Научная статья на тему 'Проблемы организации службы транспорта в боях у озера Хасан 29 июля – 11 августа 1938 года'

Проблемы организации службы транспорта в боях у озера Хасан 29 июля – 11 августа 1938 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОИ У ОЗЕРА ХАСАН / ОТДЕЛЬНАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АРМИЯ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ / СЛУЖБА ТРАНСПОРТА / КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ / FIGHTING NEAR LAKE KHASAN / WORKERS' AND PEASANTS' RED ARMY / MATERIAL SUPPORT / TRANSPORT SERVICE / RED BANNER FAR EASTERN FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Земдиханов Вячеслав Алексеевич

Рассматривается служба материально-технического обеспечения Рабоче-крестьянской Красной армии в период боев у озера Хасан 29 июля – 11 августа 1938 года. В частности, представлена хронология действий транспортной службы и проблемы в организации подвоза огнеприпасов, продовольствия, инженерных материалов и других необходимых для ведения боевых действий материалов. Проблема материального обеспечения войск пристально рассматривается в ключе Советско-финской войны и Великой Отечественной войны. При этом малое внимание уделяется предшествующим конфликтам: конфликту на КВЖД, боям у озера Хасан и конфликту на реке Халхин-Гол, хотя они оказали значительное влияние на структуру службы материального обеспечения. Уже в 1939 г. был принят окончательный Полевой устав Рабоче-крестьянской Красной армии, в котором прописывались основные функции служб боевого и материального обеспечения. Цель статьи – изучение действий службы транспорта с различных точек зрения: от организации подвоза огнеприпасов до организации дорог к месту боев. До начала боев единственная дорога доходила до п. Ново-Киевское (с 1936 г. – п. Краскино), но и она размывалась ливнями, которые идут в регионе в это время года. От п. Ново-Киевское до озера Хасан сухопутной дороги не существовало, она была построена уже после окончания боев. Организация материального обеспечения в районе озера Хасан показала стойкость и готовность советских людей противостоять иностранной агрессии во всех отношениях, но при этом она выявила существенные недостатки, которые в том или ином виде просуществовали вплоть до середины Великой Отечественной войны, это показывает, что, несмотря на видимость ошибок, никто не принимал должных мер по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN ORGANIZATION OF THE TRANSPORT SERVICE DURING THE BATTLE OF THE LAKE KHASAN 1938, 29 JULY – 11 AUGUST

The article considers the material and technical support service of the Workers’ and Peasants’ Red Army during the fighting near Lake Khasan from July 29 to August 11, 1938, in particular, the chronology of the transport service activities and the problems in organizing the delivery of ammunition, food, engineering materials and other materials necessary for combat operations. The problem of material support of troops is closely examined in the key of the Soviet-Finnish war and the Great Patriotic War. At the same time, little attention is paid to previous conflicts: the conflict on the Chinese Eastern railway, fighting at Lake Khasan and the conflict on the Khalkhin-Gol river, although they had a significant impact on the structure of the material support service. In 1939 the final Field Charter of the Workers’ and Peasants’ Red Army was adopted, in which the main functions of combat and material support services were registered. The purpose of this article is to study the actions of the transport service from various points of view: from the organization of the delivery of ammunition to the organization of roads to the site of the fights. Before the start of the fighting, the only road reached Novo-Kievskoe village (since 1936, Kraskino), but it was also washed away by downpours going in the region at this time of the year. There was no land road from Novo-Kievskoye to Lake Khasan; it was built after the end of the fighting. The organization of material support in the area of Lake Khasan showed the resilience and readiness of Soviet people to resist foreign aggression, but at the same time it revealed significant shortcomings that existed in one form or another until the middle of the Great Patriotic War, which shows that despite the appearance of errors, nobody took proper measures to eliminate them.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации службы транспорта в боях у озера Хасан 29 июля – 11 августа 1938 года»

УДК 623:658.7 УДК 355:94 УДК 94(470) 00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-59-65

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ТРАНСПОРТА В БОЯХ У ОЗЕРА ХАСАН 29 ИЮЛЯ - 11 АВГУСТА 1938 ГОДА

В. А. Земдиханов

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Рассматривается служба материально-технического обеспечения Рабоче-крестьянской Красной армии в период боев у озера Хасан 29 июля - 11 августа 1938 года. В частности, представлена хронология действий транспортной службы и проблемы в организации подвоза огнеприпасов, продовольствия, инженерных материалов и других необходимых для ведения боевых действий материалов.

Проблема материального обеспечения войск пристально рассматривается в ключе Советско-финской войны и Великой Отечественной войны. При этом малое внимание уделяется предшествующим конфликтам: конфликту на КВЖД, боям у озера Хасан и конфликту на реке Халхин-Гол, хотя они оказали значительное влияние на структуру службы материального обеспечения. Уже в 1939 г. был принят окончательный Полевой устав Рабоче-крестьянской Красной армии, в котором прописывались основные функции служб боевого и материального обеспечения.

Цель статьи - изучение действий службы транспорта с различных точек зрения: от организации подвоза огнеприпасов до организации дорог к месту боев. До начала боев единственная дорога доходила до п. НовоКиевское (с 1936 г. - п. Краскино), но и она размывалась ливнями, которые идут в регионе в это время года. От п. Ново-Киевское до озера Хасан сухопутной дороги не существовало, она была построена уже после окончания боев.

Организация материального обеспечения в районе озера Хасан показала стойкость и готовность советских людей противостоять иностранной агрессии во всех отношениях, но при этом она выявила существенные недостатки, которые в том или ином виде просуществовали вплоть до середины Великой Отечественной войны, это показывает, что, несмотря на видимость ошибок, никто не принимал должных мер по их устранению.

Ключевые слова: бои у озера Хасан, Отдельная краснознаменная дальневосточная армия, материальное обеспечение, Рабоче-крестьянская Красная армия, служба транспорта, краснознаменный Дальневосточный фронт.

В 2018 г. Приморский край отпразднует знаменательную для всей страны дату - 80-летие со дня окончания Хасанского вооруженного конфликта 29 июля - 11 августа 1938 г., или, как сейчас его называют многие исследователи, - Хасанского сражения.

До сих пор существует большое количество точек зрения на все стороны данного конфликта: на причины его начала, на ход боевых действий, на действия советской дипломатии и на последствия конфликта. В данном исследовании особое внимание уделяется именно последствиям данного вооруженного конфликта в рамках боевого обеспечения Рабоче-крестьянской Красной армии, так как ход сражения повлиял не только на перестановки в руководстве Отдельной краснознаменной дальневосточной армии (с 1 июля 1938 г. - краснознаменный Дальневосточный (КДВ) фронт), но также и на все вооруженные силы Советского Союза в целом.

Объектом исследования данной работы является комплексное рассмотрение службы транспорта Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) во время боевых действий.

Современное развитие Российской армии невозможно без изучения опыта (положительного и

отрицательного), накопленного за всю историю существования регулярных вооруженных сил России.

Актуальность статьи заключается в слабой изученности некоторых аспектов данного конфликта и их влияния на состояние армии. Уроки, не вынесенные по итогам Хасанских боев, негативно отразились в масштабе всей РККА уже на первом этапе Великой Отечественной войны. Кроме того, актуальность изучения истории материально-технического оснащения и организации службы транспорта в армии имеет стратегическое значение.

Практическая новизна и значимость работы заключается в актуализации исторических материалов о Хасанских боях 1938 г. и их последствиях, в частности, о системе организации специализированных армейских структур, отвечающих за боеспособности армии. Исторический опыт, в том числе негативный, должен учитываться в процессе модернизации вооруженных сил, государственного и регионального управления, в целях повышения эффективности обеспечения армии и развития транспортной системы.

В настоящее время большое количество исследований посвящено боевому и материальному обеспечению Рабоче-крестьянской Красной армии

в целом, но в основном рассматриваются военные округа центральных регионов СССР. Лишь небольшая часть исследований затрагивает Дальний Восток и проблему обеспечения войск. В связи с этим основной источниковой базой исследования выступают материалы Российского государственного военного архива из части фондов о результатах боев у озера Хасан, Политического управления РККА, Управления Наркомата обороны СССР и других.

Из-за особенностей местности и характера боевых действий японскими войсками не использовались ни танковые войска, ни авиация. В связи с этим все силы инженерных войск были брошены на организацию заграждений и оборонительных линий против атак пехоты, а не танков.

2 августа 1938 г в донесениях начинают встречаться первые отчеты об организации тыла и прокладывании дорог к месту проведения боев. Из донесения Г. М. Штерна К. Е. Ворошилову «Об оперативной обстановке в районе боевых действий» за 1 августа 1938 г.:

«...3) Атака 40 стрелковой дивизии (СД) не состоялась ввиду необходимости для частей сделать большие переходы по труднейшей размокшей местности и ввиду исключительно слабого и неорганизованного командования штаба этой дивизии...

9) Наличие огнеприпасов проверяю непрерывно. 40 СД имеет на сегодня на круг 1 боекомплект. Подвоз идет неважно. Из-за размокания дорог в районе событий, наличие только 1 дороги от Ворошилова на Новокиевское (Краскино), неважной пока работы органов 1-й армии...» [1].

2 августа 1938 г. командующий КДВ фронта В. К. Блюхер выпустил приказание об обеспечении войск боеприпасами [4]. Уже к исходу 1 августа в войсках сложилась обстановка критического истощения боеприпасов. В приказе говорилось о срочной переброске из Владивостока в бухты Экспедиция, Посьет артснарядов для противотанковых пушек: полевой артиллерии, дивизионной, корпусной, батальонной, а также ручных гранат. Для переброски приказывалось использовать баржи, буксиры или подходящие транспорты любой организации. Во Владивостоке не имелось снарядов, необходимых для корпусной артиллерии, поэтому в спешном порядке была организована доставка данного типа во Владивосток железнодорожным транспортом, а оттуда - морским в Посьет. Параллельно с этим тракторному батальону с прицепами и двум гужевым транспортным батальонам приказывалось срочно выдвинуться в Посьет и бухту Троица [2]. Также был выпущен приказ, приравнивавший все грузы, перебрасываемые для 39-го стрелкового корпуса (СК) и в войска в Посьет, к почтовым отправлениям, что повышало скорость передвижения этих грузов по железной дороге [3].

Кроме переброски боеприпасов морской и железнодорожный транспорт использовался 2 августа 1938 г. для переброски одного дивизиона 152-мм гаубиц, полностью укомплектованного и снабженного, из Ворошилова во Владивосток, а оттуда - в Посьет либо бухту Троица [4].

2 августа маршалом Блюхером был отдан приказ о восстановлении строгого порядка в движении на тракте Раздольное - Барабаш - Новокиевск, устанавливались взводы регулирования движения, для приведения дороги в порядок перебрасывался один саперный батальон [5]. Две саперные роты перебрасывались в район Посьета и бухты Троица для приведения дорог в проезжее состояние [6].

Военным советам Тихоокеанского флота (ТОФ) приказывалось прикрыть коммуникацию из Владивостока на бухту Экспедиция, создаваемую для переброски войск, подачи снаряжения и питания, а также вывоза раненых во Владивосток [6]. У Совторгфлота и рыбных организаций брались морские каботажные баржи, буксиры и буксирные катера [3].

3 августа было налажено нормальное боепитание войск: в Посьет прибыло 13 тыс. артиллерийских выстрелов для 76- и 122-мм орудий, 2 млн патронов. В район боевых действий были отправлены два боекомплекта снарядов для 152-мм орудий [7].

1 августа в район боевых действий для инспекции был направлен армейский комиссар 1-го ранга Л. З. Мехлис. 5 августа им была подготовлена докладная записка К. Е. Ворошилову и И. В. Сталину с характеристикой театра военных действий и боеготовности частей и соединений [8], в которой он отмечал слабую подготовленность службы боевого и материального обеспечения.

В частности, первая часть записки содержит сведения об организации тыла. Мехлис в первую очередь отмечает ужасное состояние дорог, на которых застревали сотни машин, во многих местах отсутствовали мостики. Ночью движение не велось. Отсутствовала сколько-нибудь удовлетворительная служба регулирования движения в районе Ханси. В данных условиях движение было возможно только при помощи тягачей типа «Сталинец». Несмотря на это, машины во многих местах передвигались со скоростью пехоты. Состояние дорог сковывало маневренные возможности и преимущества механизации армии.

В отчете указывается и состояние боепитания частей. Так, во 2-м артиллерийском дивизионе 32-й СД наблюдался неполный комплект гранат и совсем отсутствовали шрапнельные снаряды. В 1-м и 2-м артдивизионах 32 ЛАП не было взводов боепитания, не было полного комплекта боеприпасов.

Части 32-й СД не имели карт местности достаточного масштаба, несмотря на указания штаба 1-й

Приморской армии об отправлении карт в действующие войска.

5 августа 1938 г. в приказании № 154 командующего КДВ фронта В. К. Блюхера Военным советам ТОФ и 1-й Приморской армии отмечалось, что на базах во Владивостоке, Ворошилове и Раздольном вместо необходимых для фронта снарядов отправлялись иные калибры, не отправлялись ручные гранаты, трассирующие патроны, не поставлялись взрыватели [9].

Несмотря на меры, предпринимаемые для ремонта дорог в первые дни боестолкновения, 5 августа в распоряжение командира 39-й СК были направлены: дополнительный саперный батальон, два строительных батальона, 10 тракторов-тягачей Челябинского завода, 10 тракторов «Сталинец» для осуществления ремонта дорог [10].

6 августа 1938 г. в оперсводке 1-го отдела штаба 1-й Приморской армии «Об обеспечении боеприпасами и ГСМ частей 39 СК» начальником штаба Помощниковым говорилось, что в 40-й СД имелось 1,5 боекомплекта, а в 32-й СД - 1 боекомплект. На грунте для всех войск огнеприпасов 3/4 боекомплекта [11].

6 августа состоялся разговор командующего КДВ фронта В. К. Блюхера с руководителями Приморского обкома и облисполкома о положении в районе боевых действий [12]. В данном разговоре уделялось внимание взаимодействию с населением Приморского края, его роли в боевых действиях и, в частности, в организации тыла фронта. В разговоре отмечалась потребность фронта в автотранспорте, починке дорог, организации отдыха войск, в приказном порядке войскам переподчинялся весь морской транспорт. В ночь с 6 на 7 августа просили подготовить население для приема большого потока грузов в портах, а также причалов: организация дорог на выход, мобилизация местного населения, организация транспорта. В этом же разговоре отмечалось тяжелое положение войск в плане нехватки снарядов, гранат и т. д. Также просилось выделить в действующие войска наиболее опытных проводников для прохода войск к местам боев.

7 августа 1938 г. было подготовлено донесение Военного совета 1-й Приморской армии в штабы КДВ фронта «О комплектовании частей и работе тыла 39 СК» [13]. В донесении говорилось о создании аппарата снабжения армии. Аппараты снабжения были созданы на участке Раздольное - Владивосток - Славянка - Краскино. В войска было выделено семь автомобильных батальонов, тракторная рота, колонна автоцистерн. На водной трассе были привлечены пять пароходов разного тоннажа пароходов ТОФ.

Основными путями снабжения действующих войск стали: Владивосток - Славянка - Посьет -

мыс Мраморный; Ворошилов - Барабаш - Новоки-евск.

Для организации дорог в Посьетском районе на участке Новокиевск - Сандоканцза - Заречье -Южное Заречье - мыс Мраморный - высота 121 привлекались 91 стройбат, 40 сапбат, 94 стройбат, 39 сапбат, а также 600 заключенных Даль-лага [14].

На 7 августа на базах питания 39-й СК находилось от 1/4 до 3/4 боекомплекта, а именно: 1,5 млн 7,62-мм патронов, ручных гранат Ф-1 - 15 тыс. штук, 45-мм гранат - 200 штук, 76-мм выстрелов -4 500 штук (в том числе зенитных). В районе мыса Мраморный: 12 млн 7,62-мм патронов, 13 тыс. ручных гранат Ф-1, 32 тыс. 45-мм выстрелов, 13 300 76-мм выстрелов, 500 штук 107-мм выстрелов, 1 тыс. штук 152-мм выстрелов, 200 штук 152-мм мортирных выстрелов [14].

4 сентября 1938 г. был выпущен приказ НКО СССР № 330 «О результатах рассмотрения Главным военным советом РККА вопроса о событиях на озере Хасан и мероприятиях по оборонной подготовке дальневосточного театра военных действий» [15]. Он показывал, что в отношении подготовки пехоты допускалось халатное распределение живой силы. В частности, распределение бойцов из частей на различные хозяйственные работы, из-за чего приходилось формировать подразделения из бойцов разных частей, что создавало путаницу в управлении войсками.

В отношении организации службы тыла отводилось особое внимание изучению устава тыла, который был переработан к 1 мая 1939 г. [16], и закреплению знаний практической работы в системе командирской подготовки на учениях во взаимодействии с войсками. На подобных учениях работа тыла должна была быть приближена к действительной боевой обстановке: подвозить фураж, огнеприпасы, устанавливать тщательный контроль за вопросами эвакуации, дегазации и химической защиты войск и войскового тыла. Кроме того, все части тыла должны были находиться под угрозой наземного и воздушного нападения, поэтому все части держались в состоянии постоянной маскировки и маршевой дисциплины.

Предполагалось проведение специальных тыловых учений в стрелковых дивизиях округов.

Важные выводы о работе тыловых служб были сделаны именно во время боевых действий в районе озера Хасан. Уже 23 августа 1938 г. помощник начальника Генерального штаба РККА М. В. Захаров запросил материальные потери в ходе боевых действий [17].

В докладной записке Л. З. Мехлиса К. Е. Ворошилову и И. В. Сталину «Об оценке деятельности органов военного управления КДВ фронта и 1-й

Приморской армии в период боевых действий»

[18] содержится краткий отчет об организации службы тыла 39-го СК. В штабе во время боев колебались, нужно ли создавать тыл, который даже после создания работал отвратительно. Некоторые командиры доставляли боеприпасы и продукты дальше Посьета, в частях не оказалось ранцевого запаса консервов, а консервы до 1937 г. выпуска оказались негодными к употреблению. Сухие овощи поставлялись в войска с плесенью и червями, подмоченную крупу продавали гражданским организациям.

Войска выступили к границе по боевой тревоге совершенно неподготовленными в отношении снабжения. Неприкосновенный запас оружия и прочего имущества не был заранее расписан и подготовлен для выдачи на руки и частям. Начальники управлений фронта и командиры не знали или сознательно скрывали состояние оружия и боеприпасов своих частей. Бойцы одной из частей 32-й СД прибыли на фронт без винтовок и противогазов. Запасы вещевого имущества абсолютно не использовались, многие бойцы отправлялись в бой в изношенной обуви, на привалах отсутствовали шинели. Командиры не были снабжены картами района боевых действий. Зачастую приходилось пользоваться японскими картами боевых действий, которые были подробнее советских карт

[19].

Несогласованность в руководстве командования КДВ фронта и ТОФ при транспортировке армейских грузов имела негативные последствия для снабжения войск.

Боевые действия стали суровой проверкой способности служб обозно-вещевого снабжения работать в реальных боевых условиях. Неоднократно выявлялось халатное и безответственное отношение некоторых командиров и руководящих лиц тыла. Имело место быть оставление частями в местах расквартирования палаток, полевых кухонь, вещевого запаса и материала для ковки после объявления тревоги и выхода в заданные районы сосредоточения. Объяснить это можно тем, что в частях отсутствовал необходимый минимум автомобилей и гужевых повозок, которые смогли бы перевезти весь запас материальных средств.

Бои у озера Хасан показали, насколько РККА была готова к реальным боевым действиям. После боев были сделаны важные выводы, выразившиеся в подготовке приказа № 113 «Об итогах боевой подготовки РККА за 1938 г. и задачах на 1939 г.» [20]. Данный приказ обусловил не только общую структуру и вооружение РККА на предвоенный период, но также и сформировал службу боевого обеспечения и организации тыла в начальный период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Основой общевойсковой подготовки становилась отработка взаимодействия всех родов войск в наступательном и оборонительном боях, что должно было стать успехом общевойскового боя. В 1939 г. отрабатывались наступательные бои, в том числе с форсированием водных преград, встречные бои, оборонительные бои с применением средств химической защиты и инженерных укреплений с дальнейшим переходом в наступление, оборону и атаку укрепленных районов, автоперевозка. Отработка происходила в виде военных игр и полевых поездок командного и начальствующего состава; командно-штабных выходов в поле со средствами связи, с обозначением отдельными машинами танковых и авиационных частей, соединений и тыла; общевойсковых учений и маневров.

На наглядном боевом примере стало ясно, что моральный дух красноармейцев и командиров, их желание и готовность защищать советскую Родину были на высочайшем уровне. С другой стороны, проявились неудовлетворительная мобилизационная и боевая готовность войск КДВ фронта, неподготовленный театр военных действий во всех отношениях и грубые ошибки при организации материально-технического обеспечения.

Практическая новизна исследования заключается в актуализации исторических материалов о Ха-санских боях 1938 г. и их последствиях, в частности о системе организации отдельных родов войск, отвечающих за боеспособности армии. Значимость работы включается в исторический опыт, в том числе негативный, который должен учитываться в процессе модернизации армии в целях повышения эффективности обеспечения армии и развития транспортной системы, в том числе и на современном этапе ее развития.

Список литературы

1. Донесение Г. М. Штерна К. Е. Ворошилову об оперативной обстановке в районе боевых действий // РГВА. Ф. 35083. Оп. 1. Д. 15. Л. 23-32.

2. Приказание № 110/оп В. К. Блюхера командиру 39 СК В. Н. Сергееву о доставке из Посьета в район боевых действий боеприпасов // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 40-41.

3. Приказание № 115/оп В. К. Блюхера штабу КДВ фронта, Военным советам ТО флота и 1-й Приморской армии о бесперебойном снабжении 39 СК боеприпасами и материальными средствами, и продуктами питания // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 42.

4. Приказание № 108/оп В. К. Блюхера Военному совету 1-й Приморской армии об обеспечении войск боеприпасами // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 41.

5. Приказание № 114/оп В. К. Блюхера Военному совету 1-й Приморской армии о восстановлении связи и ремонте дорог в приграничном районе и местах дислокации 39 СК // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 44

6. Приказание № 120/оп В. К. Блюхера Военным советам ТО флота 1-й Приморской армии о прикрытии с моря коммуникаций от Владивостока до Витязя // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 45.

7. Из записи разговора по прямому проводу Б. М. Шапошникова с К. П. Подласом о дислокации авиации и обеспечении боеприпасами частей 39 СК // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 47.

8. Докладная записка по прямому проводу Л. З. Мехлиса К. Е. Ворошилову и И. В. Сталину с характеристикой ТВД и боеготовности частей и соединений // РГВА. Ф. 9. Оп. 29. Д. 375. Л. 127-143.

9. Приказание № 154/оп В. К. Блюхера Военным советам ТО флота и 1-й Приморской армии о нарушениях в поставках 39 СК боеприпасов и ГСМ // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 61.

10. Из записи разговора по прямому проводу К. Е. Ворошилова с Г. М. Штерном об обстановке в районе выс. Заозерная // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 60.

11. Оперсводка 1-го отдела штаба 1-й Приморской армии об обеспечении боеприпасами и ГСМ частей 39 СК на 6 августа // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 69.

12. Запись разговора по прямому проводу В. К. Блюхера с руководителями Приморского обкома и облисполкома о положении в районе боевых действий // РГВА. Ф. 35083. Оп. 1. Д. 12. Л. 40-44.

13. Донесение Военного совета 1-й Приморской армии штабу КДВ фронта о комплектовании частей и работе тыла 39 СК // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 17. Л. 71-72.

14. Сводка командования КДВ фронта о тыловой обстановке в районе дислокации 39 СК // РГВА. Ф. 35083. Оп. 1. Д. 35. Л. 50-53.

15. Приказ НКО СССР о результатах рассмотрения Главным военным советом РККА вопроса о событиях на озере Хасан и мероприятиях по оборонной подготовке дальневосточного театра военных действий // РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 54. Л. 19-27.

16. Развитие тыла советских Вооруженных сил (1918-1988) / И. М. Голушко, В. А. Балдин, В. И. Бородулин и др. М.: Воениздат, 1989. 589 с.

17. Запись разговора помощника начальника Генштаба РККА М. В. Захарова с оперативным дежурным штаба 1-й Приморской армии Зау-ликовым о материальных потерях в ходе боевых действий // РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 16. Л. 89-91.

18. Докладная записка по прямому проводу Л. З. Мехлиса К. Е. Ворошилову и И. В. Сталину об оценке деятельности органов военного управления КДВ фронта и 1-й Приморской армии в период боевых действий // РГВА. Ф. 9. Оп. 29. Д. 375. Л. 73-88.

19. Coox A. D. The anatomy of a small war: The Soviet-Japanese Struggle for Changkufeng-Khasan, 1938. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1977. 409 p.

20. Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 21 июня 1941 г. М.: Терра, 1994. 369 с.

Земдиханов Вячеслав Алексеевич, аспирант Департамента истории и археологии, Школа гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет (ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.04.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-59-65

PROBLEMS IN ORGANIZATION OF THE TRANSPORT SERVICE DURING THE BATTLE OF THE LAKE KHASAN 1938, 29 JULY - 11 AUGUST

V. A. Zemdikhanov

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

The article considers the material and technical support service of the Workers' and Peasants' Red Army during the fighting near Lake Khasan from July 29 to August 11, 1938, in particular, the chronology of the transport service activities and the problems in organizing the delivery of ammunition, food, engineering materials and other materials necessary for combat operations.

The problem of material support of troops is closely examined in the key of the Soviet-Finnish war and the Great Patriotic War. At the same time, little attention is paid to previous conflicts: the conflict on the Chinese Eastern railway, fighting at Lake Khasan and the conflict on the Khalkhin-Gol river, although they had a significant impact on the structure of the material support service. In 1939 the final Field Charter of the Workers' and Peasants' Red Army was adopted, in which the main functions of combat and material support services were registered.

The purpose of this article is to study the actions of the transport service from various points of view: from the organization of the delivery of ammunition to the organization of roads to the site of the fights. Before the start of the fighting, the only road reached Novo-Kievskoe village (since 1936, Kraskino), but it was also washed away by downpours going in the region at this time of the year. There was no land road from Novo-Kievskoye to Lake Khasan; it was built after the end of the fighting.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

The organization of material support in the area of Lake Khasan showed the resilience and readiness of Soviet people to resist foreign aggression, but at the same time it revealed significant shortcomings that existed in one form or another until the middle of the Great Patriotic War, which shows that despite the appearance of errors, nobody took proper measures to eliminate them.

Key words: fighting near Lake Khasan, Workers' and Peasants' Red Army, material support, transport service, Red Banner Far Eastern front.

References

1. Doneseniye G. M. Shterna K. Ye. Voroshilovu - ob operativnoy obstanovke v rayone boyevykh deystviy [Report by G. M. Stern to K. E. Voroshilov "On the operational situation in the combat area"]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 35083. Op. 1. D. 15. L. 23-32 (in Russian).

2. Prikazaniye no. 110/op V. K. Blyukhera komandiru 39 SK V. N. Sergeyevu o dostavke iz Pos'yeta v rayon boyevykh deystviy boyepripasov [Order no. 110/op V. K. Blucher to commander of 39 rifle corp V. N. Sergeev about the ammunition delivery from Poset to the area of military operations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 40-41 (in Russian).

3. Prikazaniye no. 115/op V. K. Blyukhera shtabu KDV fronta, Voyennym sovetam TO flota i 1-y Primorskoy armii - o bespereboynom snabzhenii 39 SK boyepripasami i material'nymi sredstvami, i produktami pitaniya [Order no. 115/op V. K. Blucher to headquarters of the KDV front, the Military Councils of the Fleet and the First Primorsky Army - on the uninterrupted supply of 39 rifle corp with ammunition and material resources, and food products]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 42 (in Russian).

4. Prikazaniye no. 108/op V. K. Blyukhera Voyennomu sovetu 1-y Primorskoy armii - ob obespechenii voysk boyepripasami [Order no. 108/op V. K. Blucher to Military Council of the First Primorsky Army - on providing troops with ammunition]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 41 (in Russian).

5. Prikazaniye no. 114/op V. K. Blyukhera Voyennomu sovetu 1-y Primorskoy armii - o vosstanovlenii svyazi i remonte dorog v prigranichnom rayone i mestakh dislokatsii 39 SK [Order no. 114/op V. K. Blucher to Military Council of the First Primorsky Army - on the restoration of communications and repair of roads in the border area and places of deployment of 39 rifle corp]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 44 (in Russian).

6. Prikazaniye no. 120/op V. K. Blyukhera Voyennym sovetam TO flota 1-y Primorskoy armii - o prikrytii s morya kommunikatsiy ot Vladivostoka do Vityazya [Order no. 120/op V. K. Blucher to Military Councils of the Fleet of the First Primorsky Army - about the cover from the sea of communications from Vladivostok to the Vityazya bay]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 45 (in Russian).

7. Iz zapisi razgovora po pryamomu provodu B. M. Shaposhnikova s K. P. Podlasom - o dislokatsii aviatsii i obespechenii boyepripasami chastey 39 SK [From the record of a conversation on the direct wire of B. M. Shaposhnikova with K. P. Podlas - on the disposition of aviation and the provision of ammunition units of 39 rifle corp]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 47 (in Russian).

8. Dokladnaya zapiska po pryamomu provodu L. Z. Mekhlisa K. Ye. Voroshilovu i I. V. Stalinu - s kharakteristikoy TVD i boyegotovnosti chastey i soyedineniy [Memorandum on the direct wire of L. Z. Mehlis to K. E. Voroshilov and I. V. Stalin - with the characteristics of the theater of operations and combat readiness of units and formations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 9. Op. 29. D. 375. L. 127-143 (in Russian).

9. Prikazaniye no. 154/op V. K. Blyukhera Voyennym sovetam TO flota i 1-y Primosrkoy armii o narusheniyakh v postavkakh 39 SK boyepripasov i GSM [Order no. 154/op V. K. Blucher to Military Councils of the Fleet and the First Army Supervision on violations in deliveries of 39 rifle corp munitions and fuel]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 61 (in Russian).

10. Iz zapisi razgovora po pryamomu provodu K. Ye. Voroshilova s G. M. Shternom - ob obstanovke v rayone vys. Zaozornaya [From record of conversation on a direct wire of K. E. Voroshilov with G. M. Shtern - on the situation in the area of the Zaozernaya hill]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 60 (in Russian).

11. Opersvodka 1-go otdela shtaba 1-y Primorskoy armii ob obespechenii boyepripasami i GSM chastey 39 SK na 6 avgusta [The operative report of the First department of the headquarters of the First Primorsky Army on providing with ammunition and fuels and lubricants to units of the 39 rifle corp by the 6th of August]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 69 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zapis' razgovora po pryamomu provodu V. K. Blyukhera s rukovoditelyami Primorskogo obkoma i oblispolkoma o polozhenii v rayone boyevykh deystviy [Record of the conversation on the direct wire of V. K. Blucher with the leaders of the Primorsky Regional Committee and the Regional Executive Committee on the situation in the area of military operations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 35083. Op. 1. D. 12. L. 40-44 (in Russian).

13. Doneseniye Voyennogo soveta 1-y Primorskoy armii shtabu KDV fronta - o komplektovanii chastey i rabote tyla 39 SK [Report of the Military Council of the First Primorsky Army to the KDV front Headquarters on the recruitment of units and the work of the 39 rifle corp rear]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 17. L. 71-72 (in Russian).

14. Svodka komandovaniya KDVFronta - o tylovoy obestanovke v rayone dislokatsii 39 SK [Summary of the command of the KDVFront - about the rear installation in the area of 39 rifle corp disposition]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 35083. Op. 1. D. 35. L. 50-53 (in Russian).

15. Prikaz NKO SSSR o rezul'tatakh rassmotreniya Glavnym voyennym sovetom RKKA voprosa o sobytiyakh na ozere Khasan i meropriyatiyakh po oboronnoy podgotovke dal'nevostochnogo teatra voyennykh deystviy [The order of the NCO of the USSR on the results of consideration by the Main Military Council of the RKKA of the issue of events on Lake Khasan and measures for the defense preparation of the Far Eastern theater of military operations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 4. Op. 11. D. 54. L. 19-27 (in Russian).

16. Golushko I. M., Baldin V. A., Borodulin V. I. et al. Razvitiye tyla Sovetskikh Vooruzhonnykh sil (1918-1988) [The development of the rear of the Soviet Armed Forces (1918-1988)]. Moscow, Voyenizdat Publ., 1989. 589 p. (in Russian)

17. Zapis' razgovora pomoshchnika nachal'nika Genshtaba RKKA M. V. Zakharova s operativnym dezhurnym shtaba 1-y Primorskoy armii Zauliko-vym - o material'nykh poteryakh v khode boyevykh deystviy [Recording of the conversation of assistant of chief of the General Staff of the Red Army M. V. Zakharov with the operative duty officer of the First Primorsky Army Zaulikov - on material losses in the course of combat operations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 37977. Op. 1. D. 16. L. 89-91 (in Russian).

18. Dokladnaya zapiska po pryamomu provodu L. Z. Mekhlisa K. Ye. Voroshilovu i I. V. Stalinu - ob otsenke deyatel'nosti organov voyennogo upravleniya KDV fronta i 1-y Primorskoy armii v period boyevykh deystviy [Memorandum on the direct wire from L. Z. Mehlis to K. E. Voroshilov and I. V. Stalin - on the assessment of the activities of the military command and control agencies of the KDV front and the First Primorsky Army in the period of military operations]. Rossiyskiy Gosudarstvennyy Voennyy Arkhiv [Russian State Military Archive]. F. 9. Op. 29. D. 375. L. 73-88 (in Russian).

19. Coox A. D. The anatomy of a small war: The Soviet-Japanese Struggle for Changkufeng-Khasan, 1938. Westport, Conn., Greenwood Press Publ., 1977. 409 p.

20. Prikazy narodnogo komissara oborony SSSR. 1937 - 21 iyunya 1941 g. [Orders of the People's Commissar of Defense of the USSR. 1937 -June 21, 1941]. Moscow, Terra Publ., 1994. 369 p. (in Russian)

Zemdikhanov V. A., Far Eastern Federal University (ul. Sukhanova, 8, Vladivostok, Russian Federation, 690950).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.