Научная статья на тему 'Проблемы образования в сельском хозяйстве'

Проблемы образования в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ / AGRICULTURE / EDUCATION / GRADUATION OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерлыгина Елена Геннадьевна

В статье рассмотрены основные причины, препятствующие выбору молодежью сельскохозяйственного образования. Проведен анализ выпуска специалистов среднего звена образовательными организациями и выпуска квалифицированных рабочих и служащих сельского хозяйства. Рассмотрены проблемы образования в сельском хозяйстве. Предложены мероприятия по привлечению абитуриентов в сельскохозяйственные вузы.The article considers the main reasons that prevent young people from choosing agricultural education. The analysis of the release of middle-level specialists by educational organizations and the release of qualified workers and employees of agriculture is carried out. The problems of education in agriculture are considered. Measures to attract students to agricultural universities are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы образования в сельском хозяйстве»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/54

AGRIS C10

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

©Ерлыгина Е. Г., ORCID: 0000-0003-2049-3845, канд. экон. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, [email protected]

PROBLEMS OF EDUCATION IN AGRICULTURE

©Erlygina E., ORCID: 0000-0003-2049-3845, Ph.D., Vladimir State University,

Vladimir, Russia, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные причины, препятствующие выбору молодежью сельскохозяйственного образования. Проведен анализ выпуска специалистов среднего звена образовательными организациями и выпуска квалифицированных рабочих и служащих сельского хозяйства. Рассмотрены проблемы образования в сельском хозяйстве. Предложены мероприятия по привлечению абитуриентов в сельскохозяйственные вузы.

Abstract. The article considers the main reasons that prevent young people from choosing agricultural education. The analysis of the release of middle-level specialists by educational organizations and the release of qualified workers and employees of agriculture is carried out. The problems of education in agriculture are considered. Measures to attract students to agricultural universities are proposed.

Ключевые слова: сельское хозяйство, образование, выпуск специалистов.

Keywords: agriculture, education, graduation of specialists.

Введение

Сельское хозяйство является одной из наиболее значимых и динамично развивающихся отраслей экономики страны. Одной из основных задач сельского хозяйства является обеспечение населения продовольствием. Сельское хозяйство тесно взаимодействует с другими отраслями агропромышленного комплекса (Рисунок 1): использует достижения химической промышленности (минеральные удобрения и пестициды); пользуется транспортными услугами (транспортировка продукции сельского хозяйства); использует продукцию машиностроения (сельскохозяйственная продукция и оборудование); обеспечивает сырьем легкую и пищевую промышленность (переработка сельскохозяйственного сырья).

Индустрия сельского хозяйства обеспечивает продуктовыми запасами население страны, а также позволяет реализовывать продукцию за приделами страны.

В настоящее время внедрение и использование инновационных разработок в различных отраслях агропромышленного комплекса становится основой конкурентной стратегии. Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, используя инновационные разработки, остро ставит проблему качественного кадрового обеспечения.

Сегодня рынок сельскохозяйственного труда испытывает дефицит высококвалифицированных кадров. Большая часть абитуриентов поступающих учиться в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №4. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

сельскохозяйственные вузы являются жителями сельских территорий, где традиционно более низкие результаты Единого государственного экзамена. Слабое усвоение программы средней школы влечет за собой трудности в изучении дисциплин естественнонаучного блока и, как следствие, отчисление студентов уже на первом курсе.

Рисунок 1. Структура агропромышленного комплекса.

Материал и методы исследования В последнее время наблюдается увеличение выпуска специалистов среднего звена сельского, лесного и рыбного хозяйства образовательными организациями (Рисунок 2).

19

тыс. чел.

2016

2017

2018

год

Рисунок 2. Выпуск специалистов среднего звена сельского, лесного и рыбного хозяйства образовательными организациями [1].

В то же время происходит снижение выпуска квалифицированных рабочих и служащих сельского, лесного и рыбного хозяйства образовательными организациями (Рисунок 3).

Тем не менее, выпуск квалифицированных рабочих и служащих сельского, лесного и рыбного хозяйства остается достаточно высоким.

Основным фактором, препятствующим выбору молодежью аграрного образования и побуждающий окончивших сельскохозяйственные вузы, работать совсем в других областях является низкий престиж сельскохозяйственного труда [1].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 6. №4. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

тыс. чел.

год

Рисунок 3. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих сельского, лесного и рыбного хозяйства [1].

Одна из основных причин низкой привлекательности работы по специальности -уровень заработной платы. Оплата труда сотрудников сельского хозяйства в 2018 г. составляла 28699 руб. (Рисунок 4). Данный показатель входит в десятку самых низких заработных плат.

добыча сырой нефти и природного газа производство табачных изделий деятельность финансовая и страховая производство кокса и нефтепродуктов из нее научные исследования и разработки добыча металлических руд деятельность в области информации и связи деятельность профессиональная, научная и...

добыча угля

деятельность административная и сопутствующие...

водоснабжение; водоотведение, организация... сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и...

деятельность гостиниц и предприятий... обработка древесины и производство изделий из...

производство текстильных изделий курьерская деятельность производство мебели производство кожи и изделий из ножи производство одежды

100426,00

I 91070,00 87591,00

■ 75913,00 70721,00

66590,00 66264,00

59439,00

Сам ая высокая заработная плата, руб.

31706,00 31586,00 28699,00 26241,00 26177,00 25179,00 24843,00 24213,00 23576,00 19819,00

Сама я низкая заработная плата, руб.

Рисунок 4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2018 г., рублей (https://gks.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm).

Сегодня большинство выпускников аграрных вузов из сельской местности, после окончания вузов не возвращаются в село. Многие молодые специалисты остаются в городах где работают не по специальности [2].

С каждым годом численность сельского населения уменьшается, так численность населения в 2001 г. составляла 39232 тыс чел., а в 2019 г. 37327 тыс чел. (Таблица). Этому способствует отток молодежи из сельской местности.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Таблица.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ [1]

2001 г. 2011 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Сельское население, тыс. человек 39232 37444 37772 37553 37327

в том числе в возрасте, лет:

0-4 2020 2397 2576 2428 2272

5-9 2536 2106 2477 2523 2539

10-14 3600 2075 2162 2206 2263

15-19 2952 2173 1866 1878 1891

20-24 2613 2962 1981 1973 1974

25-29 2452 2819 2617 2381 2187

30-34 2441 2542 2786 2823 2792

35-39 2992 2434 2537 2553 2587

40-44 3281 2411 2479 2473 2483

45-49 2767 2885 2405 2403 2394

50-54 2110 3128 2743 2602 2485

55-59 1234 2593 3124 3095 3033

60-64 2522 1897 2576 2653 2749

65-69 1862 974 1895 2006 2093

70 и более 3850 4048 3548 3556 3585

В настоящее время у части студентов наблюдается низкая мотивация в получении знаний и приобретении навыков по выбранной специальности. Многие обучаются ради получения диплома.

Специфика подготовки специалистов для сельского хозяйства, как и для многих других специальностей такова, что качественно передать знания, обеспечить процесс обучения может только практикующий преподаватель, что в связи с большой аудиторной нагрузкой преподавателей не всегда удается обеспечить, что не может не сказываться на качестве подготовки специалистов. Так же частая смена нормативной документации, регламентирующей образовательную деятельность, влекущая за собой изменение учебных планов и учебно-методического обеспечения дисциплин, написание и переделывание рабочих программ дисциплин и другой учебно-методической документации, отнимает много времени преподавателей.

Результаты и обсуждение Для обеспечения сельского хозяйства высококвалифицированными специалистами, необходимо создать такую систему подготовки кадров, которая будет привлекать молодежь, заранее определившуюся с выбором своего профессионального пути [3].

Для решения накопившихся в сфере подготовки специалистов сельского хозяйства проблем необходимо предпринять ряд мер по привлечению абитуриентов в сельскохозяйственные вузы:

-принимать в университет абитуриентов с более высоким уровнем подготовки;

-большое внимание уделять профориентации;

-проводить Дни открытых дверей, мастер-классы и олимпиады;

-организовывать встречи с учащимися выпускных классов городских и сельских школ; -участвовать в создании профильных классов;

-преподавателям приобщать учащихся школ и колледжей к научно-исследовательской работе, готовить их к выступлениям на научных конференциях.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53

Одним из способов закрепления высококвалифицированных кадров в сельских населенных пунктах является подготовка по целевому набору. Вузам необходимо оказывать содействие в трудоустройстве выпускников. Для этого проводить ярмарки вакансий, встречи с потенциальными работодателями. Участие студентов в многопрофильных стажировках поможет расширить возможности их последующего трудоустройства.

Заключение

Жесткие требования современного рынка труда, повышают ответственность высшей школы в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства. Последовательное решение проблем в вузах при одновременном введении государственных программ поддержки молодых специалистов будет способствовать увеличению выпуска квалифицированных рабочих и служащих сельского хозяйства, повышению престижа престиж сельскохозяйственного труда.

Список литературы:

1. Озерова Л. В. Создание системы управления процессом воспроизводства на базе подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства на примере Брянской области // Актуальная биотехнология. 2013. №3 (6). С. 47-51.

2. Нардин Д. С., Нардина С. А. Перспективы развития аграрного образования с использованием дистанционных технологий // Молодой ученый. 2012. №12. С. 497-499.

3. Лузина У С., Маслова Ж. А., Гааг А. В. Современное состояние обеспеченности кадрами агропромышленного комплекса // Молодой ученый. 2016. №6.5. С. 125-127.

References:

1. Ozerova, L. V. (2013). Sozdanie sistemy upravleniya protsessom vosproizvodstva na baze podgotovki kvalifitsirovannykh kadrov dlya sel'skogo khozyaistva na primere Bryanskoi oblasti. Aktual'naya biotekhnologiya, (3), 47-51. (in Russian).

2. Nardin, D. S., & Nardina, S. A. (2012). Perspektivy razvitiya agrarnogo obrazovaniya s ispol'zovaniem distantsionnykh tekhnologii. Molodoi uchenyi, (12), 497-499. (in Russian).

3. Luzina, U. S., Maslova, Zh. A., & Gaag, A. V. (2016). Sovremennoe sostoyanie obespechennosti kadrami agropromyshlennogo kompleksa. Molodoi uchenyi, (6.5), 125-127. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в редакцию 01.03.2020 г. 11.03.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Ерлыгина Е. Г. Проблемы образования в сельском хозяйстве // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 460-464. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/54

Cite as (APA):

Erlygina, E. (2020). Problems of Education in Agriculture. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 460-464. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/54 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.