Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения населения Российской Федерации доступным и комфортным жильем'

Проблемы обеспечения населения Российской Федерации доступным и комфортным жильем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1259
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ЖИЛЬЕ / ПЛАТЁЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС НА ЖИЛЬЁ / ДОСТУПНОСТЬ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ / ОБЪЁМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЖИЛЬЯ / HOUSING NEEDS / EFFECTUAL DEMAND ON HOUSING / MORTGAGE LOANS AFFORDABILITY / SUPPLY OF HOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипкин Олег Валерьевич, Голик Светлана Александровна, Горбачевская Евгения Юрьевна

Формирование механизмов мотивации населения к инновационной деятельности и инновационному поведению одна из основных проблем социальноэкономического развития современной России, её решение невозможно без формирования качественной социальной среды, основным элементом которой является доступное и комфортное жильё. Для повышения доступности жилья для всех категорий граждан необходимо разработать инновационные институты жилищного рынка, повысить доступность ипотечных кредитов, снизить и перераспределить риски кредитования между участниками рынка, создать жилищный фонд социального использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of ensuring the population of the Russian Federation with affordable and comfortable housing

The formation of mechanisms of motivation the population to innovative activity and innovative behaviour is one of the basic problems of social and economic development of modern Russia, the solution of the problem is impossible without social environment of a high quality, basic element of which is affordable and comfortable housing. To raise housing affordability for all categories of the citizens it is necessary to develop innovative institutions of housing market, to raise affordability of mortgage loans, to lower and redistribute the risks of crediting between the participants of the market, to create housing stock of the social use.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения населения Российской Федерации доступным и комфортным жильем»

Управление социально-экономическими системами

УДК 365.244 + 332.834 ББК У9(2)441.21

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ

О.В. Архипкин, С.А. Голик, Е.Ю. Горбачевская

Формирование механизмов мотивации населения к инновационной деятельности и инновационному поведению - одна из основных проблем социальноэкономического развития современной России, её решение невозможно без формирования качественной социальной среды, основным элементом которой является доступное и комфортное жильё. Для повышения доступности жилья для всех категорий граждан необходимо разработать инновационные институты жилищного рынка, повысить доступность ипотечных кредитов, снизить и перераспределить риски кредитования между участниками рынка, создать жилищный фонд социального использования.

Ключевые слова потребность в жилье, платёжеспособный спрос на жильё, доступность ипотечных кредитов, объём предложения жилья.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации особое внимание уделяет развитию человеческого потенциала территорий России, на который оказывают влияние такие стратегические направления, как формирование и реализация демографической политики, проведение модернизации и дальнейшего развития образования, здравоохранения, культуры, рынков труда, пенсионной системы, развитие социальных институтов и совершенствование социальной политики, экологизация экономики и экологии человека. Следовательно, задача повышения доступности жилья для населения является одним из важнейших стратегических направлений развития человеческого потенциала, сформулированного на федеральном уровне управления. В субъектах Российской Федерации особое внимание должно уделяться комплексному решению задач формирования среды обитания высокого качества, роста человеческого потенциала, повышения динамичности инновационной и образовательной инфраструктур, развития научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций. Однако проблема дальнейшего долгосрочного развития состоит в существующем значительном различии в межрегиональном и внутрирегиональном уровнях качества социальной среды, доходах населения, стандартах жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением. Поэтому региональная социальноэкономическая политика должна быть направлена на сближение стандартов жизни, снижение дифференциации в уровне и качестве социальной среды как между регионами, так и внутри каждого региона.

Особое внимание стоит уделять решению трех наиболее важных проблем, являющихся основой для разработки соответствующих стратегических целей: обеспечить создание равных возможностей для населения; сформировать механизмы мотивации населения к инновационной деятельности и инновационному поведению; радикально повысить эффективность экономики на основе роста производительности труда. Эти три проблемы проявляются и в исследуемой сфере, так как, во-первых, требуется создать равные возможности для населения в обеспеченности доступным жильем одинаковой комфортности; во-вторых, создать механизмы, в том числе инновационные, для привлечения инвестиций в строительство доступного и комфортного жилья для населения; в-третьих, необходимо обеспечить рост производительности труда в строительстве на основе использования не только более современного оборудования, строительных машин и механизмов, но и инновационных технологий.

К инновационным методам можно отнести сформулированную в рассматриваемой концепции возможность активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, и не только в промышленность, но и социальную сферу, в том числе и в сферу управления, поскольку частная компания отличается большей мотивацией, ориентированной на результат и эффективность. Кроме того, требуется упростить налоговую систему, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики.

В 2005 году Правительством РФ было заявлено о необходимости выполнения Национального проекта, сокращенно названного «Жилье», а в полной версии - «Доступное и комфортное жи-

Архипкин О.В., Голик С.А.,

Горбачевская Е.Ю.

лье - гражданам России», который по своей сути является национальной программой по улучшению жилищных условий граждан. На начальном этапе реализации проекта в качестве приоритетных рассматривались четыре цели: увеличить объемы ипотечного жилищного кредитования, повысит доступность жилья, увеличить объемы строительства жилья и модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры, выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем установленных категорий граждан. Прирост объемов выданных ипотечных кредитов планировался в сумме 43 млрд руб. в год или 39,8 %, а снижение ставки ипотечного кредита до 12 и 11 % в 2006 и 2007 годах соответственно. Увеличение общего годового объема ввода жилья должно было составить по сравнению с предыдущим годом 4,3 и 7,3 млн кв. м в 2006 и 2007 году соответственно. Планировалось увеличить долю частных инвестиций в коммунальный сектор до 20 % и снизить износ коммунальной инфраструктуры до 55 %. Предполагалось, что жилищные условия улучшат 76,2 тыс. семей, включая ветеранов и инвалидов, и 69,5 тыс. молодых семей.

Однако фактические результаты реализации рассматриваемого проекта превысили планировавшиеся показатели. Так, например, годовой объем ввода жилья увеличился на 6,6 и 10,7 млн кв. м в 2005 и 2007 годах соответственно, или в 1,53 и 1,37 раза выше запланированного роста. Объемы ипотечного кредитования также превзошли планы в 2,44 раза в 2005 году и в 3,68 раза в 2007 году. В то же время средневзвешенная ставка по рублевым кредитам оказалась на восемь процентных пунктов выше планируемой. Кроме того, рост производства строительных материалов почти в три раза отставал от темпов увеличения строительства жилья, что привело к его удорожанию и, соответственно, росту себестоимости квадратного метра жилья.

В 2008 году сохранились три из четырех заявленных целей на первом этапе приоритетных целей - улучшить жилищные условия молодых семей, увеличить объемы ипотечного кредитования и объемы жилищного строительства. Конкретными планами реализации данных целей явились следующие: предоставление субсидий 50 тыс. молодых семей на приобретение жилья, выдача ипотечных кредитов в объеме 600 млрд руб., ввод жилья в объеме 72,5 млн кв. м, увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, до 25 % от общего числа семей. Выполнение планов показало фактический рост объемов ипотечного кредитования по сравнению с запланированными на 5 % и снижение годового объема ввода жилья на 12 %.

На 2009 - 2012 годы, которые можно рассматривать в качестве следующего этапа реализации рассматриваемого Национального проекта,

Проблемы обеспечения населения Российской Федерации доступным и комфортным жильем

были сформулированы также три основные цели -обеспечить развитие массового жилищного строительства, осуществить государственную поддержку спроса на рынке жилья, повысить качество жилищного фонда, жилищных коммунальных услуг, которые затем были скорректированы в середине 2009 года и представлены в следующей формулировке: обеспечить стимулирование жилищного строительства вместо массового жилищного строительства, поскольку по планам объемы строительства, достигнутые в 2008 году, удастся восстановить лишь к 2012 году; вместо государственной поддержки спроса на рынке жилья целью стала поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного кредитования; а цель повышения качества жилищных и коммунальных услуг была изменена на повышение качества коммунальной инфраструктуры при неизменном требовании повышения качества жилого фонда.

Наиболее затратные мероприятия планировались по повышению доступности ипотечных жилых кредитов, в том числе за счет средств акционерного общества «АИЖК» и материнского семейного капитала в объеме 108,9 млрд руб., с целью поддержки платежеспособного спроса на жилье. На проведение капитального ремонта и модернизацию многоквартирных домов планировалось выделить 70 млрд руб. с целью повышения качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны - 55,8 млрд руб., на совершенствование механизмов использования государственных жилищных сертификатов - 48,2 млрд руб. с целью выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, на расселение аварийного и ветхого жилого фонда - 41,5 млрд руб. с целью стимулирования развития жилищного строительства.

На первом этапе реализации проекта в 2006 -2007 годах из средств федерального бюджета планировалось выделить 134,3 млрд руб., в том числе на прямые расходы - 84,7 млрд руб. или 63,07 % от общей суммы расходов, и на государственные гарантии - 49,6 млрд руб. или 36,9 %. Однако основной объем финансирования должен быть обеспечен внебюджетными источниками, т. е. частными инвесторами.

В рассматриваемом проекте содержатся критерии достижения поставленных целей: объем ввода нового жилья - 80 млн кв. м в год; доля семей, способных приобрести жилье, равна 3 %; объем ипотечного кредитования 415 млрд руб. в год; количество молодых семей, которым оказано содействие в приобретении или строительстве жилья составит 184,7 тыс.; уровень износа основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 50 %.

Проведенный сравнительный анализ запланированных показателей с фактическими показыва-

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 22

103

Управление социально-экономическими системами

ет, что объем ввода нового жилья в целом по России составил 64,058 млн кв.м или 80 % от планируемого результата. Всего число семей, получивших жилые помещения или улучшивших жилищные условия за год, без разделения на молодые и иные семьи, составило 33,9 тыс., т. е. 18,7 % от запланированного показателя. Остальные показатели отсутствуют в государственной отчетности.

Основными причинами, препятствующими доступности жилья, относятся: низкий платежеспособный спрос на жилье, недостаточная развитость механизмов долгосрочного жилищного и ипотечного кредитований, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке, недостающий уровень инфраструктурного обеспечения рынка жилья, что ограничивает доступность жилья для всех сегментов рынка, кроме семей с высокими доходами; объем предложений доступного и комфортного жилья на рынке ниже, чем даже обеспеченный платежеспособный спрос на такое жилье, что приводит к постоянному росту цен на такое жилье; ограниченная возможность обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой массового жилищного строительства; большая часть жилищного строительства финансируется за счет средств населения без привлечения каких-либо инвестиций из других источников.

С целью решения выявленных проблем Правительством РФ сформулированы следующие первоочередные цели: создать условия для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения - сегментов потребителей; создать условия для повышения доступности жилья для всех категорий граждан; обеспечить соответствие объема и качества жилищного фонда потребностям населения в фор-

мировании комфортной городской среды и среды сельских поселений.

Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан - сегментов потребительского рынка может быть достигнуто лишь в результате решения следующих задач: осуществить совершенствование существующих и разработать инновационные институты жилищного рынка, к которым относятся жилищная ипотека, земельная ипотека, рынок ипотечных бумаг; повысить доступность ипотечных кредитов для граждан, снизить и перераспределить риски кредитования меду всеми участниками рынка; создать жилищный фонд социального использования для предоставления жилых помещений по договорам социального найма; провести разработку и внедрение института найма жилья; осуществить развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного - частного жилья.

Критериями достижения поставленных задач являются показатели, названные целевыми индикаторами доступности жилья и содержащие следующие количественные значения к 2020 году: объем ввода жилья 140-150 млн кв. м; объем выдаваемых ипотечных кредитов 4,8 трлн руб. в год или 2,7 млн кредитов; внедрение кредитнофинансовых механизмов жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, проведения капитального ремонта и реконструкции жилых домов, в том числе на основе институтов частно-государственного партнерства; внедрение всех форм использования жилищного фонда -приобретение собственного жилья, наем жилья социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, приобретение домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов.

Поступила в редакцию 18 января 2012 г

Архипкин Олег Валерьевич. Заведующий кафедрой коммерции и маркетинга, заместитель директора по научной работе, Иркутский государственный университет, Международный институт экономики и лингвистики. Доктор экономических наук. Область научных интересов - коммерция, логистика, маркетинг. Контактный тел.: 52-11-25.

Arkhipkin Oleg Valerievich is a head of Commerce and Marketing Department, vice-director for science of Irkutsk State University, International Institute of Economics and Linguistics. Doctor of Science (Economics). Research interests: commerce, logistics, marketing. Tel.: 52-11-25.

Голик Светлана Александровна. Старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга, Иркутский государственный университет, Международный институт экономики и лингвистики. Область научных интересов - коммерция, логистика, маркетинг. Контактный тел. 52-11-53. E-mail: [email protected]

Golik Svetlana Aleksandrova is a senior lecturer of Commerce and Marketing Department of Irkutsk State University, International Institute of Economics and Linguistics. Research interests: commerce, logistics, marketing. Tel.: 52-11-53. E-mail: [email protected]

Горбачевская Евгения Юрьевна. Аспирант, кафедра коммерции и маркетинга, Иркутский государственный университет. Область научных интересов - коммерция, логистика, маркетинг. E-mail: [email protected]

Gorbachevskaya Evgenia Yurievna is a postgraduate student of Commerce and Marketing Department of Irkutsk State University. Research interests: commerce, logistics, marketing. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.