Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
УДК 343; 351.741 ББК 67; 60.82
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10473
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МВД РОССИИ
Алексей Петрович АНИСИМОВ, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат технических наук E-mail: [email protected]
Сергей Викторович ПАРШАКОВ, слушатель второго факультета Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Анализ российского законодательства и нормативных правовых актов МВД России позволяет сделать вывод, что оценка эффективности управленческой деятельности руководителей осуществляется по разным критериям и характеристикам в зависимости от уровня их подготовки. Авторы предлагают учитывать новые критерии, показатели и индикаторы при оценке управленческой деятельности, в том числе и руководителей.
Ключевые слова: управленческая деятельность, эффективность, руководитель, оценка, показатели, критерии.
Annotation. The analysis of Russian legislationand regulatory legal acts of the Ministry of internal affairs of Russia allows concluding that evaluating the effectiveness of management activities of executives is carried out according to different criteria and characteristics depending on the level of these managers. The authors propose to take into account new criteria and indicators for evaluating management activities, including executives.
Keywords: management activity, efficiency, manager, evaluation, indicators, criteria.
Проблемы и вопросы, связанные с разработкой научно-обоснованной системы оценки деятельности территориальных органов МВД (далее — ТО МВД России), привлекают внимание научных и практических работников на протяжении длительного периода времени. Многие известные и молодые ученые посвятили свои научные труды решению этих проблем1.
В последнее время актуальным становится вопрос об оценке эффективности управленческой деятельности руководителей (о показателях, критериях, алгоритмах и методике оценки этой деятельности).
Возрастание значения поиска ответов на эти вопросы в современных условиях обусловлено тем, что принятая технология оценки деятельности ТО МВД России, в том числе и управлен-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
ческой деятельности руководителя, не соответствует целям их реформирования и изменяющимся требованиям общества.
В настоящее время деятельность ОВД, с одной стороны, обусловлена существенными изменениями, происходящими во всех основных сферах общественной жизни, а с другой — предъявлением к сотрудникам полиции новых требований по обеспечению надежной защиты жизни, здоровья, прав, свобод и имущественных интересов граждан от преступных посягательств, по обеспечению общественной безопасности2.
Подлежат решению задачи по повышению доверия граждан к полиции и обеспечению соответствия деятельности ОВД реалиям настоящего времени, а также по повышению их способности адекватно реагировать на происходящие в обществе коллизии, связанные с обострением криминальной обстановки.
Современное состояние процедуры оценивания управленческой деятельности ТО МВД России не в полной мере соответствует предъявляемым ожиданиям. Более того, в современных ведомственных нормативных правовых актах вопросы оценивания управленческой деятельности руководителя в целом не нашли должного отражения. Данная проблема является весьма актуальной.
Сущность этой проблема состоит в том, что не сформировано единое понимание роли оценки деятельности руководителя в процессе управления ТО МВД России, ее места в системе функций управления; остаются спорными вопросы целевой направленной оценки, ее объекта, предмета, своеобразия на различных уровнях управления системы МВД России.
Понятно, что без надлежащей методологической основы формирование надежной системы оценки деятельности руководителя ТО МВД России является делом бесперспективным. Цель реформирования ОВД состоит не в том, чтобы улучшить показатели их деятельности в цифровом выражении ее результатов, а в приведении направленности, содержания и качества этой деятельности в соответствие с ее подлинным правоохранительным назначением3.
Такая цель предполагает решение серьезных задач развития, связанных с приведением ОВД и результатов их деятельности в состояние, отвечающее требованиям функционирования в демократическом правовом государстве. Поэтому система оценки управленческой деятельности руководителя, представляющая собой один из ключевых элементов в механизме управления
ОВД, должна ориентировать их функционирование на достижение этих целей, на соответствие правоохранительной деятельности ее подлинному назначению, определяемому объективным правовым содержанием и потребностями общества.
На сегодняшний день деятельность ТО МВД России оценивается на основании Инструкции4, в соответствии с которой оценка деятельности ТО МВД России складывается из двух видов оценок:
1. Вневедомственной оценки деятельности, включающей социологическую и иную информацию, отражающую мнение населения о деятельности ТО МВД России.
2. Ведомственной оценки деятельности, состоящей из экспертной оценки и оценки результатов деятельности ТО МВД России по статистическим показателям.
Подробный анализ данной Инструкции показал, что в ней отсутствуют показатели оценки эффективности управленческой деятельности руководителей ТО МВД России. Можно сделать вывод о том, что управленческая деятельность руководителя оценивается так же, как и деятельность вверенного ему подразделения. Возникает вопрос о возможности сравнения эффективности управленческой деятельности руководителя и эффективности работы всего подразделения в целом.
Вопросы ведомственной системы критериев оценки оперативно-служебной деятельности нашли свое отражение и в Инструкциях по организации контроля МВД России за деятельностью ТО МВД России и по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов внутренних дел Российской Федерации5. Данными инструкциями руководствуются инспекторские комиссии при проведении проверки. Однако изложенные в них подходы к оценке деятельности ОВД и ее методика также не отражают, насколько эффективно руководитель ТО МВД России осуществляет управленческую деятельность.
Там же отмечено, что целевые проверки подразделений, организаций МВД России и проверки ТО МВД России осуществляются с учетом требований комплексности, всесторонности, достоверности, объективности, компетентности, систематичности, на основе сочетания учета формализованных показателей и экспертной оценки их деятельности.
Отдельное внимание при инспектировании уделяется вопросам управленческой деятельно-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
сти, а именно, определению и оценке роли руководителей инспектируемого органа в управлении имеющимися силами и средствами, адекватности принимаемых ими мер оперативной обстановке, складывающейся на обслуживаемой территории и объектах; соответствия мер, принимаемых руководством инспектируемого органа, складывающейся оперативной обстановке; степени управленческого воздействия подразделений инспектируемого органа на подчиненные органы, подразделения и организации.
Можно сделать вывод, что перечисленные показатели по направлению управленческой деятельности объективно не раскрывают и не показывают, насколько тот или иной руководитель эффективно осуществляет управленческую деятельность вверенного ему подразделения.
Более детально вопросы изучения и оценки управленческой деятельности в ТО МВД России регламентирует Методика изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России (распоряжение МВД России от 03.03.2017 г. № 1/2501).
Данная Методика определяет порядок изучения и оценки организации, обеспечения и осуществления управленческой деятельности в ТО МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в ходе инспекторской и целевой проверки.
Изучению и оценке подлежат следующие направления:
■ анализ и прогноз состояния преступности;
■ выработка мер по укреплению правопорядка;
■ планирование деятельности, внесение предложений по совершенствованию борьбы с преступностью;
■ управление подчиненными органами и подразделениями;
■ управленческая деятельность руководства проверяемого органа.
В аспекте управленческой деятельности руководства при проведении проверок оцениваются следующие показатели:
■ распределение сил и средств (делегирование полномочий);
■ организация подготовки заседания коллегии, оперативных совещаний у руководителя проверяемого органа;
■ документационное обеспечение управления.
Индикаторами эффективности управленческой деятельности руководителя ТО МВД России являются:
■ наличие нормативного правового акта о делегировании полномочий заместителям руководителя проверяемого органа;
■ наличие регламента работы коллегии и оперативного совещания у руководителя проверяемого органа;
■ удельный вес документальных управленческих решений, принятых не уполномоченными на то лицами, в общем числе проверенных.
Вышеперечисленные показатели, индикаторы и критерии оценки также не позволяют объективно, всесторонне и полностью оценить эффективность управленческой деятельности руководителя ТО МВД России, поскольку они не отражают всего объема полномочий, которые ежедневно выполняет руководитель.
Возникает необходимость разработки дополнительных показателей, по которым можно оценить управленческую деятельность руководителя ТО МВД России, определить, эффективна или нет управленческая деятельность руководителя ТО МВД России.
Следует рассмотреть нормативные правовые акты, в которых закреплены полномочия руководителя ТО МВД России.
В Типовом положении о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации6 закреплены полномочия руководителя ТО МВД России на уровне субъекта Российской Федерации, среди которых есть такие, которые нашли отражение в показателях оценки эффективности управленческой деятельности руководителя, закрепленных в Методике, например, делегирование полномочий (распределение обязанностей между своими заместителями; делегирование в установленном порядке части предоставленных полномочий своим заместителям, руководителям (начальникам) структурных подразделений территориального органа, а также руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций).
На наш взгляд, есть и такие важные полномочия, напрямую отражающие эффективность управленческой деятельности, содержание которых никак не отразилось в Методике оценки управленческой деятельности руководителя. Одним из них является взаимодействие начальника ТО МВД России по вопросам обеспечения правопорядка в субъекте Российской Федерации с высшим должностным лицом (руководителем
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, руководителями иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Проблема оценки эффективности управленческой деятельности руководителя актуальна не только для правоохранительных органов, в частности для МВД России, но и для органов государственной и исполнительной власти в целом. Периодически издаются нормативные правовые акты, в которых закреплена система, показатели, индикаторы и критерии оценки высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Оценка управленческой деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации оценивается по 15 показателям7, первым из которых идет уровень доверия. Такое количество показателей, на наш взгляд, обусловлено попыткой всесторонне и объективно оценить управленческую деятельность руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проведя сравнительный анализ между показателями нормативных правовых актов8, можно сделать вывод о том, что, включив в перечень новые показатели эффективности управленческой деятельности руководителя, представится возможность объективно и всесторонне оценивать деятельность руководителя ТО МВД России на уровне субъекта Российской Федерации. В итоге это позволит анализировать, систематизировать и передавать положительный опыт руководителей ТО МВД России, опираясь на конкретные индикаторы и критерии оценки, отстающим ТО МВД России на уровне субъекта РФ.
Решение вышеуказанных проблем и устранение недостатков ведомственного законодательства в области оценки управленческой деятельности руководителя в значительной степени повлияют не только на оценку деятельности современной полиции, но и на повышение эффективности ее практической деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
1 См.: Балашов Г.Ф. Методика оперативной оценки деятельности горрайорганов внутренних дел. Для руководящих аппаратов МВД, УВД // Сб. науч. тр. Академии МВД СССР. 1996. № 1. 24—35;
Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: Государственно-правовые, социальные
и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998; Тюрин В.А. Оценка деятельности полиции государственными и негосударственными институтами зарубежных стран // Право и жизнь. 2006. № 103 (13). С. 47—55; Касьян В.Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Вопросы методологии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Андреев Н.А. Стратегический анализ отраслевого управления: Учеб. пособие / H.A. Андреев, В.Б. Коробов. М.: Академия управления МВД России, 2011; Золотарев А.Л. Использование общественного мнения в оценке эффективности правоохранительной деятельности территориальных органов внутренних дел на районном уровне // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 3. С. 70—73;
Шильников И.А. Актуальные проблемы оценки системы оценки деятельности органов внутренних дел МВД России // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 53—56.
2 См.: Конституция РФ (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»;
О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12. 2010 г. № 390-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»;
Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23.06.2016 г. № 182-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»;
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 345 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»; Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции: Приказ МВД России от 01.12.2016 г. № 777 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»;
Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 г. № 355 (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2017 г. № 47380; по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru
3 О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4 Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 31.12.2013 г. № 1040 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
5 Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 03.02.2012 г. № 77 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
6 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
7 Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193 (по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru
8 См.: Об утверждении Методики изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России: Распоряжение МВД России от 03.03.2017 г. № 1/2501...
Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Библиографический с писок
1. Конституция РФ (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 (по сост. на 01.07. 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23.06.2016 г. № 182-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193 (по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 345 (по сост. на 01.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
8. Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции: Приказ МВД России от 01.12.2016 г. № 777 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
9. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: Приказ МВД России от 05.06.2017 г. № 355 (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2017 г. № 47380; по сост. на 01.07.2019 г.) // URL: http:// www.pravo.gov.ru
10. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 31.12.2013 г. № 1040 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
11. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 03.02.2012 г. № 77 (по сост. на 01.07. 2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
12. Об утверждении Методики изучения и оценки управленческой деятельности в территориальном органе МВД России: Распоряжение МВД России от 03.03.2017 г. № 1/2501 (по сост. на 01.07.2019 г.) // Документ опубликован не был / Доступ из СПС СТРАС «Юрист»
13. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: Государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. 470 с.
14. Андреев H.A.. Стратегический анализ отраслевого управления: Учеб. пособие / Н.А. Андреев, В.Б. Коробов. М.: Академия управления МВД России, 2011. 191 с.
15. БалашовГ.Ф. Методика оперативной оценки деятельности горрайорганов внутренних дел. Для руководящих аппаратов МВД, УВД // Сб. науч. тр. Академии МВД СССР. 1996. № 1. 24-35.
16. Золотарев А.Л. Использование общественного мнения в оценке эффективности правоохранительной деятельности территориальных органов внутренних дел на районном уровне // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 3. С. 70-73.
17. Касьян В.Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Вопросы методологии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 195 с.
18. ТюринВ.А. Оценка деятельности полиции государственными и негосударственными ин-статутами зарубежных стран // Право и жизнь. 2006. № 103 (13). С. 47-55.
19. Шильников И.А. Актуальные проблемы оценки системы оценки деятельности органов внутренних дел МВД России // Рос. следователь. 2017. № 19. С. 53-56.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019