Научная статья на тему 'Проблемы осуществления контроля за качеством регионального образования в условиях инновационного развития'

Проблемы осуществления контроля за качеством регионального образования в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич, Дорощук Светлана Владимировна

В условиях инновационных изменений пересматривается содержание контроля качества образования. Кафедра педагогики, психологии и социальной работы совместно с департаментом по надзору и контролю в сфере образования осуществляла изучение функции контроля в региональной образовательной системе Омской области. В результате исследования были выявлены проблемы контроля за качеством среднего общего образования на региональном уровне, определены стратегические ориентиры развития системы контроля, выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие более эффективно осуществлять контроль за качеством образования на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления контроля за качеством регионального образования в условиях инновационного развития»

УДК 37.02

С.Н. Рягин

Омская гуманитарная академия, Омский государственный технический университет

С.В. Дорощук Омская гуманитарная академия

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

В условиях инновационных изменений пересматривается содержание контроля качества образования. Кафедра педагогики, психологии и социальной работы совместно с департаментом по надзору и контролю в сфере образования осуществляла изучение функции контроля в региональной образовательной системе Омской области. В результате исследования были выявлены проблемы контроля за качеством среднего общего образования на региональном уровне, определены стратегические ориентиры развития системы контроля, выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие более эффективно осуществлять контроль за качеством образования на региональном уровне.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, контроль за качеством образования на региональном уровне.

В региональных системах РФ формируется инновационное качество образования на основе введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, эффективных механизмов управления качеством образования, совершенствования процедур лицензирования и государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, усиления контроля качества образования в негосударственных образовательных учреждениях, создания внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях. Вышесказанное обуславливает изменение представлений о региональном контроле за качеством образования. В предлагаемой статье рассмотрим проблемы, связанные с реализацией контроля в региональной образовательной системе (на примере Омской области).

В соответствии с законодательством на территории субъекта РФ контроль проводит орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования. Главная цель контроля - обеспечить на нормативно-правовой основе наиболее эффективное, результативное, целесообразное функционирование системы образования субъекта РФ в интересах каждого отдельного его жителя и населения в целом.

Анализ нормативных документов и литературы (В.П. Беляев, В.А. Болотов, В.М. Ша-фиров) [1; 3; 4] показал, что контроль проводится в ходе сбора, анализа, поверки и оценки информации на подконтрольном объекте. Контролирующий орган всегда ограничен определенным предметом, т.е. теми сферами жизнедеятельности, в которых он обладает компетенцией осуществлять контроль и надзор. Анализ действующего законодательства позволяет установить четыре самостоятельных предмета контроля уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования:

• качество образования;

• соблюдение и исполнение законодательства РФ в области образования;

• исполнение предписаний;

• соблюдение и исполнение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий в тех случаях, когда лицензия получена им в уполномоченном органе субъекта РФ (лицензионный контроль).

Важно отметить, что в Федеральном законе «Об образованиив РФ» [5] функция государственного контроля качества образования рассматривается как самостоятельное направление деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах.

Указом Губернатора Омской области от 10.12.2008 г. № 126 «О внесении изменений в отдельные Указы Губернатора Омской области» [4] в Положение о Министерстве образования Омской области внесены изменения, в соответствии с которыми на Министерство образования Омской области возложена реализация переданных полномочий. В Министерстве образования Омской области создано структурное подразделение, осуществляющее реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области образования - департамент по надзору и контролю в сфере образования.

Для получения научных результатов проводилась совместная работа кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии и департамента по надзору и контролю в сфере образования по изучению функции контроля в региональной образовательной системе Омской области в течение трех лет.

В 2011 г. было проведено 504 контрольно-надзорных мероприятия, в том числе проверено 153 юридических лиц по вопросам контроля качества образования, кроме того проведено 57 контрольных мероприятий с привлечением экспертов, в том числе по государственному контролю качества образования - 45.

В 2012 г. было проведено 705 проверок, в том числе проверено 227 юридических лиц по вопросам контроля качества образования; проведено 225 контрольных мероприятий с привлечением экспертов.

За первое полугодие 2013 г. было проведено 140 проверок, в том числе проверено 115 юридических лиц по вопросам контроля качества образования.

Проверки контроля качества среднего общего образования проводились по вопросам:

• соблюдения установленного порядка при организации и проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

• соответствия направленности реализуемых образовательных программ типу и виду образовательного учреждения;

• соблюдения требований действующего законодательства по реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

• эффективности деятельности администрации образовательного учреждения по контролю за реализацией федеральных государственных образовательных стандартов.

По результатам проведенного исследования были выявлены проблемы, возникающие как в деятельности отдела государственного контроля качества образования, так и образовательных учреждений.

Контроль качества образования охватывает важнейшие аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения: организацию и результаты образовательного процесса, состояние материально-технической базы и информационного обеспечения. Вместе с тем, до сих пор важнейшим из количественно измеряемых показателей качества образования является уровень предметной обученности обучающихся, диагностируемый в процессе педагогических измерений (тестирования). Контроль уровня предметной обученности дает возможность

выявить состояние и векторы движения качества обученности, эффективность преподавания учебных дисциплин, а также корректировать программы развития конкретных образовательных учреждений, муниципальных и региональных систем образования в целом. Имеются проблемы в разработке инструментария для оценки универсальных учебных действий, компетенций учащихся.

На территории Омской области большое количество разнообразных (по типам и видам) образовательных учреждений, которые являются подконтрольными объектами. В связи с переданными полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении специалистам отдела требуются специальные юридические знания, чтобы при составлении протокола соблюсти все юридические тонкости и особенности. В отделе работают специалисты в основном с высшим педагогическим образованием, поэтому составление протокола об административном правонарушении для них представляет определенную трудность из-за недостатка юридических знаний. Таким образом, необходима особая подготовка специалистов, включающая не только педагогические компетенции, но и юридические, экономические и т.д.

Согласно статье 19.30 Кодекса об административных правонарушенияхза нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, в том числе реализация не в полном объеме образовательных программ, предусматривается административная ответственность в форме административного штрафа. Однако на сегодняшний день отсутствуют общепринятые критерии, позволяющие определять полноту реализации образовательных программ. Что рассматривать в качестве критерия: реализацию не в полном объеме образовательных программ за учебный год или за ступень образования, в какой степени учитывать объективные и субъективные причины в случае реализации не в полном объеме образовательных программ? Однако возможна и такая ситуация: в образовательном учреждении образовательные программы реализованы не в полном объеме, но при этом обучающиеся в период промежуточной аттестации продемонстрировали уровень обу-ченности, соответствующий государственным требованиям. Как быть в этой ситуации? Поэтому на сегодняшний день при определении полноты реализации образовательных программ сложно избежать субъективизма со стороны проверяющего, возрастает уровень ответственности проверяющего за принятие решения.

В результате проведенного исследования нами определены стратегические ориентиры развития функции контроля за качеством образования на региональном уровне:

• создание системы диагностики и контроля состояния образования в регионе, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в регионе и своевременное выявление его изменений;

• получение объективной информации о состоянии качества образования;

• повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в регионе;

• обеспечение объективности при проведении процедур аттестации учреждений и педагогов;

• разработка требований и рекомендаций по осуществлению контроля за реализацией образовательных программ.

На основе анализа результатов проведенного исследования выявленыорганизационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективной реализации функции контроля за качеством регионального образования:

• выявление факторов, влияющих на качество образования;

• доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

• минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

• объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

• оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

• открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

• оценки качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

• оценки состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения;

• реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

• соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;

• содействия повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

• сопоставимости системы показателей с муниципальными и федеральными аналогами;

• формирования системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования.

Анализ литературы и изучение практики регионального управления показали, что существуют три основных подхода к совершенствованию системы контроля за качеством регионального образования.

Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы определяется теоретико-методологическими исследованиями.

Второй, практический, подход предполагает, что его представители идут по эмпирическому пути создания средств контроля за качеством образования, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.

Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Именно такой комплексный подход к данной проблеме, на наш взгляд, наиболее приемлем. Этот подход предусматривает совместную работу руководителей регионального, муниципального и институционального уровней, научного сообщества региона, работников системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Библиографический список

1. Беляев, В.П. Контроль и надзор в российском государстве / В.П. Беляев. - М. : Проспект, 2005. - 272 с.

2. Контроль и надзор в области образования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации: на опыте Красноярского края / под ред. В.М. Шафирова. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 529 с.

3. Организационно-управленческие модели надзорно-контрольной деятельности в сфере образования : сб. аналитич. и методич. материалов / под ред. В.А. Болотова. - М. : Образовательная инициатива, 2007. - 86 с.

4. О внесении изменений в отдельные Указы Губернатора Омской области : указ Губернатора Омской области от 10.12.2008 г. № 126 [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

S.N. Ryagin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Omsk Academy of the Humanities, Omsk State Technical University

S.V. Doroshchuk, post-graduate student Omsk Academy of the Humanities

PROBLEMS OF MONITORING THE QUALITY OF REGIONAL EDUCATION IN THE TERMS

OF INNOVATION DEVELOPMENT

The content of education quality control is revised in terms of innovative changes. Department of pedagogical, psychology and social work together with the Department of Supervision and Control of Education studied the control functions in the regional educational system of Omsk region. The study identified some issues / problems of control

over the quality of secondary education at the regional level, defined strategic guidelines for the development of control system, identified organizational and pedagogical conditions that allows to monitor the quality of education at the regional level more effectively.

Keywords: quality of education, education quality management, control over the quality of education at the regional level.

References

1. Beljaev V.P. Kontrol' i nadzor v rossijskom gosudarstve [Control and supervision in the Russian state]. Moscow, Prospekt Publ., 2005, 272 p.

2. Kontrol' i nadzor v oblasti obrazovanij aorganom ispolnitel'noj vlasti sub#ekta Rossijskoj Federacii: na opyte Krasnojarskogo kraja [Control and supervision in the field of education, enforcement authority of the subject of the Russian Federation: on the experience of the Krasnoyarsk region]. Ed. by Shafirov V.M. Krasnoyarsk, IPK SFU Publ., 2009, 529 p.

3. Organizatsionno-upravlencheskie modeli nadzorno-kontrol'noy deyatel'nosti v sfere obrazovaniya [Organizational and managerial model of supervisory and monitoring activities in the field of education], a collection of analytical and methodical materials, ed.by V.A. Bolotov, Moscow, Obrazovatel'naya initsiativa Publ., 2007, 86 p.

4. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye Ukazy Gubernatora Omskoy oblasti: ukaz Gubernatora Omskoy oblasti ot 10.12.2008 g. № 126 (On amending certain Decrees of the Governor of Omsk region: decree of the Governor of the Omsk region on 10.12.2008, № 126), Available at:SPS «KonsuTtantPlyus».

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 oktyabrya 2012 g. № 273-FZ (Education in the Russian Federation: the Federal law of 29 October 2012 № 273-FZ), Available at: SPS «Konsul'tantPlyus».

© Рягин С.Н., Доращук С.В., 2013

Авторы статьи:

Сергей Николаевич Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, Омский технический университет;

Светлана Владимировна Дорощук, старший преподаватель, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

С.А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; Е.П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.