Научная статья на тему 'Проблемы оценки эффективности производства и продаж промышленной продукции'

Проблемы оценки эффективности производства и продаж промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПЕРЕМЕННЫЕ НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ / ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИРОСТА ОБОРОТНОГО КАПТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобко Игорь Максимович, Прилепский Борис Васильевич

Представлен методический подход к уточнению показателя эффективности производства и продаж продукции на основе расчета рентабельности прироста продукции по приведенному значению маржинального дохода. Маржинальный доход по продукции уточняется переменными накладными расходами, затратами по финансированию прироста оборотного капитала и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approach to improvement of effectiveness of production and sales indicator is presented in the paper. This indicator is based on estimation of profitability of increase in production compared with net marginal revenue. Marginal revenue from production is specified by overhead expenses, expenses for finance of working capital increase and investments.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки эффективности производства и продаж промышленной продукции»

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГПУ.2-2..2222..ЭК2НОМИЧе£КИе«НаУКИ

УДК 658

И.М. Бобкр, Б.В. Прилепский

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Важным направлением совершенствования системы управления предприятием является разработка механизмов технико-экономического и финансового обеспечения принятия решений при реализации стратегических решений. Одно из таких направлений - планирование производства на основе оценки эффективности выпуска продукции.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие использует производственные факторы, денежное выражение которых соответствует издержкам производства. Именно должное представление и учет затрат на производство позволяют наиболее обоснованно оценить затраты на выпуск той или иной продукции. Затраты на единицу продукции могут быть определены только приближенно. Это обстоятельство приводит к неопределенности в расчетах себестоимости продукции, прибыли от продажи конкретного изделия. Такая ситуация возникает из-за того, что только часть издержек прямо относится на производство изделия - это прямые переменные издержки. Другую часть, так называемые условно-постоянные издержки, не всегда удается обоснованно распределить между изделиями. Например, затраты, связанные с работой оборудования механических цехов машиностроительного предприятия, разносят при определении себестоимости единицы продукции пропорционально затратам основной заработной платы (или по другой базе). Третья часть затрат - постоянные накладные расходы (например, административные расходы), распределяются уже указанным приемом, т. е. также приближенно.

Следовательно, прибыль на единицу продукции, которая фиксируется на основе расчетов ее себестоимости, не всегда точно отражает рентабельность продаж, рентабельность продукции. При изменении структуры выпуска

продукции себестоимость ее будет другой даже при одном и том же объеме производства в целом. Как видим, оценка приоритетности продукции на основе ее рентабельности может привести к необоснованному принятию решений. Именно поэтому зарубежная экономическая теория и практика построена на анализе эффективности производства, где основой является маржинальный доход [1-3 и др.]. Подобный подход освоен и на российских предприятиях.

Оценка эффективности выпуска продукции может определяться по величине маржинального дохода, рассчитываемого как разность цены единицы (или всего выпуска) продукции и прямых переменных затрат на ее производство и реализацию. Если маржинальный доход (величина покрытия) больше, чем постоянные накладные расходы, предприятие получает прибыль. Следовательно, когда маржинальный доход сравняется с величиной постоянных затрат (в точке безубыточности), дальнейший рост производства и продаж продукции будет сопровождаться более быстрым ростом прибыли, чем изменение объемов продаж (это действие так называемого операционного рычага). После точки безубыточности прибыль возрастает на величину маржи, приходящуюся на единицу продукции. Именно это становится показателем эффективности продукции.

Однако оценка продукции по маржинальному доходу также не является достаточно обоснованной. Во-первых, как уже отмечено, не всегда удается достаточно точно выделить из условно-постоянных переменные расходы. Если использовать только прямые затраты для расчетов, то это завышает величину маржинального дохода. Во-вторых, производственный процесс обеспечивается не только затратами материальных и трудовых ресурсов. Необходимым условием производства является наличие основных

средств, определяющих производственные возможности (мощность) предприятия, и оборотных активов (запасов материалов, незавершенного производства, дебиторской задолженности, денежных средств). При этом уровень использования основных средств и оборотных активов для разной продукции различен. Следовательно, эффективность выпуска продукции определяется не только затратами на производство, но и финансовыми расходами (на пополнение оборотных активов), и инвестиционными затратами на нововведения по повышению качества продукции и др.

Рассмотрим указанную проблему на практическом примере (см. табл. 1 и 2). Имеем технико-экономические и финансовые показатели по продукции одного из предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Поставлена задача - определить эффективность роста продаж продукции данной корпорации и показатели для оценки этой эффективности.

В табл. 1 по девяти наименованиям (номерам) продукции представлена следующая информация. Перед планируемым периодом фиксируются фактические данные за последний отчетный квартал. В первой колонке - оптовые цены на единицу продукции (руб.), во второй -себестоимость, в третьей - операционная прибыль. Далее представлена информация о прямых затратах на единицу продукцию (колонка 4),

в том числе затратах основной заработной платы (колонка 5). За рассматриваемый отчетный период по фирмам, представляющим здесь продукцию, фиксируются коэффициенты переменных накладных расходов на рубль основной заработной платы (колонка 6). Такие коэффициенты определяются для каждой фирмы отдельно. Уже отмечалось, что очень важно выделить среди накладных расходов ту ее часть, которая зависит от объемов производства. Это можно сделать следующим образом [3; 4].

Основной объем переменных накладных расходов относится к затратам, связанным с работой оборудования (т. е. с частью цеховых накладных расходов). Выделяются фактические смешанные накладные расходы (все накладные расходы по рассматриваемой фирме минус постоянные расходы) за последний год по месяцам, но в ценах текущего периода (чтобы устранить влияние инфляции на затраты), и по каждому из предприятий отдельно. Объемы затрат основной заработной платы также фиксируются по месяцам по нормативам текущего периода. Такие данные позволяют представить линейную регрессионную модель зависимости переменных накладных расходов от затрат основной заработной платы. Базой расчетов основная заработная плата выбрана не случайно. Более обоснованно такой базой расчетов следует считать трудоемкость производства продукции.

Таблица 1

Технико-экономические и финансовые показатели продукции

Номер продукции Показатели

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 13 417 12 900 517 9662 449 5,3 0,066 0,45

2 18 667 17 973 693 12 294 641 5,3 0,066 0,45

3 58 333 54 215 4118 41 474 1436 5,3 0,066 0,45

4 183 171 12 133 4,4 4,2 0,115 0,15 4,14

5 75 67,3 7,7 52 1,1 4,2 0,115 0,15 1,13

6 62,5 60,2 2,3 46 1,3 6,8 0,157 0,052 5,8

7 71 69,1 1,9 53.4 1,4 6,8 0,157 0,052 4,55

8 78 816 62 800 16 016 29 000 10 800 1,4 0,391 0,12

9 45 749 33 200 12 549 18 100 5900 1,4 0,391 0,12

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.2-2..2222..ЭК2НОМИЧе£КИе«НаУКИ

Таблица 2

Технико-экономические и финансовые показатели продукции

Номер продукции Показатели

10 11 12 13 14 15 16 17 18

1 0,04 0,038 3755 0,39 2380 885 12130 1287 0,106

2 0,038 0,037 6373 0,52 3397 1232 15814 2853 0,18

3 0,076 0,07 16856 0,41 7611 3850 49470 8863 0,179

4 0,07 0,065 50 0,38 18,5 21 154 29 0,19

5 0,114 0,103 23 0,44 5 8,6 58 17 0,29

6 0,038 0,037 16,5 0,35 8,8 6,7 56 6,5 0,12

7 0,027 0,027 17,6 0,33 9,5 7,6 64,1 6,9 0,11

8 0,255 0,203 49816 1,72 15120 7173 46256 32561 0,704

9 0,378 0,274 27649 1,53 8260 4163 27600 18149 0,657

Трудоемкость отражает и затраты производства продукции в станко-часах. Трудоемкость, умноженная на расценки, соответствует расходам основной заработной платы. Эти данные есть в калькуляции себестоимости, что упрощает расчеты. Так как речь идет о приближенных расчетах, такая замена вполне допустима. Линейная регрессионная модель может быть представлена так: Н = а + 6 где Н - смешанные накладные расходы, из них а - постоянная часть расходов, Ь - переменные накладные расходы, приходящиеся на рубль основной заработной платы (или на единицу трудоемкости).

Именно значения Ь (колонка 6) позволят уточнить маржинальный доход по всем наименованиям продукции.

Следующие три показателя требуют проведения специального финансово-экономического анализа. Необходимо с использованием данных бухгалтерского баланса на конец рассматриваемого отчетного периода и дополнительной информации рассчитать оценку стоимости оборотных активов (запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность), приходящейся на рубль произведенной за отчетный период (квартал) товарной продукции каждого вида (колонка 7). Необходимо рассчитать отношение кредиторской задолженности к себестоимости товарной, произведенной за рассматриваемый период. Та-

кой показатель фиксируется в колонке 8. Далее следует дать оценку (в руб.) инвестиционных затрат, которые планируются для совершенствования производственного процесса указанных видов продукции (колонка 9), на единицу продукции.

Указанная информация позволит достаточно объективно дать системную оценку продукции с точки зрения выгодности ее производства и продаж. Расчеты представим в табл. 2, которую будем рассматривать как продолжение табл. 1, поэтому нумерацию колонок табл. 2 начнем с 10.

Для однозначного понимания расчетных показателей, представленных в табл. 2, введем необходимые обозначения. Пусть индекс I = 1, 2, ..., 18 будет соответствовать номеру рассматриваемых показателей, представленных в обеих таблицах. Тогда (оптовая цена изделия, индекс которого мы фиксировать не будем) и т. д. до - это уже известные показатели.

Обозначим через 410 = (4 - 42) / 42 показатель рентабельности продукции (отношение прибыли к себестоимости), который для указанной продукции представлен в колонке 10. Рентабельность продукции является одним из самых распространенных показателей эффективности производства продукции. Как видим, по данному показателю наиболее выгодными (выделены

шрифтом) являются изделия 9, 8, 5 (в порядке убывания эффективности). Показатель рентабельности продаж d11 определяется так: d11 = d3 / d1, ¿3 = d1 - d2 . Это также наиболее используемый показатель. Количественно он отличается от d10 . Однако уже отмеченная продукция сохраняет приоритет. Оба рассмотренные показателя имеют один и тот же недостаток: в основе их расчета лежит показатель себестоимости продукции. Как отмечалось, при расчете себестоимости накладные расходы на продукцию разнесены пропорционально расходам основной заработной платы d5 на изделия. Однако это только один из возможных вариантов расчета себестоимости.

Рассчитаем показатели маржинального дохода продукции: d12 = d1 - d4 . Положительный маржинальный доход говорит о том, наращивание производства и продаж для такой продукции выгодно. Однако выбор приоритетов затруднен. Изделия разные и нужен относительный показатель типа рентабельности продукции, который мог бы оценить эффективность производства. Разделим маржинальный доход на прямые затраты. Получим показатель рентабельности прироста продукции по маржинальному доходу: d13 = d12 / d4 . Данный показатель - прироста получаем в силу того, что маржинальный доход увеличивает прибыль только после точки безубыточности, когда накладные расходы уже покрыты доходом, а дальнейший рост продаж приводит к увеличению операционной прибыли на величину маржи. Рентабельность прироста продукции показана в колонке 13. Как видим, приоритеты продукции изменились. На первое место вышло изделие 8, рентабельность прироста - 172 %.

Однако, как уже отмечалось, такой показатель не учитывает переменные накладные расходы, финансовые расходы на увеличение оборотного капитала и инвестиции, необходимые для достижения определенного уровня качества продукции.

Переменные накладные расходы на одно изделие определим умножением параметра Ь (колонка 6) на величину основной заработной платы (результаты - в колонке 14): d14 = d6 d5. Следовательно, прямые затраты d4, приходящиеся на единицу продукции, можно увеличить на пе-

ременные накладные расходы, на единицу продукции.

Прирост оборотного капитала при увеличении объемов продаж относительно существующего уровня, приходящийся на единицу продукции, может быть рассчитан следующим образом. В колонке 7 табл. 1 дана фактическая стоимость оборотных активов на рубль товарной продукции, приведенной к годовому уровню. Такой параметр может быть задан и относительно себестоимости, так как только уровень дебиторской задолженности в балансе фиксируется на основе цен предприятия, остальное -запасы, незавершенное производство определяются относительно себестоимости. Поэтому более правильно - уточнение расчетов прогнозного уровня оборотных активов по их видам. В столбце 8 табл. 1 даны коэффициенты кредиторской задолженности на рубль себестоимости товарной продукции (приведенной к годовому уровню). Тогда приближенно прирост оборотного капитала по видам продукции при увеличении ее выпуска на единицу определяется так: d15 = d1 d7 - d2 d8. Как видим, часть прироста оборотных активов финансируется за счет роста кредиторской задолженности (коммерческого кредита). Отсюда можно рассчитать приведенные затраты по изделиям: d16 = d4 + d14 + е^15 + d9), е - норма прибыли (0,1) без учета инфляции (колонка 16). Тогда приведенный маржинальный доход составит следующую величину (колонка 17): d17 = d1 - d16.

По аналогии с показателем d13 рассчитаем рентабельность прироста продукции на основе приведенного маржинального дохода: d18 = d17 / d16. Параметры такого показателя представлены в колонке 18. Как видим, рентабельность продукции существенно изменилась. При этом вновь частично поменялись приоритеты (по сравнению с d13).

В целом, как показали практические расчеты, рассмотренный методический подход по уточнению показателя эффективности производства и продаж продукции на основе расчета рентабельности прироста продукции по приведенному значению маржинального дохода позволяет существенно уточнить технико-экономический и финансовый анализ ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комаров, В.Ф. Бюджетное управление предприятием [Текст] / В.Ф. Комаров, А.П. Дугельный. -М.: Дело, 2003. - 432 с.

2. Друри, К. Управленческий и производственный учет [Текст] / К. Друри. - М.: Юнити-Дана, 2003. -1071 с.

3. Титов, В.В. Оптимизация управления промыш-

ленной корпорацией: вопросы методологии и моделирования [Текст] / В.В. Титов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 256 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст] / под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2002. - 656 с.

УДК 336

А.С. Волынский, А.П. Градов

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Нематериальные активы, как и любые другие виды активов, не могут образовываться сами по себе, их создание и развитие является результатом наличия огромного числа факторов и их эффективной работы. Без качественного образования не может сформироваться человеческий капитал, способный впоследствии создать любой из видов нематериальных активов. Без эффективной информационной инфраструктуры невозможна надежная и своевременная передача данных, а без разработанных юридических аспектов нельзя себе представить работоспособную систему авторских прав и патентов.

Ответственность за создание подобного рода инфраструктуры становится, прежде всего, функцией государства, так как именно на государственном уровне меняется законодательство и решаются проблемы здравоохранения, обучения, развития и внедрения глобальных программ.

Однако не только государство является создателем инфраструктуры для развития нематериальных активов. Участие в их создании также принимают сами компании, вкладывая свои средства в обучение сотрудников как на территории компании, так и в высших учебных заведениях, и в реализацию проектов, связанных с созданием нематериальных активов, что формирует организационный капитал компаний.

Для анализа данной проблемы можно составить схему влияния инфраструктуры на нематериальные активы и наоборот. Схема зависит от того, какой метод используется и что в нем понимается под нематериальными активами. На рис. 1 изображена схема инфраструктуры, влияющей на нематериальные активы, если их рассматривать с точки зрения системы сбалансированных показателей (ССП). Если применять методы, используемые бухгалтерами, то изменятся как сами составляющие нематериальных активов, так и инфраструктура, влияющая на них. Так, человеческий, информационный и организационный капитал в бухгалтерской отчетности уступает место патентам, товарным знакам, изобретениям, программам и т. д., а инфраструктура меняется на государственные законы, нормы бухгалтерского учета, государственные и негосударственные программы поддержки исследований и изобретений и т. д. Однако так как ни одно изобретение, полезная модель или программа не могут быть созданы без участия человеческого капитала, то вся инфраструктура, относящаяся к его развитию, будет присутствовать вне зависимости от выбранного метода оценки нематериальных активов, и потому она требует отдельного рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.