УДК 343.819.2
Минстер Марина Владиславовна
Minster Marina
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Рассматриваются фундаментальные положения международных и российских документов, которые применяются к осужденным женщинам, имеющим детей. Проводится корректный сравнительно-правовой анализ положений основных источников права в рассматриваемом контексте: Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые применяются к лицам, осужденным к лишению свободы. В этой связи внимание акцентировано на специальных положениях, касающихся беременных женщин, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей
Ключевые слова: осужденные женщины, лишение свободы, исправительные учреждения, психофизиологические особенности, отбывание наказания
В период отбывания наказания в местах лишения свободы состояние здоровья женщин может ухудшиться из-за отсутствия надлежащего медобслуживания, несоблюдения норм гигиены, вследствие плохого питания и перенаселенности исправительных учреждений. К тому же у всех женщин есть специфические потребности в медицинском обслуживании, обусловленные особенностями пола, - им необходимо иметь возможность регулярного контакта со специалистом [1].
Влияние отрицательных последствий самого факта лишения свободы - общение в социально-неблагоприятной среде, ограничение
PROBLEMS OF HEALTH PROTECTION OF WOMEN KEEPING IN PRISONS
Fundamental regulations of International and Russian documents which are applied to convicted women who has children are considered in this article. There is correct legal comparative analysis of regulations of the main law sources in the given context: General Declaration of Human Rights, Convention of Children's Rights, Minimal Standard Rules of Treatment of Convicts, which are applied to the convicted persons. In this connection special provisions about expectant mothers and women having infants are specificated
Key words: convicted woman, deprivation of liberty, correctional facility, to serve one's sentence, individual approach, psychic and physiological features of women
контактов с семьей, детьми, изоляция от общества, вызывающие у осужденных женщин состояние угнетения, тоски, депрессии, обреченности, апатии, сказываются на состоянии здоровья осужденных женщин. Несоответствие положений уголовно-исполнительного законодательства и практики реализации права на охрану здоровья женщин, осужденных к лишению свободы, вызывают серьезные трудности. Проблема сохранения их физического и психического здоровья в условиях лишения свободы стоит остро по причине того, что специфические медицинские потребности вследствие половой принадлежности не могут быть
надлежащим образом удовлетворены. В этом аспекте исследования проблема охраны здоровья женщин в местах лишения свободы приобретает особую актуальность и значимость. Так, нарушения прав на охрану здоровья осужденных в России подтверждает, например, то, что в 2007 г. в адрес Уполномоченного по правам человека РФ поступило около 3000 письменных обращений лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Жалобы на условия содержания, нарушение прав, охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение составили чуть менее 20 % от всех обращений [2].
Право осужденных на охрану здоровья является одним из основных прав человека, что признается многочисленными международными документами. Сюда относятся право на надлежащую заботу о здоровье в той же мере, в какой эта забота доступна живущим на свободе гражданам, а также право на жизнь в обстановке, не провоцирующей развитие болезней и психических расстройств [3]. Уголовно-исполнительной политикой в области здравоохранения должно быть предусмотрено соответствие условий отбывания наказания в исправительном учреждении целям защиты здоровья всех осужденных. Основой сохранения физического и психического здоровья всех осужденных являются: достаточное пространство для проживания, питание, чистая питьевая вода, чистота вокруг, свежий воздух, наличие отопления, а также естественное и искусственное освещение. В этой связи чрезвычайно важно также, чтобы осужденные могли заниматься какой-то осмысленной деятельностью, в том числе умственной, и чтобы они контактировали с внешним миром.
В рассматриваемом вопросе необходимо проанализировать положения международных документов, касающиеся охраны здоровья осужденных. Так, в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [4].
В Основных принципах обращения с заключенными (Принцип 9) регламентировано, что заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением. Принцип 24 закрепляет, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется возможность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место задержания или заключения; впоследствии ему предоставляются медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение предоставляются бесплатно.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Организацией Объединенных Наций (Правило 24), определяют, что каждого заключенного следует подвергать медицинскому осмотру при его принятии для того, чтобы устанавливать, не болен ли он физически или умственно; принимать необходимые меры; изолировать заключенных, о которых можно предположить, что они страдают какой-либо инфекционной или заразной болезнью; выявлять физические или умственные недостатки, могущие воспрепятствовать их перевоспитанию и определять, какова физическая способность заключенных к труду. Правило 25 регламентирует, что о физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также тех, на кого было обращено его особое внимание [5].
Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение достойной защиты здоровья граждан. Одной из задач нашего государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2,7,41,42) является охрана здоровья населения [6].
В ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что каждый человек
имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [7].
Изолируя осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, наше государство берет на себя обязанность не только исполнять наказание, но и сохранять при этом их здоровье. Уголовно-исполнительным законодательством установлено, что в отношении рассматриваемой нами категории осужденных в ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторнополиклинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения [8].
Значительная часть норм уголовноисполнительного законодательства, касающихся медико-санитарного обеспечения осужденных, к лишению свободы рецепиирована из подзаконных актов, изданных различными ведомствами исполнительной власти Российской Федерации, причем как до принятия УИК РФ, так и после его введения в действие [9].
Специфическими задачами медицинских частей учреждений УИС в отношении женщин являются проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов, послеродового периода; проведение комплексных профилактических осмотров; оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; диспансерное наблюдение за гинекологическими больными, беременными и роженицами; психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам и организация работы «школы матерей»; санитарно-просветительная работа; обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, рожениц и гинекологических больных с лечебно-профилактическими и лечебными исправительными учреждениями УИС, а также с территориальными ЛПУ [10].
Администрация исправительных учреж-
дений обязана следить за соблюдением в исправительных учреждениях санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных женщин, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения [11].
Результаты проведенного автором исследования по вопросам охраны здоровья женщин, осужденных к лишению свободы, содержащихся в женских исправительных колониях общего режима (анкетирование 436 респондентов по вопросам правового обеспечения и реализации прав осужденных женщин проводилось в женских исправительных колониях Иркутской области в феврале 2009 г.,) показали следующее фактическое положение в реализации рассматриваемого в данной статье права. Всегда имеют возможность получить медицинскую помощь в колонии лишь 18,1 % опрошенных, иногда - ответили 54,8 %, а не имеют возможности получить медицинскую помощь 27,1 % осужденных женщин. Своевременность и качество медицинской помощи в колонии оценивается удовлетворительно -25,6 % женщин, неудовлетворительно - 74,4 %. Так, на вопрос: «Проводятся ли профилактические мероприятия в колонии, направленные на предупреждение гинекологических заболеваний» - «да» ответили 43,4 %, «нет» - ответили 56,4 %. Существуют проблемы, связанные и с проведением комплексных профилактических осмотров женщин, которые были проведены лишь для 42,9 %. Диспансерное наблюдение за гинекологическими больными женщинами осуществляется только 37,1 % женщин. Осужденные женщины указывают на следующие проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно в момент оказания им медицинской помощи: врач присутствует на работе один раз в неделю, а обезболивающих лекарств в медчасти нет; хотелось, чтобы женщин наблюдали гинекологи; в колонии постоянно нечем лечить больных, а врачи ссылаются на отсутствие элементарных меди-
каментов; одна таблетка - анальгин от всех болезней.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционное право на охрану здоровья осужденных женщин не всегда реализуется в местах лишения свободы по ряду причин: отсутствие необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных препаратов и специалистов. Женские исправительные колонии получают централизованные поставки медикаментов, но их явно недостаточно, поэтому не все требования закона, направленные на охрану здоровья осужденных женщин, реализуются на практике. Медслужбы исправительных учреждений часто плохо оснащены технически и материально, а также имеют недоукомплектованный штат специалистов. Кроме того, в женских исправительных учреждениях необходимо учитывать и пол потенциальных пациентов медицинских служб.
Первичная медицинская помощь должна быть доступна всем осужденным, независимо от их пола, а оказывающие ее специалисты должны быть в состоянии распознать угрозу развития ряда хронических заболеваний, в том числе расстройств женской репродуктивной системы [12]. Администрации исправительного учреждения необходимо обеспечить возможность регулярно консультироваться со специалистами по женскому здоровью, а также следует организовывать регулярную работу гинекологов для проведения профилактических осмотров женщин. Профилактика заболеваний имеет для женщин особенное значение. В местах лишения свободы женщины не должны быть лишены способов профилактики гинекологических заболеваний.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Организацией Объединенных Наций (Правило 15), регламентируют следующее положение - от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Европейскими пенитенциарны-
ми правилами (2006 г. Правило 19.7) предусмотрено обеспечить необходимые меры для удовлетворения санитарных потребностей женщин.
Важно с точки зрения профилактики заболеваний и уважения к человеческому достоинству заключенных поддерживать в исправительном учреждении санитарную чистоту. В этой связи администрация должна удовлетворять специфические гигиенические потребности женщин-заключенных. Спальные помещения и помещения, используемые для размещения женщин-заключенных, должны быть оснащены устройствами и иметь материалы для удовлетворения специфических гигиенических потребностей женщин-заключенных. Женщинам следует предоставлять горячую воду для их личных нужд [13].
Результаты проведенного автором исследования показывают, что возможность помыться в бане отсутствует неделями.
В соответствии со ст. 19-24 УИК РФ органами, контролирующими места лишения свободы, являются федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации; представители средств массовой информации и пр. Все перечисленные органы призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных женщин.
Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья женщин, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовноисполнительной системы возросло, более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных женщин и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-
эпидемиологическим мероприятиям.
На основании изложенного можно прийти к выводу о том, что проблема охраны здоровья осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного решения. Это позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на содействие по изменению ситуации в местах изоляции от общества к лучшему. Особое внимание следует обратить на профилактические службы органов здравоохранения системы исправительных учреждений, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры женщин, содержащихся в местах лишения свободы. Важно также повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных женщин или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества.
Администрация женских исправительных учреждений должна обеспечить удовлетворение особых гигиенических потребностей женщин, в том числе связанных с наличием соот-
1. Moller, L., Stover, H., Jurgens, R., Gatherer, A. и Nikogasian, H., eds., Health in Prisons, A WHO Guide to the essentials in prison health («Вопросы охраны здоровья в исправительных учреждениях», Руководство ВОЗ по основным моментам охраны здоровья в исправительных учреждениях), Европейское региональное бюро ВОЗ. - 2007. - С. 27.
2. Тюрьма и воля / Из доклада Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина за 2007 год /
[http://www.prison.org/penal/protest/doc46.shtml].
3. Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека, 2005 год, Доклад Специального докладчика по правам каждого человека на физическое и психическое здоровье в соответствии с максимально достижимыми стандартами. Пол Хант (Paul Hunt), документ Организации Объединенных Наций E/CN.4/2005/51,
ветствующих помещений для проведения личных санитарно-гигиенических процедур; гарантировать возможность при необходимости обратиться за медицинской помощью к соответствующим специалистам; обеспечить, чтобы условия отбывания наказания определялись необходимостью охраны здоровья всех осужденных женщин, поскольку основным определяющим фактором обеспечения их физического и психического благополучия является их здоровье.
Должное внимание в работе по охране здоровья осужденных женщин следует уделять развитию физической культуры и спорта, мероприятиям по оснащению исправительных учреждений спортивным инвентарем, выделению территорий для занятия спортом, а также обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах.
Имеющие место нарушения прав на охрану здоровья женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы, свидетельствуют о необходимости постоянно совершенствовать, развивать и укреплять юридические гарантии реализации, основным видом которых являются меры надзора и контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания. ________________________________Литература
пункт 45, гласящий: «[...] так же как и право на охрану здоровья, право на здоровье подразумевает право на лежащие в его основе составляющие, в том числе на соответствующие санитарные условия, безопасную для здоровья воду и нормальную еду, а также кров».
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12. - С. 3-11.
5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.] Текст // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юрид. лит, 1990. - 311 с.
6. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.
7. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. //Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1990.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2008. - С. 7,
9. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205.
10. Женщины, лишенные свободы: проблемы и суждения / Преступление и наказание. - № 10. -2006. - С. 8.
11. Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях /Журнал российского права. - № 1. -
Коротко об авторе________________________________
Минстер М.В., аспирантка, Байкальский государственный университет экономики и права (г. Иркутск), БГУЭП mminsterl @yandex.ru
Научные интересы: правовое положение женщин, осужденных к лишению свободы в России и за рубежом. Психофизиологические и психологические проблемы осужденных женщин. Места заключений для женщин и девочек. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях: материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение женщин, осужденных к лишению свободы. Проблемы гарантий реализации и защиты прав женщин, осужденных в России и за рубежом
2005. - С. 75-80.
12. «Вопросы охраны здоровья в исправительных учреждениях». Руководство ВОЗ по основным моментам охраны здоровья в местах лишения свободы. Европейское региональное бюро ВОЗ. - 2007. - С. 24-27.
13. Руководство для администрации учреждений исполнения наказаний и других должностных лиц «Женщины в местах заключения». Серия справочников по уголовному правосудию. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 2008. -С. 58.
14. Осинский, И.И. Женщина в тюрьме: научное издание / И.И. Осинский, Н.П. Романова, Л.И. Шиллер. - Чита: ЧитГУ, 2004. - 161 с.
______________________________Briefly about author
Minster M., graduate, Baikal State University of Economics and Law (Irkutsk)
Scientific interests: legal status of convicted women in Russia and abroad. Psychophysiological and psychological problems of convicted women. Jails for women and girls. Conditions of sentence completion in correction institutions: general and health services of convicted women. Problems of realization and protection of rights of women convicted in Russia and abroad