Научная статья на тему 'Проблемы оценивания в обучении английскому языку студентов инженерных специальностей'

Проблемы оценивания в обучении английскому языку студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ОБЪЕКТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНИВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игонина Галина Викторовна

В статье акцентируется внимание на необходимости выработки четких критериев оценивания контрольных заданий для более эффективного обучения студентов инженерных специальностей английскому языку. Приводятся данные анкетирования студентов и анализ ответов на вопросы об оценивании их академической деятельности. Автор рассматривает применение формального и неформального аутентичного видов оценивания, анализирует эффективность применения балльно-рейтинговой системы в преподавании английского языка. Данные опроса студентов свидетельствуют, что грамотное применение профессионально разработанных критериев оценивания, способствуют не только повышению мотивации обучаемых, но также служат преподавателю своеобразным контрольно-измерительным инструментом, позволяющим варьировать методы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игонина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценивания в обучении английскому языку студентов инженерных специальностей»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372

Игонина Галина Викторовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков технических факультетов, Новосибирский государственный технический университет, gala_igonina@mail.ru, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на необходимости выработки четких критериев оценивания контрольных заданий для более эффективного обучения студентов инженерных специальностей английскому языку. Приводятся данные анкетирования студентов и анализ ответов на вопросы об оценивании их академической деятельности. Автор рассматривает применение формального и неформального - аутентичного видов оценивания, анализирует эффективность применения балльно-рейтинговой системы в преподавании английского языка. Данные опроса студентов свидетельствуют, что грамотное применение профессионально разработанных критериев оценивания, способствуют не только повышению мотивации обучаемых, но также служат преподавателю своеобразным контрольно-измерительным инструментом, позволяющим варьировать методы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

Ключевые слова: традиционное оценивание, аутентичное оценивание, объективное оценивание, самооценивание, индивидуальные образовательные стратегии, балльно-рейтинговая система, критическое мышление.

Как утверждают известные западные методисты, «хорошее оценивание является отражением хорошего преподавания» (good assessment mirrors good teaching - they go hand in hand) [4]. И с этим утверждением трудно не согласиться, точно так же, как и с другим, представляющим оценивание как своеобразную страну с присущей ей культурой и языком. Культура оценивания имеет давние традиции в англоязычных странах, опираясь на формальный и неформальный подходы. Во всемирно известной и широко цитируемой работе Дугласа Брауна приводится наиболее полная сравнительная классификация традиционного и альтернативного (аутентичного) видов оценивания [3]. Из электронных ресурсов по аутентичному оцениванию следует упомянуть сайт с материалами Джонатана Мюллера, содержащий образцы аутентичных заданий [7].

Формальный подход основан, прежде всего, на лексико-грамматическом тестировании и грамматико-переводном методе преподавания иностранного языка. При таком раскладе акцент делается на том, что обучаемый знает о предмете теоретически. Может ли в установленное время выполнить тестовые задания, носящие, как правило, дискретный характер. Среди плюсов лекси-ко-грамматического тестирования следует отметить, прежде всего, стандартизирован-

ный подход, когда все тестовые задания создаются в определенном заранее известном формате, сопровождаются соответствующими заданию инструкциями, что ставит всех участников тестирования в равные условия. Тестовые задания технологичны, наличие «ключей» (ответов к заданиям) позволяет членам экзаменационных комиссий довольно быстро осуществлять проверку заданий, разработанных в тестовой форме, и определять рейтинг испытуемых. В российской методике, говоря о тестовых заданиях, прежде всего, следует упомянуть работы В. С. Аванесова [1]. Другой известный исследователь в области тестирования - Тим Макнамара делает акцент на необходимости комбинирования формального и неформального подходов при разработке современных тестов, что делает возможным проверить как репродуктивные, так и продуктивные навыки тестируемых [5].

Неформальный подход строится с учетом личных достижений обучаемых, выработкой индивидуальных стратегий обучения и акцентом на умении практически применить полученные знания. Такой подход является более затратным по времени, более трудоемким для преподавателя, особенно если в группе 16-18 или более студентов. Неформальные формы оценивания, получившие название аутентичного оценивания,

тем не менее, приобретают все большую популярность. Что связано, по-видимому, с ростом потребности в творчески мыслящих личностях, умеющих не только практически применять полученные языковые навыки, но и обладающих культурой диалога и самоанализа. Автором данной статьи ранее уже анализировался подход, известный в методике преподавания иностранных языков как аутентичное оценивание [2].

Попытка соединить лучший опыт двух методических подходов, по-видимому, способствовала введению балльно-рейтинговой системы в вузах. Однако следует отметить, что эффективное применение оценивания в формате балльно-рейтинговой системы требует методической и психологической грамотности от преподавателей и администраторов, вовлеченных в организацию образовательно-воспитательного процесса. Что означает умение выработать четкие критерии оценивания для контрольных заданий, которые планируется использовать в семестре, обсудить их с коллегами и со студентами. Критерии оценивания должны быть понятными и восприниматься как логически выстроенные и справедливые, только в этом случае они работают, помогают повысить у студентов мотивацию к обучению, достичь более высоких результатов.

Во время анкетирования, проведенного в марте - апреле 2015 г. среди студентов 1-3-х курсов технических факультетов, 105 респондентам были заданы вопросы об оценивании их работы на занятиях по английскому языку. Образец анкеты приведен ниже.

Уважаемые студенты, просим вас ответить на вопросы об оценивании вашей учебной деятельности на занятиях по английскому языку. После каждого вопроса даны четыре варианта ответов. Выберите только один, обведите нужную букву кружочком.

Вы также можете написать комментарии, по желанию.

Анкета анонимная.

1. Справедливо ли преподаватель оценивает вашу работу на занятиях по английскому языку?

a) Да

b) В основном да

c) Не всегда

d) Нет

2. Что, по-вашему, нужно изменить, чтобы отметки (баллы) ставились более справедливо?

a) Строже спрашивать со студентов

b) Строже спрашивать с преподавателей

c) Более четко формулировать критерии оценивания

d) Ничего невозможно изменить

Ваш комментарий (по желанию):

3. Помогает ли вам в учебе балльно-рей-тинговая система?

a) Да

b) Скорее, раздражает

c) Отношусь к баллам равнодушно

d) Бесполезная затея, кто хочет учиться, тот и без выставления баллов учится, а кто не хочет учиться, того ничем не заставишь

Ваш комментарий (по желанию):

4. Как вы считаете, нужно ли наряду с оценкой преподавателя получать оценку от одногруппников, а также выставлять оценку себе самому согласно одним и тем же критериям?

a) Да, всегда

b) Иногда это может быть полезным

c) Это слишком большая ответственность, придется слушать все ответы всех студентов в группе

d) Мне английский в будущем не пригодится, поэтому мне безразлично мнение окружающих.

Ваш комментарий (по желанию):

Спасибо за ответы!

Кафедра ИЯ ТФ

Результат обработки данных, полученных в ходе анкетирования, показал, что 82 студента из 105 опрошенных полностью согласны с оценками, полученными от преподавателей. Из общего числа респондентов 23 человека не всегда согласны с оценками, выставляемыми преподавателями.

На вопрос «Помогает ли вам в учебе балльно-рейтинговая система?» 35 человек заявили о своем равнодушном отношении к набранным баллам и полученным оценкам; 25 респондентов определили существующую систему оценивания как «бесполезную затею», 16 студентов выбрали ответ: «Балльно-рейтинговая система скорее раз-

профессиональное образование

дражает, чем помогает». Лишь 29 студентов из 105 опрошенных полностью поддерживают введение балльно-рейтинговой системы.

Между тем на вопрос «Что нужно изменить в оценивании, чтобы баллы (отметки) ставились более справедливо?» 48 респондентов ответили: «Более четко формулировать критерии оценивания». При этом 46 студентов пеесимистенно заявили, что ничего невозможно изменить; 8 человек считают, что нужно строже спрашивать со студентов, а 3 человека настаивают на более строгом спросе с преподавателей.

Интересно проанализировать ответы студентов на вопрос о целесообразности время от времени давать им возможность оценивать самих себя, а также товарищей по группе. Мнения разделились. И все же 56 человек из 105 идею поддерживают. Причем 3 респондента настаивают на постоянной коллегиальной оценке; 45 студентов к идее относятся скептически, высказывая в комментариях самые разные опасение, от отсутствия необходимой компетентности

у студентов до возможности негативного влияния недружественных отношений в группе между студентами на результаты оценивания.

Из 105 респондентов 4 человека заявиве, что английский язык им в будущем не пригодится, слвдовательно, оценивание данного вида академической деятельности им безразлично.

Полученные данные можно представить в виде диаграмм (рис. 1-4).

.Нет 0%

Не всегда 2%

В основном , дт 21%

Дт 72%

Рис;. 1. Распреееление оттетов на вопрос: «Справедливо ли преподвватель оценивает вашу раблеу на занятиях по английскому языку?»

Строже спртшевтть со студентов 7.6%

Нечего невозможно

изменить

43.8%

Строже _ спртшевтть с

преподтвттелеи 2.9%

Более чётко

формулеровтть критерии оценив^еи 45.7%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Что нужно изменить, чтобы отметки (баллы) ставились более справедливо?»

Бесполезная затея 23.8%

Отношусь к

баллам равнодушно 33.3%

Да 27.6%

Скорее, раздражает 15.3%

Рис:. 3. Распределение ответов навопрос: «Помогает ли вам в учебе балльно-рейтинговая система?»

Мне

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Нужно ли наряду с оценкой преподавателяполучать оценку от одногруппников, а также выставлять оценку себе самому по одним и тем же критериям?»

Полученные результаты свидетельствуют о том, что балльно-рейтинговая система еще недостаточно эффективно используется для оценивания деятельности студентов на занятиях по английскому языку. Лишь 29 респондентов из 105 опрошенных дтверди-тельно ответили, что получение баллов за выполненные задания им помогает в изучении предмета.

Ответы студентов на вопрос о целесообразности наряду с оцениванием преподавателя периодически практиковать самооценивание и оценивание учебной деятельности друг друга, на наш взгляд, свидетельствуют о потребности в настоящем аутентичном оценивании. Такое оценивание способствует проведению анализа и разработке более эффективных индивидуальных стратегий обучения каждого конкретного студента, а также полезно для создания более информативных инструкций по выполнению заданий, являющихся своеобразными «контрольными точками» в процессе обучения [6].

Полученные данные также свидетельствуют о росте критического мышления среди студентов с его основополагающим стремлением к объективности, рациональному подходу, проверенным данным, и, в конечном итоге, к четким критериям и профессиональному непредвзятому оцениванию [8].

Вышеприведенные данные позволяют утверждать, что проблемы и конфликты при оценивании деятельности студентов на занятиях по английскому языку могут быть минимизированы при условии разработки

единых подходов к оцениванию среди преподавателей одного и того же структурного подразделения в вузе, постоянного сотрудничества преподавателей и студентов. Представляется полезным также применение постоянной практики самоунализа и самооценки всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Библиографический список

1. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов. - М.: Центр тестирования, 2005. - 156 с.

2. Игонина Г. В. Формирование коммуникативной компетенции у студентов инженерных специальностей при обучении английскому языку // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 7. - С. 131-135.

3. Brown H. D. Language assessment: principles and classroom practices. White Plains. - New York: Longman, 2004. - 336 p.

4. Coombe Ch., Folse K., Hubley N. A. Practical Guide to Assessing English Language Learners. -USA: The University of Michigan Press, 2010. - 202 p.

5. Macnamara T. Language testing. - USA: Oxford University Press, 2000. - 156 p.

6. O'Malley J. M., Pierce L. V. Authentic Assessment for English Language Learners: Practical approaches for teachers. - MA. Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1996. - 268 p.

7. Mueller J. Authentic tasks [Электронный ресурс]. - URL: http://jonathan.mueller.faculty.noctrl. edu/toolbox/ (дата обращения: 09.06.2015).

8. Petress Ken. Critical thinking: an extended definition [Электронный ресурс]. - URL: http:// isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic265890. files/Critical_Thinking_File/06_CT_Extended_ Definition.pdf (дата обращения: 19.04.2015).

_профессиональное образование_

Igonina Galina Viktorovna

Cand. Sci. (Philosophy), Assist. Prof. of the International Languages Department of Engineering Faculties, Novosibirsk State Technical University, gala_igonina@mail.ru, Novosibirsk

THE PROBLEMS OF ASSESSMENT WHILE TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALITIES

Abstract. The article emphasizes the necessity of development precise criteria for the control tasks assessment to provide a more efficient English language teaching to the students of engineering specialities. The survey data present students' opinion about the assessment objectivity in their academic activity. The author of the article analyses the efficiency of grade - rationing system application and the ways of its further development.

Keywords: traditional assessment, authentic assessment, objective assessment, peer assessment, self assessment, individual educational strategies, grade - rationing system, critical thinking.

Поступила в редакцию 07.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.