Научная статья на тему 'Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации'

Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЛАТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / PAYMENT FOR MEDICAL CARE / CITIZENS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеев Э. А., Тимофеева И. М.

Оказание и оплата медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» имеет важное значение для России. В статье рассматриваются существующие на сегодняшний момент проблемы и предлагаются способы их решения в соответствии с действующим законодательством и полномочиями органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеев Э. А., Тимофеева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of payments processing for medical care provided to the citizens of the Republic of Belarus, temporarily residing in the Russian Federation

Delivery and payment of medical assistance to the citizens of the Republic of Belarus in the framework of the Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus «On equal rights of citizens» is important for Russia. The paper examines existing at the moment the problem and suggests ways to address them in accordance with applicable law and the authority of government

Текст научной работы на тему «Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации»



Э.А. Гордеев,

заместитель директора, начальник юридического управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.М. Тимофеева,

начальник отдела правового обеспечения финансовой и хозяйственной деятельности юридического управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 614.2

Гордеев ЭЛ., Тимофеева И.М. Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация: Оказание и оплата медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» имеет важное значение для России. В статье рассматриваются существующие на сегодняшний момент проблемы и предлагаются способы их решения в соответствии с действующим законодательством и полномочиями органов власти. Ключевые слова: ооплата медицинской помощи; граждане Республики Беларусь.

В настоящей статье рассматривается проблема оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации.

Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 года — последний по времени в прошедшем тысячелетии, но имеющий огромное значение «билль о правах». Он аккумулирует все предыдущие идеи прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. В соответствии со статьей 35 Хартии каждый человек имеет право на доступ к системе профилактических мер в сфере здравоохранения и право пользоваться медицинской помощью на условиях, предусмотренных национальным законодательством и обычаями.

В то же время, согласно Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни или инвалидности.

В настоящее время в нашей стране установлено, что все иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, в зависимости от их правового статуса делятся на три категории:

Э.А. Гордеев, И.М. Тимофеева, 2013 г.

1енеджер №В

здравоохранения 3013

1) постоянно проживающие в Российской Федерации — лица, получившие вид на жительство;

2) временно проживающие в Российской Федерации — лица, получившие разрешение на временное проживание;

3) временно пребывающие в Российской Федерации — лица, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В 2009 году был принят Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который своими нормами вывел категорию временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан за пределы правового регулирования социального страхования.

С 1 января 2010 года возникли многочисленные вопросы применения данных норм у работодателей, в организациях которых работали такие граждане, что повлекло социальную возмущенность и проблемы взаимодействия работников и работодателей, в том числе и в такой сфере социального обеспечения, как бесплатное оказание медицинской помощи.

Кроме того, с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» было закреплено положение о том, что застрахованными лицами являются только постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане. Таким образом, категория временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан была сознательно оставлена без гарантированной бесплатной медицинской помощи. Правовые нормы, закрепляющие и детализирующие положения федерального закона, были прописаны во вновь приятном

нормативно-правовом акте — Постановлении Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Особо следует выделить граждан Республики Беларусь, которые имеют статус временно пребывающих в Российской Федерации. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан», гражданам обеих стран предоставляются равные права, в том числе на социальное обеспечение.

Следует отметить, что в Российской Федерации нормы международного договора имеют преимущественную силу перед нормами национального гражданского права, на что указано в том числе и в Федеральном законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», однако, другие нормы этого же закона содержат положения, которые нарушают права белорусского гражданина, имеющего статус временно пребывающего в Российской Федерации, которому за период работы в России отчисления на обязательное страхование не производятся.

Кроме того, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» закрепляет нормы, согласно которым граждане Республики Беларусь, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государствен-

№в Менеджер

2013 здравоохранения /

ных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

На настоящий момент таким работникам в государственных медучреждениях бесплатно оказывается только медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Иное лечение для них возможно только на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного медицинского страхования.

Следует отметить, что основной целью государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках сложившейся ситуации федеральный орган исполнительный власти, имеющий право на тот момент времени давать разъяснения по вопросам в сфере здравоохранения, — Минздравсоцразвития Российской Федерации, в связи с неразре-шенностью и большой социальной значимостью данного вопроса опубликовал Информационное письмо, в котором указал, что гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, вне зависимости от принадлежности к системе обязательного медицинского страхо-

вания медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации оказывается наравне с гражданами Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации, имеет большое социальное значение и вызывает трудности в правоприменении с учетом направленности политики Российской Федерации на реализацию на должном уровне прав и свобод человека и гражданина, как гражданина Российской Федерации, так и иностранного гражданина.

Учитывая сложившуюся обстановку, видятся два пути решения указанной проблемы:

1. Закрепление на федеральном уровне обязанности оплачивать медицинскую помощь, оказанную гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации, с указанием конкретного источника финансирования таких расходов.

2. С учетом Информационного письма Минздравсоцразвития Российской Федерации и согласно положениям Соглашений и Договоров о сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь установить в нормативно-правовом акте субъекта Российской Федерации порядок оплаты медицинской помощи, оказанной такой категории граждан за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации.

1. Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 года.

2. «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 года.

енеджер №в

здравоохранения 3013

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан».

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

8. Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

9. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

10. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

11. Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.07.2011 №201/10/2-7112 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

UDC 614.2

Gordeev E.A., Timofeeva I.M. The problems of payment for medical care provided to the citizens of the Republic of Belarus, temporarily residing in the Russian Federation (The Regional medical insurance fund of Saint-Petersburg, Saint-Petersburg, Russia)

Abstract. Delivery and payment of medical assistance to the citizens of the Republic of Belarus in the framework of the Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus «On equal rights of citizens» is important for Russia. The paper examines existing at the moment the problem and suggests ways to address them in accordance with applicable law and the authority of government. Keywords: payment for medical care; citizens of the Republic of Belarus.

NPG

3013

Менеджв]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.