Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / расходы / ассигнования / государственные (муниципальные) услуги / государственные (муниципальные) работы / budget / expenses / appropriations / state (municipal) services / state (municipal) works

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Г. Пауль

Делается попытка раскрыть признаки и содержание бюджетно-правового понятия бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Обосновывается мнение о том, что в настоящее время за счет этих бюджетных ассигнований финансируются оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством, иными юридическими лицами услуги (работы) в их понимании, предусмотренном федеральными законами, а также исполнение государственных (муниципальных) функций. При этом оказание государственных (муниципальных) услуг отличается от выполнения государственных (муниципальных) работ по кругу их потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS CONCERNING DETERMINING OF BUDGETARY APPROPRIATIONS ON THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES (PERFORMANCE OF WORKS) IN BUDGETARY LAW

The paper attempts to reveal the features and content of the budgetary and legal concept of budgetary allocations for the provision of state (municipal) services (performance of works). On the opinion of the author, the budgetary allocations fi nances services (works) in their understanding provided for by federal laws. That services (works) could be provided (performed) by state authorities (local self-government bodies), state (municipal) institutions and, in cases established by legislation, other legal entities, and the execution of state (municipal) functions. At the same time, the provision of state (municipal) services differs from the performance of state (municipal) works in the circle of their consumers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/4/202-208

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ) В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ

А. Г. Пауль

Воронежский государственный университет

SOME PROBLEMS CONCERNING DETERMINING OF BUDGETARY APPROPRIATIONS ON THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES (PERFORMANCE OF WORKS) IN BUDGETARY LAW

A. G. Paul Voronezh State University

Аннотация: делается попытка раскрыть признаки и содержание бюджетно-правового понятия бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Обосновывается мнение о том, что в настоящее время за счет этих бюджетных ассигнований финансируются оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством, иными юридическими лицами услуги (работы) в их понимании, предусмотренном федеральными законами, а также исполнение государственных (муниципальных) функций. При этом оказание государственных (муниципальных) услуг отличается от выполнения государственных (муниципальных) работ по кругу их потребителей. Ключевые слова: бюджет, расходы, ассигнования, государственные (муниципальные) услуги, государственные (муниципальные) работы.

Abstract: the paper attempts to reveal the features and content of the budgetary and legal concept of budgetary allocations for the provision of state (municipal) services (performance of works). On the opinion of the author, the budgetary allocations finances services (works) in their understanding provided for by federal laws. That services (works) could be provided (performed) by state authorities (local self-government bodies), state (municipal) institutions and, in cases established by legislation, other legal entities, and the execution of state (municipal) functions. At the same time, the provision of state (municipal) services differs from the performance of state (municipal) works in the circle of their consumers. Key words: budget, expenses, appropriations, state (municipal) services, state (municipal) works.

Расходы бюджетов представляют собой важнейшее понятие бюджетного права. Основной целью бюджетного права является финансирование расходов бюджетов, обеспечение расходами бюджетов реализации полномочий публично-правовых образований.

Расходы бюджетов более приоритетны по сравнению с доходами бюджетов и источниками финансирования дефицита бюджетов. По общему правилу первоначально должны планиро-

© Пауль А. Г., 2023

ваться расходы бюджетов, а затем изыскиваться средства для их финансирования1.

1 В. А. Лебедев указывал, что «известный размер потребностей государства составляет нечто неизбежное, а средства свои государство должно брать из всей массы народного дохода в размере надобности, никак не более» (Лебедев В. А. Финансовое право : учебник. М., 2000. С. 173). Подобной точки зрения придерживался И. Т. Тарасов, который писал, что « в государственном хозяйстве преобладают такие потребности, которые непременно должны быть удовлетворены, а потому правильнее определить сначала эти потребности и затем указать средства удовлетворения их» (Тарасов И. Т. Очерк науки

Механизм осуществления расходов бюджетов складывается из нескольких инструментов. Сюда включаются расходные обязательства (с учетом всех из разновидностей), а также бюджетные ассигнования. Эти средства играют различную роль в процессе организации выделения средств из бюджетов.

Расходные обязательства закладывают основы для дальнейшего осуществления расходов. Расходные обязательства, как следует из их определения в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), могут быть обусловлены различным отраслевым законодательством или соответствующими договорами (соглашениями), создающими обязанности публично-правового образования выделить бюджетные средства.

Бюджетные ассигнования с учетом ст. 6 БК РФ - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения вышеуказанных расходных обязательств. Бюджетные ассигнования закрепляются в законе (решении) о бюджете и тем самым обеспечивают реализацию расходных обязательств. Фактически бюджетные ассигнования являются тем бюджетно-право-вым инструментом, который помогает увязать отраслевое законодательство, формирующее расходные обязательства, и бюджетное законодательство, обеспечивающее их реализацию.

БК РФ (ст. 69) устанавливает закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Тем самым бюджетное законодательство ориентирует на то, что расходные обязательства должны формироваться с учетом указанных в БК РФ видов бюджетных ассигнований и в соответствии с требованиями, которые здесь предъявляются. В противном случае бюджетное законодательство не сможет обеспечить беспрепятственную реализацию таких расходных обязательств.

В литературе давно отмечалось, что бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях2. Фактически такой режим, требования и ограничения создаются нормами о конкретных видах бюджетных ассигнований.

финансового права // Финансы и налоги: очерки теории и политики. М., 2004. С. 149.

2 См.: Карандаев И. Ю. Понятие «бюджетные сред-

ства» в контексте финансирования деятельности бюд-

жетных учреждений в Российской Федерации //

Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5.

В настоящее время БК РФ включает 8 основных видов бюджетных ассигнований, которые в дальнейшем подразделяются на разветвленную систему подвидов.

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) являются одним из центральных видов бюджетных ассигнований. Одновременно этот вид бюджетных ассигнований состоит из самого большого числа подвидов и разновидностей. Статья 69.1 БК РФ подразделяет бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на пять подвидов, а далее большинство из них также подразделяются на более мелкие разновидности. Такое место этого вида бюджетных ассигнований требует четкого понимания их сущности и признаков. Законодатель, вводя новые подвиды бюджетных ассигнований, должен понимать, какие из них могут быть отнесены к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ. Как представляется, четкое выделение таких признаков в бюджетном законодательстве отсутствует.

Статья 6 БК РФ дает определение государственных (муниципальных) услуг (работ), понимая под ними услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В данном определении фактически указаны лишь субъекты, которые такие услуги (работы) оказывают (выполняют). Но сами признаки этих услуг (работ), которые отражали бы их сущность, в БК РФ не указаны.

Исторически этот вид бюджетных ассигнований появился в бюджетном законодательстве в 2007 г. в результате масштабной реформы правового регулирования расходов бюджетов3. Первоначально он именовался ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Выполнение работ в названии не упоминалось. Одновременно в БК РФ поя-

3 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

вилось понятие самих государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, под которыми понимались услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Как отмечали специалисты в то время, «в отличие от ранее действующего порядка осуществления расходов бюджетов бюджетные средства теперь выделяются государственным (муниципальным) учреждениям не на их содержание, а на оплату оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг»4.

При введении этой новации предполагалось, что «бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг предусматриваются на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате заключения органами государственной власти (органами местного самоуправления) и бюджетными учреждениями договоров гражданско-правового характера (трудовых соглашений, государственных (муниципальных) контрактов) либо установления иных условий предоставления бюджетных средств на возмездной основе при осуществлении возложенных на них функций»5.

В конце 2008 г. эти понятия изменились. Понятие государственных услуг дополнилось работами. Кроме того, из него убрали указание на получателей услуг (физических и юридических лиц) и на возможность оказания их как безвозмездной основе, так и по установленным тарифам. В итоге государственные (муниципальные) услуги (работы) стали определяться как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лица-

4 Гарнов И. Ю. Изменения структуры и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2008 г. // Аудиторские ведомости. 2008. № 7.

5 Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ми. Одновременно поменялось и наименование соответствующего вида бюджетных ассигнований, которые стали называться ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Причины этой корректировки при внесении соответствующего законопроекта не пояснялись. Сами изменения появились лишь при принятии его Государственной Думой РФ во втором чтении.

Действующая редакция понятия государственных (муниципальных) услуг (работ) принята в 2010 г. в рамках реформы государственных (муниципальных) учреждений6. Как видно из приведенного выше их определения, содержащегося в ст. 6 БК РФ, оно потеряло еще несколько признаков и стало еще более неопределенным. Был исключен признак оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Кроме того, возможность их оказания (выполнения) юридическими лицами, не являющимися органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, ограничили случаями, прямо установленными законодательством Российской Федерации.

При выявлении признаков государственных (муниципальных) услуг (работ), видимо, сразу следует отметить, что здесь вряд ли помогут разработанные в гражданском праве понятия работ и услуг. Бюджетное право, регулируя предоставление бюджетных ассигнований, касается именно государственных (муниципальных) услуг и работ, т. е. тех, сущность и особенности которых определяются публичным правом. В связи с этим необходимо обратиться к тем определениям государственных (муниципальных) услуг, которые имеются в публичных отраслях, в существующих здесь нормативных правовых актах.

В законодательстве понятие государственных (муниципальных) услуг закреплено в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»7. Здесь под государственной (муници-

6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федер. закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Об организации предоставления государственных

и муниципальных услуг : федер. закон от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

пальной) услугой фактически понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих данные услуги.

В этом понятии имеется несколько ориентирующих моментов. Из него видно, что государственные (муниципальные) услуги определяются как деятельность по реализации функций государственных (муниципальных) органов, причем речь идет лишь о федеральных и региональных исполнительных органах власти, органах местного самоуправления и государственных внебюджетных фондах. Видовым отличием закон называет то, что эти функции осуществляются по запросу заявителей. Ученые отмечали, что формальным признаком, трансформирующим государственную, муниципальную функцию в государственную, муниципальную услугу, является заявительный (запросный) порядок предоставления, а также распространение результата услуги исключительно на заявителя8.

Как представляется, использование такого понимания государственных (муниципальных) услуг для определения понятия бюджетных ассигнований является несколько узким. На ограничительный характер понимания государственных (муниципальных) услуг в обозначенном законе указывалось в литературе9. Ученые обращают внимание на более широкое понимание государственных (муниципальных) услуг в бюджетном законодательстве, которое относит к субъектам, оказывающим государственные (муниципальные) услуги, не только федеральные и региональные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды, но и иные государственные органы, государственные (муниципальные) учреждения, а также иные юридические лица, если это установлено законода-

8 См.: МатейковичМ. С.,ВергунАМ.Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти : соотношение понятий // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5.

9 См.: Зенин С. С. Правовые формы оказания государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7.

тельством РФ10. На самом деле, в состав ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг входят, например, различные субсидии бюджетным и автономным учреждениям (ст. 69.1, 78.1, 78.2 БК РФ). Это обстоятельство свидетельствует о том, что понятие государственных (муниципальных) услуг, закрепленное в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и охватывающее деятельность лишь исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, оказывается узким для адекватного описания содержания ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Такая ситуация объясняется тем, что наряду с государственными (муниципальными) услугами, упоминаемыми в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выделяют государственные (муниципальные) услуги, оказываемые в контексте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»11. На Едином портале бюджетной системы Российской Федерации отмечается, что «государственная услуга - услуга, оказываемая органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положе-

10 См.: Терещенко Л. К. Государственные и муниципальные услуги : проблемы правоприменения // Журнал российского права. 2018. № 10.

11 О внесении изменений в отдельные законодатель-

ные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федер. закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ния государственных (муниципальных) учреждений». Федеральный Закон № 83-Ф3 был принят в рамках бюджетной реформы, проводимой Правительством Российской Федерации, и касается всех участников процессов предоставления и потребления государственных (муниципальных) услуг. Федеральный закон от № 210-ФЗ принят в рамках административной реформы, проводимой с 2003 г., и регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества)12. Добавление этого вида государственных (муниципальных) услуг позволяет более адекватно отразить объект финансирования рассматриваемого вида бюджетных ассигнований.

Однако остается вопрос, следует ли ограничивать сферу бюджетно-правового финансирования лишь теми государственными (муниципальными) услугами, которые обладают вышеуказанным сформированным в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» признаком их оказания по запросам заявителей.

Системное толкование норм бюджетного законодательства свидетельствует об обратном.

Статья 69.2 БК РФ включает в состав бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг регулируемые ст. 70 БК РФ ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений. В то же время с учетом понятия казенного учреждения, данного в ст. 6 БК РФ, это учреждение осуществляет как оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ, так и исполнение государственных (муниципальных) функций. В связи с этим понятие казенного учреждения косвенно (с учетом необходимости финансирования всех направлений его деятельности) расширяет понятие услуги, фактически включая государственные (муниципальные) функции в понятие государственных (муниципальных) услуг.

Ученые обращали внимание на необходимость разграничить понятия «функция» и «услуга» путем внесения соответствующих измене-

12 URL: https://budget.gov.ru/rocceKTop/rocya;ap-ственные-услуги (дата обращения: 01.07.2023).

ний в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, а также привести нормы действующего БК РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ в части оказания государственных и муниципальных услуг и установить единое определение данных правовых категорий13. Но пока это не сделано, приходится выявлять смысл соответствующих понятий, используемых в бюджетном законодательстве, путем системного толкования.

В целом финансовые органы имеют свое видение на соотношение услуг и функций. Как отмечает департамент бюджетной политики Министерства финансов РФ, «главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе полномочиями, связанными с монопольным положением государства. К таким полномочиям можно отнести осуществление действий по контролю и надзору, выдаче разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрации актов, документов, прав, объектов, осуществление иных юридически значимых действий. Необходимо отметить, что выполнение указанных функций возможно только казенным учреждением. При этом, учитывая, что сферы деятельности федеральных казенных учреждений законодательством Российской Федерации не ограничены, данные учреждения могут оказывать государственные услуги в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, а также исполнять государственные функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти14.

Само по себе появление таких писем, разъясняющих применяемые термины, свидетельствует о неочевидности их содержания и необходимости их законодательного определения.

Понятие казенного учреждения, а также обозначение рассматриваемого вида бюджетных ас-

13 См.: Давыдова И. П. Государственные (муниципальные) услуги и функции : сущность правовых категорий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9.

14 Письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. № 0201-09/26422. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

сигнований в целом указывает на еще одну особенность финансируемых из бюджета видов деятельности - работы. Этот термин был включен в понятие ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в 2008 г. Каких-либо специальных определений в бюджетном законодательстве, а также в ином публично-правовом законодательстве относительно этого понятия не содержится. Такое положение приводит ученых к мысли о том, что «по-видимому, здесь сказалось влияние гражданско-правовой доктрины, которая традиционно разделяет работы, применительно к которым ценность имеет результат, и услуги, представляющие интерес с точки зрения самого процесса. С публично-правовых позиций это терминологическое различие не является принципиальным, в особенности в сравнении с европейским понятием публичных служб (услуг), которое является наиболее общим и отличается чрезвычайно широким содержанием. Потому представляется допустимым применять понятие услуг в качестве обобщающего»15.

Видимо, применение гражданско-правовых конструкций и определений не сможет помочь в разграничении государственных (муниципальных) работ и государственных (муниципальных) услуг. По крайней мере действующее подзаконное правовое регулирование по-иному трактует эти понятия. Министерство финансов РФ предлагает исходить из того, что «если деятельность осуществляется в интересах конкретного потребителя - юридического или физического лица, то ее можно именовать услугой. Если же получателем услуги является общество в целом (услуга является так называемой услугой коллективного пользования), то такую деятельность можно отнести к категории работ»16. Иными словами, Министерство финансов РФ устанавливает отличия указанных понятий в зависимости от состава потребителей услуг и работ, от определенности этого состава.

Проведенное исследование истории формирования понятия бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных)

15 Винницкий А. В. Публичные услуги в ЕС и России : конституционные основы и законодательное регулирование // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 3.

16 Письмо Минфина России от 27 марта 2014 г. № 0204-10/13477. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

услуг (выполнение работ), а также системное толкования норм публичного права, затрагивающих это понятие, приводит к выводу о том, что состав финансируемых за счет этого вида бюджетных ассигнований видов деятельности постепенно расширяется. Видимо, это обстоятельство повлекло постепенное исключение из определения государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) многих первоначальных включенных в него признаков. Оказалось, что такие признаки не позволяют финансировать виды деятельности, в финансировании которых появлялась потребность. Однако это одновременно привело к повышению неопределенности данного понятия.

Фактически сейчас за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) могут финансироваться оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами услуги (работы) в их понимании, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также исполнение государственных (муниципальных) функций. Оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) работ различается по кругу их потребителей, где у услуг он конкретен, а у работ - нет.

С учетом роли бюджетного права и его места в правовом регулировании, а также обозначенного выше значения бюджетных ассигнований понятие рассматриваемого вида ассигнований должно иметь свои основы в ином отраслевом публичном законодательстве. Отсутствие унифицированного понимания государственных (муниципальных) услуг, работ, функций не дает бюджетному праву в настоящее время закрепить четкое определение бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение (работ). В то же время будет положительным моментом, если такая унифи-

кация начнет осуществляться на системной основе с учетом целей и задач бюджетно-право-вого регулирования.

Библиографический список

Винницкий А. В. Публичные услуги в ЕС и России : конституционные основы и законодательное регулирование // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 3.

Гарнов И. Ю. Изменения структуры и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2008 г. // Аудиторские ведомости. 2008. № 7.

Давыдова И. П. Государственные (муниципальные) услуги и функции : сущность правовых категорий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9.

Зенин С. С. Правовые формы оказания государственных и муниципальных услуг// Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7.

Карандаев И. Ю. Понятие «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5.

Лебедев В. А. Финансовое право : учебник. М. : Статут, 2000. (Серия: Золотые страницы финансового права России).

Матейкович М. С., Вергун А. М. Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти : соотношение понятий // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5.

Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права // Финансы и налоги : очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. (Серия: Золотые страницы финансового права России).

Терещенко Л. К. Государственные и муниципальные услуги : проблемы правоприменения // Журнал российского права. 2018. № 10.

References

Davydova I. P. State (municipal) services and functions: the essence of legal categories // Constitutional and municipal law. 2013. No. 9.

Garnov I. Y. Changes in the structure and requirements of the Budget Code of the Russian Federation in 2008 // Audit statements. 2008. No. 7.

Karandaev I. Yu. The concept of "budgetary funds" in the context of financing the activities of budgetary institutions in the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2014. No. 5.

Lebedev V. A. Financial Law : textbook. Moscow, Statute, 2000 (Ser.: Golden Pages of Financial Law of Russia).

Mateikovich M. S., Vergun A. M. State, municipal services and functions of public authorities : correlation of concepts // Constitutional and municipal law. 2020. No. 5.

Tarasov I. T. An essay on the science of financial law // Finance and taxes : essays on theory and politics. Moscow : Statute, 2004. (Ser.: Golden Pages of Financial Law of Russia).

Tereshchenko L. K. State and municipal services : problems of law enforcement // Journal of Russian Law. 2018. № 10.

Vinnitskiy A. V. Public services in the EU and Russia: constitutional foundations and legislative regulation // Comparative Constitutional Review. 2013. No. 3.

Zenin S. S. Legal forms of rendering state and municipal services // State power and local self-government. 2014. No. 7.

Воронежский государственный университет Пауль А. Г., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права E-mail: pag@law.vsu.ru

Поступила в редакцию: 19.07.2023

Для цитирования:

Пауль А. Г. Проблемы определения бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в бюджетном праве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 4 (55). С. 202-208. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/4/202-208.

Voronezh State University Paul A. G., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Financial Law Department E-mail: pag@law.vsu.ru

Received: 19.07.2023

For citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Paul A. G. Some problems concerning determining of budgetary appropriations on the provision of state (municipal) services (performance of works) in budgetary law // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 4 (55). P. 202-208. DOI: https:// doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/4/202-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.