ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В.Г. Прудский, д.экон.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева 15 Электронный адрес: [email protected]
М.А. Жданов, старший преподаватель кафедры менеджмента
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева 15 Электронный адрес: [email protected]
проблемы оптимизации трансакционных издержек: исторический экскурс глазами экономистов
На протяжении всей истории человеческого общества идет процесс развития социального управления. Он определен техническими, экономическими факторами. Технологический прогресс оптимизирует экономический прогресс, а развитие экономического прогресса требует новых качественных изменений в организации и управлении производством и экономикой соответствующих управленческих систем. Вследствие этого развитие систем социально-хозяйственного управления обусловливается нарастанием противоречий между новыми технологическими возможностями и устаревшими экономическими условиями производства.
Одной из важных проблем, возникших на современном этапе развития менеджмента, становится выбор оптимального варианта снижения трансакционных издержек покупателя. Данная проблема обусловливается сложностью выбора между существенными затратами в настоящем и возможным успехом в отдаленной перспективе и минимальными затратами в текущем периоде, максимально быстрыми результатами, однако непродолжительным успехом в будущем. Данную проблему призвана решить принципиально новая система менеджмента, возникшая на базе существующей системы социального управления с учетом исторического опыта.
Ключевые слова: менеджмент; развитие управления; модели постиндустриального управления; постиндустриальное общество; проектное управление; проектный менеджмент; проектный подход; трансакционные издержки
DOI: 10.17072/2218-9173-2016-2-5-16
Нынешняя эпоха перехода к экономике знаний объективно сопровождается изменением трех взаимосвязанных систем - экономической, технико-технологической (переход к шестому технологическому укладу индустриального производства) и организационно-управленческой (переход к новому
УДК 338.24:338.512
© Прудский В.Г., Жданов М.А., 2016
5
организационному укладу производства - постиндустриальному менеджменту). Эти изменения обнажают новые проблемы современности. Так, на первый план выходит проблема управления трансакционными издержками, возникающими не только во внутренней среде компании, но и во внешней, то есть проблема минимизации издержек, связанных с рациональным выбором покупателя.
Целью данной статьи является уточнение понятия трансакционные издержки, а также анализ степени влияния трансакционных издержек на систему менеджмента организации через призму истории развития социальных систем управления.
Мы живем в мире, где мировая экономика характеризуется глубоким проникновением и переплетением с современными информационными технологиями. Простой тезис о том, что в мире число устройств, подключенных к сети Интернет, превышает число жителей развитых и развивающихся стран, как нельзя лучше характеризует степень проникновения технологий, в том числе информационных технологий, во все сферы общественной и экономической жизни.
Вполне логично выглядит гипотеза о том, что современный рынок в части доступности информации приближается к рынку совершенной конкуренции, то есть к рынку, в котором потребитель и продавец обладают равным и полным доступом к информации.
Вместе с тем стоит отметить, что современное состояние рынка коренным образом отличается от рынка совершенной конкуренции, в том числе и по причине информационной асимметрии, неравномерности распределения информации между продавцом и покупателем. Данная асимметрия в первую очередь выражена большей осведомленностью продавца о качественных характеристиках своей продукции или услуги, чем покупателя. Под качественными характеристиками следует понимать характеристики, которые создают добавочную стоимость и за которые покупатель готов платить. Следствием информационной асимметрии является необходимость покупателя затрачивать значительные ресурсы для осуществления поиска подходящих качественных характеристик товара или услуги по необходимой цене. На этот поиск покупатель тратит как материальные, так и временные ресурсы. Таким образом, затраты на поиск можно охарактеризовать как трансакционные издержки. И это все затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Можно выделить следующие трансакционные издержки [13]:
• издержки сбора и обработки информации;
• издержки проведения переговоров и принятия решений;
• издержки контроля;
• издержки юридической защиты выполнения контракта.
Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего
мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Трудность совершения трансакций при нагромождении институциональной
среды связывается с избыточными или излишними трансакционными издержками, вопреки представлению, что жесткость механизмов, норм и правил социально-экономического взаимодействия способно облегчить подобные действия. Результатом абсолютной институционализации экономического пространства становится столь же полная определенность, детерминированность поведения согласно заданному институциональному протоколу. Транс-акционные издержки при этом не только сохраняют силу, но и наращивают свое присутствие. Обратная ситуация, когда институтов явно не хватает, сопровождается аналогичным ростом трансакционных затрат, однако уже вследствие нарастающей неизвестности и непредсказуемости сложившейся обстановки [14].
Согласно А. Смиту, любое поведение индивида, а соответственно, и покупателя должно подчиняться принципу рациональности. Из этого следует, что экономическое поведение покупателя определяется стремлением к увеличению как объективных, так и субъективных показателей. К числу последних можно отнести полезность, то есть способность товара или услуги удовлетворять ограниченной совокупностью свойств неограниченные потребности потребителя.
В результате рациональный покупатель, прежде чем приобрести товар или получить услугу, должен в первую очередь определить свою потребность, найти предложение на рынке, которое соответствовало его понятию рационального выбора, а затем совершить покупку. Именно на шаге поиска и оценки подходящего предложения у покупателя возникают трансакционные издержки [4].
С точки зрения продавца цену одного товара или услуги можно описать формулой
Р = п - С, (1)
где Р - цена; п - прибыль; С - издержки.
С точки зрения потребителя формула цены выглядит следующим образом:
Р = ите - ас, (2)
где Р - цена; ите - денежный эквивалент полезности; С1с - трансакционные издержки покупателя.
Если говорить о поведении продавца с точки зрения рациональности, то продавец стремится увеличить свою прибыль. Описать прибыль продавца можно следующей формулой:
Р = ите - ас- С, (3)
где п - прибыль; ите - денежный эквивалент полезности; ас - трансакцион-ные издержки покупателя; С - издержки продавца.
Соответственно, для получения большей прибыли продавцу необходимо увеличивать денежный эквивалент полезности своего товара или услуги, или, другими словами, качество товара или услуги, снижать собственные издержки на производство товара или оказание услуги, а также снижать трансакцион-ные издержки покупателя.
Повышение качества товара или услуги, а также снижение издержек всегда требует определенных инвестиций, направленных на развитие как материальной, так и нематериальной базы производства, что, несомненно, увеличит издержки, пусть даже в краткосрочной перспективе, и в любом случае будет ограничено уровнем развития технологического прогресса.
Поэтому с точки зрения рационального выбора многие продавцы стремятся снизить уровень трансакционных издержек у покупателя. Можно выделить следующие способы достижения этой цели:
• маркетинг;
• сертификация.
Под маркетингом следует понимать совокупность процессов, направленных на демонстрацию товара или услуги потребителю с точки зрения интересующих его свойств и характеристик и с наиболее выгодным соотношением «цена/качество» по сравнению с конкурентами. Маркетинг также можно понимать как частичный или полный переход трансакционных издержек от потребителя к продавцу [11]. С точки зрения потребителя подобные действия со стороны продавца выглядят весьма благородно, однако следует учитывать, что при прочих равных, то есть при одинаковой цене и одинаковом качестве, покупатель предпочтет того продавца, маркетинговая активность которого была более заметна. Более широкая экстраполяция данного феномена позволяет утверждать, что увеличение маркетинговой активности дает возможность продавать товар или услугу по цене не ниже средней, а возможно, даже выше, но при уровне качества ниже среднего по рынку или отрасли. Если прибавить к этому, что издержки на маркетинг относительно низки, в особенности при сравнении с инвестициями на развитие производственной базы, то можно сделать вывод о том, что у продавца могут сложиться условия для получения сверхприбыли.
Другим способом снижения трансакционных издержек у покупателя выступает сертификация. Под сертификацией в узком смысле следует понимать подтверждение третьей стороной соответствия качественных характеристик товара или услуги каким-либо стандартам качества. В широком смысле сертификация - это подтверждение третьей стороной соответствия технологий и/или материально-технической базы продавца современному уровню развития технического прогресса, а также способность продавца к постоянному воспроизводству одних и тех же результатов при выпуске продукции или оказании услуг.
Подтверждение наличия у продавца определенного стандарта является достаточно дорогим и в то же время слабым сигналом для потребителя, особенно в сравнении с маркетинговой активностью, однако в долгосрочной перспективе внедрение передовых стандартов является более предпочтительным, так как позволяет не только снижать трансакционные издержки
у потребителя, но и повышать уровень качества товаров или услуг, снижать собственные издержки.
Проблема выбора между высокой эффективностью привлечения покупателя сегодня и рациональным управлением трансакционными издержками в будущем - это первоочередная задача менеджмента на современном витке развития общества. Несмотря на высокую сложность данной проблемы, анализ исторических данных позволяет сделать умеренно-оптимистический прогноз ее положительного решения. Однако для этого потребуется качественная перестройка самой системы управления.
Современная модернизация менеджмента как специфической формы социального управления, безусловно, является очередным звеном в исторической цепи развития общественного воспроизводства и форм его организации.
Исторически социально-экономическое развитие человеческого общества, в конечном счете, обусловлено экономическим законом перманентного возвышения материальных и духовных потребностей людей. Это порождает действие экономического закона бесконечного стремления общества (людей) к наиболее полному удовлетворению этих потребностей. Данное стремление, в свою очередь, объективно стимулирует поиск путей и способов повышения производительности труда и эффективности производства как источника увеличения объемов потребляемых материальных благ и услуг, а также снижения их себестоимости и расширения доступности.
Стремление общества к наиболее полному удовлетворению потребностей его членов объективно обусловливает действие экономического закона экономии общественного труда и рабочего времени на основе роста производительности труда.
Повышение производительности труда и эффективности производства, в свою очередь, дает толчок двум аспектам динамики общественного воспроизводства. Во-первых, оно формирует производственную базу его расширения и, следовательно, ускорения социально-экономического прогресса. Во-вторых, под воздействием повышения производительности труда снижается себестоимость товаров, возрастает их разнообразие и качество, в результате чего происходит увеличение конкурентоспособности товаров, предприятий, экономик.
Динамика повышения производительности труда и эффективности производства определяется, в конечном счете, двумя основными экономическими факторами [5, с. 238]:
1) прогрессом техники и технологий, стимулирующих научно-техническое развитие производства;
2) прогрессом разделения, кооперации и координации общественного труда, стимулирующим развитие организации и управления общественного производства, то есть развитием менеджмента (предпринимательского управления в условиях рыночной хозяйства).
В ракурсе вышеописанных факторов прогресс технический и прогресс управленческий как базовые факторы социально-экономического развития общества диалектически соотносятся как содержание (развитие техники
и технологий производства) и форма (развитие организации управления социально-хозяйственным взаимодействием людей).
Таким образом, социальное управление выступает формой упорядочения условий стимулирования прогресса технического, который, в свою очередь, играет роль содержательной базы роста общественного производства и социально-экономического прогресса. При этом социальное управление объективно испытывает обратное влияние возрастания общественных потребностей, технического прогресса и роста общественного производства. Изменения масштабов, структурного и технологического содержания общественного воспроизводства неизбежно требуют соответствующих изменений в организации управления общественным воспроизводством в целом и производством отдельно взятых предприятий в частности.
Как следствие, социальное управление, являясь самостоятельным ключевым фактором ускорения общественно-экономического прогресса, может входить в противоречие с потребностями и условиями хозяйственного и технического развития общества. Необходимость и стремление разрешить данные противоречия объективно становятся факторами развития социального управления как специфической организационной системы целенаправленного упорядочивания общественно-хозяйственного взаимодействия людей [3].
При этом менеджмент рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как организационно-производственная система, то есть особая сфера (отрасль) умственного (интеллектуального) труда. Результатом этого труда выступает особый интеллектуальный продукт - управленческие решения и организационные отношения (взаимодействие людей) их осуществления.
Во-вторых, менеджмент выступает как теоретико-методологическая система, как система знаний о предпринимательском управлении организациями (предприятиями) в условиях конкурентной среды рыночной экономики.
Развитие этих систем тесно взаимосвязано, оно сопровождается соответствующими циклами, фазами и чередующимися сменами их форм. При этом данное развитие соотносится с длинными экономическими циклами и сменами технологических укладов общественного воспроизводства [1].
Экономические циклы характеризуются сменой повышательной и понижательной фаз своего развития. Материально-техническую базу их динамики составляют периодические обновления технико-технологического производительного капитала.
Очередная понижательная фаза длинного экономического цикла отличается преимущественно экстенсивным характером технологического развития производства и соответственно преимущественным развитием организационно-производственной практической системой промышленного менеджмента.
Очередная повышательная фаза длинного экономического цикла отличается преимущественно интенсивным характером технологического развития производства и, соответственно, преимущественным развитием теоретико-методологической системы промышленного менеджмента, разработкой новых подходов, принципов, методов инструментов управления организациями в изменившихся условиях хозяйствования [9].
Следовательно, развитие экономических циклов сопровождается (в соответствии с организационным законом развития) динамикой управленческих циклов, т.е. циклическим развитием теоретико-методологических и организационно-производственных систем индустриального менеджмента. Каждый очередной цикл таких систем (в соответствии с организационным законом онтогенеза) отличается стадиями зарождения, роста, зрелости и кризиса (завершения).
В непрерывной череде экономических циклов следует выделить временной промежуток 9-10 тыс. лет до н.э. В это время происходит зарождение социального управления, специфической формой которого является современный промышленный менеджмент [7, с. 49].
Социальное управление - процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано, прежде всего, с появлением и развитием разделения и кооперации труда [10].
Переход к металлическим орудиям труда (инструментам) примерно 5 тыс. лет назад и, как следствие, повышение общественной производительности труда привели к возникновению новых общественных институтов (способов взаимодействия людей) и, как следствие, потребовали создания новых форм социального управления. Новыми институтами становятся семья, государство, собственность, храмы.
Какследствие,возникаютнатуральныехозяйствассистемамитрадиционно-семейного управления, храмовые с системами корпоративного управления, государственные хозяйства с системами административно-казенного управления и товарные хозяйства с системами предпринимательско-рыночного управления. Соответственно складываются и получают развитие уклады воспроизводящей экономики - натуральный, храмовый, государственно-казенный и товарно-рыночный.
Историческое развитие этих укладов, их взаимное переплетение порождают эволюцию форм социального управления, в процессе чего переживает особое развитие система предпринимательско-рыночного управления, которая в ХХ в. в США получает название менеджмент.
Появление института государства приводит к возникновению наряду с микроэкономическими (натуральная, храмовая, государственно-казенная и товарно-рыночная) макроэкономических хозяйственных моделей и соответствующих государственных систем управления ими - древневосточной, древнеевропейской (античной) и древнеамериканской [2, с. 9].
Первоначально это были модели организации хозяйствования, основанного на рабском труде, внеэкономическом принуждении и примитивной металлической (инструментальной) технике. Затем на их базе возникают средневековые модели феодального хозяйствования, основанного на крепостном крестьянском труде, внеэкономическом принуждении и ручной инструментальной технике. На этапе функционирования этих моделей рыночная экономика и товарное производство имели вторичное значение [12].
Вторым этапом развития менеджмента можно считать XIX в., когда в ходе промышленного переворота формируются капиталистические макроэкономические модели предпринимательского хозяйствования, основывающиеся на машинном труде, экономическом принуждении и главенствующей роли в экономике рыночных механизмов.
Впоследствии на базе эволюции макроэкономических и микроэкономических моделей хозяйствования возникают и получают развитие системы мезоэкономического территориального (регионального) и местного (муниципального) управления функционированием и развитием соответствующих хозяйственных комплексов.
Вследствие научно-технической революции происходит рождение новой макроэкономической модели наукоемкого предпринимательского хозяйствования, основывающейся на автоматизированном труде, социально-экономическом принуждении к творческой самореализации человеческого ресурса и оптимизации сочетания рыночных и нерыночных механизмов саморегулирования инновационного экономического развития.
Инновационное экономическое развитие в первую очередь связано с появлением новых технологий производства благ, которые создают потребность в новых экономических отношениях по поводу производства, распределения и потребления этих благ. Ключевой особенностью данной взаимосвязи является отсутствие каких-либо элементов саморегулирования. В результате процесса онтогенеза данной системы неизбежно возникают противоречия, которые со временем накапливаются и перерастают в кризисы. Спецификой данных кризисов является то, что их невозможно решить в рамках существующих элементов системы взаимосвязей технологической и экономической сфер.
В целях преодоления возникающих кризисов нужно разрабатывать и реа-лизовывать соответствующие организационные отношения. Необходимость теоретической разработки и систематической практической модернизации этих отношений в сфере промышленного хозяйствования обусловили возникновение и развитие сначала в XIX в. донаучного промышленного менеджмента, а затем, в XX в., - системы научного менеджмента, эволюция которого требует своего проектирования на разворачивающееся XXI столетие [6, с. 4], что, в свою очередь, можно считать третьим этапом развития менеджмента.
Основная функция системы научного менеджмента - прогнозирование развития взаимосвязей и взаимодействия технологических, экономических и управленческих кризисов как особых фаз соответствующих циклов с последующей разработкой управленческих решений их преодоления. Результатом этих процессов становится развитие менеджмента как научной системы, формирующей теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы практического решения проблем преодоления кризисных процессов сначала в управленческой, а затем в технологической и экономической сферах.
Переход к новой исторической эпохе всегда сопровождался определенной технологической революцией, которая стимулировала соответствующие революционные изменения в экономике и управлении.
В целом следует отметить, что при смене технологических и экономических эпох в обществе последовательно протекают кардинальные базовые
взаимосвязанные изменения в технике, экономике, а затем и в управлении. В качестве ключевых в составе этих изменений можно выделить следующие.
Усложняются структура и функции производительных сил, появляются новые элементы и секторы. В производительных силах обществ выявляются новые уровни. Постепенно новые секторы, технологии, подходы, знания становятся ведущими и отчасти перестраивают уклады прежних принципов производства. Производительность труда увеличивается многократно. Резко возрастает излишек благ.
Переход к новому принципу производства позволяет прокормить во много раз большее население. Соответственно, наблюдается либо его количественный рост, либо рост качества и продолжительности жизни. Сильно уменьшается зависимость от природы, и возрастает способность влиять на нее. Принципиально изменяются пределы, поставленные географической средой. Резко увеличивается плотность производственных и экономических контактов между обществами, обмен достижениями, объем потребляемой энергии, информации [8].
Таким образом, на протяжении всей человеческой истории технологический прогресс всегда создавал предпосылки для развития экономического прогресса за счет перетекания новшеств из технологической сферы в экономическую. Данные изменения были как положительными: повышали производительность труда и уровень жизни, так и влекли сбои и порождали кризисы. Данные кризисы были непреодолимы для данных сфер.
Это в свое время обусловило зарождение особой сферы ускорения социально-экономического прогресса - социального управления и его специфической формы - менеджмента. Именно с развитием данной сферы связанно как преодоление кризисов, так и дальнейшее развитие технологического и экономического прогресса.
Изложенные выше теоретико-методологические аспекты анализа проблем и перспектив развития современного менеджмента позволяют сделать следующие выводы. Прежде всего, прогресс развития менеджмента неотделим от технологического и экономического прогресса. При этом, само развитие менеджмента выступает средством разрешения противоречия между новыми технологическими возможностями и устаревшими экономическими условиями производства.
В каждом длинном экономическом цикле не только появляются новые технологии и качественно развивается экономика, возникают предпосылки и потребности в новых системах управления.
Вследствие циклического характера развития технологического и экономического прогресса развитие организационно-управленческих систем приобретает характер сменяющихся циклов. Каждый очередной управленческий цикл в соответствии с законом онтогенеза представляет собой череду сменяющихся стадий.
Современные условия технологического и экономического прогресса объективно стимулируют поступательную динамику предпосылок для возникновения кризисных явлений во взаимодействии научно-технологического развития и социально-экономического прогресса. Элементами подобных
кризисных явлений в том числе является проблема выбора оптимального способа решения задачи по снижению трансакционных издержек потребителя.
Для разрешения этих кризисных явлений понадобится качественно новая система социально-хозяйственного управления. На наш взгляд, ядро такой системы уже формируется. Более того, в настоящее время идет поиск и апробация новых направлений и подходов в развитии менеджмента. Однако анализ литературы позволяет заключить, что в современной управленческой науке нет единого понимания, что составит основу нового менеджмента. По мнению авторов данной статьи, с большой уверенностью можно говорить о том, что ядро принципиально новой системы менеджмента будет базироваться на теории инноваций, стратегическом анализе и проектном подходе к решению управленческих проблем. Именно проектный подход нацелен, прежде всего, на экономию времени, затрачиваемому в сфере интеллектуального производства. Другими словами, он обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе между экономическими агентами, прежде всего, за экономию интеллектуальных ресурсов и скорость вывода на рынок новых инновационных товаров или услуг.
Список литературы
1. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство / пер. с англ. под ред. Ю.В. Гаврилова, Ю.Т. Печатникова. М.: Совет. радио, 1971. 648 с.
2. Иванченко В.М. Исторические особенности становления и трансформации государственной системы управления // Экономист. 2014. № 6. С. 3-11.
3. Коренченко Р.А. Общая теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 286 с.
4. КузьминЕ.А. Нормальные и рецертативные трансакционные издержки в оценках вязкости [Электронный ресурс]. URL: http://magru.net/pubs/4513/ Kuzmin_EA_Normalnye_i_retsertativnye_transaktsionnye_izderzhki_v_otsen-kah_vyazkosti (дата обращения: 03.10.2016).
5. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международ. отношения, 1993. 896 с.
6. Рябухин В.В. К проблеме приоритетов менеджмента современной образовательной организации // Теория и практ. корпоратив. менеджмента. 2015. № 12. С. 128-130.
7. Трифонов Ю.В., Веретенников А.А. Динамическая трансформация теории стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 3-9.
8. Alfirevic N., Bozac M. G. Marin Buble's contribution to the development of management // Management: Journal of Contemporary Management Issues. 2015. Vol. 20, № special issue. Р. 45-52.
9. Dabla-Norris E., Minoiu C., Zanna L.-F. Business Cycle Fluctuations, Large Macroeconomic Shocks, and Development Aid // World Development. 2015. Vol. 69. P. 44-61.
10. Dahlman C.J. The Problem of Externality // Journal of Law and Economics. 1979. Vol. 22, № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cafehayek.com/wp-content/ uploads/2011/11/Carl-Dahlman.pdf (дата обращения: 03.10.2016).
11. Freeman C. Technology, Progress and the Quality of Life [Электронный ресурс]. URL: http://www.http://spp.oxfordjournals.org/content/18/6/407.full. pdf+html (дата обращения: 06.09.2014).
12. Taylor B. In Vogue and at Odds: Systemic Change and New Public Management in Development // Enterprise Development & Microfinance. 2014. № 25. P. 271-287.
13. Teece D.J. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18, № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://www. business.illinois.edu/josephm/BA545_Fall%202013/Teece,%20Pisano%20and% 20Shuen%20(1997).pdf (дата обращения: 10.11.2015).
14. Vrecko I. Project Management as a Tool for Fostering Cooperation between Municipalities in Slovenia // Lex Localis. 2015. № 13. P. 321-350.
Статья получена 12.10.2016
References
1. Johnson, R., Kast, F. and Rozentcvei'g, D. (1971), Sistemy ' i rukovodstvo [Systems and management], Translated by Gavrilov, Yu.V. and Pechatnikov, Yu.T. (ed.), Sovetskoe radio, Moscow, Russia.
2. Ivanchenko, V.M. (2014), "Historical features of the formation and transformation of the state management system", E'konomist, no. 6, pp. 3-11.
3. Korenchenko, R.A. (2003), Obshchaia teoriia organizatcii [The general theory of organization], YuNITI-DANA, Moscow, Russia.
4. Kuz'min, Ye.A. (2012), Normal'nyye i retsertativnyye transaktsionnyye izderzhki v otsenkakh vyazkosti [Normal and recitative transaction costs in viscosity estimates], [Online], available at: http://magru.net/pubs/4513/ Kuzmin_EA_ Normalnye_i_retsertativnye_transaktsionnye_izderzhki_v_otsenkah_vyazkosti (Accessed 3 October 2016).
5. Porter, M. (1993), Mezhdunarodnaya konkurentsiya: konkurentnyye preimushchestva stran [International competition: Competitive advantages of countries], Mezhdunarodnye otnosheniya, Moscow, Russia, 896 p.
6. Ryabuhin, V.V. (2015), "On the problem of the management priorities of modern educational organization, Teoriya i praktika korporativnogo menedzhmenta, no. 12, pp. 128-130.
7. Trifonov, Yu.V. and Veretennikov, A.A. (2014), "Dynamic Transformation of Strategic Management Theory", Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 3-9.
8. Alfirevic, N. and Bozac, M.G. (2015), "Marin Buble's contribution to the development of management", Management: Journal of Contemporary Management Issues, vol. 20. no. special issue, pp. 45-52.
9. Dabla-Norris, E., Minoiu, C. and Zanna, L.-F. (2015), "Business Cycle Fluctuations, Large Macroeconomic Shocks, and Development Aid", World Development, vol. 69, pp. 44-61.
10. Dahlman, C.J. (1979), "The problem of externality", Journal of Law and Economics, vol. 22, no. 1, [Online], available at: http://cafehayek.com/wp-content/ uploads/2011/11/Carl-Dahlman.pdf (Accessed 3 October 2016).
11. Freeman, C. (1991), " Technology, progress and the quality of life", SPRU 25th Anniversary Conference "Science and Public Policy", London, the UK, July 1991, [Online], available at: http://www.http://spp.oxfordjournals.org/content/18/6/407. full.pdf+html (Accessed 6 September 2014).
12. Taylor, B. (2014), 'In vogue and at odds: systemic change and new public management in development", Enterprise Development & Microfinance, no. 25, pp. 271-287.
13. Teece, D.J. (1997), "Dynamic Capabilities and Strategic Management", Strategic Management Journal, vol. 18, no. 7, [Online], available at: http://www. business.illinois.edu/josephm/BA545_Fall%202013/Teece,%20Pisano%20and%20 Shuen %20 (1997).pdf (Accessed 10 November 2015).
14. Vrecko, I. (2015), "Project Management as a Tool for Fostering Cooperation Between Municipalities in Slovenia", Lex Localis, no. 13, pp. 321-350.
Received 12 October 2016
issues of transaction costs improvement: historical background from economists' perspective
Vladimir G. Prudskij
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: [email protected]
Maksim A. Zhdanov
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: [email protected]
Throughout the history of human society, the development of social management is coming. It is caused by technical and economic factors. Development of technological progress leads to the development of economic progress and development of economic progress requires new qualitative changes in organization and management of production and economy of appropriate management systems. As a consequence of this, the development of socio-economic management systems is due to the contradictions between the new technological possibilities and outdated economic conditions of production, the modernization ofthese systems are designed to solve these contradictions.
One of the main issues that have arisen at the present stage of management development, is the problem of choosing the optimal variant of the buyer to reduce transaction costs. This problem is caused by the difficulty in making the choice between significant costs in present and the possibility of success in the long term, and cost-effectiveness in the current period, the most rapid results, but not lasting success in the future. This problem is to solve a fundamentally new system of management, formed on the basis of the existing system of social management based on historical experience.
Key words: management; development of management; post-industrial models of management; post-industrial society; project administration; project management; project approach; transaction costs