появились новые разработки нормативных документов:

- ОДМ 218.2.046-2014. Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве.

- ОДМ 218.2.047-2014. Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве.

Следует отметить и стандарты, вводимые в действие с 01.06.2015:

- ГОСТ Р 55338-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания. Технические требования (гармонизирован с EN 13249-2005 [19]);

- ПНСТ 20-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дренирования. Общие технические условия. (Дренирование - сбор и перенос осадков, грунтовой воды и другой жидкости в плоскости материала).

Несмотря на положительную динамику стандартизации ГСМ, имеются серьёзные разночтения на уровне классификации и в понимании ключевых терминов. В частности, [20] определяет георешетку как «объёмный складывающийся ячеистый модуль, состоящий из полимерных полос, соединённых между собой, как правило, в шахматном порядке при помощи экструзии, прессования, сварки, литья под давлением или другими способами». Исходя из этого, георешетку нельзя отнести к геотекстильным материалам. В то же время, согласно ГОСТ Р 55028-2012, георешетка - плоский геосинтетический материал, имеющий сквозные ячейки правильной формы, размер которых превышает толщину рёбер, образованный путем экструзии, склеивания, термосклеивания или переплетения рёбер, противостоящий растяжению (внешним нагрузкам) и выполняющий роль усиления конструкции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциально георешетка может иметь родство с геотекстилем. Данные расхождения проявляются в неправомерном отнесении тех или иных материалов к конкретным классификационным группам, например, ГОСТ Р 55028-2012 относит нетканые георешетки (ГР-ГТ-НТ) к типу геотекстиля. Кроме того, в ГОСТ Р 55028-2012 отсутствует классификационный тип «геотекстилеподобных материалов», который предусмотрен в терминологическом стандарте [20].

Причиной несогласованности действующей классификации является попытка её разработчиков объединить в нескольких признаках объекты, принципиально отличающиеся по своей природе. Представляется, что такой подход противоречит известным правилам классификации, а дальнейшее развитие нормативных документов в области ГСМ требует структурного изменения сложившейся системы классификации.

Таким образом, разработка комплекса новых документов с учётом существующих и отменой устаревших, позволяет вывести отечественную нормативную базу по геосинтетическим материалам на новый, более качественный уровень

- национальный уровень в части технических требований и методов испытаний, гармонизированных с зарубежными документами [15].

В заключение следует отметить, что решение проблем, связанных с совершенствованием стандартизации основных характеристик и разработкой современной методологии оценки и проектирования качества ГСМ, позволит промышленным предприятиям выпускать более качественную и конкурентоспособную продукцию.

Литература

1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года / Утверждена Приказом Минпромторга РФ от 24.09.2009 № 853. - 158 с.

2. Мухамеджанов,Г.К. Развитие производства и потребления геосинтетических материалов в Евразийском экономическом союзе / Г.К. Мухамеджанов // Дороги. Инновации в строительстве. - 2015. - февраль. - С. 54-57.

3. Кокодеева, Н.Е. Расчёт срока службы дорожной одежды переходного типа, армированной геоячейками (на основе теории риска) / Н.Е. Кокодеева, О.Ю. Москалёв // Строительные материалы. - 2012. - №1. - С. 58-59.

4. Ломакин, С. Взгляды - разные, надежды - схожие / С. Ломакин // Дороги. Инновации в строительстве. - 2014. -февраль. - С. 9-16.

5. Фомина, Р. Отечественная геосинтетика: к импортозаме-щению готова! / Р. Фомина // Дороги. Инновации в строительстве. - 2015. - февраль. - С. 43-52.

6. Геосинтетические материалы марки «РГК» - значительный элемент дороги! // Дороги. Инновации в строительстве.

- 2015. - февраль. - С. 58-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Грузинцева, Н.А. Обеспечение требуемого уровня качества геотекстильных материалов для дорожного строительства / Н.А. Грузинцева, М.А. Лысова, Т.В. Москвитина, Б.Н. Гусев // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. -2015. - №2. - С. 19-22.

8. Гойс, Т.О. Совершенствование системы классификации геосинтетических материалов / Т.О. Гойс, А.Ю. Матрохин // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. -2014. - № 6. - С. 37-41.

9. Мухамеджанов, Г.К. О номенклатуре показателей, методах испытаний и свойствах геосинтетических материалов / Г.К.

Мухамеджанов // Дороги. Инновации в строительстве. - 2015.

- февраль. - С. 16-19.

10. Азгальдов, Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г.Г. Азгальдов. - М.: Экономика, 1982. - 256 с.

11. РД-50-64-84. Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции. - М.: Стандартинформ, 1985. - 8 с.

12. Мухамеджанов, Г.К. О номенклатуре показателей, методах испытаний и свойствах геосинтетических материалов / Г.К. Мухамеджанов // Дороги. Инновации в строительстве. - 2015.

- февраль. - С. 16-19.

13. Москалев, О.Ю. О влиянии слоя композита на основе геосотового материала на работу дорожной одежды / О.Ю. Москалев, Е.В. Малышев, Н.Е. Кокодеева // Дороги и мосты. -2014. - №32. - С. 55-69.

14. Шуваев, А.Н. Оценка влияния объемной георешетки на деформации бетонной плиты / А.Н. Шуваев, С.П. Санников, Д.В. Кубасов // Актуальные вопросы проектирования автомобильных дорог: сб. науч. тр. ОАО ГИПРОДОРНИИ. - М.: ГИПРОДОРНИИ, 2013. - №4. - С. 138-143.

15. Симчук, Е.Н. Нормативная база геосинтетических материалов: перспективы развития / Е.Н. Симчук // Дороги. Инновации в строительстве. - 2014. - февраль. - С. 18-19.

16. Левашов, Г.М. Оценка экономической эффективности применения геосеток для армирования асфальтобетонных покрытий / Г.М. Левашов, В.В. Сиротюк, О.А. Рычкова // Дороги и мосты. - 2012. - №2. - С. 11-26.

17. BS EN ISO 10318:2005 Geosynthetics. Terms and definitions, October 2005 (http://shop.bsigroup.com/ProductDetail/).

18. BS EN 15381:2008 Geotextiles and geotextilerelated products. Characteristics required for use in pavements and asphalt overlays, April 2009 (http://shop.bsigroup.com/ ProductDetail/).

19. DIN EN 13249:2005-04 Geotextilien und geotextilverwandte Produkte - Geforderte Eigenschaften für die Anwendung beim Bau von Straßen und sonstigen Verkehrsflächen; Deutsche Fassung EN 13249:2000 + A1:2005 (http://www.beuth.de/en/standard/ din-en-13249/77984896).

20. ГОСТ Р 53225-2008. Материалы геотекстильные. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2009. - 12 с.

Literatura

1. Strategiya razvitiya legkoj promyshlennosti Rossii na period do 2020 goda / Utverzhdena Prikazom Minpromtorga RF ot 24.09.2009 № 853. - 158 s.

2. MuhamedzhanovG.K. Razvitie proizvodstva i potrebleniya geosinteticheskih materialov v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze / G.K. Muhamedzhanov // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve.

- 2015. - fevral'. - S. 54- 57.

3. Kokodeeva N.E. Raschet sroka sluzhby dorozhnoj odezhdy perehodnogo tipa, armirovannoj geoyachejkami (na osnove teorii riska) / N.E. Kokodeeva, O.Yu. Moskalev // Stroitel'nye materialy.

- 2012. - №1. - S. 58-59.

4. LomakinS. Vzglyady - raznye, nadezhdy - shozhie / S. Lomakin // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. - 2014. - fevral'. - S. 9-16.

5. Fomina R. Otechestvennaya geosintetika: k importozameshheniyu gotova! / R. Fomina // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. - 2015. - fevral'. - S. 43-52.

6. Geosinteticheskie materialy marki «RGK» - znachitel'nyj element dorogi! // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. - 2015. -fevral'. - S. 58-59.

7. Gruzinceva N.A. Obespechenie trebuemogo urovnya kachestva geotekstil'nyh materialov dlya dorozhnogo stroitel'stva / N.A. Gruzintseva, M.A. Lysova, T.V. Moskvitina, B.N. Gusev // Izvestiya vuzov. Tehnologiya tekstil'noj promyshlennosti. - 2015. - №2. - S. 19-22.

8. Gois T.O. Sovershenstvovanie sistemy klassifikacii geosinteticheskih materialov / T.O. Gois, A.Yu. Matrohin // Izvestiya vuzov. Tehnologiya tekstil'noj promyshlennosti. - 2014.

- № 6. - S. 37-41.

9. MuhamedzhanovG.K. O nomenklature pokazatelej, metodah ispytanij i svojstvah geosinteticheskih materialov / G.K. Muhamedzhanov // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. - 2015. -fevral'. - S. 16-19.

10. Azgal'dov G.G. Teoriya i praktika ocenki kachestva tovarov (osnovy kvalimetrii) / G.G. Azgal'dov. - M.: Ekonomika, 1982. - 256 s.

11. RD-50-64-84. Metodicheskie ukazaniya po razrabotke gosudarstvennyh standartov, ustanavlivayushhih nomenklaturu pokazatelej kachestva grupp odnorodnoj produkcii. - M.: Standartinform, 1985. - 8 s.

12. Muhamedzhanov G.K. O nomenklature pokazatelej, metodah ispytanij i svoistvah geosinteticheskih materialov / G.K. Muhamedzhanov // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve. - 2015. -fevral'. - S. 16-19.

13. Moskalev O.Yu. O vliyanii sloya kompozita na osnove geosotovogo materiala na rabotu dorozhnoj odezhdy / O.Yu. Moskalev, E.V. Malyshev, N.E. Kokodeeva // Dorogi i mosty. -2014. - №32. - S. 55-69.

14. Shuvaev A.N. Ocenka vliyaniya ob"emnoj georeshetki na deformacii betonnoj plity / A.N. Shuvaev, S.P. Sannikov, D.V. Kubasov // Aktual'nye voprosy proektirovaniya avtomobil'nyh dorog: sb. nauch. tr. OAO GIPRODORNII. M.: GIPRODORNII, 2013. - №4. - S. 138-143.

15. Simchuk E.N. Normativnaya baza geosinteticheskih materialov: perspektivy razvitiya / E.N. Simchuk // Dorogi. Innovacii v stroitel'stve, 2014. - fevral'. - S. 18-19.

16. Levashov G.M. Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti primeneniya geosetok dlya armirovaniya asfal'tobetonnyh pokrytij / G.M. Levashov, V.V. Sirotyuk, O.A. Rychkova // Dorogi i mosty, 2012. - №2. - S. 11-26.

20. GOST R 53225-2008. Materialy geotekstil'nye. Terminy i opredeleniya. - M: Standartinform, 2009. - 12 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.