Научная статья на тему 'Проблемы обучения иностранному языку в неязыковом ведомственном вузе и способы их преодоления'

Проблемы обучения иностранному языку в неязыковом ведомственном вузе и способы их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / TRAINING / NONLINGUISTIC DEPARTMENTAL UNIVERSITY / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Анна Геннадьевна

В данной статье рассмотрены некоторые особенности обучения иностранному языку в неязыковом ведомственном вузе и способы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE NON-LINGUISTIC DEPARTMENTAL UNIVERSITY AND METHODS OF THEIR SOLUTION

This article discusses some of the features of learning a foreign language in university and non-linguistic departmental university AND methods of their solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения иностранному языку в неязыковом ведомственном вузе и способы их преодоления»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

© 2014 А.Г.Севостьянова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 09.05.2014

В данной статье рассмотрены некоторые особенности обучения иностранному языку в неязыковом ведомственном вузе и способы их преодоления.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, неязыковой ведомственный вуз, преподавание иностранного языка.

Необходимость изучения иностранного языка в наше время очевидна. Благодаря активному участию России в мировых экономических и культурных сообществах поездки за границу (как деловые, так и туристические) стали сопровождать жизнь многих людей в нашей стране. В связи с этим обстоятельством студенты неязыковых вузов (и, в частности, курсанты ведомственных образовательных учреждений) пришли к осознанию необходимости изучения иностранного языка, к потребности освоения иноязычных лексических, грамматических и фонетических конструкций и культурологических особенностей страны изучаемого языка при обучении в своем высшем учебном заведе-нии1. Результаты опроса, проводимого автором данной статьи, на предмет необходимости изучения курсантами ведомственного вуза иноязычной речи показали, что подавляющее большинство опрашиваемых считает освоение предмета «Иностранный язык» прямым условием продвижения специалиста (в нашем случае, будущего офицера) по служебной лестнице. Многие согласились с определением процесса изучения иностранного языка как дополнительного условия формирования гармоничной, интеллектуально развитой личности.

В результате складывается благоприятная картина процесса обучения иностранному языку курсантов неязыкового ведомственного вуза. Анализируя все более широко открывающиеся перед преподавателями возможности подачи

Севостьянова Анна Геннадьевна, соискатель каф. русской, зарубежной литературы и метод. преподавания литерат. E-mail: annasevostyanova2011@yandex.ru

1 См., например: Преподавание иностранного языка в

XXI веке: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. Л.М.Фёдоровой. - М.: 1998. - С. 14 - 98; Язык. Культура. Образование: Сб. материал. межд. науч. конф. «Чтения Ушинского»: Вып. 2 / Науч. ред. О.С.Егорова. Ярославль: 2006. - С. 3 - 158.

учебного материала (расширяющаяся материально-техническая база вузов; отход от традиционной технологии обучения и предпочтение ему мультимедийных инновационных методов), можно констатировать, что процесс преподавания иностранного языка стал более совершенным и позволяющим использовать аутентичные источники учебных материалов. Вследствие этого, применение оригинальных языковых конструкций и их освоение посредством имеющихся инновационных технологий позволяют как преподавателям, так и обучающимся в рамках обозначенного в учебном плане курса, с одной стороны, сформировать языковые компетенции и, с другой, освоить предмет «Иностранный язык».

Но, несмотря на все преимущества и возможности изучения иностранного языка, проблема мотивации учащихся (в частности, курсантов ведомственных неязыковых вузов) остается актуальной. И автор данной статьи как преподаватель иностранного языка ведомственного образовательного учреждения, так и наши коллеги2, наблюдаем процесс снижения у курсантов уровня мотивации к обучению. Это явление, безусловно, связано со спецификой данного типа высшего учебного заведения, где, наряду с требованиями к успеваемости в обучении, курсанты должны выполнять возложенные на них служебные обязанности (такие, как несение суточного наряда, занятие по строевой и тактико-специальной подготовке и т.д.). И всё же проблема снижающегося уровня мотивации, в большинстве случаев, связана с различными потребностями обучающихся в процессе освоения иноязычных компетенций, а также с различным уровнем фоновых знаний курсантов, полученных за период обучения в средних об-

2 См., например: Гиренок Г.А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара: 2013. - 25 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014

разовательных учреждениях. Как следствие, наличие такого спектра трудностей в преподавании иностранного языка заставляет и по сей день актуализировать технологию, основанную на дифференцированном подходе к обучающимся. Очевидно, что мотивы освоения иноязычных компетенций у курсантов индивидуальны, соответственно, и преподаватель должен порой переходить на индивидуальный подход к своим учащимся.

Имеющийся опыт автора в преподавании иностранного языка в ведомственном вузе позволяет отметить, что основными мотивами в изучении учебного материала для учащихся являются познавательные мотивы. Стремясь достичь познания на более высоком уровне, чем имеющиеся, курсанты постепенно осознают важность реализации своих собственных потенциальных возможностей в изучении нового и более сложного материала. Возрастающий от периода к периоду багаж знаний способствует также личностному развитию учащихся, помогает ощутить в себе уверенность и самоутвердиться.

Обосновывая необходимость применения дифференцированного подхода в обучении, нельзя не остановиться на рассмотрении такого подхода, как компетентностный, провозглашающийся одним из важных концептуальных положений образования. Современные требования к подготовке специалистов любого профиля (в том числе, и сотрудников правоохранительной деятельности) подразумевают в качестве основной задачи формирование определенных, соответствующих осваиваемой специальности компетенций. В настоящее время традиционный подход в понимании высшего профессионального обучения как освоения конкретных предметов и получение в результате определенной совокупности знаний является недостаточным для подготовки специалистов. В соответствии с таким подходом меняется и понимание конечного результата обучения иностранному языку курсантов ведомственных вузов. Практически ориентированный метод преподавания является основополагающим как в процессе преподавания профильных предметов в неязыковом образовательном учреждении, так и в процессе обучения на занятиях иностранного языка. Практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели стоят перед преподаванием в целом. Однако, данный предмет, «Иностранный язык», в значительной степени отличается от других особенностью - практически ориентированными занятиями, в то время, как остальные цели обучения формируются также посредством формирования практических навыков владения языком. Одной из основных

компетенций в таком подходе к образованию является коммуникативная3, подразумевающая формирование способности вступать в иноязычное общение и применять полученные практические навыки. Применение данного практически ориентированного принципа освоения коммуникативной компетенции позволяет судить о высоких результатах получения знаний курсантами ведомственных образовательных учреждений. Подобный подход в преподавании позволяет в короткие сроки решить проблемы недостаточной мотивированности учащихся через развитие их познавательных способностей.

Обучение иностранным языкам в вузах (в частности, ведомственных образовательных учреждениях) предполагает следующие формы практических занятий: 1) аудиторные, на которых курсанты выполняют как самостоятельные работы как индивидуальные, так и групповые; 2) внеаудиторные, предполагающие индивидуальную работу курсантов под руководством преподавателя, а также, индивидуальные консультации.

В условиях трудностей, сопутствующих службе курсантов в ведомственном вузе, по нашему мнению, необходимо уделять особое внимание самостоятельной, индивидуальной работе учащихся. Данный вид работы позволяет оптимизировать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, делает процесс обучения непрерывным и способствует развитию потребности курсантов в постоянном повышении собственного уровня знаний. При названных преимуществах самостоятельной формы работы необходимо указать и на имеющиеся трудности в организации такой работы как для преподавателей, так и для курсантов. Для того чтобы добиться максимально положительного эффекта при нацеливании обучающихся на выполнение заданий самостоятельно, особенно в условиях организации процесса обучения в ведомственном вузе, преподавателю необходимо установить определенные требования к себе и своим учащимся. Необходимо выработать в условиях несения курсантами службы психологическую нацеленность на самостоятельное выполнение зданий. Одновременно, сам преподаватель должен быть готов постоянно и адекватно оценивать такую работу курсантов, показывая тем самым неотвратимость контроля за со-

3 См.: Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в вузе. Интеллект. Культура. Образование: материалы Всеросс. науч. юбилейн. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. акад. РАО И.С.Ладенко (Новосибирск, 16 - 18 сентября 2008 г.). - Новосибирск: 2008. - С. 3 - 155.

блюдением правил выполнения самостоятельной работы с учетом, вместе с тем, лояльности оценивания такой работы в условиях несения службы. При проведении консультаций преподавателю необходимо демонстрировать различные подходы в осуществлении контроля, например, следующие: помощь курсанту в усвоении непонятых им ранее аспектов; консультирование и предоставление к рассмотрению обучающегося новой ценной информации, расширяющей круг полученных на аудиторном занятии знаний.

Таким образом, применение на практике самостоятельных форм обучения позволяет повысить усвояемость учебного материала, мотивируя при этом учащегося и развивая в нем познавательные способности, что является решающим при преодолении трудностей обучения иностранному языку в ведомственном неязыковом вузе и определяет эффективность применения компетентностного подхода при формировании коммуникативных навыков курсантов.

PROBLEMS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE NON-LINGUISTIC DEPARTMENTAL UNIVERSITY AND METHODS OF THEIR SOLUTION

© 2014 A.G.Sevostyanova"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article discusses some of the features of learning a foreign language in university and non-linguistic departmental university AND methods of their solution.

Key words: training, nonlinguistic departmental university, teaching a foreign language.

° Anna Gennadyevna Sevostyanova, Postgraduate student, Department

of the Russian language, foreign literature and methods of teaching of literature.

E-mail: annasevostyanova2011@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.