Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ «ОТКРЫТОГО» ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМЫ «ОТКРЫТОГО» ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое общество / открытый социальный порядок / демократизация / цифровая безопасность / эффект «эхокамеры» / digital society / open social order / democratization / digital security / «echochamber » effect

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.А. Максимов

В статье предпринимается попытка анализа проблем современного цифрового общества в контексте социально-философских концепций «открытого общества» (А. Бергсон, К. Поппер). Автор рассматривает особенности процесса цифровизации в социальной сфере и указывает ключевые признаки цифрового общества как «открытого» социального порядка. Также в статье исследуются факторы, препятствующие дальнейшей демократизации цифрового социального порядка, формулируется вывод о необходимости развития навыков критического мышления в рамках современной цифровой среды для поддержания ее открытого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF AN “OPEN” DIGITAL SOCIETY: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article attempts to analyze the problems of modern digital society in the context of the socio-philosophical concepts of an “open society” (A. Bergson, K. Popper). The author examines the features of the digitalization process in the social sphere and indicates the key features of the digital society as an “open” social order. The article also examines the factors that impede the further democratization of the digital social order, formulating a conclusion about the need to develop critical thinking skills within the modern digital environment to maintain its open nature.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ «ОТКРЫТОГО» ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

ПРОБЛЕМЫ «ОТКРЫТОГО» ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

М.А. Максимов, канд. филос. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-58-61

Аннотация. В статье предпринимается попытка анализа проблем современного цифрового общества в контексте социально-философских концепций «открытого общества» (А. Бергсон, К. Поппер). Автор рассматривает особенности процесса цифровиза-ции в социальной сфере и указывает ключевые признаки цифрового общества как «открытого» социального порядка. Также в статье исследуются факторы, препятствующие дальнейшей демократизации цифрового социального порядка, формулируется вывод о необходимости развития навыков критического мышления в рамках современной цифровой среды для поддержания ее открытого характера.

Ключевые слова: цифровое общество, открытый социальный порядок, демократизация, цифровая безопасность, эффект «эхокамеры».

Цифровое общество - это социальная среда, где коммуникационный процесс осуществляется с использованием цифровых технологий и сетей. Это общество ассоциируется с открытостью благодаря свободному доступу к информации, обмену идеями и развитию цифровых форм взаимодействия между индивидами. Актуальность изучения цифрового общества заключается в его влиянии на динамику социальных отношений и формирование новой информационной культуры.

Открытый характер цифрового общества становится ключевым аспектом в контексте растущей важности прозрачности публичной сферы, защиты данных, свободы слова. Исследование этой проблемы позволяет понять, как цифровые технологии влияют на доступ к информации, свободу выражения мнений, конфиденциальность данных и дальнейшее формирование гражданского общества. Анализ концептуальных построений Анри Бергсона и Карл Поппера помогает осознать важность социальной «открытости» для развития демократии, интеллектуальной свободы и эффективных социальных реформ.

В своей работе «Два источника морали и религии» французский философ А. Бергсон рассматривал отличия типов социального порядка следующим образом:

«Закрытое общество - это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным [чужим] людям, всегда готовы к нападению или обороне - словом, обязаны находиться в боевой готовности. Таково человеческое сообщество, когда оно выходит из рук природы. Человек создан для него, как муравей для муравейника... «Открытое общество - это то, которое в принципе охватывает всё человечество. О нем вновь и вновь мечтают избранные души, и оно каждый раз реализует нечто от самого себя в творениях, каждое из которых через более или менее глубокое преобразование человека позволяет преодолевать трудности, до того непреодолимые» [1, с. 288289]. Если же мы обратимся к социально-философской концепции К. Поппера, то столкнемся с несколько иной интерпретацией данных типов. «Закрытое общество» для К. Поппера является социумом, обладающим разветвленной системой запретов (различные табу), где основные решения за индивидов принимает государство; социальный порядок, где попраны основные права и свободы личности и господствует некий «безличный коллективный разум» [5, с. 91]. В противовес этому «открытое общество» рассматривается как некая конструкция социального порядка, построенного на принципах «критического

рационализма»: «индивиды суть критически мыслящие личности, они открыты для контакта друг с другом и внешним миром, они своей деятельностью активно развивают общественные институты, каждый из них сам господствует над собой и не допускает влияния чуждой воли» [3, с. 56].

В любом случае, социально-философские модели открытого общества, предложенные Бергсоном и Поппером, выделяются своим акцентом на прозрачности, свободе и демократии. Бергсон подчеркивал важность свободы и индивидуальности в обществе, а также необходимость открытости для развития культуры и духовности. Он утверждал, что закрытые общества подавляют индивидуальность и тормозят эволюцию. Карл Поппер в своей работе также отмечает важность критического мышления, открытости к новым идеям и способности обсуждать и критиковать установленные нормы. Поппер считал, что только в открытом обществе можно добиться прогресса и защитить права человека.

Открытое общество, по мнению Бергсона и Поппера, характеризуется не только свободой и индивидуальностью, но и способностью к саморазвитию и изменениям. В таком обществе ценятся разнообразие мнений, свободный обмен идеями, а также уважение к правам и мнениям каждого человека. Открытость и прозрачность институтов, возможность критического анализа сложившихся социально-политических структур способствуют развитию демократии и защите прав личности [4].

Важным аспектом открытого общества является также его способность к адаптации к изменяющимся условиям и вызовам времени. Гибкость, открытость к новым идеям и способность к саморефлексии позволяют открытому социальному порядку быть устойчивым и способным к постоянному развитию. Цифровое общество может быть охарактеризовано как «открытое», так как обеспечивает доступ к информации для широкой аудитории, способствуя свободному обмену знаниями и идеями. Цифровые технологии создают дополнительные возможности для комму-

никации, обучения, творчества и участия в общественной жизни.

Итак, можно выделить следующие признаки открытости цифрового социального порядка:

1. Создание новых и динамичных социальных связей: современные технологии облегчают коммуникацию и взаимодействие между людьми, способствуя формированию онлайн-сообществ и сетей поддержки.

2. Расширение доступа к информации: современный социальный порядок предоставляет возможность получить доступ к разнообразным источникам информации, что способствует образованию и саморазвитию.

3. Увеличение степени участия в общественной жизни: цифровые платформы позволяют гражданам высказывать свои мнения, участвовать в дискуссиях и принимать участие в принятии общественных решений.

4. Совершенствование системы социальной инклюзии: цифровые технологии помогают сократить информационный разрыв, обеспечивая равный доступ к ресурсам и возможностям для всех членов общества.

В итоге можно согласиться с тем фактом, что в цифровом обществе как «открытом социальном порядке» формируются новые практики взаимодействия, способствуя дальнейшей демократизации гражданской сферы деятельности.

Однако, в цифровом обществе возникают проблемы, которые ставят под сомнение его «открытый характер». Например, эффект «эхо-камеры» - индивид уделяет внимание только привычным информационным источникам, соответствующим его убеждениям, что может привести к сужению кругозора и снижению уровня критического мышления [6]. Другие проблемные факторы включают нарушение приватности и конфиденциальности данных, цифровое неравенство в доступе к информации, распространение фейковых новостей и манипуляцию массовым сознанием. Перечисленные факторы могут ограничить свободу выражения мнений,

создать барьеры для развития личности и привести к дезинформации.

На наш взгляд, следует обратить внимание на ряд проблем, препятствующих увеличению степени открытости цифрового общества:

1. Цифровая безопасность: угрозы ки-бербезопасности, такие как хакерские атаки, кибершпионаж и кибертерроризм, могут создавать недоверие и опасения среди пользователей, что препятствует эффективному развитию цифрового общества.

2. Цифровая анонимность: возможность оставаться анонимным в сети способствует росту различных онлайн-угроз, кибер-буллингу и распространению незаконного контента, что подрывает доверие и безопасность в цифровом пространстве. Безусловно, анонимные аккаунты в социальных сетях могут использоваться для распространения дезинформации или провокаций, что создает обстановку недоверия и напряженности в сети.

3. Цифровая цензура: ограничения доступа со стороны правительств или корпораций к определенным ресурсам могут препятствовать коммуникации, что ущемляет права пользователей. Например, бло-

или сервисам может ограничить эффективный информационный обмен, что подрывает демократические принципы в современном социуме.

Можно предположить, что цифровое общество имеет потенциал для расширения интеллектуальной свободы и обмена знаниями, но также несет риски ограничения гражданских прав. В данных обстоятельствах остается важным развитие навыков критического мышления и объективная оценка разнообразной информации в цифровом пространстве.

Как отмечают различные зарубежные и отечественные исследователи, цифровые технологии способствуют развитию социальных связей, доступу к образованию и большему участию в общественной жизни [3, 7]. Они уменьшают цифровые различия, способствуя социальной интеграции. Открытость цифрового общества влияет на современную социологическую парадигму, используя актуальные методы исследования множественных социальных взаимодействий. При этом следует ограничивать воздействие указанных выше проблемных факторов, которые могут создать барьеры для развития личности в современном информационном социуме.

кировка доступа к определенным сайтам

Библиографический список

1. Бергсон А. Два источника морали и религии. - М., 1994. - С. 288-289.

2. Восканян Э. С. Открытое общество: между проектом и идеалом (политико-философский анализ) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2014. - Т. 14, Вып. 3. - С. 55-60.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

4. Петросян В. К. Компаративистский анализ концепций «открытого общества» А. Бергсона и К. Поппера // Социологический журнал. - 2009. - № 3. - С. 118-131.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1. Чары Платона. - М., 1992. -С. 91.

6. Русаков А.Ю. Эхо-камеры в современной массовой культуре // Вестник СПбГИК. -2019. - № 2 (39). - С. 11-15.

7. Торотоева А.М. Цифровизация общества: проблемы реализации и новые возможности. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - 2021. - № 1. - С. 118-132.

PROBLEMS OF AN "OPEN" DIGITAL SOCIETY: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

M.A. Maksimov, Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article attempts to analyze the problems of modern digital society in the context of the socio-philosophical concepts of an "open society " (A. Bergson, K. Popper). The author examines the features of the digitalization process in the social sphere and indicates the key features of the digital society as an "open" social order. The article also examines the factors that impede the further democratization of the digital social order, formulating a conclusion about the need to develop critical thinking skills within the modern digital environment to maintain its open nature.

Keywords: digital society, open social order, democratization, digital security, «echo-chamber» effect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.