Научная статья на тему 'Проблемы олигополий в антитрестовском законодательстве США'

Проблемы олигополий в антитрестовском законодательстве США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / СГОВОР / OLIGOPOLY / COMPETITION / COLLUSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байрамова Ж. М., Кутуев Р. Ф.

В статье представлен обзор горизонтальных соглашений между олигополистическими структурами на примере антитрестовского законодательства США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of oligopolies in USA antitrust legislation

The article presents an overview of horizontal agreements between oligopolistic structures on the example of USA antitrust laws.

Текст научной работы на тему «Проблемы олигополий в антитрестовском законодательстве США»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 330

ПРОБЛЕМЫ ОЛИГОПОЛИЙ В АНТИТРЕСТОВСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США

© ж. М. БАЙРАМОВА, Р. Ф. КУТУЕВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected], [email protected]

Байрамова Ж. М., Кутуев Р. Ф. - Проблемы олигополий в антитрестовском законодательстве США // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 219-221. - В статье представлен обзор горизонтальных соглашений между олигополистическими структурами на примере антитрестовского законодательства США.

Ключевые слова: олигополия, конкуренция, сговор.

Bayramova Z. M., Kutuev R. F. - Problems of oligopolies in USA antitrust legislation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 219-221. - The article presents an overview of horizontal agreements between oligopolistic structures on the example of USA antitrust laws.

Keywords: oligopoly, competition, collusion.

Олигополистические рынки могут генерировать сверхконкурентные цены даже тогда, когда сами продавцы проявляют недовольство их уровнем. Способность олигополистов реализовывать сверхприбыли на основе понимания своей взаимообусловленности и предвидения реакций конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства или уровне цен на свою продукцию выдвигает фундаментальные проблемы перед антимонопольным законодательством, призванным обеспечивать контроль над доминантным поведением фирм и над осуществляемыми ими согласованными действиями. Ни одна из фирм не должна иметь или стремиться получить монопольное положение на рынке. В то же время, сам по себе факт сознательного параллелизма не является доказательством о наличии соглашения.

Признание щекотливости разработки проблем олигополии в антитрестовском законодательстве имеет длительную историю. Благодаря трудам ученых и юристов 30-40-х гг. проблемы олигополии были включены в повестку дня разработчиков антитрестовской теории. Большое влияние на умонастроения оказало исследование поведения фирм, действующих в отраслях, отличающихся высокой концентрацией производства, предпринятое Эдвардом Чемберленом и Генри Симонсом. Описывая принципы установления цен олигополистами, Чемберлен пришел к выводу, что поскольку результатом снижения цен кем-либо неизбежно является уменьшение его собственной прибыли, никто не желает снижать цены, и хотя все продавцы совершенно свободны, равновесие цен сохраняется, как будто между продавцами установлено монополи-

стическое соглашение. Год спустя Симонс предложил программу реструктурирования крупных отраслевых предприятий, предусматривавшую их дробление на мелкие независимые подразделения.

Начиная с 40-х гг., решение вопросов, связанных с применением закона Шермана к олигополистическим фирмам, привлекает всеобщее внимание. Подобное положение обещает сохраниться и в будущем. Современные методы применения антитрестовского законодательства, похоже, вынуждают предпринимателей работать в условиях действия жесткой правовой доктрины, запрещающей конкурентам договариваться о ценах и о правилах ведения коммерческой деятельности. В конце 70-х гг. Министерство юстиции США расходовало значительные средства на уголовное преследование нарушителей положений законодательства о недопустимости установления фиксированных цен и других горизонтальных соглашений, признаваемых незаконными. Увеличение риска, связанного с прямой согласованностью действий, дало сильный толчок к тому, чтобы фирмы перешли к тактике, сопряженной с меньшей угрозой оказаться под следствием и в особенности объектом расследования «большого жюри», -однако позволяющей достигнуть тех же результатов, что и прямое обсуждение цен и объемов производства.

С конца 40-х и до 60-х гг. в экономической науке господствовал структуралистический подход к анализу организации производства. Структурная модель рассматривала суперконкурентные цены олигополии чуть ли не как единственно возможные, поскольку небольшое число предприятий имело возможность или открыто сговориться о повышении цен, или прий-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

ти к тому же результату независимо, просто следуя за ценовыми лидерами и повторяя их действия. Для описания последнего феномена, часто называемого «молчаливым сговором» или «администрированием цен», структуралисты предложили стратегию, которая предполагала: 1) пересмотр содержания понятия «соглашение» для целей ясного описания взаимосвязанной параллельной деятельности; 2) строгий запрет на горизонтальные слияния, способствующие созданию новых или усилению старых олигополий; 3) разукрупнение существующих олигополий. Серьезное внимание в 1960-1970-х гг. привлекли к себе первый и третий методы, в то время как второй подход поддерживал жизнь в политике горизонтального слияния до начала 1980-х.

В 70-х - 80-х гг. во взглядах структуралистов произошел раскол, приведший к созданию Чикагской школы. Чикагская школа выступила с критикой двух основных моментов в структуралистской диагностике олигополии. Исследования Джорджа Стиглера середины 60-х в области тайных сговоров вскрыли те проблемы, с которыми сталкивались конкуренты при попытках достигнуть явного соглашения о сокращении производства. Стиглер одним из первых указал на то, что участники картеля вынуждены не только согласовать единую цену, но и обеспечить механизмы, которые позволяли бы им выявлять и наказывать отступников. Одним из результатов его работы явился отказ от тезиса структуралистов о том, что само признание существования взаимной зависимости подталкивает фирмы к одновременному повышению цен. и если благодаря центробежным силам явные картели проявляли тенденции к распаду, то тайные попытки согласования цен скорее всего были обречены на провал, поскольку всё «соглашение» заключалось в том, что стороны ударяли по рукам. Второй момент подвергся критике со стороны Гарольда Демсеца, Йеля Брозена и других ученых, скептически оценивавших ранние публикации, в которых указывалось на сильную положительную связь между концентрацией производства в рамках отрасли и ее прибыльностью. В своих работах они показали, что далеко не все фирмы, действующие на олигополистических рынках, имеют возможность извлекать сверхприбыли, и высказали предположение, что компании, добившиеся более высокой отдачи капиталовложений и закрепившиеся на более широком сегменте рынка, добились этого за счет более высокой производительности, а не за счет внутриотраслевого согласования своих действий. Взгляды представителей Чикагской школы оказали сильное воздействие на экономическую политику и способствовали пересмотру антитрестовской доктрины и политики правоприменения, проводимой в области олигополистических структур с конца 70-х и на протяжении 80-х гг. Поскольку эффективность тайного согласования была спорной и не исключала провалов, федеральные органы применения антитрестовского законодательства в борьбе с горизонтальными ограничениями сосредоточили усилия на преследовании прямых соглашений по ограничению выпуска продукции. Суды и адми-

нистративные службы с готовностью одобрили идею о том, что крупный размер корпорации и ее место на олигополистическом рынке являются свидетельством большей эффективности. Это обусловило осторожный подход к решению вопросов о разукрупнении фирм в олигополиях и привело к ослаблению контроля за горизонтальными слияниями.

С начала 80-х гг. многие экономисты подвергали пересмотру концепцию тайного сотрудничества, выдвинутую Чикагской школой. В модели Стигле-ра сотрудничество в рамках картеля исследовалось в контексте осуществляемого фирмами взаимодействия. В более поздних работах проблема взаимодействия рассматривалась не как изолированное явление, а как часть общей «постоянной игры», участники которой живут постоянным ожиданием новых встреч. В отдельных экономических моделях переход от эпизодического сотрудничества к постоянному участию в «игре» рассматривается как предпосылка согласования фирмами своего поведения на рынке без необходимости заключать специальные соглашения.

Согласно этим моделям, успешное согласование действий зависит от того, насколько хорошо фирма справляется с двумя основными задачами. Первая задача состоит в том, чтобы установить ясные принципы («фокус»), на базе которых фирма будет принимать ценовые решения. например, фирма может опубликовать каталог, включив в него формулу расчета цен на выпускаемые товары, а затем объявить о соответствующем процентном повышении цен в связи с общим повышением цен на товары данной группы. Такой каталог покажет конкурентам, как эта фирма будет определять цены в будущем, а ссылка на их процентное увеличение покажет, насколько увеличатся цены. Это отразит особенности тех ценовых «решений», с помощью которых фирма старается подтянуться до нужного уровня цен. Второй задачей является потребность убедить конкурентов в том, что фирма способна наказывать отступников, поведение которых отклоняется от «фокуса». Для того чтобы сделать реальной угрозу наказания, фирмы могут прибегнуть к различной тактике. Так, включая в свои контракты пункт об обязательстве продать товар покупателю по более низкой цене или освободить его от обязательств, поставщики имеют возможность следить за снижением цен со стороны конкурентов и принимать соответствующие меры. уточнение модели тайных сговоров Стиглера двояко отразилось на состоянии антитрестовской политики в отношении олигополии. С одной стороны, большее внимание стало уделяться тактике фирм, используемой для сигнализирования о том, что они готовы присоединиться к общему курсу и согласовывать свое поведение с остальными компаниями. Механизмы тайных сговоров и иные способы облегчить ведение дел детально учтены в мероприятиях федеральных органов правоприменения. С другой стороны, изменились принципы анализа слияний фирм, являющихся прямыми конкурентами.

В центре проблем олигополии стоит вопрос о том, можно ли считать установление параллельных

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»

цен, вытекающее из понимания олигополистами своей взаимной зависимости, согласованными действиями.

Олигополистический рынок характеризуется согласованными действиями, в которых проявляется тайное соглашение между продавцами. на концент-рированых рынках продавцы должны, понимая свою сильную зависимость, добровольно подчиняться олигополистическим ценам. Это обусловливает согласованность их действий даже в тех случаях, когда между ними отсутствуют прямые контакты. Продавцы передают свои предложения другим участникам рынка в виде ограничения выпуска (тем самым поддерживая свои цены выше уровня предельных издержек). Если олигополистическому ценообразованию суждено добиться успеха, то продавцы обязаны сотрудничать друг с другом и в такой области, как сокращение выпуска продукции. Поскольку тайные соглашения или внеконкурентное ценообразование не являются характеристиками, внутренне присущими олигополистической рыночной структуре, а напротив, предполагают волеизъявление продавцов, они являются нарушением антитрестовского законодательства.

Тайные соглашения существенно не отличались от формальных картельных соглашений, за исключением того, что их легче было утаить. С помощью достаточно простых мер можно понизить ожидаемую выгоду от заключения тайных соглашений. Поведение олигополии нельзя считать жестко заданным: опасаясь, что конкуренты могут надуть или просто отреагировать «нерационально», действующие на таких рынках фирмы постоянно встают перед необходимостью решать вопрос о своем участии в «сговоре», особенно когда им приходится принимать решения о ценах или объеме выпуска продукции. Следовательно, освобождение от ответственности не является чем-то непрактичным. Соответствие олигополии интересам продавца будет проверено нормой прибыли, сравненной с уровнем риска и прибыли на других рынках.

Политика по отношению к слияниям является одним из важнейших элементов антитрестовского законодательства, направленным на предотвращение сверхконкурентного олигополистического ценообразования. Важной задачей политики в вопросе о слияниях является предотвращение попыток консолидации фирм, приводящих к возникновению новых олигополий или усилению и без того значительного уровня концентрации рынка. Поскольку эта задача остается постоянной, совершенствование теории олигополии привело к двум важным изменениям в рассмотрении слияний. Признание трудностей, с которыми сталкиваются фирмы при попытках координации действий без прямого обмена гарантийными обязательствами, заставило суды и органы надзора намного терпимее относиться к концентрации (и к крупным горизонтальным слияниям).

Второй особенностью является то, что центр анализа слияний сместился в сторону оценки тех характеристик фирм и отраслей, которые способствуют или препятствуют явным или тайным попыткам

координации действий. Современная точка зрения на слияния во многом остается еще в плену старой олигополистической теории, согласно которой большая концентрация обусловливает большую вероятность успешности межфирменной координации. Хотя тезис этот является предметом давних споров, анализ слияний намного усложнился ввиду необходимости ответить на вопрос о том, почему специфические сделки либо способствуют, либо препятствуют использованию индивидуальной или коллективной рыночной власти.

Анализ современных концепций деконцентрации олигополий ведет свое начало с работы Карла Кей-сена и Дональда Тернера, появившейся в 1959 году. В книге, вобравшей в себя синтезированное изложение антитрестовских законов и экономических теорий того времени, авторы указывали, что принципиальным недостатком современного антитрестовского законодательства является его неспособность справиться с рыночной властью объединившихся олигополистов. ученые советовали разработать новое законодательство, с помощью которого можно было бы начать процесс перестройки структуры концентрированных отраслей, и обеспечили основу для выработки аналогичных рекомендаций главам юридических комиссий, научным колллективам и отдельным ученым, исследовавшим те же проблемы в 60-х - 70-х гг. Вообще говоря, реализация предложений о деконцентрации могла бы разбить олигополистическую структуру, если бы существующая концентрация являлась результатом единственно правомерного использования соответствующих привилегий или если бы роспуск компаний приводил к утрате существенных экономий, обусловленных ростом производства (эффектом масштаба).

Предложения о деконцентрации не были включены в законодательство, однако они оказали сильное (и неожиданное) воздействие на дальнейшее развитие и разработку антитрестовского законодательства и соответствующих мер. Они оживили интерес к исследованиям и обсуждению предложений структуралистов, которые направляли развитие антитрестовского законодательства. Но как только свидетельства (большинство из которых были собраны такими представителями Чикагской школы, как Йель Брозен, Гарольд Демсец и Ричард Познер) показали, что широкомасштабное наступление на концентрацию не было ни аналитически оправданным, ни дешевым, внутри академических кругов, правительственных органов и деловых сфер возникла серьезная оппозиция.

Критики структурализма обобщили развитие литературы по вопросу об экономической основе деконцентрации. Они отрицали большинство положений олигополистической теории структуралистов и дискредитировали идею деконцентрации. Подвергнутые жесткой критике идеи структурализма способствовали тем не менее признанию и распространению идей Чикагской школы и тем самым помогли расширить консервативную основу для переориентировки антитрестовского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.