Научная статья на тему 'Проблемы обучения иностранным языкам в рамках проекта «Кадетское образование»'

Проблемы обучения иностранным языкам в рамках проекта «Кадетское образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FLT / CADET EDUCATION / INDEPENDENT WORK / METHODOLOGICAL CONDITIONS / MILITARY-ORIENTED CONTENTS / MOTIVATION / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Г.Н.

В данной статье рассматриваются проблемы обучения иностранным языкам учащихся кадетских классов. Особое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной работы. Автор подчёркивает, что результативность её осуществления учащимися кадетских классов повысится при условии соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала по иностранному языку, как фактора мотивации познавательной деятельности. Автор делает вывод о том, что результативность осуществления самостоятельной работы учащимися кадетских классов при изучении иностранных языков повысится в виду соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала, как фактора мотивации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT “MILITARY EDUCATION” PROJECT

The article concerns problems of teaching foreign languages to students of cadet classes. Special attention is given to organization of students' independent work. The author emphasizes that the effectiveness of independent work will increase, in case all methodological conditions are followed and the military-oriented contents of the language material is a factor of cognitive activity motivation. The Handbook of military-directed content in a foreign language (English) for independent work of students of cadet classes is extremely important. The author concludes that effective implementation of independent work by students of cadet classes in the study of foreign languages will increase in mind the compliance requirements of teaching and professional orientation of contents of educational material as a factor of motivation of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения иностранным языкам в рамках проекта «Кадетское образование»»

8. Shabel'nikov V.K. Biosfernaya determinaciya v razvitii psihologii narodov. Nacional'nye processy v Kazahstane. Alma-Ata, 2002: 71 - 74.

9. Repina TA., Potascheva L.P. Zavisimost' polozheniya rebenka-doshkol'nika v gruppe sverstnikov ot ego roli v sovmestnoj deyatel'nosti. Tezisy vsesoyuznoj nauchnoj konferencii. Minsk, 1991: 154 - 157.

Статья поступила в редакцию 09.03.16

УДК 371

Prokhorova G.N., postgraduate, Tula State Pedagogical University n. a. L. N. Tolstoy, teacher, Gymnasium № 1748 "Vertical"

(Moscow, Russia), E-mail: kadreleva@mail.ru

PROBLEMS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT "MILITARY EDUCATION" PROJECT. The article concerns problems of teaching foreign languages to students of cadet classes. Special attention is given to organization of students' independent work. The author emphasizes that the effectiveness of independent work will increase, in case all methodological conditions are followed and the military-oriented contents of the language material is a factor of cognitive activity motivation. The Handbook of military-directed content in a foreign language (English) for independent work of students of cadet classes is extremely important. The author concludes that effective implementation of independent work by students of cadet classes in the study of foreign languages will increase in mind the compliance requirements of teaching and professional orientation of contents of educational material as a factor of motivation of cognitive activity.

Key words: FLT, cadet education, independent work, methodological conditions, military-oriented contents, motivation.

Г.Н. Прохорова, аспирант Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, учитель

гимназии № 1748 г. Москвы «Вертикаль», E-mail: kadreleva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РАМКАХ ПРОЕКТА «КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В данной статье рассматриваются проблемы обучения иностранным языкам учащихся кадетских классов. Особое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной работы. Автор подчёркивает, что результативность её осуществления учащимися кадетских классов повысится при условии соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала по иностранному языку, как фактора мотивации познавательной деятельности. Автор делает вывод о том, что результативность осуществления самостоятельной работы учащимися кадетских классов при изучении иностранных языков повысится в виду соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала, как фактора мотивации познавательной деятельности.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, кадетское образование, самостоятельная работа, методические условия, мотивация.

Открытие новых возможностей для школ и повышение качества образования в России в целом связано с утверждением в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного) общего образования единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку. На основании ФГОС для 5-9 классов от 1 сентября 2015 года изучение второго иностранного языка теперь также числится обязательным элементом программы. Это благоприятно сказывается на развитии умственных способностей, памяти школьников, что облегчит изучение других дисциплин, обогащении своих знаний культурой и историей других наций.

Используя иностранный язык в качестве средства обучения, мы решаем актуальную проблему современности - патриотическое воспитание. «...Необходимо усилить роль обучения иностранному языку в патриотическом воспитании, использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как межпредметной учебной дисциплины, способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры» [1, с. 243]. Вследствие этого, с 2014 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Москвы было открыто 72 кадетских класса [2].

Проблематичность ситуации заключается в том, что все изменения в системе образования, касающиеся иностранных языков, на практике наибольшим образом затрагивают именно кадет. В отличие от одноименных корпусов петровских времен, куда отбирали исключительно детей дворян, дьяконов, бояр и других чинов, набор учащихся в кадетские классы современной России осуществляется не всегда по результатам хорошей успеваемости по предметам, состоянию физического развития и здоровья. В настоящее время в такие классы принимают также и детей из многодетных или малообеспеченных семей, сирот. А зачастую некоторые родители пытаются направить своего ребёнка в кадеты, чтобы воспитать его в духе нравственности и патриотизма, сделать более дисциплинированным и ответственным. В дополнение к сказанному, уровень сформи-рованности знаний по иностранному языку у таких детей может быть на довольно невысоком показателе. Отсюда следует, что контингент учащихся кадетских классов многолик, уровень знаний настолько различный, что можно предугадать колоссаль-

ную работу преподавателей, чтобы по окончании обучения показать хороший результат.

Проект «Кадетское образование как форма подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе» закладывает в приоритетах довольно высокое качество образования. Ожидается, что не менее 90% выпускников должны набрать по результатам ЕГЭ по трем предметам, включая иностранный язык, более 200 баллов, а также не менее 75% выпускников должны поступить в профильные вузы патронатных силовых ведомств и служб. В настоящее время это довольно сложная задача для кадет.

Во-первых, количество часов по математике и истории в таких классах увеличено, в отличие от иностранного языка (3 часа в неделю). В книге В.М. Крылова «Кадетские корпуса и российские кадеты» [3, с. 34] приведены данные учебного плана кадетских корпусов конца 1780-х годов. В соответствии с ним, в подготовительном отделении (по аналогии, 4-5 классы) на изучение русского, французского и немецкого языков отводилось по 4 часа в неделю (математика - 3 ч., история политическая - 0 ч., военные науки - 0 ч.). На общем отделении (6-9 классы): иностранные языки и история - по 3 часа в неделю, математика -3-6 ч., военные науки - 0 ч., а на специальном отделении (10-11 классы): иностранные языки - 2 ч., математика - 3 ч., история политическая - 3 ч., военные науки - 7-8 часов. На изучение иностранных языков кадетам в 18 в. отводилось больше времени, чем современным учащимся общеобразовательных школ. Как прямое следствие вышеприведенного учебного плана, кадеты владели разговорным первым иностранным языком (французский), а на втором иностранном языке (немецкий) могли изъясняться простыми фразами, читать и переводить со словарем.

Во-вторых, занятия проводятся в режиме школы полного дня. Это означает, что после учебных занятий кадетам выделено время на освоение воинских обязанностей и самостоятельную подготовку к урокам, за которое они должны успеть выполнить домашнее задание не только по иностранному языку, но и другим предметам. «Рассчитывать на успех при ограниченном количестве часов можно только в том случае, если учащийся будет уметь работать самостоятельно» [4, с. 40]. Развить ответственность и организованность, творческий подход к решению разно-

го рода проблем, углубить и расширить знания, сформировать интерес познавательной деятельности и овладеть приемами процесса познания - всему этому содействует организованная самостоятельная работа учащихся. Обучив школьников данному виду работы, можно преодолеть несоответствие учебного и реального использования иностранного языка, т. е. повысить качество овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Таким образом, в условиях отведенного учебным планом ограниченного количества часов на изучение иностранных языков возможность повышения эффективности образовательного процесса в кадетских классах осуществима только при оптимизации самостоятельной работы учащихся.

Что касается методической стороны вопроса, то он также подлежит тщательному изучению и развитию. Следует наиболее тщательно рассмотреть следующие методические условия, применимые к вопросу организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам учащихся кадетских классов: обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в творческий процесс; корректирование содержания учебного материала, позволяющего учащимся кадетских классов самостоятельно приобретать новые знания; применение методов обучения, активизирующих деятельность школьников; осуществление рационального отбора методических приемов предъявления учебной информации обучаемым; выстраивание системности знаний; аутентичность материала; заинтересованность кадет.

Учащиеся кадетских классов с энтузиазмом занимаются военно-патриотической направленностью образовательного процесса, но многие из них не осознают всю значимость и необходимость изучения иностранных языков. Результат может быть достигнут путем подбора или составления комплекса профессионально-ориентированных заданий. Создание пособия военно-направленного содержания по иностранному языку (английский) для самостоятельной работы учащихся кадетских

Библиографический список

классов является крайне важным. Если в урочное время кадеты работают по учебно-методическому комплексу для общеобразовательных классов, а на самоподготовке во второй половине дня по вышеуказанному пособию, то достигается цель урока в 3 его важных аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем. Для познавательного аспекта характерно научить самостоятельно добывать знания, овладеть ими, формировать навыки и умения, применять имеющиеся знания в практической деятельности. И, конечно же, урок в разных своих формах обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся кадетских классов. Это и проявление гуманных отношений во взаимодействии с окружающими, и формирование отношения к самому себе, обществу и коллективу в целом, труду, Родине, другим странам.

Для реализации вышеизложенных требований необходимо следующее: увеличение количества часов на предмет «иностранный язык», применение первого федерального государственного образовательного стандарта для 5-9 классов по изучению второго иностранного языка, разработка и систематизация методических условий организации самостоятельной работы учащихся кадетских классов при обучении иностранному языку, обеспечение участников учебного процесса учебно-методической литературой для данного вида работы с учётом соединения военной тематики с предметно-логическим содержанием. Организуя работу кадет с учётом перечисленных особенностей, можно повысить мотивацию к изучению предмета, уровень знаний по иностранным языкам и наиболее эффективно формировать умения и навыки, которые соответствуют современному образовательному стандарту.

Таким образом, результативность осуществления самостоятельной работы учащимися кадетских классов при изучении иностранных языков повысится в виду соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала, как фактора мотивации познавательной деятельности.

1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Москва, 2007.

2. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. ФЗ № 273 от 29.12.2012

3. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. Санкт-Петербург, 1998.

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону, 2010.

References

1. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshej stupeni obscheobrazovatel'noj shkoly. Moskva, 2007.

2. Obuchenie po dopolnitel'nym obscherazvivayuschim obrazovatel'nym programmam, imeyuschim cel'yu podgotovku nesovershennoletnih obuchayuschihsya k voennoj ili inoj gosudarstvennoj sluzhbe, v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah, professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah. FZ № 273 ot 29.12.2012

3. Krylov V.M. Kadetskie korpusa i rossijskie kadety. Sankt-Peterburg, 1998.

4. Passov E.I. Urok inostrannogo yazyka. Rostov-na-Donu, 2010.

Статья поступила в редакцию 29.02.16

УДК 37.013: 355.2

Rasskazov Ph.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Padurin D.F., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: den.padurin@yandex.ru

PEDAGOGICAL FEATURES OF FIREARMS TRAINING AT BOUNDARY PROTECTION. The article presents results of an analysis of a military-pedagogical process of the firearms training in the boundary protection activities. The authors singles out pedagogical specific features of this process. Firearms training is one of the key courses of military men's training. It is also implemented in the scope of professional training of border guards. A great number of reforms in the military field reflect the activity of borders protecting bodies and serve as the argument to the objective study of the practice of pedagogical process of professional training of border guards' organization. Pedagogical analysis of the shooting training process reveals applied methods, forms, principles of firearms training and contradictions which require to be solved.

Key words: firearms training, firing skills, formation of shooting skills, shooting training.

Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Д.Ф. Падурин, аспирант, БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,

E-mail:den.padurin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.