ленной на регулирование денежного обращения, основными задачами являются: снижение инфляции; формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, вследствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли; увеличение остатков средств резервного фонда.
На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране, необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного
управления финансами и рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Парламентская газета. 2014. 5-11 дек. С. 3-7.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 // Рос. газ. 2012. 9 мая. С. 5-7.
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 596 // Рос. газ. 2012. 9 мая. С. 3-4.
4. Исаева Л.М. Теоретические основы финансовой политики организации. Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2009.
5. Исаева Л.М. Финансы. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010.
ПУЧКОВА Людмила Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
PUCHKOVA, Lyudmila Mikhaelovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, the Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 338.124.4
ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СТРУКТУРАМ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
А.Н. Рыбаков
Посвящено проблемам оказания государственной поддержки предпринимательским структурам в связи с ухудшением экономической обстановки в стране.
Ключевые слова: кризис; бюджет; государственная поддержка; предпринимательство; расчеты; импортозамещение; экспорт.
A.N. Rybakov. PROBLEMS OF PROVIDING THE STATE SUPPORT TO ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF DETERIORATION OF THE MACROECONOMIC ENVIRONMENT
The article is devoted to the problems of providing the state support to entrepreneurial structures in connection with deterioration of an economic situation in the country.
Keywords: crisis; budget; state support; business; calculations; import substitution; export.
Кризисные явления в экономике России, определенные неблагоприятной внешней средой и в некоторой степени введенными против Российской Федерации в прошлом году ограничениями в некоторых отраслях экономики,
обусловили принятие правительством страны антикризисного плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [1].
Экономические науки
87
Реализация мероприятий плана предусматривает решение в ближайшем будущем структурных реформ в области государственного управления при соблюдении жесткой бюджетной дисциплины на текущий год, а также обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. При этом предполагается сокращение расходов по большинству статей федерального бюджета на 2015 г на 10%, в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. В течение следующих трех лет госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год, с тем, чтобы к 2017 г достичь сбалансированности бюджета.
В соответствии с антикризисным планом ключевыми направлениями деятельности российских властей в ближайшие месяцы станут поддержка импортозамещения и несырьевого экспорта, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение в экономику инвестиций, компенсация «дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан», борьба с безработицей, повышение устойчивости банковской системы, создание механизма санации проблемных системообразующих организаций, а также оптимизация расходов бюджета «за счет выявления и сокращения неэффективных затрат» и концентрация ресурсов на «приоритетных направлениях развития».
Поддержка указанных выше направлений окажет положительное влияние на деятельность предпринимательских структур страны различных сфер экономики, в Чувашской Республике, к примеру, в государственной поддержке, кроме банковских структур, нуждаются, в первую очередь, предприятия машиностроительного, электротехнического секторов, химической и перерабатывающей промышленности, сферы строительства и малого и среднего бизнеса, преимущественно осуществляющего свою деятельность в торговле, производстве и сфере услуг.
Традиционно в Чувашской Республике большое внимание уделяется развитию технологичных и наукоемких отраслей машиностроения - приборостроению и электротехнической промышленности. Данные отрасли объединяют более 100 различных компаний, обеспечивающих практически наполовину энергетическую безопасность нашей страны. Почти вся деловая активность предприятий базируется на собственных разработках, инвестиции в которые осуществляются преимущественно за счет собственных средств предприятий.
По результатам опроса руководителей ведущих предприятий, входящих в некоммерческое партнерство «Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики», было установлено, что в последнее время в развитии электротехнических компаний наметились серьезные проблемы, вызванные несвоевременной оплатой за поставляемую продукцию преимущественно крупнейшим государственным компаниям и корпорациям. При этом следует отметить, что у подавляющего большинства государственных заказчиков практика оплаты строится на основе 100% постоплаты по истечении 30-90 дней с момента отгрузки товара на склад заказчика либо подписания акта выполненной работы. Анализ заключенных вышеназванными предприятиями договоров показал, что зачастую фактическая оплата с поставщиками растягивается и до 180 календарных дней, что может повлечь банкротство некоторых чувашских производителей, так как для исполнения заключенных контрактов при отсутствии либо 30% авансов со стороны заказчиков им приходится привлекать собственные и заемные средства банков, стоимость фондирования в которых существенно выросла в связи с увеличением ставки рефинансирования Центрального банка России.
Также вышеназванный анализ показал, что некоторые крупные российские частные компании предоставляют отечественным производителям электротехнического оборудования более гибкие и удобные способы оплаты за изготовленную продукцию с предоставлением авансов в размере до 40-50 % стоимости контракта.
Учитывая это, в дополнение к реализации мероприятий антикризисного плана Правительства России в кратчайшие сроки должны быть решены сложившиеся в настоящее время на рынке России проблемы расчетов и взаимоотношений производителей (поставщики) и крупнейших компаний России (заказчики), что потребует, в первую очередь, выработки единых для всех государственных и частных заказчиков условий авансирования работ, а также установления четких сроков постоплат в случае поставки товара на склад заказчика либо исполнения иных конкретных условий по передаче (приемке) товара. Реализация данного либо иного другого решения, направленного на безусловное и своевременное исполнение договорных отношений в системе «поставщик-заказчик», стало бы реальным инструментом поддержки отечественных производителей в условиях возможного нарастания неплатежей в экономике страны.
В последнее время многими известными учеными и экспертами все чаще ставится вопрос о развитии программ импортозамещения в стране, ускоренного развития несырьевого экспорта, что нашло отражение в вышеупомянутом антикризисном плане. Реализация данных инициатив потребует также незамедлительного решения на государственном уровне следующих проблем:
1. Проблема сбыта готовой продукции - основной сдерживающий фактор развития многих предприятий обусловлен не низкой конкурентоспособностью отечественной промышленности, а ростом импорта на территорию России различной техники и оборудования, в том числе бывшей в употреблении. Радикальное решение данного вопроса и создание условий для справедливой конкуренции между национальными производителями и импортерами видится через введение специальных защитных мер по ограничению или полному запрету ввоза на территорию России (по аналогии с фруктами и овощами из некоторых стран ЕС) импортной продукции в сфере машиностроения (преимущественно бывшей в употреблении спецтехники, а также западных аналогов оборудования и техники, производимых в России в достаточном количестве). Возможность решения данного вопроса именно таким образом содержится в ст. 21 Генерального соглашения по тарифам и торговле, которая допускает изъятие товаров в рамках ВТО при угрозе национальной безопасности.
2. Защита внутреннего российского рынка через пересмотр тарифных обязательств Российской Федерации в ВТО в отношении целого перечня продукции машиностроительного сектора с целью увеличения уровня ставок импортной таможенной пошлины на ввозимые на территорию России товары. В то же время в целях поддержки отечественных производителей, закупающих импортные комплектующие, необходимо снизить ставки импортных пошлин на компоненты, не производящиеся (или их недостаточно) в настоящее время в России (чипы, контроллеры, сложные устройства и др.).
3. Проблема борьбы с контрафактом и надлежащим проведением сертификации продукции. Серьезный урон многим предприятиям наносит деятельность компаний-конкурентов, не проводящих надлежащим образом сертификацию изготовленной продукции, в том числе бывшую в употреблении продукцию, ввозимую в Россию из-за рубежа. Следовательно, необходимо внесение изменений в действующее законодательство с целью уже-
сточения порядка проведения сертификации российской и импортной продукции, а также недопущение фактов «формального» проведения сертификаций.
4. Решение проблемы конвертации валют во взаимной торговле России с иностранными государствами позитивно скажется на реализации плана по расширению зоны свободной торговли с вхождением в нее новых стран СНГ, Ирана, Турции, Узбекистана, а также в несколько раз увеличит объемы экспорта и общий внешнеторговый оборот Чувашской Республики.
5. Упрощение административных процедур при осуществлении экспортных сделок, в особенности связанных с возвратом НДС, заполнением большого количества документов при таможенном декларировании и вывозе товаров, совершенствовании заполнения форм таможенной декларации, паспорта сделки или их отмены в некоторых случаях.
6. Еще одна проблема экспортеров - доставка небольших партий товаров на экспорт. К сожалению, иногда стоимость перевозки автомобилем, не говоря уже о железнодорожном транспорте, значительно удорожает стоимость партии отгружаемых товаров. Один из крупнейших чувашских экспортеров - ОАО «Промтрак-тор» и ОАО «Четра-Промышленные машины» - неоднократно обращался в ОАО «РЖД» по вопросу завышенной стоимости на перевозку на Дальний Восток выпускаемых тракторов и бульдозеров, что иногда делает даже экономически невыгодными такие поставки.
В заключение хотелось бы отметить, что вывод экономики страны из кризиса в связи со сложившейся неблагоприятной конъюнктурой потребует от органов государственной власти России учета и решения многих проблем субъектов предпринимательства, в том числе тех, которые указаны в настоящей статье.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 г. № 98-р. URL: http:// www.rg.ru/2015/01/28/plan-antikrizis-site.html.
2. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. 2007. № 2. С. 28-50.
3. Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
4. Некипелов А. Влияние глобализации на ре-аллокацию ресурсов в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2. С. 10-12.
5. Портер М. Конкуренция. М.-СПб.-Киев: Вильяме, 2006.