УДК 336.225.3 © Н.Ю. Симонова
Н.Ю. Симонова
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Статья посвящена актуальной проблеме государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах плательщиков налога на доходы физических лиц, проблеме «миграции» налогоплательщиков. Это приводит к существенным потерям региональных и местных бюджетов и недофинансированию тех уровней государственной власти, которые непосредственно оказывают услуги проживающему населению.
Ключевые слова: налоговые органы, налогоплательщики, государственная регистрация, учет налогоплательщиков, налоговый контроль, налог на доходы физических лиц.
Среди налогов, уплачиваемых населением, наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода плательщика. В России подоходным налогом является налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
НДФЛ является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан.
Рассмотрим динамику поступлений данного налога в консолидированные бюджеты РФ (табл. 1).
всех налогов, которые уплачиваются физическими лицами, НДФЛ является наиболее значимым по суммам, поступающим в бюджеты.
Что касается значимости налога на доходы физических лиц, то стоит отметить, что данный налог играет значительную роль в формировании доходной части бюджета Омской области. Это обусловлено весомой долей поступлений НДФЛ от общей суммы поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей. Данное умозаключение подтверждают данные, размещенные на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (Сведения о поступлении налогов и сборов в местные бюджеты на 01.10.2013) [4], согласно которым «основная часть доходов местных бюджетов в январе - сентябре 2013 года сформирована за счет налога на доходы физических лиц, доля которого в общем объеме поступлений составила 75,3%».
Таблица 1
Показатели динамики поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2007-2012 гг. [4]
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Значение показателя за год, руб. 1 266 063 505 1 665 602 273 1 665 049 638 1 789 631 580 1 994 869 291 2 260 335 639
Абсолютный прирост, руб. - 399538768 -552635 124581942 205237711 265466348
Темп прироста, % - 31,56 -0,03 7,48 11,47 13,31
Темп роста, % - 131,56 99,97 107,48 111,47 113,31
Коэффициент роста - 1,32 1,00 1,07 1,11 1,13
Исходя из результатов расчетов, можно сделать вывод, что в 2012 году сумма поступлений от НДФЛ увеличилась по сравнению с уровнем этого показателя в 2011 году на 13,31% (что в абсолютном выражении равно 265 466 348 рублей) и составила 2 260 335 639 рублей. В 2009 году был отрицательный прирост анализируемого показателя (темп роста оказался на уровне 99, 97%), далее прослеживается положительная динамика.
Несмотря на относительно небольшую долю налога на доходы физических лиц в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации (за период 2007-2012 гг. данный показатель составил 10,42 %), не стоит принижать значимость данного налога, потому что, во-первых, объект налогообложения налога на доходы физических лиц охватывает крайне широкий круг доходов населения, а, во-вторых, среди
Доля НДФЛ в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет не только в 2013 году, но и в предшествующих стабильно находится на высоком уровне (в среднем, доля НДФЛ за период 2007-2012 гг. составляет 62,16% от всей совокупности поступлений), что доказывает значимость налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджета Омской области.
При современной системе подоходного налогообложения налоговые органы контролируют формирование и движение доходов через контроль непосредственно за физическими лицами - получателями этих доходов. Такой контроль основывается на выделении «постоянных жителей» (налоговых резидентов) данной страны, которым вменяется уплата налогов «со всех и любых их доходов из всех и любых источников». При этом
обычно устанавливается некоторый набор критериев (признаков), определяющих приобретение «налогового резидентства» в данной стране. Среди них: наличие постоянного жилища, место постоянной или регулярной занятости (работы по найму, офиса оказания профессиональных услуг, места заключения сделок), место проживания семьи, «центр экономических интересов», и т.д. Все прочие лица, не удовлетворяющие установленным в данной стране критериям «налогового резидентства», признаются нерезидентами для целей налогообложения в этой стране. Подробно рассмотрен статус и положение резидентов и нерезидентов Ивановой Е.В. в учебном пособии «Налоги и налогообложение» [1, с.36-37].
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ [1, с.36].
С точки зрения интересов отдельного налогоплательщика у каждого из перечисленных статусов есть свои плюсы и минусы. Резидент уплачивает налог по всем своим доходам, в том числе и доходам, полученным из-за рубежа, однако он имеет право на разного рода налоговые льготы и вычеты и при наличии соглашений об устранении двойного налогообложения он может зачесть налог, уплаченный за пределами РФ в счет налога, подлежащего уплате в РФ. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам, полученным из источников в данной стране, и по твердым (не прогрессивным) ставкам налога, но налог для них исчисляется с валовой (полной) суммы переводимого в их пользу дохода и они не могут пользоваться никакими налоговыми льготами в этой стране [1, с.36].
Нерезиденты самостоятельно исчисление налога не производят, налоговые обязательства за них выполняют налоговые агенты, которые производят выплаты такой категории плательщиков. Они также не предоставляют отчетность в налоговые органы, освобождены от каких-либо обязанностей по ведению учета в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ. В отличие от них налоговые резиденты должны полностью исполнять все установленные требования по ведению учета доходов, операций, обязаны предоставлять предусмотренную отчетность в сроки, определенные налоговым законодательством.
В РФ подоходное налогообложение физических лиц регламентируется Главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» (НДФЛ) [3]. В статье 224 предусмотрен общий налоговый режим для всех налоговых резидентов с использованием ставки налога в размере 13 % и особой ставки - 35 % в отношении некоторых видов процентных доходов либо выигрышей, для нерезидентов ставка налога составляет 30%.
При этом в целях регистрации и учета налогоплательщиков законодательством определено [3, п.7 ст. 84] присвоение каждому налогоплательщику единого номера - ИНН (идентификационного номера налогоплательщика). При в п.1 ст. 83 НК РФ определено, что «налогоплательщики подлежат постановке на учет в
налоговых органах по месту жительства физического лица», «по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств либо по иным основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом». Для выполнения этих функций органы, которые производят регистрацию актов гражданского состояния должны сообщать в налоговые органы информацию о регистрации по месту жительства, рождению или смерти физического лица в течение 10 дней после проведения регистрации таких фактов.
В п. 7 ст. 84 НК РФ также определен порядок и и условия присвоения ИНН, в соответствии с п.8 этой же статьи определены обязанности ведения федеральным органом власти в области контроля и надзора в сфере налогообложения Единого государственного реестра налогоплательщиков по формам и в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации» [3].
В качестве положительного момента можно отметить, что с сентября 2010 года налогоплательщик может обратиться с заявлением о постановке на учет в электронной форме через сайт ФНС России.
Для учета и регистрации налогоплательщиков в налоговых органах действует система Электронного документооборота ФНС (СЭД ФНС) - предназначена для автоматизации основных процессов управления документами в Центральном аппарате, Управлениях и Межрегиональных инспекциях ФНС России, ИФНС России и обеспечения их эффективного взаимодействия между собой в процессе работы [2, с. 61]. СЭД ФНС России состоит из трех уровней, между которыми осуществляется информационное взаимодействие:
1-й уровень: СЭД ЦА ФНС
2-й уровень: СЭД УФНС (МРИ) (СЭД-Регион)
3-й уровень: СЭД ИФНС [2, с.61].
3. Информация, поступающая от Федеральных органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов, банков, муниципальных образований в виде выгрузок сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениям по информационному обмену по защищенным каналам связи.
Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу распоряжения, законодательные акты о введении местных налогов, сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.
В ЦА ФНС России, управления ФНС России по субъектам федерации, межрегиональные инспекции соответствующая информация поступает с использованием защищенных каналов связи через специализированных операторов связи. От Управлений в инспекции поступившие сведения доводятся через VPN сеть регионального сегмента СТК ФНС России.
3. Информация, поступающая от налогоплательщиков, заинтересованных лиц по защищенным каналам связи, предоставленным
специализированными операторами связи либо с использованием \Л/ЕВ-технологии через официальные сайты налоговых органов, портал государственных услуг.
Основным системообразующим решением по информационному обеспечению АИС «Налог - 2», представленным в рамках технического проекта, является концентрация отраслевых информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровнях в составе интегрированных баз данных.
К основным отраслевым информационным ресурсам относятся:
учетные данные налогоплательщиков, в том числе Единый Государственный Реестр Налогоплательщиков (ЕГРН), а также первичные документы налогоплательщиков;
лицевые счета налогоплательщиков по всем видам налогов;
информация о налогоплательщиках и объектах налогообложения, получаемая из других ведомств и органов государственной власти;
нормативно - правовая и нормативно - справочная информация.
Интеграция информационных ресурсов обеспечивается:
за счет применения единого профиля протоколов и процедур обмена данными - по горизонтали;
за счет унификации программных процедур, общих для различных уровней подсистем АИС «Налог» в рамках одного делового процесса - по вертикали [2, с.62].
Таким образом, можно отметить, что несмотря на присутствие всех основных элементов нормальной системы регистрации и учета налогоплательщиков не наблюдается построения стройной единой системы, которая является залогом эффективного налогового администрирования.
В качестве недостатков, сохраняющихся в системе регистрации можно отметить следующее:
1) сохраняется зависимость механизма регистрации налогоплательщиков от ряда данных, предоставляемых другими органами;
2) регистрация по-прежнему привязана к месту жительства налогоплательщика.
Обращаясь к зарубежному опыту можно увидеть, что в США граждане также имеют обязательный ИНН, однако, в отличие от РФ он является единым и для налогообложения, и для социального страхования. Без предъявления этого номера лица в США не могут трудоустроиться, купить квартиру, открыть счет в банке, купить билет на поезд или самолет.
Еще более развитая система учета граждан используется в скандинавских странах. Учет налогоплательщиков в Дании производится по налоговому индивидуальному номеру (НИН). Он присваивается человеку в момент его рождения. Далее он доводится по почте родителям ребенка. После этого невозможно осуществление денежных или имущественных операций без указания в документах номера НИН. Подтверждением присвоенного номера является специальная карточка. Она обновляется один раз в 5 лет, однако, номер сохраняется на протяжении всейжизни человека. Недостатком такой карточки является то, что на ней отсутствует фотография, поэтому при ее предъявлении необходимо еще и удостоверение личности. Однако, с 2012 года в Швеции начали выдавать карточки с фотографией и
она полностью заменяет удостоверение личности - в любых целях и перед любыми организациями. Однако, отсутствует обязательность получения такой карточки гражданином, он осуществляет это - в добровольном порядке. Однако, становится понятно, что в ближайшее время большинство граждан предпочтет такую карточку, поскольку она позволяет использовать только один документ, вместо двух.
В России к сожалению пока отсутствует продуманность принимаемых решений. У нас же, все, что делается в этой сфере - непоследовательно, не до конца продумано. Например, рассмотрим решение о введении единой электронной карты гражданина (ЭКГ). Несмотря на то, что данная мера безусловно необходима и своевременна, однако, ее введение не сопровождалось процессом консолидации всех систем учета и регистрации налогоплательщика. Она применяется дополнительно и не заменяет паспортную регистрацию граждан, идентификационный номер, номер учета в пенсионном фонде, водительское удостоверение и т.д. Таким образом, появился дополнительный номер, при этом данный порядок еще не скоординирован с учетом в других государственных органах. Правда необходимо отметить, что такая карта является пока региональной.
Посмотрим на порядок решения этих вопросов в странах бывшего СССР. Например, в Казахстане, создана единая Государственная база данных налогоплательщиков (ГБДН). Каждый налогоплательщик имеет единый Регистрационный номер налогоплательщика (РНН) в этой базе. Регистрация является обязательной и производится на основании базовых данных о личности физического лица.
Все присвоенные РНН, независимо от места нахождения налогоплательщика, хранятся и учитываются на центральном сервере Налогового комитета Республики Казахстан. К положительным моментам применения такой централизованной системы учета является:
- единство данных о физическом лице для всех органов государственной власти;
- единство названий юридических лиц - в стране запрещена регистрация нескольких юридических лиц с одним названием.
На основе этой централизованной базы ведутся другие регистрационные учеты:
а) плательщиков НДС;
б) индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов;
в) налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности;
г) учет объектов налогообложения (по видам отдельных налогов - на транспортные средства, и др.);
д) налогоплательщиков, перешедших на электронную систему подачи отчетности.
Следовательно, на примере Казахстана видно, что возможно создание единой базы для учета всех граждан и юридических лиц, поскольку современные информационные техноло-гии позволяют хранить и обрабатывать данные о миллионах, десятках миллионов или даже миллиардах объектов учета.
При необходимо подчеркнуть, что в данной случае речь идет не только об отставании в каком-то конкретном вопросе. Поставленная задача по созданию единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном возможны только при унификации национальных систем учета и регистрации граждан.
И если эти проблемы не решить на начальном этапе формирования содружества, это может привести к возникновению более серьезных проблемы, которые
потребуют дополнительных затрат времени и финансовых ресурсов.
Библиографический список
1. Иванова, Е.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие/Е.В. Иванова, Н.Ю. Симонова, М. Г. Родионов. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011. - 112 с.
2. Иванова, Е. В. Совершенствование автоматизации функциональных процессов в налоговых органах [Текст] /Е.В. Иванова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - №2 (2). - С. 60-64.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Ч. 1. : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 09.11.2013) // СПС «КонсультантПлюс». - Электрон, дан. - М., 1997-2013. - Режим доступа : 11Йр://\ллллл/.соп5иКап1
4. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.nalog.ru/, свободный.
PROBLEMS OF ORGANIZATION AND REGISTRATION OF PAYERS OF THE PERSONAL INCOME TAX IN RUSSIA
Natalia U. Simonova,
associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. Article is devoted to the problem of state registration and registration with the tax authorities of tax payers income individuals, the problem of «migration» of taxpayers. This leads to substantial loss of regional and local budgets and underfunding of those levels of government that directly provide services to the resident population.
Keywords: tax authorities, taxpayers, state registration, registration of taxpayers, tax control, tax on income of physical persons
Сведения об авторе:
Симонова Наталья Юрьевна -кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 16.06.2013.