Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы'

Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РОССИИ / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМИДЖА / ECONOMIC IMAGE OF RUSSIA / EVALUATION OF ECONOMIC IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растегаева Ф. С.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения положительного экономического имиджа России. На примере одной из методик оценки конкурентоспособности страны выявлено, что имидж российской хозяйствующей системы очень низкий. Определено, что основными проблемами такой низкой оценки имиджа являются: высокий уровнь коррупции в стране, административные барьеры в осуществлении экономической деятельности, низкий уровень инвестиционной активности внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING OF THE POSITIVE ECONOMIC IMAGE OF RUSSIAN MANAGING SYSTEM

In the article the questions about the ensuring of positive image of Russia are examined. On the example of one of the techniques of country competitiveness evaluation it is stated that the image of Russian managing system is very low. It is determined that the high level of corruption in the country, the administrative barriers in realization of economic activity, the low level of investment activity within the country are the main problems of such evaluation.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Ф. С. РАСТЕГАЕВА

В статье рассмотрены вопросы обеспечения положительного экономического имиджа России. На примере одной из методик оценки конкурентоспособности страны выявлено, что имидж российской хозяйствующей системы очень низкий. Определено, что основными проблемами такой низкой оценки имиджа являются: высокий уровнь коррупции в стране, административные барьеры в осуществлении экономической деятельности, низкий уровень инвестиционной активности внутри страны.

Ключевые слова: экономический имидж России, оценка экономического имиджа.

Экономический имидж станы часто характеризуется понятием ее конкурентоспособности. Для анализа конкурентоспособности стран экспертами Международного института развития менеджмента используются 288 оценочных параметров, сформированных на базе статистических данных и отчетов экспертов. Примером более ча-

Факторы инвестиционной

стных уровней оценки экономического имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов ее инвестиционной привлекательности [5]. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами из американского неправительственного фонда «Наследие», в основных чертах представлена в таблице 1.

Таблица 1

тлекательности стран [5]

Факторы Показатели

Уровень экономического роста Прирост валового внутреннего продукта

Политическая стабильность Опасность личного пребывания в стране и государственные перевороты за последние 10 лет

Размеры рынка Душевой валовый внутренний продукт и количество населения

Зависимость от иностранной помощи Признак несвободной экономики, торможения реформ, неспособности к развитию

Размеры внешнего долга Структурная направленность заемных средств и доля доходов от экспорта на обслуживание долга

Конвертируемость валюты Свобода внешней конвертируемости валюты и возможность репатриации прибыли

Сила валюты Инфляционная стабильность валюты (относительно корзины ведущих валют мира -SDR)

Уровень внутренних накоплений Разница между ВВП и потреблением, оптимально 24 % от ВВП, дает 4-5 % роста ВВП в год

Уровень развития инфраструктуры Обеспеченность дорогами, энергией, коммуникациями и равномерность их присутствия

По этой модели была оценена инвестиционная привлекательность стран так называемого второго эшелона, т. е. тех, которые достаточно быстро развиваются, продвигаются к состоянию экономической свободы. Среди 24 стран, составивших итоговый список, России, к сожалению, не оказалось. Самыми привлекательными для инвестиций были признаны следующие развивающиеся страны: Ботсвана, Индонезия, Израиль, Панама, Португалия.

Такое положение дел, как правило, самым серьезным образом тормозит реализацию проектов, осуществляемых на привлеченные деньги, если их гарантами или участниками выступают государственные структуры.

Низкая оценка имиджа крайне болезненно действует на бюджет государства, если он зависим от внешних заимствований или/и от рынка внутренних государственных ценных бумаг. Но еще более опасным долгосрочным последствием

этого может стать то, что государство, чей рейтинг снизился, постепенно вытесняется с финансового рынка. Одновременно повышается роль прямых инвестиций, расширяется иностранное присутствие [2].

Россия выходит из имиджа «страны кризисов», но еще не получила благоприятной оценки по многим показателям. Отнесение России к очень низким группам, в которых находятся страны совершенно другого уровня и типа развития, несколько подрывает доверие российских наблюдателей и бизнесменов к обсуждаемым индексам.

Рассмотрим основные причины этих низких оценок экономического имиджа страны.

Такие проблемы, как высокая коррупция и административные барьеры одновременно отмечаются инвесторами в качестве существенного препятствия при осуществлении капиталовложений, отражаются в низких значениях соответствующих индексов и даже имеют объективные показатели для межстранового сопоставления - и опять не в пользу России. Собственные наблюдатели указывают на некоторый успех в борьбе с административными барьерами в начале 2000-х гг., но признают серьезность проблемы и по сей день. Важность проблемы коррупции осознается российским обществом - этот вопрос вышел на первые места в опросах населения в последние 2-3 года [6]. Проводимое Мировым банком сравнение 178 стран по простоте ведения бизнеса (так называемое Ease of Doing Business Rank), учитывающее время, количество процедур и относительные издержки на осуществление различных действий бизнеса, требующих взаимодействия с государством - открытие, получение лицензии, регистрация прав собственности, закрытие и т. п., ставит Россию на 106 место среди стран мира (на 2008 г.) [5].

Отметим, что в сложном взаимодействии имиджа и инвесторов коррупция занимает особое место. В последнее десятилетие усиливается антикоррупционная политика в ведущих развитых демократических странах. Это облегчает борьбу с коррупцией и в России, но у нас она носит многоликий характер, а ее побочные результаты - отвлечение средств от накопления в личное потребление и снижение качества управленческих решений.

Следующий вывод состоит в том, что иностранный бизнес готов осуществлять инвестиции вопреки сложностям, которые фиксируются при составлении рейтингов и объективно присутствуют в условиях ведения делового климата. Даже когда по оценкам делового климата страна суще-

ственно проигрывает другим государствам. Мы платим, в той или иной форме, за свой имидж консультантам и юристам, посредникам и партнерам в сделках, в которых «на месте наших компаний» другие приобрели бы актив намного проще. Можно найти случаи активного использования «имиджевого» подхода для противодействия интересам по страновому признаку1.

Вышеприведенные рассуждения подтверждаются результатами опроса и представителей иностранных компаний - действующих или потенциальных инвесторов в российскую экономику, проводимого для Консультативного совета по иностранным инвестициями по заказу Минэкономразвития России в 2005 г. PBN Company [6] (опрос 158 респондентов - 107 реальных инвесторов, уже осуществивших вложения в экономику страны, и 51 потенциальных инвесторов, планирующих осуществление инвестиций) и в 2007 г. компанией Peter D. Hart Research Associates [5] (опрос 157 респондентов - 106 реальных и 51 потенциального инвестора).

Основным негативным фактором и среди потенциальных, и среди реальных инвесторов выступает бюрократизм (административные барьеры). При общей положительной динамике оценки важности данных негативных факторов (число инвесторов, указывающих на эти факторы как на основные негативные факторы формирования делового климата, снизилось в 2007 г. по сравнению с 2005 г. примерно на 7 процентных пунктов) данные проблемы продолжают оставаться актуальными и отмечаются большинством реальных и потенциальных инвесторов (65 % отмечают коррупцию, 58 % реальных и 51 % потенциальных -бюрократизм) [1].

Другими факторами являются избирательное применение и разночтения в законодательстве, хотя их значимость в 2007 г. по сравнению с 2005 г. снизилась среди реальных инвесторов с 62 % до 37 % и с 46 % до 27 % среди потенциальных инвесторов.

Деятельность иностранных инвесторов в России связана с повышенным риском (даже по сравнению с другими развивающимися странами), который компенсируется повышенной доходностью.

В целом общее число респондентов, оценивающих инвестиции в Россию как более рискованные, чем в другие развивающиеся страны, в 2007 г. по сравнению с 2005 г. снизилось на

1 Иногда отказ от сделки по открыто объявленным политическим мотивам считается естественным, но российским компаниям вменяются практически недоказуемые (и весьма спорные) политические мотивы.

8 процентных пунктов, однако по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне - 46 % в 2007 г. (по сравнению с 54 % в 2005 г.) [6].

Стоит отметить, иностранные инвесторы получают в России повышенную премию. Параллельно со снижением оценок рискованности инвестиций снижались и оценки доходности. В 2005 г. 45 % респондентов отметили, что отдача от инвестиций в России выше, чем в среднем в странах с развивающейся экономикой, а в 2007 г. этой точки зрения придерживался уже 41 % респондентов.

Таким образом, представление о нашей стране как стране рискованных инвестиций постепенно изменяется, однако эти изменения происходят достаточно медленно.

На основании приведенных результатов опросов можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, подтверждается предположение о том, что иностранные инвесторы готовы осуществлять капиталовложения в динамично развивающуюся экономику с объемным потребительским рынком, невзирая на неблагоприятный деловой климат. Во-вторых, основные резервы улучшения делового климата России связаны с реформированием государства. В-третьих, представление о нашей стране как стране рискованных инвестиций постепенно изменяется, однако это происходит достаточно медленными темпами. В-четвертых, расхождение между оценками делового климата (экономическим имиджем страны) реальных инвесторов (уже осуществивших инвестиции) и потенциальных инвесторов во многом обусловливается неадекватным отражением реальной ситуации в средствах массовой информации, позиции информационных агентств и других источников информации.

По данным опроса декабря 2005 г. [2], иностранные инвесторы включили в число наиболее вероятных стран для осуществления капиталовложений страны БРИК и Восточной Европы. При этом Китай и Индия заняли 1-е и 2-е места соответственно, обойдя США и Великобританию (3-е и 4-е места), а Россия и Бразилия заняли 6-е и 7-е места, пропустив вперед еще Польшу (5-е место). Причем, как раз на три последние страны приходился наибольший рост предпочтений инвесторов (отражающийся в повышении позиции страны в рейтинге на 5-10 пунктов). Очевидное лидерство Китая и высокие позиции развивающихся стран свидетельствует о важности объема рынка [5].

Однако, к сожалению, данный индекс, как и все остальные, также недостаточно корректно от-

ражает динамику прямых иностранных инвестиций. Например, снижение позиции США в 2005 г. сопровождалось в 2006 г. ростом прямых иностранных инвестиций на 75 % (до 175 млрд долл.), а второе место Индии, хотя и сопровождалось ростом инвестиций в 2,5 раза, но с точки зрения объема инвестиций страна в 2006 г. «проиграла» всем остальным странам первой десятки этого рейтинга [6].

Возвращаясь к соотношению реального делового климата страны и экономического имиджа можно констатировать, что в России в настоящее время деловой климат существенно различается в зависимости от отраслей и типов бизнеса, поэтому его усреднение для страны в целом напоминает измерение «средней температуры по больнице». В частности, основная часть прямых иностранных инвестиций концентрируется в трех категориях регионов: столицах и их окрестностях, регионах-экспортерах и европейских прибрежных регионах (с учетом специфической отраслевой структуры экспорта) [3]. Характерными чертами делового климата являются неоднородность и неустойчивость.

Аналогичными чертами обладает и экономический имидж. В результате неоднородность делового климата «накладывается» на неоднородность экономического имиджа и между ними возникает несоответствие. В частности, можно также выделить ряд регионов с благоприятным климатом, но с неадекватной информацией об их фактическом состоянии с точки зрения стабильности, состояния финансов, режима налогового регулирования и администрирования, регистрации бизнеса и т. д.

Из такого варианта соотношения делового климата и экономического имиджа вытекают следующие практические выводы:

а) имидж нужно и можно улучшать, поскольку существуют положительные черты в деловом климате, о которых можно информировать инвесторов и другие заинтересованные стороны;

б) улучшать имидж можно и средствами СМИ, но только в связке с действительным улучшением климата [4].

Положительным моментом здесь является тот факт, что определенные действия в направлении улучшения делового климата уже планируются.

В результате можно констатировать, что в настоящий момент экономический имидж России хуже реального состояния ее делового климата [6].

1. На сегодня недостаточно благоприятные оценки имиджа России, прежде всего экономического, не вполне (особенно при проведении меж-

дународных сопоставлений) соответствуют реальной макроэкономической ситуации в стране, притоку иностранных инвестиций (и прямых, и портфельных), а значит, и реальному состоянию делового климата гросударства. Поэтому следует осторожно относиться к оценкам международных агентств - методики могут не учитывать ряд аспектов фактического положения дел. С другой стороны, при этом не следует идеализировать деловой климат страны, явно нуждающийся в улучшении.

Вообще экономический имидж страны, как и ее деловой климат, различается в зависимости от отрасли или региона, и говорить об общем имидже можно с определенными оговорками.

2. В отсутствие адекватных систем измерения делового климата и его стереотипного восприятия с теоретической точки зрения повышается риск манипулирования (умышленного или нет) показателями и использования экономического имиджа страны для вменения российскому бизнесу дополнительных издержек при совершении сделок. Подтверждением отсутствия устойчивой взаимозависимости между имиджем страны и ее климатом является тот факт, что иностранные инвесторы, уже работающие на территории России, оценивают ее климат лучше, нежели потенциальные иностранные инвесторы. Это указывает на смещение информации о России и отсутствие адекватного отражения реального климата в распространяемых сведениях.

3. Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка, невзирая на ее имидж. Это не означает, что в условиях благоприятной экономической ситуации можно не обращать внимания на экономический имидж - остаются отрицательные ренты. И в этом случае вопрос о том, что произойдет с объемами иностранных инвестиций в случае сокращения темпов экономического роста при сохранении активной международной конкуренции за привлечение инвестиций, является открытым.

Инвестиционный имидж - комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов (прежде всего стратегических инвесторов), а также представление потенциальных иностранных реципиентов российских инвестиций. Иными словами, проблематика инвестиционного имиджа проявляется, во-первых, в принятии решений иностранными компаниями в осуществлении инвестиций на территории России, а во-вторых, при принятии решений иностранными компаниями и прави-

тельствами о допуске инвестиций из России на свою территорию [1].

Реальная экономическая ситуация, общий и инвестиционный имидж не всегда изменяются равномерно и даже в одном направлении. Например, для России за период с 1998 по 2006 г. было характерно некоторое улучшение инвестиционного климата (пусть и неравномерное) с одновременным существенным ухудшением общего имиджа. Имидж России является динамическим явлением, формируемым как собственным поведением властей и компаний, бизнесменов (например, «эффект Куршавеля»), так и внешними наблюдателями и комментаторами, далеко не всегда бескорыстными.

Основными факторами, формирующими инвестиционный имидж, являются:

- состояние инвестиционного климата;

- представления (предпочтения) инвесторов (этот фактор во многом имеет неэкономические корни и поэтому здесь специально не рассматривается);

- информация о положении дел в стране и, главное, о ее экономике (формируемая во многом на основании данных мировых агентств) [2].

Дополнительная проблема состоит также в том, что достаточно сложно измерить имидж объективными показателями, а формирование имиджа происходит под влиянием лиц, не всегда заинтересованных в объективном отражении ситуации и случайно или намеренно искажающих информацию. В результате можно теоретически предположить и получить практические примеры из мировой практики, когда инвестиционный имидж был хуже реального инвестиционного климата и наоборот.

4. Важнейшими направлениями формирования российского экономического имиджа являются поведение российских компаний, приобретающих активы в развитых странах, и положительная репутация, формирующаяся у российского бизнеса как приобретателя.

Действующие в рамках развитого правого поля на западе российский бизнес и иностранный бизнес, осуществляющий инвестиции на территории России, заинтересованы в совершенствовании делового климата нашей страны.

Таким образом, все проблемы можно классифицировать:

1. Проблемы административного характера. Существенную роль в снижении экономического имиджа России играют избирательное применение и разночтения в законодательстве, хотя значимость последнего в 2007 г. по сравнению с 2005 г.

снизилась среди реальных инвесторов с 62 % до 37 % и с 46 % до 27 % - среди потенциальных инвесторов.

Первоочередное значение применительно к формированию субъективных оценок имиджа имеют бюрократизм и административные барьеры, т. е. факторы, непосредственно связанные с реформированием государственного аппарата. Однако наибольшее влияние данный фактор оказывает на реализацию интересов реально взаимодействующих с российской экономикой агентов, чем на потенциальных.

2. Проблемы в экономической сфере. Основным фактором, негативно влияющим на экономический имидж страны, является коррупция. В последнее десятилетие в развитых странах усилилась антикоррупционная политика. Эти обстоятельства облегчают борьбу с коррупцией и в России, но она носит многоликий характер, а ее основной результат - отвлечение средств от накопления в личное потребление и снижение качества управленческих решений.

Деятельность иностранных инвесторов в России связана с высоким риском (даже по сравнению с другими развивающимися странами), который может компенсироваться повышенной доходностью только в условиях стабильности и низкой инфляции.

Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка, невзирая на ее имидж. В результате, можно констатировать, что в настоящий момент экономический имидж России хуже реального состояния ее делового климата.

3. Проблемы в социальной сфере. Среди проблем, которые отмечаются инвесторами как существенное препятствие при осуществлении капиталовложений, есть и низкие показатели социально-экономического развития России (выражаемые соответствующими индексами).

Желательный, положительный экономический имидж хозяйствующей системы заключается в достижении следующих целей:

- обеспечение личной безопасности граждан и правовой защиты;

- высокое личное радушие, гостеприимство и толерантность к иностранцам при упорной защите собственных интересов в делах;

- достижение устойчивости и высоких темпов социально-экономического роста;

- снижение политических и финансовых рисков, позволяющих инвестировать с расчетом на будущие доходы.

Применительно к России целевыми ориентирами проведения комплексной экономической политики по формированию положительного экономического имиджа хозяйствующей системы являются: проведение административной реформы на всех уровнях хозяйствования, обеспечение общего экономического роста в стране, улучшение условий функционирования хозяйствующей системы.

Литература

1. Горбушина О. П. Имидж страны: социальнопсихологические особенности формирования внешнего и внутреннего имиджа страны. М., 2006.

2. Гранкина Т. К. Экономический имидж страны и его составляющие. М.: РАГС, 2003.

3. Григорьев Л. М., Урожаева Ю. В. Поиск региональной политики в России: классификация регионов с точки зрения развития // Модернизация экономики и выращивание институтов: мат-лы VI конференции ГУ-ВШЭ, апрель 2005 г.

4. Известия Академии Имиджелогии / под ред.

Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. Т. 1.

5. Имидж России глазами иностранных инвесторов. 2007 г. ЦЯЬ: www.tip-ro-rj.economy.gov.ru

6. Россия: как объект инвестиций, 2005 г. иКЬ: www.tip-ro-rj.economy.gov.ru

* * *

PROBLEMS OF ENSURING OF THE POSITIVE ECONOMIC IMAGE OF RUSSIAN MANAGING SYSTEM

F. S. Rastegaeva

In the article the questions about the ensuring of positive image of Russia are examined. On the example of one of the techniques of country competitiveness evaluation it is stated that the image of Russian managing system is very low. It is determined that the high level of corruption in the country, the administrative barriers in realization of economic activity, the low level of investment activity within the country are the main problems of such evaluation.

Key words: economic image of Russia, evaluation of economic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.