Научная статья на тему 'Проблемы определения гендерного равенства'

Проблемы определения гендерного равенства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
721
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бутакова Я. С., Войнов В. П.

Проблема равенства, как и его антитеза, проблема неравенства, многие века занимает человечество. Однако до сих пор не существует единого всеобъемлющего понятия равенства, и иногда даже высказываются сомнения в том, что оно может быть определено как единая социальная категория. Это связано, прежде всего, с многоаспектностью самого понятия. Вашему вниманию предлагается исследование проблемы гендерного равенства и его дефиниции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения гендерного равенства»

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

© Бутакова Я.С., Войнов В.П.

Российский государственный социальный университет, г. Чебоксары

Проблема равенства, как и его антитеза, проблема неравенства, многие века занимает человечество. Однако до сих пор не существует единого всеобъемлющего понятия равенства, и иногда даже высказываются сомнения в том, что оно может быть определено как единая социальная категория. Это связано, прежде всего, с многоас-пектностью самого понятия. Вашему вниманию предлагается исследование проблемы гендерного равенства и его дефиниции.

Теоретическое и практическое значение темы исследования заключено в отсутствии единого доктринального определения и однозначного понимания социумом термина «гендерное равенство». Мировое сообщество оценивает гендерное равенство как неотъемлемую составную часть общей концепции равенства и один из главных векторов развития современного общества, но национальные расхождения в дефиниции не позволяют эффективно реализовать идею гендерного равенства.

Целью исследования является исследование доктринальной дефиниции гендерного равенства, сравнение ее с современной социально-бытовой дефиницией, а также формулирование оптимальной дефиниции отвечающей интегрированным общеметодологическим требования современной науки.

Поставленная цель реализуется посредством следующих задач:

1. исследование процесса становления современной дефиниции гендерного равенства;

2. проведение экспериментального исследования посредством анкетирования молодежи, с целью выявления основных тенденций в области понимания гендерного равенства.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы выдающихся исследователей, таких как Э. Бадентэр, Г. Зиммель,

О. Рябов, У. Штейнберг, Н. Шведова, а также труды Аристотеля, В. Розанова, Н. Бердяева, Т. Гоббса и др. философов.

Предметом исследования являются научные труды ученых и философов, а также результаты анкетирования.

Методы исследования:

1. анализ литературы;

2. проведение экспериментального исследования;

3. математическая обработка данных.

Методология экспериментального исследования - выборочное анкетирование со смешанным типом вопросов.

Инструментарием исследования являются анкеты со смешанным типом вопросов.

Объект экспериментального исследования - молодежь в возрасте от 17 до 23 лет.

Гипотеза исследования - размытость понимания молодежью и отсутствие единой доктринально сформулированной дефиниции термина «гендерное равенство».

Первые теоретические подходы к осознанию проблемы равенства были заложены в эпоху античности. Они нашли отражение в школах киников и стоиков, которые предлагали этическое обоснование равенства и апеллировали к представлениям об общине, в которой нет институционализированной власти, частной собственности и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие.

Следующее направление осмысления темы равенства было артикулировано Аристотелем, который считал, что равенство возможно только между одинаковыми в определенном отношении индивидами, а достижение благ основано на состязательности индивидов, поскольку невозможно найти иную процедуру выделения достойнейших.

Другое направление использует понятие равенства для оправдания естественной иерархии статусов, например, в платоновской государственной утопии или в его же критике демократического устройства полиса. Позднее эта традиция находит развитие у Томаса Гоббса, европейских консерваторов начала XIX века, некоторых сторонников меритократии в XX веке.

В раннем христианстве всеобщее духовное равенство людей выступало как один из основных этических принципов. В эпоху средневековья идеи о фундаментальном и всеобщем духовном равенстве были отвергнуты.

Эпоха просвещения отмечена дальнейшим развитием представлений о равенстве в философии Жан-Жака Руссо и особенно Джона Локка, в экономической концепции Адама Смита и других мыслителей либерального направления. Джон Локк утверждал, что равные от рождения индивиды, т.е. мужчины, заключают между собой соглашение (общественный договор) о создании общего управленческого органа - государства [1].

Для социалистов (Г.Б. Мабли, Морелли, Г. Бабеф, Сен-Симон, Ф.М.Ш. Фурье) главным было равенство в доступе к материальным благам и в удовлетворении потребностей людей.

Очевидным является, что равенство в работах выдающихся мыслителей не ассоциировалось с гендерным равенством. До конца XVIII века вопрос о равенстве женщин и мужчин не поднимался.

Впервые категория гендерного равенства была полноценно осмыслена в работе Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949). Здесь впервые была поставлена проблема подавления феминного в культуре. Общество, считает де Бовуар, конституирует мужское как позитивную культурную норму, а женское как негативное, как отклонение от нормы, как «другое». Общественная группа, обозначаемая как «чужая» / «чуждая» или «другая», получает свидетельство о «неполноценности и лишается права на «равенство», констатировала де Бовуар.

Дефиниция «гендерное равенство» претерпела, как минимум, четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми, вне зависимости от пола, как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. Идеи «уравнивания» женщин и мужчин имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, «двойное бремя» нагрузки на женщин, появление «соломенных» сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. При этом равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами [2].

Вторым этапом в понимании гендерного равенства было осознание необходимости равенства прав всех граждан в условиях демократизации общества. Реализация этого, безусловно, прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных групп.

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки гендерного равенства в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством в возможности осуществить эти права. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет «уравнять шансы», предоставить «равный старт» дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется «позитивной дискриминацией».

Четвертым этапом в развитии понятия генденого равенства должно стать признание равенства личной социальной ценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Индивидуальная социальная ценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна

быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальными общественными мерами [3].

В современной социальной и гуманитарной науке принято считать, что решающую роль в формировании гендерных различий играет не биологический пол, а те социальные и культурные смыслы, которые общество приписывает факту анатомических различий [4]. Такой подход позволяет по-новому посмотреть на проблему гендерного равенства. Так как гендерные различия оказываются социально и культурно сконструированными, то, с одной стороны, это позволяет выдвигать задачу ликвидации дискриминации по полу там, где основанием для дискриминации выступает биологический пол (например, на рынке труда, где репродуктивная роль женщин часто является основанием для профессиональной дискриминации). С другой стороны, существование реальных гендерных различий между женщинами и мужчинами, в жизни является основанием ограничения прав людей по признаку пола [5].

Особый интерес представляет исследование социально-бытового, не доктринального понимания дефиниции гендерного равенства.

С этой целью нами было опрошено 63 человека: 17 женщин, 46 мужчин. Респондентам было задано 5 идентичных вопросов.

В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением о том, что равенство мужчины и женщины необходимо для современного общества?» 91 % женщин дали положительный ответ, в то время как 69 % мужчин не согласны с данным тезисом, на основании чего можно сделать вывод, что настроения мужской части направлены на сохранение существующего гендерного неравенства, безусловно имеющего место в современном обществе.

В рассмотрении вопроса касательно отношения к гендерным привилегиям, мы получили следующую картину. 47 % женщин позитивно относятся к существованию каких-либо привилегий в силу половой принадлежности. Соответственно 53 % женской части респондентов относятся к существованию данного явления негативно. У мужчин прослеживается похожая картина, 54 % опрошенных позитивно относятся к подобного рода привилегиям и 46 % - негативно.

Следующим было предложено выбрать наиболее приемлемое определение понятию равенства мужчины и женщины. На выбор было предложено 3 варианта дифинции. В итоге были получены следующие результаты: 70 % женщин и 47 % мужчин ассоциируют это понятие, как «абсолютное равенство прав и обязанностей», 30 % женщин и 43 % мужчин соотносят это понятие с «равенством социальных ролей». И 10 % мужчин

предполагают это, как «возможность принимать на себя роли противоположного пола».

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос: «Допускаете ли Вы возможность существования в современном обществе «женских обязанностей» (например, домашнее хозяйство) и «мужских обязанностей» (связанных, например, с физическим трудом)». 78 % женщин и 80 % мужчин согласны с возможностью существования разделения обязанностей, вероятно, в силу наличия определенных гендерных стереотипов, зачастую действующих, как социальные нормы.

И в заключении был задан вопрос «Согласны ли Вы, принять на себя социальную роль противоположного пола (являясь мужчиной заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством, являясь женщиной заниматься тяжелым физическим трудом)». Были получены интересные результаты. Женская часть в целом не против примерить на себя социальную роль противоположного гендера. 58 % согласны с данным тезисом и 42 % готовы взять на себя эту роль в крайнем случае. Обратная картина наблюдается у мужчин. 41 % респондентов негативно отнеслись к возможности взять на себя не свойственные им обязанности и 41 % согласились бы на это лишь в случае крайней необходимости.

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Социально-бытовые дефиниции сводится к формальному уравниванию прав и обязанностей гендеров, в то время как в доктрине превалирует дифиниция о равных стартовых условиях и различии связанных с их биологическими особенностями при отсутствии какой-либо дискриминации;

2. Сохранение исторически сформировавшихся гендерных социальных ролей является необходимым условием определения дефиниции «гендерное равенство»; теория формального уравнивания в правах мужчин и женщин на практике (в виде формирования и реализации социальных проектов, формирования соответствующего законодательства), является утопией, поддерживает природный вектор развития личности, противоречит гендерной физиологии;

3. В настоящий момент мы являемся свидетелями формирования нового социального сознания в области гендерных отношений. Социум приблизился к осознанию бесперспективности существования в обществе гендерных привилегий.

Таким образом, при формировании, реализации социальной политики государства, в целях социального равенства, программ и проектов, затрагивающих гендерные интересы граждан, мы предлагаем исходить из следующего определения гендерного равенства.

Гендерное равенство - это установление гармоничных отношений партнерства между мужчиной и женщиной; создание условий для полной реализации мужского и женского потенциала, выражающихся в равенстве потенциальных возможностей, равенстве личностного статуса, идентичной системе ценностей не зависящей от гендерных признаков и равной оценке значимости обществом гендерных социальных ролей.

Список литературы:

1. Красова Е.Ю. Словарь гендерных терминов. - М. : Информация -ХХ век, 2002. - 256 с.

2. Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. -Новосибирск : 2006.-110 с.

3. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. -2001. - Т. 22. - № 3. - С. 100-115.

4. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 131-143.

5. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера. Гендерные тетради. Выпуск первый. - СПб. : Филиал Института социологии РАН, 1997. - С. 94124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.