Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 337 УК РФ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 337 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / CRIMES AGAINST MILITARY SERVICE / PLACE OF CRIME / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Островских Жанна Владимировна, Бодрова Елена Алексеевна

Рассмотрены проблемные вопросы, связанные с определением места начала и окончания самовольного оставления части (ст. 337 УК РФ). Даётся сравнительный анализ различных мест начала и окончания преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ в зависимости от различных юридических конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE PLACES OF COMMITTING A CRIME PROVIDED BY ART. 337 OF THE CRIMINAL CODE

This article addresses the problematic issues associated with determining the place of beginning and end of unauthorized abandonment of a part (Article 337 of the Criminal Code of the Russian Federation). A comparative analysis of various places of the beginning and end of the crime under Art. 337 of the Criminal Code of the Russian Federation, depending on various legal structures.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 337 УК РФ»

УДК 344.131.2

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 337 УК РФ

Островских Жанна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия

г. Иркутск, e-mail: zh888@yandex.ru

Бодрова Елена Алексеевна

аспирант кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса Института государства и права Байкальского государственного университета

г. Иркутск, e-mail: elenabodrova90@mail.ru

PROBLEMS OF DETERMINING THE PLACES OF COMMITTING A CRIME PROVIDED BY ART. 337 OF THE CRIMINAL CODE

Zhanna Ostrovskikh

Candidate of Legal Science, Associate Professor, head of the Department of criminal law East-Siberian branch of The Russian state University of Justice, Irkutsk

Elena Bodrova

Postgraduate of the Department of criminal law, criminology and criminal process Institute of State and Law Baikal State University, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены проблемные вопросы, связанные с определением места начала и окончания самовольного оставления части (ст. 337 УК РФ). Даётся сравнительный анализ различных мест начала и окончания преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ в зависимости от различных юридических конструкций.

ABSTRACT

This article addresses the problematic issues associated with determining the place of beginning and end of unauthorized abandonment of a part (Article 337 of the Criminal Code of the Russian Federation). A comparative analysis of various places of the beginning and end of the crime under Art. 337 of the Criminal Code of the Russian Federation, depending on various legal structures.

Ключевые слова: преступления против военной службы; место совершения преступления; военная служба.

Keywords: crimes against military service; place of crime; military service.

От правильного определения места совершения преступления зависит решение не только правовых вопросов — реализации территориального принципа действия уголовного закона, но и процессуальных — определения места предварительного расследования, а также рассмотрения уголовного дела судом.

Под местом совершения преступления понимается совокупность признаков, характеризующих определенную территорию, на которой совершено общественно опасное деяние.

Следует отметить, что уголовная ответственность за самовольное оставление части наступает только при определённых обстоятельствах, одно из которых — это место совер-

шения преступления. Точное определение места совершения преступления необходимо при определении подследственности и подсудности данной категории уголовных дел, что непосредственным образом влияет на разумность сроков уголовного судопроизводства, тем самым является частью механизма, обеспечивающего принцип гуманизма в уголовном праве. Указание на место совершения преступления содержится в диспозиции ст. 337 УК РФ, а именно:

— часть;

— место службы;

— местонахождение военнослужащего при увольнении из части, при назначении, перево-

де, из командировки, отпуска или медицинской организации1.

Вышеприведенные категории мест самовольного оставления в/части или места службы требуют более детального пояснения, так как имеется некоторая правовая неопределенность.

Так, под частью подразумевается войсковая часть, однако законодательство не содержит понятия войсковой части. Ученые дают следующее определение войсковой части — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооруженных Силах [1]. Войсковая часть имеет принадлежащую ей территорию, которая подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с указанием границ земельного участка.

Под местом службы обычно понимается территория воинской части, но к нему может быть отнесено и место фактического исполнения обязанностей военной службы, например, при полевом выходе, учениях и т. п. Также следует учесть, что в случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы2.

Под местом нахождения военнослужащего при увольнении из части при назначении, переводе, из командировки, неявке из отпуска или медицинской организации необходимо признавать фактическое место нахождение военнослужащего, который, не имея на то законных оснований, покинул войсковую часть или место службы, однако к определённому сроку не вернулся в расположение войсковой части или не прибыл на место службы.

В воинской части и военном учреждении приказами командиров частей и руководителями соответственно, для всех военнослужащих и лиц гражданского персонала устанавливается регламент служебного времени, в том числе для военнослужащих по контракту.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 18.02.2018) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 (ред. от 23.12.2010) // Рос. газ. 2008. № 76.

В данных приказах определен порядок: время прибытия на службу, время окончания, время перерыва на обед и т. д.

Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что способы совершения военнослужащими по контракту преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ, значительно отличаются от способов совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, совершенного военнослужащими по призыву при неявке в срок на службу без уважительных причин.

В указанном случае для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, срок неявки на военную службу четко установлен регламентом начала служебного времени, т. е. военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, обязан явиться на военную службу в войсковую часть или учреждение к началу служебного дня, который определил приказом командир.

Кроме того, для определения места совершения преступлений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 337 УК РФ, необходимо учитывать особенности прохождения военной службы военнослужащими по контракту. Военнослужащий по контракту обязан строго соблюдать регламент служебного времени, который определен и утвержден командиром войсковой части и содержит указания о времени начала и окончания службы, а также иные вопросы организации службы в течение дня. Во внеслужебное время военнослужащий по контракту не ограничен в свободе передвижения. Началом течения срока совершения преступления является неисполнение регламента служебного времени, например неприбытие в войсковую часть на построение и т. д. При установлении начала течения срока совершения преступления также подлежит выяснению вопрос и о местонахождении военнослужащего в это время. Таким образом, такое местонахождение в начале течения срока совершения преступления и будет являться местом начала преступления, предусмотренного ч. 3 или 4 ст. 337 УК РФ.

Так, в качестве примера: с февраля 2017 г. военнослужащий К. проходит военную службу по контракту в войсковой части 44... дислоцированной в пос. Сергеевка Пограничного района Приморского края, в должности «снайпер», в воинском звании «рядовой». По службе К. характеризуется отрицательно.

3(21)/2019

ГЛАГ О Л Ъ

ПРАВОСУДИЯ

В период с 24 июля по 14 декабря 2017 г. К. был временно прикомандирован к войсковой части 58... дислоцированной в г. Иркутске.

14 декабря 2017 г. в войсковой части 58... К. вручено предписание на убытие для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 44... со сроком явки на службу 21 декабря 2017 г.

Однако в 8 часов 21 декабря 2017 г. К., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вопреки взятым на себя в соответствии с заключенным контрактом о прохождении военной службы обязательствам, не желая приступать к исполнению служебных обязанностей по постоянному месту службы, действуя с прямым умыслом, с целью временно отдохнуть от прохождения военной службы и использовать служебное время по своему усмотрению, без уважительных причин и стечения тяжелых обстоятельств не явился в срок, установленный выданным ему предписанием и регламентом служебного времени, на службу — в войсковую часть 44.... дислоцированную в пос. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а убыл к месту жительства своих родственников в г. Черемхово Иркутской области, где стал проживать.

В период с 21 декабря 2017 г. по 22 февраля 2018 г., т. е. свыше одного месяца, К., незаконно находясь вне сферы воинских правоотношений, обязанности военной службы не исполнял, время проводил по своему усмотрению, в органы государственной власти и военного управления, как военнослужащий, незаконно находящийся вне части, не обращался, попыток приступить к исполнению обязанностей военной службы не предпринимал.

22 февраля 2018 г. К. явился в военную комендатуру Иркутского гарнизона, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. 6-я Советская, д. 14/1, где заявил о себе как о военнослужащем, незаконно находящемся вне части, в связи с чем его незаконное нахождение вне сферы воинских правоотношений прекращено.

Таким образом, К., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период с 21 декабря 2017 г. по 22 февраля 2018 г. совершил неявку в срок без уважительных причин на службу продолжи-

тельностью свыше одного месяца, т. е. преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 337 УК РФ.

Вместе с тем необходимо рассмотреть вопрос о том, что если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, проживает на территории части и не является на военную службу свыше 10 суток, а также в случаях, когда незаконно пребывающий вне войсковой части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении войсковой части (месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению, то течение срока отсутствия не прерывается и в его действиях также может быть состав преступления, предусмотренного ч. 3 или 4 ст. 337 УК РФ.

Вызывает особый практический интерес определение места окончания преступления. Данный вопрос решается в совокупности с моментом окончания преступления. Самовольное оставление части или места службы считается оконченным с момента добровольной явки в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержания (например, полицией и т. д.).

Таким образом, местом окончания преступления является место выявления уполномоченными государственными органами военнослужащего, самовольно оставившего часть, место несения службы, а также местонахождение военнослужащего при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации.

Необходимо обратить внимание на то, что уголовное дело в отношении военнослужащего, самовольно оставившего войсковую часть или место службы, подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления.

Несмотря на то что преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, важным фактором является место окончания преступления. Данное преступление будет подсудно суду по месту окончания преступления.

Список литературы

1. Уголовное право России. Общая и Особенная части / отв. ред. Ю. В. Грачева, А. И. Чучаев. М. : Контракт, 2017. 811 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.