Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами'

Проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / кадровое обеспечение / среднее профессиональное образование / высшее образование / рабочая сила / трудовые ресурсы / regional economy / staffing / secondary vocational education / higher education / labor force / labor resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Решение проблем обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами играет определяющую роль в противодействии внешним вызовам, возвращении субъектов федерации на траекторию устойчивого роста, несмотря на санкционное давление. Исследованы теоретико-методологические аспекты обеспечения региональной экономики кадрами на основе процессного подхода; выделены составляющие процесса обеспечения квалифицированными кадрами. Анализ, проведенный на материалах Новосибирской области, показал, что в регионе имеет место медленное сокращение численности рабочей силы при значительном снижении уровня безработицы, при этом количество вакансий, заявленных работодателями, многократно превышает количество зарегистрированных безработных. Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составляет 0,4, более 70 % обратившихся в органы занятости успешно трудоустраиваются. Имеет место рост востребованности среднего профессионального образования: количество обучающихся выросло с 41,8 тыс. человек в 2018 г. до 51,6 тыс. человек в 2022 г. Однако наблюдается несоответствие структуры выпуска специалистов с высшим образованием в разрезе направлений и профилей потребностям предприятий и организаций региона: имеет место дефицит специалистов в области информационных технологий, точных наук, промышленного производства. Сокращается и количество исследователей, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук. Для улучшения обеспечения экономики Новосибирской области квалифицированными кадрами предложено создать центры компетенций в крупных городах, более активно использовать цифровые технологии для прогнозирования потребностей в кадрах, расширить применение ученических договоров, а также создавать совместные образовательные программы с привлечением крупных предприятий региона, остро нуждающихся в кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of providing the regional economy with qualified personnel

Solving the problems of providing the regional economy with qualified personnel plays a decisive role in countering external challenges, returning the subjects of the federation to the trajectory of sustainable growth, despite the sanctions pressure. The theoretical and methodological aspects of providing the regional economy with personnel on the basis of the process approach are investigated; the components of the process of providing qualified personnel are highlighted. The analysis carried out on the materials of the Novosibirsk region showed that there is a slow reduction in the number of the labor force in the region with a significant decrease in the unemployment rate, while the number of vacancies declared by employers is many times higher than the number of registered unemployed. The coefficient of tension in the regional labor market is 0,4, more than 70 % of those who applied to the employment authorities are successfully employed. There is an increase in the demand for secondary vocational education: the number of students increased from 41,8 thousand people in 2018 to 51,6 thousand. In 2022, however, there is a discrepancy in the structure of the graduation of specialists with higher education in the context of areas and profiles to the needs of enterprises and organizations in the region: there is a shortage of specialists in the field of information technology, exact sciences, industrial production. The number of researchers with PhD and doctorate degrees is also decreasing. To improve the provision of the economy of the Novosibirsk region with qualified personnel, it is proposed to create competence centers in large cities, more actively use digital technologies to predict personnel needs, expand the use of student contracts, as well as create joint educational programs with the involvement of large enterprises in the region that are in dire need of personnel.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-256-266 EDN: https://elibrary.ru/wejyho NIION: 2003-0059-7/23-930 MOSURED: 77/27-003-2023-07-129

Андрей Владимирович Минаков1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 minakov-info@yandex.ru

2 professor60@mail.ru

Аннотация. Решение проблем обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами играет определяющую роль в противодействии внешним вызовам, возвращении субъектов федерации на траекторию устойчивого роста, несмотря на санкционное давление. Исследованы теоретико-методологические аспекты обеспечения региональной экономики кадрами на основе процессного подхода; выделены составляющие процесса обеспечения квалифицированными кадрами. Анализ, проведенный на материалах Новосибирской области, показал, что в регионе имеет место медленное сокращение численности рабочей силы при значительном снижении уровня безработицы, при этом количество вакансий, заявленных работодателями, многократно превышает количество зарегистрированных безработных. Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составляет 0,4, более 70 % обратившихся в органы занятости успешно трудоустраиваются. Имеет место рост востребованности среднего профессионального образования: количество обучающихся выросло с 41,8 тыс. человек в 2018 г. до 51,6 тыс. человек в 2022 г. Однако наблюдается несоответствие структуры выпуска специалистов с высшим образованием в разрезе направлений и профилей потребностям предприятий и организаций региона: имеет место дефицит специалистов в области информационных технологий, точных наук, промышленного производства. Сокращается и количество исследователей, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук. Для улучшения обеспечения экономики Новосибирской области квалифицированными кадрами предложено создать центры компетенций в крупных городах, более активно использовать цифровые технологии для прогнозирования потребностей в кадрах, расширить применение ученических договоров, а также создавать совместные образовательные программы с привлечением крупных предприятий региона, остро нуждающихся в кадрах.

Ключевые слова: региональная экономика, кадровое обеспечение, среднее профессиональное образование, высшее образование, рабочая сила, трудовые ресурсы

Для цитирования: Минаков А. В., Эриашвили Н. Д. Проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 256-266. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-256-266. EDN: WEJYHO.

Problems of providing the regional economy with qualified personnel

Andrey V. Minakov1, Nodari D. Eriashvili2

'•2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 minakov-info@yandex.ru

2 professor60@mail.ru

Abstract. Solving the problems of providing the regional economy with qualified personnel plays a decisive role in countering external challenges, returning the subjects of the federation to the trajectory of sustainable growth, despite the sanctions pressure. The theoretical and methodological aspects of providing the regional economy with personnel on the basis of the process approach are investigated; the components of the process of providing qualified personnel are highlighted. The analysis carried out on the materials of the Novosibirsk region showed that there is a slow reduction in the number of the labor force in the region with a significant decrease in the unemployment rate, while the number of vacancies declared by employers is many times higher than the number of registered unemployed. The coefficient of tension in the regional labor market is 0,4, more than 70 % of those who applied to the employment authorities are successfully employed. There is an increase in the demand for secondary vocational education: the number of students increased from 41,8 thousand people in 2018 to 51,6 thousand. In 2022, however, there is a discrepancy in the structure of the graduation of specialists with higher education in the context of areas and profiles to the needs of enterprises and organizations in the region: there is a shortage of specialists in the field of information technology, exact sciences, industrial production. The number of researchers with PhD and doctorate degrees is also decreasing. To improve the provision of the economy of the Novosibirsk region with qualified personnel, it is proposed to create competence centers in large cities, more actively use digital technologies to predict personnel needs, expand the use of student contracts, as well as create joint educational programs with the involvement of large enterprises in the region that are in dire need of personnel.

© MmaKOB A. B., Эрнаmвнпн H. 2023

Проблемы обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами

Original article

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

Keywords: regional economy, staffing, secondary vocational education, higher education, labor force, labor resources For citation: Minakov A. V., Eriashvili N. D. Problems of providing the regional economy with qualified personnel. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):256-266. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-256-266. EDN: WEJYHO.

Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации в условиях внешних вызовов требует максимально полного вовлечения человеческого потенциала, удовлетворения потребностей предприятий, организаций и учреждений в кадрах с тем, чтобы сделать возможным достижение стратегических целей государства. Обеспечение квалифицированными кадрами позволяет регионам:

а) успешно внедрять цифровые технологии в различные отрасли и сферы деятельности, трансформировать бизнес-модели крупнейших компаний, а также малого и среднего бизнеса;

б) наращивать выпуск инновационной продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости, востребованных на российском рынке и за рубежом;

в) активно участвовать в проектах импортозаме-щения, налаживая производство аналогов зарубежных товаров, недоступных на российском рынке ввиду санкционного давления, однако необходимых экономике страны;

г) ускорять технологическое развитие региональной экономики, создавая высокопроизводительные рабочие места;

д) поддерживать и укреплять конкурентоспособность региона, его инвестиционную привлекательность.

Под обеспечением региональной экономики квалифицированными кадрами предлагается понимать процесс удовлетворения оптимальной потребности регионального рынка труда в человеческих ресурсах с учетом количественных, качественных и структурных параметров, отвечающий стратегическим целям соци-

ально-экономического развития региона и позволяющий преодолевать актуальные вызовы. Обеспечение региональной экономики квалифицированными кадрами может быть реализовано на основе различных подходов (табл. 1).

Обеспечение региональной экономики квалифицированными кадрами становится особенно актуальным при «новом разделении труда, которое легло в основу иного проектирования профессиональной деятельности, сократив жизненный цикл профессий» [1, с. 142]. Именно процессный подход, с нашей точки зрения, позволяет наилучшим образом решать проблемы, связанные с обеспечением квалифицированными кадрами, выстраиванием необходимой инфраструктуры регионального уровня, а также ускорением социально-экономического развития региона.

Основой для построения модели обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами может служить «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста», разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ). Предлагаемая модель обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами представлена на рис. 1.

На первом этапе выстраивается система целей обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами, которая увязывается со стратегическими целями социально-экономического развития региона, стратегическими интересами России, программными документами, направленными на улучшение демографической ситуации и конъюнк-

Таблица 1

Возможные подходы к реализации обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами

Подход Описание

Ресурсный Деятельность региональных органов власти направлена на привлечение, распределение и контроль над человеческими ресурсами региона

Программно-целевой В соответствии с целями кадрового обеспечения, установленными в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, разрабатываются среднесрочные либо долгосрочные программы кадрового обеспечения

Системный Выстраивается устойчивая система элементов, в которой объектом управления становятся человеческие ресурсы региона

Процессный Наиболее гибкий и адаптивный подход, позволяющий превратить трудовые ресурсы региона в человеческие ресурсы и оперативно реагировать на возникающие шоки и вызовы

Источник: собственная разработка на основе [9, с. 30].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Установление стратегических и тактических целей

Прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах

Профессиональная ориентация и развитие трудовых ресурсов

Обеспечение потребности в квалифицированных кадрах

Оценка качества и результативности обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами

Рис. 1. Предлагаемый подход к построению модели обеспечения региональной экономики

квалифицированными кадрами

Источник: собственная разработка на основе [13].

туры рынка труда, развитие социальной сферы. Устанавливаются также четкие критерии достижения поставленных целей, что позволяет впоследствии судить о качестве и результативности обеспечения потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах. Далее осуществляется прогнозирование потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах в разрезе масштабов бизнеса (для крупных предприятий, малого и среднего бизнеса), видов экономической деятельности, имеющих определяющее значение для развития региона, перспективных направлений инновационного развития региона. Успех в обеспечении потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах в значительной степени определяется результатами работы в области профессиональной ориентации, развития имеющихся трудовых ресурсов, что требует задействования инфраструктуры поддержки. К элементам региональной инфраструктуры, необходимым для достижения целей обеспечения потребности в квалифицированных кадрах, предлагается относить:

а) инвестиционные ресурсы (в том числе привлеченные на федеральном уровне), частное финансирование, что позволяет обеспечить практическую реализацию мероприятий по профессиональной ориентации и развитию трудовых ресурсов региона;

б) законодательная база субъекта федерации, позволяющая использовать современные инструменты профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов для достижения поставленных стратегических целей;

в) центры занятости, которые осуществляют «комплексное и адресное оказание услуг», учитываю-

258

щее жизненную ситуацию гражданина и бизнес-ситуацию работодателя» [7, с. 151];

г) центры компетенций, которые «позволяют обучающимся в них специалистам осваивать профессиональные компетенции, согласованные с их работодателями и необходимые для инновационной деятельности организации заказчика» [2, с. 220]. Однако успешное построение и применение центров компетенций для обеспечения потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах требует распространения компетентностного подхода к развитию персонала, который доказал свою эффективность за рубежом и позволяет управлять развитием человеческих ресурсов во взаимосвязи с инновационным развитием отдельных компаний и региона в целом. Компетентностный подход имеет следующие важнейшие преимущества: улучшение взаимосвязи системы образования, науки и бизнеса, возможность учета и отслеживания личной эффективности работника, стимулирование саморазвития персонала, возрастание вклада человеческих ресурсов в стратегическое развитие, поддержание мобильности персонала, повышение гибкости и адаптивности управления [17, с. 670];

д) иная материально-техническая база (в том числе компьютерная техника, цифровые технологии и продукты российской разработки), необходимые для обеспечения успеха в профессиональной ориентации и развитии трудовых ресурсов региона.

Обеспечение потребности региональной экономики квалифицированными кадрами проявляется в сбалансированности регионального рынка труда, закрытии возникающих вакансий и успешной реализации субъектами хозяйствования инвестиционных

№ 7 / 2023

Вестник Московского университета МВД России

ECONOMIC SCIENCE

и инновационных проектов, предусматривающих создание высокоэффективных рабочих мест и рост отдачи от человеческих ресурсов. В завершение процесса оценивается фактическое достижение поставленных целей, оценивается качество проведенной в регионе работы (в том числе в сравнении с другими регионами России), разрабатываются при необходимости корректирующие мероприятия, направленные на повышение привлекательности региональных работодателей, замедление оттока трудовых ресурсов за пределы региона.

Однако особенный интерес представляет практический опыт обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами на примере конкретного субъекта федерации, в качестве которого выбрана Новосибирская область. Действующая стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 г. предусматривает, что «основным источником обеспечения благосостояния населения ... является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получение материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда» [10]. Однако уровень занятости населения региона остается недостаточно высоким, Ново-

сибирская область столкнулась также с сокращением численности рабочей силы, что ухудшает возможности для поддержания устойчивого социально-экономического развития. Министерство труда и социального развития Новосибирской области, в свою очередь, ведет активную работу по профессиональной ориентации и развитию трудовых ресурсов, стремясь внести вклад в сбалансированность регионального рынка труда, обеспечивать повышение эффективного задействования трудовых ресурсов в экономике области.

В соответствии с Государственной программой «Содействие занятости населения» основными приоритетами региональной политики занятости в Новосибирской области» являются:

а) создание условий для эффективной занятости населения, а также стабилизация ситуации на региональном рынке труда;

б) сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

в) расширение возможностей для трудоустройства инвалидов и других уязвимых групп населения региона [4].

Динамика численности рабочей силы, занятых и безработных в Новосибирской области за 2018-2022 гг. приведена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика численности рабочей силы, занятых и безработных в Новосибирской области за 2018-2022 гг.

Год Численность рабочей силы, тыс. чел. В том числе Уровень Уровень

Занятые, тыс. чел. Безработные, тыс. чел. занятости, % безработицы, %

2018 1433,0 1336,7 96,2 58,2 6,7

2019 1430,2 1343,3 86,9 58,5 6,1

2020 1394,2 1301,3 92,8 56,8 6,7

2021 1436,4 1349,0 87,4 58,8 6,1

2022 1395,8 1330,5 65,4 58,4 4,7

Источник: [15].

При сокращении численности рабочей силы в регионе более чем на 35 тыс. человек (до 1395,8 тыс. человек по итогам 2022 г.) численность занятых уменьшилась только на 6,2 тыс. человек, что сопровождалось значительным сокращением количества зарегистрированных безработных (с 92,8 тыс. человек в 2020 г. до 65,4 тыс. человек в 2022 г.). Однако статистика уровня занятости в Новосибирской области свидетельствует, что значительное количество трудоспособных граждан до настоящего времени не во-

влечено в официальную трудовую деятельность, в то время как потребность региональных работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, остается стабильно высокой, о чем свидетельствуют данные табл. 3.

Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что только в 2020 г. под влиянием карантинных ограничений количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Новосибирской области, превысило количество доступных вакансий (нагрузка

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Динамика потребности работодателей Новосибирской области в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, на конец года

Таблица 3

Год Потребность работодателей в работниках, тыс. чел Нагрузка незанятого населения, человек на 100 заявленных вакансий

2018 28,4 49

2019 27,9 51

2020 36,5 201

2021 50,2 54

2022 35,0 41

Источник: [15].

незанятого населения составила 201 человек на 100 вакансий, предложенных региональными работодателями), уже в 2021 г. нагрузка сократилась до 54 человек на 100 вакансий, по итогам 2022 г. — до 41 человека на 100 вакансий, что свидетельствует о недостатке предложения на рынке труда Новосибирской области при стабильном спросе. Аналогичная ситуация сохраняется и в 2023 г.: по данным на 3 ноября 2023 г. в Новосибирской области численность зарегистрированных безработных составляет только 9,2 тыс. человек или 0,7 % численности рабочей силы, в то время как количество вакансий, заявленных работодателями области, растет и составляет 38,6 тыс. [6], что демонстрирует усиление потребности в работниках.

В контексте выбранной темы исследования наибольший интерес представляет реализация подпрограммы 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» Государственной программы «Содействие занятости

Динамика показателей, характеризующих эф

и социального развития, а также органов зан.

населения» Министерством труда и социального развития области, а также органами службы занятости. Подпрограмма нацелена как на повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, так и обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных специалистах, обладающих необходимыми навыками и компетенциями. Динамика показателей, характеризующих эффективность деятельности Министерства труда и социального развития, а также органов занятости Новосибирской области, приведена в табл. 4.

Как видно из табл. 4, в целом за рассматриваемый период обеспечено снижение коэффициента напряженности на региональном рынке труда до 0,4, что, однако, в значительной степени вызвано опережающим ростом спроса на квалифицированных работников со стороны организаций и предприятий Новосибирской области по сравнению с изменения-

Таблица4

ктивность деятельности Министерства труда ости Новосибирской области за 2018-2022 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Коэффициент напряженности на региональном рынке труда 0,5 0,5 2,0 0,5 0,4

Отношение численности граждан, снятых с регионального учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости, % 74,4 73,7 46,1 72,0 73,5

Удельный вес безработных граждан в возрасте до 29 лет, ищущих работу более 12 месяцев, в общей численности зарегистрированных молодых безработных, % Н.д. Н.д. Н.д. 0,4 2,3

Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, % Н.д. 65,2 63,4 Н.д. Н.д.

Уровень удовлетворенности граждан государственными услугами в области содействия занятости населения, % 98,5 98,5 98,5 98,5 98,5

Источник: [12].

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

ми предложения труда. Ежегодно трудоустраивается свыше 70 % граждан, обратившиеся в региональные органы службы занятости, стабильно высоким остается удовлетворенность граждан услугами службы занятости.

В Новосибирской области в рамках национального проекта «Демография» гражданам, относящимся к уязвимым группам на рынке труда (женщины с детьми дошкольного возраста, люди старше 50 лет, безработные, работники под риском увольнения, граждане Украины) имеют возможность пройти профессиональное обучение и получить профессию, востребованную на региональном рынке труда, что реализовано через Единую цифровую платформу «Работа в России». Острую потребность в высококвалифицированных кадрах испытывают также предприятия оборонно-промышленного комплекса, в связи с чем с 2022 г. граждане имеют возможность заключить ученический договор с такими предприятиями, расположенными на территории Новосибирской области, а предприятие-работодатель получает субсидию в размере 59 тыс. руб. на оплату стоимости обучения [14]. Однако возможности Министерства труда и социальной защиты, а также служб занятости населения в удовлетворении потребностей предприятий и организаций в кадрах ограничены. Важнейшую роль играет система образования Новосибирской области, выпускающая специалистов, необходимых региональной экономике.

Подсистема среднего профессионального образования в Новосибирской области представлена 65 профессиональными образовательными организациями (ПОО), а также восемью филиалами ПОО, зарегистрированных в других регионах России.

Также образовательные программы среднего профессионального образования доступны в организациях высшего образования (девять организаций высшего образования и два филиала государственных организаций высшего образования). Динамика численности обучающихся в подсистеме среднего профессионального образования Новосибирской области приведена в табл. 5.

Как видно из табл. 5, среднее профессиональное образование становится все более востребованным среди молодых жителей Новосибирской области ввиду наличия обширных возможностей для трудоустройства, достойной оплаты труда, перспектив карьерного роста и саморазвития. Если в 2018 г. по программам среднего профессионального образования в Новосибирской области обучалось 41,8 тыс. человек, то в 2022 г. — уже 51,6 тыс. человек соответственно, при этом по программам подготовки квалифицированных рабочих — 9,3 тыс. человек. Образовательные учреждения Новосибирской области, реализующие программы среднего профессионального образования, вложили значительные средства в обновление материально-технической базы, разработку новых учебных планов, расширение применения цифровых технологий, что позволяет повысить качество обучения и формировать у обучающихся компетенции, необходимые для последующей успешной работы. Также следует отметить постепенное увеличение количества обучающихся на программах профессионального обучения, рассчитанных на взрослых граждан: с 3,7 тыс. человек в 2018 г. до 4,3 тыс. человек в 2022 г. В то же время востребованность дополнительных профессиональных программ, доступных в Новосибирской области, в течение рассматриваемого периода значи-

Таблица5

Динамика численности обучающихся в подсистеме среднего профессионального образования Новосибирской области за 2018-2022 гг., человек

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Программы среднего профессионального образования, всего 41 828 45 074 45 886 49 921 51 635

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 7912 8340 8604 8936 9307

Программы подготовки специалистов среднего звена 33 916 36 735 37 282 40 985 42 328

Программы профессионального обучения 3744 5331 3777 3761 4330

Дополнительные профессиональные программы 5472 4165 3901 3716 4521

Hctohhhk: [16].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

49,7

■ Психологическая поддержка Профессиональная ориентация

■ Социальная адаптация на рынке труда г Карьерное консультирование

■ Иные услуги

Рис. 2. Структура услуг, оказанных Центром развития профессиональной карьеры Новосибирской области за 2022 г., % Источник: собственная разработка на основании [11].

мо сократилась: если в 2018 г. на дополнительных профессиональных программах обучалось 5,5 тыс. человек, то в 2022 г. — уже 4,5 тыс. человек.

Большую роль в увеличении численности обучающихся в подсистеме среднего профессионального образования играет деятельность Центра развития профессиональной карьеры, созданного в 2008 г. В центре, помимо различных консультационных услуг, доступно дополнительное профессиональное образование, организуются различные мероприятия и проекты, посвященные занятости населения в регионе. Для лиц в возрасте от 14 до 29 лет профориентацион-ные услуги Центра бесплатны. Только в 2022 г. услугами Центра воспользовалось более 10,5 тыс. потребителей [11]. Структура услуг, оказанных Центром развития профессиональной карьеры Новосибирской области в 2022 г., приведена на рис. 2.

Как видно из рис. 2, наиболее востребованы услуги Центра развития профессиональной карьеры, связанные с профессиональной ориентацией (49,7 %), доля потребителей, воспользовавшихся услугами социальной адаптации на рынке труда, составляет 29,3 %, услугами психологической поддержки — 16,8 %. Однако Центр развития профессиональной карьеры не осуществляет деятельность, основанную на компетентностном подходе, услуги в области карьерного консультирования востребованы

недостаточно (ими воспользовались только 0,9 % потребителей в 2022 г.). В результате не в полной мере удовлетворяются потребности предприятий и организаций Новосибирской области в квалифицированных работниках со средним профессиональным образованием.

Высока потребность экономики Новосибирской области и в специалистах с высшим образованием. Так, по программам бакалавриата в 2022 г. на очное обучение в государственных образовательных учреждениях было принято 12,3 тыс. человек при общем количестве поданных заявлений свыше 150 тыс., что свидетельствует о востребованности образовательных программ, предлагаемых государственными учреждениями высшего образования Новосибирской области, среди абитуриентов. На заочное обучение в государственных учреждениях высшего образования Новосибирской области было принято 3,1 тыс. человек, абитуриенты подали более 15 тыс. заявлений. Образовательные программы, предлагаемые абитуриентам Новосибирской области частными учреждениями образования, востребованы значительно слабее: так, на очное обучение в частные образовательные учреждения высшего образования в 2022 г. было подано около 600 заявлений, принят 281 человек. Преимущественно абитуриенты, выбирающие частные образовательные учреждения высшего образования, предпочитают заочную или очно-заочную форму обучения по программе бакалавриата, которые легко совместить с работой (так, на заочную форму обучения в частные образовательные учреждения высшего образования в 2022 г. принято 1130 человек) [3; 5].

Наибольшее количество абитуриентов в 2022 г. принято по следующим направлениям подготовки: информационные системы и технологии, информационная безопасность, экономика, менеджмент, юриспруденция, педагогическое образование. Структура ожидаемого выпуска государственными учреждениями высшего образования по различным программам дневного обучения приведена в табл. 6.

Из данных, представленных в табл. 6, видно, что в структуре выпуска по программам бакалавриата сохраняется дефицит выпускников технических специальностей, остро необходимых предприятиям и организациям Новосибирской области для технологического перевооружения, успешной реализации инновационных проектов и восстановления устойчивого роста региональной экономики. Доля выпуск-

ECONOMIC SCIENCE

Таблица 6

Структура ожидаемого выпуска квалифицированных кадров государственными учреждениями высшего образования по наиболее востребованным программам дневного обучения в Новосибирской области

Направления и профили Программы бакалавриата Направления и профили Программы специалитета

Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, %

Прикладная математика и информатика 174 2,0 Эксплуатация железных дорог 111 5,0

Физика 116 1,4 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей 140 6,3

Архитектура 142 1,7 Лечебное дело 375 16,7

Строительство 355 4,1 Педиатрия 181 8,1

Информатика и вычислительная техника 294 3,4 Стоматология 187 8,4

Информационные системы и технологии 274 3,2 Ветеринария 123 5,5

Электроэнергетика и теплотехника 236 2,8 Экономическая безопасность 151 6,7

Агроинженерия 151 1,8 Правовое обеспечение национальной безопасности 171 7,6

Психология 102 1,2 Фундаментальная и прикладная химия 39 1,7

Экономика 691 8,1 Информационная безопасность автоматизированных систем 41 1,8

Менеджмент 519 6,1 Судовождение 65 2,9

Государственное и муниципальное управление 196 2,3 Клиническая психология 40 1,8

Юриспруденция 612 7,1 Таможенное дело 41 1,8

Педагогическое образование 215 2,5 Правоохранительная деятельность 20 0,9

Лингвистика 258 3,0 Актерское искусство 41 1,8

Итого 8565 100,0 Итого 2239 100,0

Источник: [5].

ников бакалавриата по направлению «Юриспруденция» превышает 7 %, по профилю «Менеджмент» составляет 6,1 %, по профилю «Экономика» — соответственно 8,1 %, в то время, как только 2 % выпускников бакалавриата выпускаются по профилю «Прикладная математика и информатика», 3,4 % — по профилю «Информатика и вычислительная техника». Недостаточная согласованность выпуска бакалавров и специалистов образовательными учреж-

дениями высшего образования и прогнозируемых потребностей региональной экономики Новосибирской области в квалифицированных кадрах является одной из причин замедления развития региона, ухудшения его социально-экономического положения. Неблагоприятная динамика наблюдается и при изучении численности исследователей, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук, в Новосибирской области (рис. 3).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 3. Динамика численности исследователей, имеющих ученую степень в Новосибирской области, человек Источник: [8].

Численность исследователей, имеющих ученую степень доктора наук, в Новосибирской области сократилась с 1525 до 1404 человек, исследователей с ученой степенью кандидата наук — с 3479 до 3257 человек, при этом многие исследователи находятся в преклонном возрасте. Улучшение обеспечения региональной экономики Новосибирской области квалифицированными кадрами необходимо и для увеличения притока высококвалифицированных специалистов в аспирантуру и докторантуру, что в свою очередь позволит активизировать проведение научных исследований, создавать интеллектуальные разработки, обеспечивающие укрепление конкурентоспособности субъектов хозяйствования и региона в целом.

Для решения проблем обеспечения экономики Новосибирской области квалифицированными кадрами, с нашей точки зрения, необходимы следующие меры:

а) создание центров компетенций во всех крупных городах Новосибирской области. Центры компетенций активно включатся в подготовку специалистов со средним профессиональным и высшим образованием с тем, чтобы обеспечить получение обучающимися компетенций, востребованных работодателями и необходимых для успешного карьерного роста. В результате разработки профилей компетенций, необходимых для наиболее востребованных на региональном рынке труда профессий, появится воз-

можность более точно осуществлять профориента-ционную деятельность, улучшить качество обучения, а также сократить уровень молодежной безработицы и отток из региона молодых работников. Финансирование деятельности центров компетенций будет осуществляться как за счет регионального бюджета, так и за счет частных инвестиций;

б) расширение применения цифровых технологий для прогнозирования потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах. Подходы к прогнозированию потребности в кадрах, используемые в Новосибирской области в настоящее время, ориентированы на условия стабильного социально-экономического развития, в то время как внешние вызовы, с которыми столкнулась Российская Федерация, требует использования гибких и адаптивных подходов. Предлагается использовать технологии «больших данных» и искусственного интеллекта для построения многовариантных прогнозов потребности крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, а также микробизнеса в квалифицированных кадрах;

в) пересмотр структуры приема в образовательных учреждениях высшего образования в направлении специальностей, остро востребованных предприятиями и учреждениями Новосибирской области, что повлечет за собой снижение приема по направлениям «Юриспруденция», «Менеджмент» и «Экономика»;

г) разработка совместных образовательных программ с участием крупных предприятий, заинтересованных в кадрах. При этом обучающиеся будут проходить практику на базовом предприятии, а к преподаванию будут привлекаться высококвалифицированные специалисты, обладающие обширным опытом работы. Затраты на обучение будут частично компенсироваться предприятием-заказчиком, а выпускники получат возможности гарантированного трудоустройства после окончания учебного заведения;

д) расширение применения механизма ученических договоров, внедренного в 2022 г. на предприятиях военно-промышленного комплекса. Предлагается обеспечить доступ к субсидиям на покрытие затрат на обучение по остродефицитным специальностям для всех предприятий и организаций Новосибирской области, испытывающих потребность в кадрах. При этом в соответствии с ученическими договорами будет увеличен срок последующего трудо-

ECONOMIC SCIENCE

устройства на предприятии, направившем обучающегося (не менее чем до трех-пяти лет), а предприятие возьмет на себя обязательства по выплате стипендии будущему специалисту и обеспечении его при необходимости жильем. Возможность получения востребованной специальности и гарантированного рабочего места в отраслях, нуждающихся в квалифицированных кадрах, привлечет также работников других регионов России, в результате чего Новосибирская область сможет ускорить темпы социально-экономического развития, лучше противостоять внешним вызовам и шокам.

Список источников

1. Будзинская О. В. Система кадрового обеспечения как основа воспроизводства трудовых ресурсов в аспекте индустрии 4.0 // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3. С. 140-145.

2. Витер К. А. Роль центров компетенций в структуре университета // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономические науки. 2021. № 10. Вып. 74. С. 220-228.

3. Высшее образование // Минобрнауки России. Электронный ресурс // URL://minobrnauki.gov.ra/ac-tion/stat/highed.

4. Государственная программа Новосибирской области «Содействие занятости населения» // URL:// mtsr.nso.ru/page/7898.

5. Информация о состоянии системы образования в субъектах Российской Федерации // Минпрос-вещения РФ // URL://docs.edu.gov.ru/document/db 11 43a205aa0b45bac1b75550fbedae/

6. Информация о текущей ситуации на официальном рынке труда Новосибирской области (по состоянию на 3 ноября 2023 г.) // Министерство труда и социального развития Новосибирской области // URL://mtsr.nso.ru/page/6531.

7. Копалкина Е. Г., Илтакова Н. В. Проблемы реформирования службы занятости в современных условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 2. С. 150-153.

8. Наука, инновации и технологии // Федеральная служба государственной статистики // URL:// rosstat.gov.ru/statistics/science.

9. Никулина Ю. Н., Кучина Е. В. Регулирование системы кадрового обеспечения экономики на региональном уровне // Вестник ЮУрГУ. Серия Экономика и менеджмент. 2021. Т. 15. № 4. С. 29-37.

10. Постановление Правительства Новосибирской области от 19 марта 2019 г. № 105-п (в ред. постановления Правительства Новосибирской области от 27 декабря 2022 г. № 625-п) «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» // URL://docs.cntd. ru/document/465728379.

11. Отчет о деятельности государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» за период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. // URL://prof-ka-ryera.ru/documents_cat/otchety-i-plany.

12. Отчеты о реализации // Министерство труда и социального развития Новосибирской области // URL://mtsr.nso.ru/page/7953.

13. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста // Агентство стратегических инициатив // URL://https://asi.ru/ upload_docs/staffing/Standart_KPR_upd.pdf.

14. Реестр мер государственной поддержки в сфере занятости населения в 2023 г. // Министерство труда и социального развития Новосибирской области // URL://mtsr.nso.ru/page/11837.

15. Рынок труда и занятость населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области // URL://54.rosstat.gov.ru/folder/31734.

16. Среднее профессиональное образование // Минпросвещения России // URL://edu.gov.ru/acti-vity/statistics/secondary_prof_edu.

17. Тераз В. А. Разработка модели компетенций персонала университета: теория и практика // Вестник Удмуртского университета. 2022. Т. 32. С. 669-675.

References

1. Budzinskaya O. V. Personnel support system as a basis for the reproduction of labor resources in the aspect of industry 4.0 // Social and labor research. 2021. No. 3. Р. 140-145.

2. Viter K. A. The role of competence centers in the structure of the university // Bulletin of Chelyabinsk State University. Series of Economic Sciences. 2021. No. 10. Issue 74. Р. 220-228.

3. Higher education // Ministry of Education and Science of Russia. Electronic resource // URL://minobr-nauki.gov.ru/action/stat/highed.

4. The state program of the Novosibirsk region «Promotion of employment» // URL://mtsr.nso.ru/page/7898.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Information about the state of the education system in the subjects of the Russian Federation // Ministry of Education of the Russian Federation // URL://docs.edu. gov.ru/document/db 1143a205aa0b45bac1b75550fbedae/

6. Information about the current situation on the official labor market of the Novosibirsk region (as of November 3, 2023) // Ministry of Labor and Social Development of the Novosibirsk region // URL://mtsr.nso.ru/page/6531.

7. Kopalkina E. G., Iltakova N. V. Problems of reforming the employment service in modern conditions // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2022. No. 2. P. 150-153.

8. Science, innovation and technology // Federal State Statistics Service // URL://rosstat.gov.ru/stati-stics/science.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nikulina Yu. N., Kuchina E. V. Regulation of the system of personnel support of the economy at the regional level // Bulletin of SUSU. Economics and Management series. 2021. Vol. 15. No. 4. P. 29-37.

10. Resolution of the Government of the Novosibirsk Region dated March 19, 2019 No. 105-p (as amended by the Resolution of the Government of the Novosibirsk Region dated December 27, 2022 No. 625-p) «On the Strategy of socio-economic development of the Novosibirsk region for the period up to 2030» // URL://docs.cntd. ru/document/465728379.

11. Report on the activities of the State autonomous institution of the Novosibirsk region «Professional Career Development Center» for the period from January 1, 2022 to December 31, 2022 // URL://prof-karyera.ru/docu-ments_cat/otchety-i-plany.

12. Reports on implementation // Ministry of Labor and Social Development of the Novosibirsk region // URL://mtsr.nso.ru/page/7953.

13. Regional standard for staffing industrial (economic) growth // Agency for Strategic Initiatives // URL://https://asi.ru/upload_docs/staffing/Standart_KP R_upd.pdf.

14. Register of state support measures in the field of employment in 2023 // Ministry of Labor and Social Development of the Novosibirsk region // URL://mtsr.nso. ru/page/11837.

15. Labor market and employment of the population // Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk region // URL://54.rosstat. gov.ru/folder/31734.

16. Secondary vocational education // Ministry of Education of Russia // URL://edu.gov.ru/activity/stati-stics/secondary_prof_edu.

17. Teraz V. A. Development of the competence model of the university staff: theory and practice // Bulletin of the Udmurt University. 2022. Vol. 32. P. 669-675.

Информация об авторах

А. В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

Н. Д. Эриашвили — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Information about the authors

A. V. Minakov — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Professor.

N. D. Eriashvili — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honorary Worker of Education of Russia, Winner of an Award of the Government of Russia in the Field of Science and Technology, Winner of an Award of the Government of Russia in the fild of Education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 13.12.2023.

The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 13.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.