УДК 343.9.01:16
Рогова Наталья Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина natalia_r60@mail.ru
Сысоева Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-процессуального права Уральского института Коммерции и права sysoyevatv@rambler.ru
Проблемы определения
МОМЕНТА НАЧАЛА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Natal’ya N. Rogova
сandidate of juridical Sciences, associate professor.
Department of criminal law,
Volga-Vyatka Institute (branch),
Kutafin Moscow State Law University natalia_r60@mail.ru
Tat’yana V. Sysoeva
candidate of juridical Sciences, associate professor Department of criminal law and criminal procedure law,
Ural Institute of Commerce and Law sysoyevatv@rambler.ru
The problem of determining
THE COMMENCEMENT OF CRIMINAL LEGAL PROTECTION OF HUMAN LIFE
Аннотация. В статье исследуется понятие жизни человека, прежде всего ее начального момента. Подробно рассмотрена полемика многих ученых-юристов по поводу определения момента начала жизни. Дается критический анализ некоторых из них. Акцентируется внимание на то, что начало жизни (рождение) это не одномоментный акт, а длительный процесс. Особое внимание уделено разграничению преступного деяния (убийство матерью новорожденного ребенка) от непреступного (аборт). Решается проблема совершенствования уголовно-правовых средств охраны важнейшего права человека - права на жизнь и практики их применения.
Annotation. The article examines the concept of human life, particularly its initial time. The controversy of many scientists-lowers on of the definition of the beginning of life is considered in detail. A critical analysis of some of them is given in the article. The emphasis is made on what is to be considered the beginning of life (time of birth). It is not a momentary act, but a prolonged process. Special attention is paid to the distinction between criminal act (a murder by mother of a newborn child) from non-criminal (an abortion). The problems of improving the legal and criminal means of protection of the most important human right -the right to life and practice of their application are being solved in the article.
Ключевые слова: начало жизни, право на жизнь, убийство, новорожденный ребенок, рождение.
Keywords: beginning of life, right to life, murder, newborn baby, birth
Объектом преступлений главы Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья» являются общественные отношения в сфере безопасности жизни, или сама жизнь человека. Поэтому для установления правильной квалификации рассматриваемых преступлений важным является определение начального момента жизни человека.
Так, в 1923 году С. В. Позднышев писал: «Наиболее убедительным доказательством жизни новорожденного является дыхание. Однако возможны случаи, когда дитя еще не дышало, но уже жило через кровообращение» [6].
Многие авторы начальным моментом жизни признают начало родового процесса или начало физиологических родов. Так, Смирнов Н.К. пишет:
«Медики рассматривают роды как процесс, начинающийся прорезыванием головы ребенка, выходящего из утробы матери, и заканчивающийся отделением ребенка от тела матери и первым самостоятельным вздохом. Следовательно, жизнь человека начинается с момента начала процесса рождения» [11]. Н.И. Загородников писал: «Условным началом жизни человека следует признать начало физиологических родов» [2]. Однако Б. Са-рыев не согласился с указанной позицией и отметил: «Если преступник не может видеть в этот момент даже головки рождающегося ребенка, он не может воспринимать его как живое существо, а видит в нем лишь плод, скрытый в организме женщины. Пока плод не стал появляться из утробы матери, действия, направленные на его уничтожение в процессе родов, нельзя расценивать как убийство» [9].
305
А. А. Ермилов и А. В. Агафонов отметили: «В Конституции РФ не указаны рамки этого физиологического процесса, из чего следует, что основные права и свободы человека принадлежат каждому именно с начала, а не с конца рождения. Согласно тексту закона, убийство новорожденного ребенка возможно уже во время родов. При этом их началом считается появление регулярных схваток. Следовательно, и жизнь человека в уголовно-правовом смысле начинается именно с этого момента» [1]. Нельзя не отметить мнение ученых, согласно которому человеческая жизнь начинается с момента зачатия. Из этого можно сделать вывод, что преднамеренным убийством является и прерывание беременности - [7], [13], [14]. В отечественном уголовном законодательстве такая норма существовала до 1903 года, когда момент зачатия определял начало человеческой жизни. Например, в ст. 343 Свода законов уголовных 1832 года регламентирована ответственность за «умерщвление плода в чреве матери шарлатаном или другими лицами». Таким образом, квалифицированным убийством считался и аборт [4]. В Уголовном уложении 1903 года было проведено разграничение преступлений против жизни. Убийство и умерщвление плода в этом нормативном акте относятся к различным составам преступлений [8]. А.А. Пи-онтковский отмечал в 1939 году: «Когда ребенок не начал еще самостоятельную жизнь, содеянное можно считать убийством не только тогда, когда новорожденный отделился от утробы матери, а, например, нанесения в голову рождающемуся ребенку смертельной раны до момента, когда он начал дышать» [5].
За убийство плода, находившегося в утробе матери со сроком беременности около шести месяцев, предусмотрена уголовная ответственность в Уголовном кодексе штата Нью-Йорк (ст. 125.00). В данном случае от состояния жизнедеятельности плода зависит и определение момента начала жизни человека [11].
В ст. 53 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [12] определен момент рождения ребенка как «момент отделения плода от организма матери посредством родов». Для определения начала жизни человека указанное определение имеет как теоретическое, так и практическое значение. Например, Р. Шарапов отмечает: «Рождением ребенка следует считать момент наступления у беременной женщины первых родовых схваток, когда процесс отделения плода от материнского организма только начинается».
Таким образом, исходя из текста Федерального закона, за еще не появившимся на свет ребенком официально следует признать право на жизнь, когда только начались роды - с момента начала схваток у роженицы. Из этого следует, что виновное посягательство в отношении плода, приведшее к его мертворождению или причинению вреда здоровью должно квалифицироваться как преступление против жизни или здоровья человека. Тогда можно сделать вывод, что если, например, женщина поступила в родиль-
ное отделение медицинского учреждения в состоянии родовых схваток, и прослушивалось сердцебиение плода, который в результате принятия родов оказался мертворожденным, необходимо выяснять причины наступления смерти ребенка. Такие случаи можно рассматривать как преступление с неосторожной формой вины медицинских работников и квалифицировать причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 109 УК РФ.
Причинами такого деяния могут быть: 1) несвоевременное извлечение плода при ненадлежащем исполнении медицинскими работниками профессиональных обязанностей, в том случае, когда должна быть оказана помощь для сохранения жизни ребенка путем медицинского вмешательства (например, операции); 2) отсутствие дежурного врача, который комментирует несвоевременно оказанную помощь различными уважительными причинами (например, невозможность оказания помощи при производстве операции другой роженице). Таким образом, пересмотр определения начала жизни человека имеет значение для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников в случае рождения больного ребенка либо мертворожденного, то есть погибшего во время родов. Для выяснения невиновности или виновности медицинских работников и привлечения их к уголовной ответственности необходимо назначить судебно-медицинскую экспертизу, которая должна ответить на поставленный вопрос о причине наступившей смерти или наступившего вреда здоровью появившегося на свет ребенка. Если смерть или болезнь ребенка явились следствием внутриутробного развития и обусловлены причинами, не связанными с родовым процессом и оказанием медицинской помощи, состав преступления в действиях медицинских работников, очевидно, отсутствует. Если же при нормальном внутриутробном развитии плода и отсутствии каких-либо заболеваний ребенок все - таки погибает во время родов, либо получает травму, необходимо выяснять причины, в том числе связанные с ненадлежащим выполнением своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками.
Н ео бходимо также отметить, что соответственно изменятся правила и при квалификации ст. 105 УК РФ, предусматривающей ответственность за убийство, то есть умышленное лишение жизни другого человека. В рассматриваемом случае совершение убийства роженицы, когда еще только начались роды (родовые схватки) должно квалифицироваться не только по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК, как убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, но и по пункту «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, который предусматривает ответственность за убийство двух или более лиц. Такая квалификация обусловлена тем, что при лишении жизни женщины, находящейся в состоянии родовых схваток, субъект преступления осознает, что лишает жизни не только роженицу, но и плод, который уже достиг состояния жизнедеятельности. Ви-
306
новный предвидит при этом наступление последствий в виде смерти не только женщины, находящейся в состоянии беременности, но и ребенка, уже способного к жизни, и желает наступления последствий в виде смерти потерпевших - роженицы и ребенка, либо не желает, но сознательно допускает наступление смерти обоих, или безразлично относится к наступлению таких последствий. Тогда возникает вопрос, с какого момента можно привлекать виновного за квалифицированное убийство двух или более лиц, учитывая при этом жизнеспособность плода, в случае, если женщина беременна. Очевидно, что виновный по внешним признакам роженицы может определить, что плод уже является жизнеспособным, то есть родовой процесс неизбежно наступит, например, в течение недели или месяца. Возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности виновного за убийство двух и более лиц, - женщины, находящейся в состоянии беременности, и ее ребенка, не только в момент начавшегося родового процесса, но и на более ранней стадии? По-видимому,
Литература:
1. Агафонов А.В. Начало и конец жизни человека, как уголовно-правовые категории / А. В. Агафонов, А.А Ермилов // Сборник статей. Красноярск. 2007, вып. 5., С. 209.
2. Загородников Н.И. Преступления против жизни по советскому уголовному праву М., 1961. С. 31.
3. Лысак Н.И. Ответственность за убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения : автореф. канд. дисс. ... М., 1995, С. 7.
4. Ошелович Б.С. Очерки истории русской уголовно-правовой мысли. М., 1946, С. 134.
5. Пионтковский А.А. Уголовное право. Особенная часть М., 1939. С. 154.
6. Позднышев С.В. Очерк основных начал науки уголовного права. Особенная часть М., 1923, С. 6 .
7. Попов А.Н. преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб. : Юридический центр Пресс, 2001. С. 13
8. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. под общ.ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 9. С. 160.
9. Сарыев Б. Преступления против жизни. Ашхабад, 1978, С. 14.
10. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части : учебник; Под ред. И.Д. Козоч-кина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ВолтерсКлу-вер, 2010, С. 684-685.
11. Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов. Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незна-мовой М., 1997, С. 37.
12. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от
возможно, если по внешним признакам роженицы можно определить, что срок беременности более семи месяцев - таков, что плод находится в состоянии жизнедеятельности и виновный осознает, что лишает жизни двух человек -женщину и ее ребенка, хотя и находящегося в утробе матери, но на момент совершения преступления способного к жизни. Уголовная ответственность за убийство двух и более лиц должна наступать в случае, если виновный достоверно знал о сроках беременности женщины (более семи месяцев).
В заключение изложенного необходимо подчеркнуть, что установление момента начала жизни человека имеет существенное значение при разграничении убийства новорожденного ребенка и причинения ему смерти по неосторожности, от непреступных деяний - вынужденного прерывания беременности по медицинским показателям, а также случаев гибели плода при родах, причинами которых является внутриутробное развитие плода.
Literature:
1. Agafonov A.V. The beginning and end of human life as the criminal legal categories / A.V. Agafonov, A.A. Ermilov // collection of articles. Krasnoyarsk, 2007. Vol. 5. Р. 209.
2. Zagorodnikov N.I. Crimes against life according the Soviet criminal law M.,1961. P. 31.
3. Lisak N.I. Responsibility for the murder committed in the heat of passion : abstract dis. ... cand. Sciences. Moscow, 1995, P. 7.
4. Oshelovich B.S. Essays on the history of Russian criminal legal thought. M., 1946, Р. 134.
5. Piontkovskii A.A. Criminal law. Special Part. Moscow, 1939. Р. 154.
6. Poznyshev S.V. Essay on the basic principles of sc i e nce of criminal law. Part Special. Moscow, 1923. Р. 6.
7. Popov A.N. Crimes against the person under mitigating circumstances. SPb. : Legal Center Press, 2001. Р. 13.
8. The Russian legislation of the X-XX centuries / ed. by O.I. Chistyakov. M., 1984. Vol. 9. Р. 160.
9. Saryev B. Crimes against life. Ashgabat, 1978. P. 14.
10. The criminal law of foreign countries. General and Special Parts : textbook; ed. by I.D. Kozochkin. 3rd ed., rev. and add. M. : VoltersKluver, 2010. Р. 684-685.
11. Criminal law. Special Part : textbook for Universities / ed. by I.Yu. Kozachenko, Z.A. Neznamova. M., 1997. Р. 37.
12. The Federal Law «On the basis of health protection in the Russian Federation» from 21.11.2011.
307
21.11.2011г. № 323-ФЗ (с изм., внесенным ФЗ от 04.06. 2014 № 145-ФЗ). СПС «Консультант Плюс».
13. Шарапов Р. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: опыт юридического анализа // Уголовное право. 2005. № 1. С. 76
14. Шарапов Р. Уголовно-правовое значение юридического определения момента рождения ребенка // Уголовное право. 2012. № 3. С. 75-78.
№ 323-FZ (rev., as amended by Federal Law of 04.06. 2014 № 145-FZ). RLS «ConsultantPlus».
13. Sharapov R. The commencement of criminal legal protection of human life: experience of the legal analysis // Criminal Law. 2005. № 1. Р. 76.
14. Sharapov R. Criminal legal significance of the legal definition of the time of birth // Criminal Law. 2012. № 3. Р 75-78.
308