Научная статья на тему 'Проблемы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время'

Проблемы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8429
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ОПЛАТА ТРУДА / ДОПЛАТЫ / СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ) / УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ / ВЫПЛАТЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / COMBINING PROFESSIONS (TITLES) / FEE BASED MEDICAL SERVICES / WORKING HOURS / LABOR COMPENSATION / ADDITIONAL PAYMENTS / INCREASE OF WORKFLOW VOLUME / INCENTIVE PAYOUTS / STAFF SCHEDULE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Казалось бы, существует незыблемое правило о недопустимости оказания платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях в основное рабочее время. Однако, как видно из предлагаемого материала, это не так. В ряде случаев учреждения просто обязаны оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время. Распространенное мнение о недопустимости оказания платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях не подтверждается требованиями нормативных документов. Более того, в ряде случаев медицинские работники обязаны оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время. Однако в этой сфере существуют объективные ограничения, которые необходимо учитывать. Одновременно нужно придерживаться четких правил оплаты труда работников при оказании ими платных медицинских услуг в основное рабочее время. Многие из них четко прописаны в Трудовом кодексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges with labor compensation at the time of providing medical services within main working hours schedule

Wide spread opinion on in admissibility of fee based medical services provision instate (municipal) organizations is not confirmed by requirements of normative documents. Moreover, in the number of cases, medical staff was obliged to provide fee based medical services within main working hours schedule. However, this sphere encounters objective normative which is necessary to take in to consideration. Simultaneously, it is important to follow strict rules on labor compensation of employees when they provide fee based medical services within the main hours schedule. Many of them are accurately written down in the Labor Codex.

Текст научной работы на тему «Проблемы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время»

Консультирует «М3»

От редакции:

Казалось бы, существует незыблемое правило о недопустимости оказания платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях в основное рабочее время. Однако, как видно из предлагаемого материала, это не так. В ряде случаев учреждения просто обязаны оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

Ф.Н.Кадыров,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ В ОСНОВНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

УДК 331.23

Кадыров Ф.Н. Проблемы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия)

Аннотация. Распространенное мнение о недопустимости оказания платных медицинских услуг в государственных (муниципальных) учреждениях не подтверждается требованиями нормативных документов. Более того, в ряде случаев медицинские работники обязаны оказывать платные медицинские услуги в основное рабочее время. Однако в этой сфере существуют объективные ограничения, которые необходимо учитывать. Одновременно нужно придерживаться четких правил оплаты труда работников при оказании ими платных медицинских услуг в основное рабочее время. Многие из них четко прописаны в Трудовом кодексе.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, рабочее время, оплата труда, доплаты/, совмещение профессий (должностей), увеличение объемов работ, выплаты стимулирующего характера, штатное расписание.

Допустимость оказания платных медицинских услуг работниками государственных (муниципальных) учреждений в основное рабочее время является крайне сложной и дискуссионной проблемой как с точки зрения самой допустимости оказания платных медицинских услуг в подобных случаях, так и с точки зрения оплаты труда. Часто приходится слышать категоричные заявления о недопустимости оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время.

При рассмотрении вопроса о допустимости или недопустимости оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время нужно иметь в виду два основных аспекта этой проблемы:

— наличие нормативных актов, прямо запрещающих или разрешающих это;

— обоснованность и формы ограничений (запретов) на оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время в целях предупреждения возможных нарушений законодательства.

Прежде всего отметим, что федеральное законодательство не только не запрещает оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время, но и, как будет показано ниже, прямо предусматривает такую

© Ф.Н.Кадыров, 2014 г.

NP5 Менеджер

2014 ‘

Консультирует «М3»

возможность при определенных условиях. Поэтому сам по себе факт оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время не является противозаконным.Важно определить, не ведет ли это к каким-либо нарушениям.

Действительно, имеется целый ряд положений законодательства, касающихся этой проблемы. Во-первых, трудовое законодательство допускает, наряду с основной деятельностью, выполнение дополнительных видов работ в основное рабочее время. Для платных медицинских услуг исключения не сделано.

Во-вторых, законодательство прямо устанавливает право на оказание платных медицинских услуг сверх установленного задания. В п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится: «Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях».

В этом положении содержится логика разрешения оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время. Государственные (муниципальные) учреждения получают государственные (муниципальные) задания, а также задания, утвержденные комиссией по разработке территориальных программ ОМС (при работе в системе ОМС). Превышение этих объемов дает право самому учреждению в дальнейшем предоставлять услуги за плату. То есть если учреждение выполнило дневной план, далее оно может оказывать платные услуги. Это касается в том числе отдельного работника.

С этой логикой многие согласны. Исходя из этого посыла, часто вводятся ограничения по

оказанию платных медицинских услуг в основное рабочее время, например, разрешают оказание платных услуг лишь в случае выполнения планового задания по основной должности. На первый взгляд, логичное ограничение. Однако оно оправдано далеко не всегда. «Сверх установленного задания» не означает «после выполнения установленного задания». Важно, чтобы плановые объемы были выполнены в установленное время. Очередность в целом ряде случаев не играет роли (например, возможно одновременное оказание бесплатных и платных услуг при лабораторных исследованиях с использованием высокопроизводительных анализаторов).

Логика вышеприведенного и других положений Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предполагает, что оплате подлежат лишь объемы медицинской помощи, установленные государственным (муниципальным) заданием либо решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Сверх этих объемов оплата оказанных услуг не гарантируется, и учреждение не обязано оказывать плановую медицинскую помощь сверх установленных заданий (экстренную помощь учреждения обязаны оказать в любом случае). Именно исходя из этих заданий, определяется численность медицинских работников, а также плановые показатели работы конкретных врачей. При превышении плановых показателей оказание плановой медицинской помощи может быть приостановлено. Действующее законодательство допускает это.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» плановая медицинская помощь — это «медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не тре-

7енеджер №5

здравоохранения 3014

Консультирует «М3»

бующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью».

Поэтому плановая медицинская помощь может быть перенесена по срокам, отложена и в ряде случаев в основное рабочее время может оказываться медицинская помощь на платной основе. Другое дело, что если при этом длительность ожидания плановой медицинской помощи не должна превышать сроки, установленные территориальной программой госгарантий, — в этом случае страховые организации могут наложить штрафы.

Конечно, нужно понимать, что во всех подобных случаях ответственность за отсутствие нарушений ложится на руководителя учреждения.

Далее. В ряде случаев медицинские работники в силу требований законодательства просто не могут отказать в оказании пациентам платных медицинских услуг в свое основное время. При этом на вполне законных основаниях платные пациенты получат медицинскую помощь в приоритетном порядке, «потеснив» бесплатных. В частности, это касается оказания на платной основе экстренной медицинской помощи. Широко распространена ошибочная точка зрения о полной недопустимости оказания медицинской помощи в экстренной форме на платной основе. Однако это не так. Законодательство не допускает отказ от оказания экстренной помощи независимо от наличия или отсутствия оплаты, но допускает оказание экстренной медицинской помощи за плату по желанию пациента, в рамках договоров добровольного страхования или с предприятиями и в ряде других случаев.

Так, государство прямо устанавливает обязанность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию за плату медицинской помощи в экстренной форме. Это касается, например, сотрудников органов внутренних дел. Речь

идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от № 1232 от 30 декабря 2011 г. «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения». Предусмотренный данным постановлением Примерный договор предполагает оказание на платной основе медицинской помощи и иных медицинских услуг сотрудникам органов внутренних дел при отсутствии по их месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения медицинских организаций МВД или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи. При этом медицинскую помощь оплачивает, конечно, не сам пациент, а уполномоченный орган МВД. Но в соответствии с законодательством эта ситуация подпадает под понятие «платные медицинские услуги».

В подобных случаях врач не может отказать пациентам в оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время и пациентам, претендующим на бесплатную помощь в плановой форме, придется подождать. Нарушения законодательства в данном случае нет.

Поэтому нужно руководствоваться не запретами, а более обоснованной логикой: необходимо определить, не приведет ли в конкретных случаях оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время к каким-либо нарушениям или нет и уже, исходя из этого, решать вопрос о том, требуются ли какие-либо ограничения. Как правило, это могут быть нарушения двух видов:

— нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Это может иметь место, например, тогда, когда вместо пациентов, имеющих право на бесплатную помощь, принимают пациентов, оплативших

NP5 Менеджер

2014 ‘

Консультирует «М3»

свое лечение и т.д. В итоге те, кто имел право на бесплатную помощь, либо оказываются в конце очереди, либо вообще не получают медицинскую помощь (в данный день, в данном учреждении и т.д.);

— финансовые нарушения (необоснованная оплата труда сотрудников за счет средств ОМС, не выполнивших планы и принимающих платных пациентов и т.д.).

Рассмотрим эти возможные нарушения более подробно. Всегда ли оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время означает нарушение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь? Конечно же, нет. Понятно, что если хирурги в основное рабочее время оперируют «платного» пациента, они в это время (как правило, достаточно длительное) не могут оказывать бесплатную медицинскую помощь. Однако здравоохранение представляет собой достаточно разнообразную сферу, где возможны различные варианты. Так, современное лабораторное оборудование (анализаторы и т.д.), как правило, позволяет выполнять гораздо больший объем исследований в короткие сроки, чем это необходимо для оказания бесплатной помощи. В ряде случаев (в силу параллельности выполняемых процессов) дополнительные закладки (вакунтей-неры, пробирки и т.д.) вообще никак не влияют на скорость выполняемых исследований или влияют несущественно. Важна еще одна особенность лабораторной службы: сотрудники учреждения, непосредственно выполняющие исследования (врач лабораторной диагностики и т.д.), в этом случае не имеют прямых контактов с пациентами и в большинстве случаев не знают, выполняют ли они исследования для «платного» пациента или «бесплатного». Возникает закономерный вопрос: зачем в подобных случаях запрещать оказывать платные лабораторные исследования в основное рабочее время? Условия (сроки, качество и т.д.) оказания бесплатной медицинской помощи ухудшаются? Нет? Логично ли в подобных случаях запре-

щать оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время? Нет. Если же следовать подобным запретам, то придется дополнительно запускать оборудование во внерабочее время (что приводит к его износу и дополнительным затратам учреждения на электроэнергию, промывку аппаратуры и т.д.), предлагать пациентам приходить натощак в послеобеденное (после основной работы сотрудников) время и т.д. Это противоречит и требованиям экономической эффективности, и здравому смыслу вообще.

Другая аналогичная сфера, где можно разрешить оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время, — это выполнение физиотерапевтических, аппаратных и иных исследований и процедур, где лечебный или диагностический процесс осуществляет медицинская аппаратура, а персонал лишь прикрепляет аппаратуру, включает и выключает ее и т.д. — это касается случаев простоев, наличия незагруженной аппаратуры и т.п.

Во многих случаях без серьезных опасений можно разрешить оказание платных услуг в основное рабочее время и при оказании медицинской помощи в стационарах. Например, врач, медсестра и т.д. наряду с 20 или 30 пациентами могут обслуживать и специально выделенную дополнительную платную палату (койку) с платным пациентом. Будет ли это означать, что качество и доступность бесплатной медицинской помощи обязательно снизятся? Конечно же, не обязательно. Во-первых, есть такие понятия, как рационализация труда, повышение его производительности или интенсивности и т.д., которые обеспечивают увеличение объема выполняемых работ в единицу времени. Во-вторых, практика расширения зон обслуживания широко распространена и в рамках бюджета или ОМС. В-третьих, как будет показано выше, Трудовой кодекс прямо предусматривает возможность расширения зон обслуживания, увеличения объема выполняемых работ и т.д. в основное рабочее время.

енеджер №5

здравоохранения 3014

ВО

Кроме того, для контроля за качеством остаются в силе стандарты медицинской помощи, контроль со стороны страховых медицинских организаций и государственных органов и т.д.

Следует иметь в виду, что не только само предоставление работникам права на оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время требует четкого обоснования и контроля, но и порядок оплаты труда — тоже. Очень часто учреждения просто устанавливают работникам доплаты, производят выплаты в соответствии с принятыми в учреждениях положениями об оплате труда и т.д., но доказать обоснованность подобных выплат при проверках зачастую не могут.

Между тем, как это ни кажется на первый взгляд странным, действующее Трудовое законодательство содержит четкое обоснование возможности оказания платных услуг в основное рабочее время.

Статья 60.2 Трудового кодекса называется «Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором». Уже само название статьи говорит о том, что в ней рассматриваются вопросы выполнения дополнительных работ в основное рабочее время. А это как ситуация оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время.

В данной статье говорится: «С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены), наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем

Консультирует «М3»

расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня».

Оплата труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время подпадает под действие статьи 151 Трудового кодекса, которая называется: «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором». В соответствии с этой статьей «При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)».

Таким образом, когда оказание платных медицинских услуг подпадает под рассматриваемые ситуации, следует четко руководствоваться формулировками Трудового кодекса, сделав на него ссылки. Это будет служить аргументированности оплаты труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время.

№5

2014

Менедже1

Консультирует «М3»

При этом следует иметь в виду очень важный момент: совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания предполагает наличие соответствующего вакантного фонда оплаты труда и соответствующих вакантных должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг. В рамках действующей нормативной базы руководители учреждений самостоятельно утверждают штатные расписания и могут вводить соответствующие должности. Тем более это касается должностей, вводимых за счет платных услуг. Так, в Письме Минздрава России от 25.10.2012 №16-5/10/2-3238 «О направлении Методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб»» говорится о целесообразности учитывать и такой фактор, как «наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой, и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности... В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор. Данные о численности персонала, финансируемого за счет платных услуг, содержатся в отчетной форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (Приказ Росстата «Об утверждении формы» от 31.12.2010 №483, таблица 1200, раздел «Штаты отделений (кабинетов) платных услуг»).

Если же таких вакантных должностей нет, то целесообразно оплату за оказание платных медицинских услуг в основное время осуществлять в виде выплат стимулирующего характера, предусмотрев их в локальных

нормативных актах со ссылкой на то, что соответствующие выплаты вводятся в рамках введения эффективного контракта (это то, чего, возможно, не было раньше и что вводится в рамках эффективного контракта). Политически это очень выигрышная ссылка: бороться с эффективным контрактом проверяющим не с руки.

Таким образом, целесообразно по возможности строго придерживаться вышеприведенных положений и формулировок Трудового кодекса — оспорить приказы, положения об оплате труда учреждения, прямо основанные на положениях трудового законодательства, а также нормативных актах, касающихся эффективного контракта, гораздо сложнее. У работников, профсоюзов, администрации учреждений появляется гораздо больше возможностей оспорить решения проверяющих через комиссии по трудовым спорам, трудовую инспекцию или суды.

Нередко приходится слышать высказывания по поводу того, что доплаты за расширение зон обслуживания, совмещение профессий (должностей) допустимы только в рамках основного источника финансирования и недопустимо работникам, финансируемым за счет, например, ОМС, устанавливать доплаты за счет другого источника в одно и то же рабочее время. Однако, во-первых, нет нормативных документов, устанавливающих такие требования. Во-вторых, в здравоохранении имеется довольно большая практика оплаты труда за счет разных источников в основное рабочее время:

— в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» до 2013 года источником дополнительных выплат был федеральный бюджет, при том, что основная оплата работников участковой службы, фельдшеров осуществлялась за счет средств ОМС;

— доплата работникам женских консультаций, родильных домов и т.д., работающих в системе ОМС по «родовым сертификатам», осуществляется за счет средств Фонда социального страхования.

7енеджер №5

здравоохранения 3014

Консультирует «М3»

Как видим, никаких ограничений на оплату труда в основное рабочее время за счет различных источников финансирования нет.

Конечно, все вышесказанное не означает отсутствия ограничений на оказание платных медицинских услуг в основное время. Важно определить — чьи это полномочия. Ответственность за организацию оказания медицинской помощи, отсутствие нарушений и т.д. несет руководитель учреждения, поэтому именно он и должен решать: разрешать ли в конкретной ситуации оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время или нет, и если да, то с учетом каких ограничений.

Поэтому ограничения в рассматриваемой сфере должна устанавливать администрация учреждений. Однако ограничения, носящие чисто запретительный характер, дают мало пользы — учреждение просто лишается части своих возможных доходов. Здесь нужен дифференцированный подход с учетом экономической целесообразности и требований законодательства.

В частности, могут быть введены следующие ограничения на дополнительную оплату труда при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время. Например, работнику, не выполнившему плановые показатели по оказанию бесплатной медицинской помощи, дополнительная оплата за счет платных медицинских услуг может не начисляться (даже если работник обязан оказать эту платную услугу в основное рабочее время, как это, например, предусмотрено в отношении сотрудников МВД, о чем было сказано выше).

Существуют и предусмотренные нормативными правовыми актами формы таких ограничений. В Приложении № 3 к Программе, утвержденной Распоряжением №2190-р, имеется понятие «условия получения выплат». Таким условием может быть выполнение установленных работнику плановых показателей по оказанию бесплатной медицинской помощи.

В этом есть резон: работник должен отработать зарплату на свою ставку, финансиру-

емую за счет бюджета или ОМС. Кроме того, недопустимо, чтобы работники, не выполняющие плановые показатели, предлагали пациентам оказывать помощь на платной основе, поскольку, не выполняя плана, они сами во многом способствуют созданию очередей.

Регулировать такие ситуации можно при помощи целого ряда экономических мер:

— оплачивать только платные услуги, выполненные сверх плана, когда суммируется общее количество услуг, выполненных на платной и бесплатной основе;

— при невыполнении плановых показателей сокращать штатные должности в рамках бюджета или ОМС, приводя их в соответствие с объемом выполненных работ;

— оплачивать платные услуги при невыполнении плана по основной должности по пониженным расценкам и т.д.

Кроме того, зачастую в таком регулировании нет необходимости. Если работник оплачивается сдельно за объем оказанных услуг в рамках ОМС без гарантирования выплаты оклада, то недовыполнение плана по ОМС и так оборачивается для него убытком.

Нужно учитывать и то, что оказание платных услуг — как правило, наиболее эффективное, с экономической точки зрения, направление деятельности учреждения, необходимое к тому же для достижения уровня оплаты труда, предусмотренного Указом Президента № 597. Поэтому нет необходимости необоснованно сдерживать объем оказываемых платных услуг. Ограничения должны быть обоснованными.

Таким образом, мы видим, что оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время и соответствующая оплата вполне возможны, но только в рамках действующего законодательства с недопущением нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь и финансовых нарушений. Оплата труда работников при этом должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства и локальными нормативными актами, трудовыми договорами с работниками.

№5 Менеджер

2014 ‘

Консультирует «М3»

Литература

1. Валова С.Стимулирующие и премиальные выплаты в бюджетных учреждениях// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2010. — № 9.

2. Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги в здравоохранении. Том 1.//Под ред. академика РАМН В.И. Стародубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. — 200 с.

3. Красавцев Д. Проблемы и перспективы развития платных медицинских услуг// http://www.remedium.nj/public/journal/reiTi_volga/new/cletail.php2IDH9910.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Марков А. Частные медицинские услуги//http://www.farosplus.ru/index.htm?/mtmi/mt_49/ /obzor_chast_med.htm.

5. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 2. — С. 6-15.

6. Хайруллина И.С. Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы//Под редакцией: академика РАМН В.И. Стародубова. — М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2011. — 328 с.

7. Экономика здравоохранения//Под науч. ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. — Москва, 2009.

UDC 331.23

Kadirov F.N. Challenges with labor compensation at the time of providing medical services within main working hours schedule (FSB/ «Central scientific research institute of the organization and information of public health services Ministry of HealthCare of the Russian Federation», Moscow, Russia)

Abstract. Wide spread opinion on in admissibility of fee based medical services provision instate (municipal) organizations is not confirmed by requirements of normative documents. Moreover, in the number of cases, medical staff was obliged to provide fee based medical services within main working hours schedule. However, this sphere encounters objective normative which is necessary to take in to consideration. Simultaneously, it is important to follow strict rules on labor compensation of employees when they provide fee based medical services within the main hours schedule. Many of them are accurately written down in the Labor Codex.

Keywords: fee based medical services, working hours, labor compensation, additional payments, combining professions (titles), increase of workflow volume, incentive payouts, staff schedule.

Органайзер

VII «ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ®»

Дата проведения: 28-30 мая 2014 г.

Место проведения: г. Санкт-Петербург, конференц-зал гостиницы «Азимут»

(Лермонтовский пр-т, 43/1, м. «Балтийская», «Технологический институт»)

В программе:

• ГЧП и Концессия — первый опыт и перспективы

• Практические аспекты работы клиники

• Корпоративная культура в кризис: инвестиции или расходы?

• Как сделать клинику успешной: рекомендации лидеров медицинского рынка

• Менеджмент в центрах МРТ/КТ.

• Как развивать взаимовыгодное партнерство клиник и страховых компаний по ДМС.

• Новые медицинские технологии в практику

Подробнее: www.medforumspb.ru. Дополнительная информация: по эл. почте: mm@medforumspb.ru или по телефону 8-903-099-32-93 Регистрация на сайте: www.ПeтepбypгcкийMeдицинcкийФopyм.pф

енеджер №5

здравоохранения 3014

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.