Проблемы обеспечения качества онлайн-обучения в образовательных организациях высшего образования
Барбосов Алексей Николаевич,
преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» E-mail: [email protected]
Богатов Антон Александрович,
заместитель начальника УНК - начальник научно-исследовательского отдела организации надзорной деятельности УНК ОНД, ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» E-mail: [email protected]
Давыдов Сергей Сергеевич,
преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» E-mail: [email protected]
Кокорин Евгений Владимирович,
старший преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» E-mail: [email protected]
Шаров Иван Николаевич,
канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы МЧС России» E-mail: [email protected]
Ключевым проблемным аспектом онлайн-образования является обеспечение и оценка его качества. Переход к дистанционному образованию выявил как широкий спектр не используемых ранее возможностей, так и ряд проблем, связанных со снижением качества знаний. Обучающиеся, привыкшие к очному обучению, оказались менее мотивированы к учебе при дистанционном обучении, а также не всегда способны использовать технические среды получения образования. Обнаружена проблема несовершенства самих обучающих платформ, недостатка методического оснащения должного уровня. Кроме того, выявлено, что онлайн-обучение актуализирует проблемный аспект нарушения авторских прав. Во многом онлайн-обучение сопряжено с меньшей потерей качества образования для обучающихся социальных и гуманитарных сфер. Рациональной представляется точка зрения о том, что обеспечить качество образования способна гибридная форма организации обучения, сочетание элементов онлайн и очного формата занятий. Мотивационный аспект - существенная составляющая качества онлайн образования. Стремление к познанию, учебной деятельности, мотивация при работе онлайн снижаются практически у любого обучающегося. Также было обнаружено, что анонимизация обучающегося ставит под вопрос возможность проведения объективной оценки знаний. Онлайн-тесты актуализируют проблему контроля за их выполнением.
Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательная среда, мотивация, тьютор, прокторинг, гибридная форма обучения
Кардинальная смена университетской образовательной парадигмы, обусловленная «новой коронавирусной реальностью», привела к пересмотру вопросов обеспечения и оценки уровня качества услуг, предоставляемых высшими образовательными учреждениями. Тектонические изменения в подходах к образовательным программам и инструментарию обучения являются необратимыми; даже сегодня, в пост-пандемийную эпоху, возврат к прежним методикам и формам обучения, пожалуй, невозможен.
«Новая реальность» - это не просто временная фаза в эволюции образовательной системы вузов, а, скорее всего, перманентная тенденция в понимании сущности высшего образования [4, с. 9]. Российские и зарубежные вузы из пандемии вышли изменившимися, и не всегда эти изменения можно описать как положительные. В частности, ключевым проблемным аспектом является обеспечение качества образования. Переход в онлайн-режим продемонстрировал не только широкое поле не используемых ранее возможностей университетского образования, но и ряд проблем, связанных со снижением его качества [2, с. 929].
Кроме того, важным представляется и экономические последствия введения онлайн-курсов в образовательных организациях высшего образования (ООВО). Ранее исследователи указывали, что финансовая выгода от перехода на онлайн обучение в вузах обманчива. Зарубежный опыт показывает, что де факто объем затрат, связанных с разработкой онлайн-курсов, выше, чем объем затрат на очные курсы [12]. Однако после запуска онлайн программ и завершения разработки образовательных виртуальных продуктов оказывается, что в долгосрочной перспективе онлайн образование связано с меньшим финансовым бременем как для обучающихся, так и для образовательных организаций высшего образования.
На данном этапе можно подвести промежуточные итоги имплементации онлайн-инструментария в российских ООВО. Онлайн обучение актуализировало ряд проблем, которые ранее были локализованы на периферии образовательной системы и были известны лишь ограниченному кругу преподавателей и обучающихся (студентов, курсантов и слушателей), задействованных в практиках заочного и дистанционного обучения. Сейчас, когда доля таковых существенно выросла (и, судя по всему, контингент «дистанционных» обучающихся будет возрастать, а для некоторых направлений подготовки становиться доминирую-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
щим), проблемы, существовавшие и ранее, оказались представлены в масштабированном виде. Речь идет о параметрах, существенно снижающих качество онлайн образования, вне зависимости от специализации обучающихся.
Во-первых, обучающиеся могут не обладать развитой информационной культурой: относиться к онлайн-практикам не так ответственно, как к очному обучению, быть не мотивированы на высокую успеваемость и посещаемость, не всегда способны использовать технические среды получения образования по причине недостатка компьютерной грамотности.
Данный тезис, на первый взгляд, звучит парадоксально: в условиях современного информационного пространства каждый человек, особенно молодой, значительную часть своего времени проводит в виртуальном мире. Тем не менее, посещение социальных сетей, использование мессен-джеров, онлайн-магазинов не говорит о том, что обучающийся является компьютерно-грамотным: при установке программ и работе в специальных обучающихся средах, использовании текстовых, графических и видеоредакторов и коммуникационных средств (видеоконференций и проч.), других технических средств, необходимых в обучении «онлайн», абсолютное большинство обучающихся испытывают заметные трудности.
Во-вторых, качество онлайн-обучения страдает и по причине несовершенства самих обучающих платформ, недостатка методического оснащения должного уровня. При возникновении необходимости срочной реструктуризации высшего образования в условиях пандемии многие вузы были вынуждены оцифровывать существующие аналоговые образовательные материалы и транслировать их онлайн; не был учтен тот факт, что методическое обеспечение для онлайн-обучения не является тождественным методическому обеспечению для офлайн-обучения, помещенному путем сканирования или перенабора в электронную среду. Даже если преподаватель осознает необходимость корректировки содержания и тем учебного материала, он не был подготовлен к этому и, что наиболее важно, не имел точного представления о том, как и кому это следует делать [9, с. 90].
Онлайн-курсы чаще всего разрабатываются по наработанным для традиционных очных курсов схемам [1]. В идеальной же ситуации программы разрабатываются не на основе традиционных, а как принципиально новый кастомизиро-ванный образовательный массив, реализуемый командами ученых-когнитивистов, инженерами-программистами, разработчиками учебных программ и экспертов в области пользовательского интерфейса совместно с методистами - отдельно для каждого вуза и каждой специализации. 5 Помимо прочего, следует отметить, что онлайн-§ обучение актуализирует проблемный аспект на-й рушения авторских прав. Оцифровка обучающих еЗ материалов или использование существующих ав виртуальных обнажили колоссальные масштабы
использования нелицензированного программного обучения, «взломанных» версий программных продуктов, случаи пользования индивидуальным платным аккаунтом группой студентов или преподавателей, включение в обучение материалов, защищенных авторским правом без ссылок на источник. Подобная практика имеет массовый характер, причем она реализуется по умолчанию - как допустимая. Возникает противоречие: обучающиеся не могут и должны обучаться на «украденных» ресурсах, тогда как обеспечение соблюдения авторских прав на различные объекты интеллектуальной собственности, используемые в обучении, путем покупки представляется также неосуществимым: бюджеты вуза, как правило, не рассчитаны на подобное расширение расходов; студенты также не готовы осознанно увеличивать расходы на обучение за счет трат на покупку программ, платные подписки и мультимедиа.
Вернемся к вопросу оценки качества онлайн образования. Существующие подходы к оценке эффективности онлайн-образования в ООВО основываются на ряде различных типов оценочных критериев:
1. По типу оценки: педагогическая, технико-эргономическая, экономическая.
2. По методам обработки полученной количественной оценки индикаторов качества: ручная, автоматизированная, смешанная.
3. По формам представления результата оценки: количественная и качественная.
4. По субъекту оценки: экспертная, преподавательская, оценка обучающихся [1].
Отсутствие накопленного опыта в массовом переходе на онлайн-форму оказания образовательных услуг приводит к тому, что степень качества курса оценивается уже по факту: в случае успешного прохождения обучающимися контрольных точек (экзаменов, тестов, зачетов, рубежных контролей) курс оценивается положительно. Согласимся с А.А. Андреевым: при таком подходе применения апостериорных оценок «курс рассматривается как черный ящик» [1]. Прогностические оценки в реальной образовательной практике не проводятся.
Наиболее остро вопросы обеспечения качества высшего образования встают в отношении тех специальностей, для которых полный переход к дистанционный формат логически нецелесообразен. Тем не менее, обучающиеся таких специальностей оказываются вынужденными заниматься «онлайн». А.В. Сороколетова указывает, что переход в онлайн студентов ряда специализаций нанес существенный ущерб качеству полученного ими за период пандемии образования - как в плане объема, так и плане глубины знаний. По ее мнению, практика применения онлайн-технологий системой высшего образования России доказывает: дистанционная форма получения образования может оказаться полноценной только для крайне ограниченного круга профессий. Преимущественно речь идет о профессиях, полностью погружающих специалиста в виртуальную среду, «но как
только профессия делает хотя бы небольшой «шаг» в реальный мир, без физического контакта, без специального оборудования не обойтись» [6]. Даже среди ИТ-специальностей немало таких, сущность которых не позволяет получить требуемые умения и навыки дистанционно. К примеру, при обучении по специальностям «мехатроника», «робототехника», «инженерный дизайн» часть учебных программ может быть представлена и онлайн, но при этом важной частью этих профессий является мануальная работа с платами для меха-тронных интерфейсов и обращение с оборудованием для прототипирования.
К числу сфер, требующих «реального» практического опыта, относится и пожарная безопасность: эта отрасль не может и не должна снабжаться молодыми специалистами, получившими образование только онлайн. Практическая работа с пожарной техникой, оценка исполнения обязательных требований пожарной безопасности на реальных объектах - все это важно практическим специалистам в не меньшей степени, чем теоретическая база.
Все вышесказанное приводит к выводу о том, что онлайн-обучение сопряжено с меньшей потерей качества образования для обучающихся социальных и гуманитарных сфер. Нельзя не согласиться с тем, что естественные ограничения, накладываемые дистанционным форматов, имеют место во всех без исключения направлениях подготовки будущих специалистов. Е.А. Фоминых говорит об утрате значительного объема материала, сохранение которого идет за счет увеличения технических и коммуникационных усилий по взаимодействию с учебной аудиторией. Ссылаясь на венгерско-британского физика и философа Майкла Полани («наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик бессознательно осваивает нормы искусства, включая и те, которые неизвестны самому учителю»), исследователь постулирует ценность контактной работы, непосредственной передачи знания от учителя к ученику [8, с. 49-50]. В этом контексте онлайн обучение дисциплинам, требующим практических навыков, оказывается принципиально невозможным.
Ю.Ю. Финогенова и Г.Н. Селянская в данной связи указывают, что обеспечить качество образования способна гибридная форма организации обучения, которая обеспечивает синерге-тический эффект от сочетания элементов онлайн и очного формата занятий [7, с. 335-336].
Поиск и обоснование критериев качественной образовательной онлайн-программы для вузов в последние два года стало одним из наиболее обсуждаемых и противоречивых аспектов педагогической науки. Если обобщить критерии, разработанные современными российскими авторами в пандемийный и постпандемийный период [3, 7, 11, 13], можно представить следующий перечень:
- новая электронная образовательная среда,
а не «оцифрованная» прежняя;
- образовательная среда, способствующая формированию, не передаче знаний;
- регулирование параметров обучения исходя из потребностей каждой специализации, отказ от унифицированных образовательных практик;
- чередование индивидуальных и межличностных форм взаимодействия;
- наличие активного тьютора и консультанта, а также других способов получения фидбека и коррекции процесса обучения, регулярность и своевременность работы подобных лиц;
- наличие эффективной оценки системы знаний;
- следование общепедагогическому принципу «спирального обучения» как пересмотра и расширения предыдущих занятий;
- уникальная образовательная среда и отсутствие незаконно заимствованных материалов;
- конструирование образовательного процесса, который не снизит, а повысит уровень мотивации обучающихся.
Как указано в последнем из пунктов перечня выше, мотивационный аспект - существенная составляющая качества онлайн образования.
Переход в онлайн до сих пор воспринимается множеством обучающихся как освобождение от учебы, как своеобразные «пандемические» каникулы. Стремление к познанию, учебной деятельности, мотивация при работе онлайн снижается практически у любого обучающегося, в той или иной степени. Утрачивается чувство ответственности (преподаватель не вызовет к доске, не потребует устного ответа перед одногруппниками; обучающиеся прекращают сопоставлять полученные отметки, что ранее «подстёгивало их к учебе). Многие группы обучающихся сформировались уже после начала пандемии, поэтому теряет релевантность такой фактор мотивации к учебе, как стремление находиться в коллективе, общаться. Обучающийся онлайн изолирован, в некоторой степени даже «обезличен», анонимен, что, в свою очередь, приводит к резкому падению самодисциплины (особенно это касается тех обучающихся, у которых преобладали факторы внешней мотивации - ориентации на коллектив).
О.А. Грицова и Е.В. Тиссен отметили вариабельность показателей качества вузовского образования в зависимости от размера вуза и его близости к крупным мегаполисам. Крупные столичные и региональные вузы, и до пандемии имевшие достаточно развитую электронную информационно-образовательную среду, предоставляют более качественные образовательные программы своим слушателям [2, с. 931]. Онлайн-курсы в таких вузах и ранее были интегрированы в программы очного и заочного обучения. При полном переходе в режим онлайн обучающиеся, ранее являвшиеся участниками гибридных (он-лайн/офлайн) программ, предъявляют высокие требования к качеству образования, умеют применять цифровые образовательные технологии и понимают сущность интерактивных занятий. Такие
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
обучающиеся, как правило, проявляют активность в обучении, чаще обращаются к тьюторам, склонны к самообразованию, формируют индивидуальные траектории обучения.
Периферийные же образовательные организации высшего образования столкнулись с целым рядом проблем имплементации онлайн-занятий и ощутили существенный отрицательный скачок в уровне качества образования, полученного обучающимися. Низкий уровень методического и технического обеспечения обучения, отсутствие отлаженной системы тьюторского сопровождения, неумение и педагогов, и самих обучающихся взаимодействовать дистанционно привели к разочарованию в подобной форме работы обеих сторон образовательного процесса.
Таким образом, важнейшей проблемой качества онлайн-обучения в регионах представляется несоответствие ожиданий участников образовательного процесса и фактического восприятия результатов онлайн-обучения. Вполне закономерным является то, что в результате дистанционная форма обучения ассоциируется у обучающихся с низким качеством образования и формальным участием в образовательном процессе; О.А. Грицова и Е.В. Тиссен отмечают, что онлайн-программы порождают целую прослойку студентов, которые сознательно выбирают онлайн-курс для того, чтобы при минимальных усилиях и финансовых вложениях получить диплом о высшем образовании [2, с. 931].
Отметим еще одну проблему: отмеченная выше анонимизация обучающегося ставит под вопрос возможность проведения объективной оценки знаний. Не всегда можно убедиться в том, что экзамен или тест проходит именно тот обучающийся, который получит за них оценку. Онлайн-тесты актуализируют проблему контроля за их выполнением, осуществляемого при обычном бланковом тестировании. В данной связи ОО-ВО России вводят системы прокторинга, которые призваны контролировать самостоятельность прохождения онлайн экзаменов. Данные системы позволяют верифицировать личность обучающегося и осуществить наблюдение в режиме реального времени для выявления возможных нарушений. Тем не менее, такие методы визуального проктор-инга все еще далеки от совершенства и остаются ненадежными инструментами контроля качества знаний [10, с. 2465]. Е.Б. Сагитов и Е.Д. Шмелева также говорят о том, что списывание - важнейшая проблема высшего образования в России и во всем мире («40% российских студентов хотя бы единожды в течение учебного года списывали во время зачета или экзамена»). Помимо прокторинга, университеты внедряют этические кодексы и курсы по этике, формирующие у обуча-5 ющихся ценности добросовестного обучения, что, § к сожалению, не приводит к значительному сниже-й нию распространенности списывания [5, с. 139].
О г^
е^ В заключение отметим: не следует трактовать ав приведенные выше данные как доводы в пользу
возврата к традиционной модели обучения. Как и любая иная дидактическая новинка, онлайн-образование должна пройти несколько этапов эволюционного развития, прежде чем она сможет стать надежной альтернативой прежней системе обучения. Более того, переход к виртуализации образовательного процесса заставил множество скептиков признать, что в некоторых аспектах качество высшего образования не только не ухудшилось, но и улучшилось. Богатство и удобство современных технологий зачастую компенсирует недостатки в их использовании.
В современной дидактике отмечается, что онлайн-образование актуализировало новые, более совершенные способы подачи учебной информации: возможность совместного пользования доской; демонстрация экранов, задания на платформах типа learningapps, реализующие игровой и коммуникативный аспекты обучения.
Нельзя игнорировать технизацию и виртуализацию высшего образования. Более того, потребность в технологиях очевидна, хотя они и требуют технической, методической, организационной проработки. Уже сейчас многие ООВО находятся в активном поиске баланса между традиционными аудиторными занятиями и онлайн-обучением.
Литература
1. Андреев, А.А. Оценка качества онлайн курсов /
A.А. Андреев // Территория науки. - 2015. -№ 1. // Киберленинка. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-kachestva-onlayn-kursov. - Дата доступа: 27.04.2022.
2. Грицова, О.А. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах / О.А. Грицова, Е.В. Тиссен // Экономика региона. - 2021. - № 3. - С. 929-942.
3. Модорская, Г.Г. Анализ мотивов и качества дистанционного образования как инструментарий совершенствования системы дистанционного обучения в вузе / Г.Г. Модорская, Т.Ю. Ковалева, Н.Ю. Ковалев // Вестник ПНИ-ПУ. Социально-экономические науки. - 2014. -№ 4 (25). - С. 89-101.
4. Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / под ред.
B.А. Болотова, Т.А. Мерцаловой. - М.: «Алекс» (ИП Поликанин А.А.), 2021-390 с.
5. Сагитов, Е.Б. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов / Е.Б. Сагитов, Е.Д. Шмелева // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 138158.
6. Сороколетова, А. В. «Онлайн» против «офлайн» в период пандемии COVID-19 (из опыта применения онлайн-обучения в вузе) / А.В. Сороколетова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 12 (92). // Киберле-
нинка. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-protiv-oflayn-v-period-pandemii-covid-19-iz-opyta-primeneniya-onlayn-obucheniya-v-vuze. - Дата доступа: 27.04.2022.
7. Финогенова, Ю.Ю. Кризис COVID-19 и изменение парадигмы образовательного процесса с использованием онлайн-технологий / Ю.Ю. Финогенова, Г.Н. Селянская // Вестник экономической безопасности. -2021. № 4. -С. 334-338.
8. Фоминых, Е.А. Прыжок в онлайн: полет или падение? / Е.А. Фоминых // Профессиональное образование, дистанционное обучение и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 49-50.
9. Шанкина, С.В. Концепция онлайн-обучения в творческих вузах / / С.В. Шанкина, Ю.В. Шан-кин // Вестник ТГУ. - 2021. - № 191. - С. 89-96.
10. Chirikov, I. The Role of Faculty in Reducing Academic Dishonesty among Engineering Students / I. Chirikov, E. Shmeleva, P. Loyalka // Studies in Higher Education. - 2020. - Vol. 45. - No 12. -P. 2464-2480.
11. Lockee, B.B. Online education in the post-COVID era / B.B. Lockee // Nature Electronics. - 2021. -#4. - Pp.5-6.
12. Ortagus, J. We Know About the Cost and Quality of Online Education / J. Ortagus // Thirdway. -2020 [Electronic source]. - Mode of access: https:// thirdway.imgix.net/pdfs/override/What-We-Know-About-the-Cost-and-Quality-of-Online-Education-web.pdf. - Date of access: 27.04.2022.
13. Sun, A. Online education and its effective practice: A research review. / A. Sun, X. Chen // Journal of Information Technology Education: Research. -2016. - 15. - Pp. 157-190.
PROBLEMS OF ENSURE THE QUALITY OF ONLINE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Barbosov A.N., Bogatov A.A., Davydov S.S., Kokorin E.V., Sharov I.N.
Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Key problematic aspect of e-education is the assurance and evaluation of its quality. The transition to distance education has revealed both a wide range of previously unused opportunities and a number of problems associated with a decrease in the quality of knowledge. Students accustomed to face-to-face learning turned out to be less motivated to study in distance learning, and also not always able to use technical educational environments. The problem of the imperfection of the learning platforms as well as the lack of methodological equipment of the proper level, were discovered. In addition, it was revealed that online learning actualizes the problematic issue of copyright infringement. In many ways, online learning is associated with less losses in the quality of education for students involved in the social and humanitarian fields. It seems rational that a hybrid form of organization of education, a combination of elements of on-
line and full-time classes, can ensure the descent quality of education. The motivational aspect is an essential component of the quality of online education. The desire for knowledge, learning activities, motivation when working online are reduced in almost any student. It was also found that the anonymization of a student calls into question the possibility of an objective assessment of knowledge. Online tests actualize the problem of monitoring.
Keywords: online learning, educational environment, motivation, tutor, proctoring, hybrid learning.
References
1. Andreev, A.A. Quality assessment of online courses / A.A. An-dreev // Territory of science. - 2015. - No. 1. // Cyberleninka. -2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberlen-inka.ru/article/n/otsenka-kachestva-onlayn-kursov. - Access date: 04/27/2022.
2. Gritsova, O.A. Evaluation of the quality of online learning in the system of higher education in the regions / O.A. Gritsova, E.V. Tissen // Economics of the region. - 2021. - No. 3. -S. 929-942.
3. Modorskaya, G.G. Analysis of the motives and quality of distance education as a tool for improving the system of distance learning at the university / G.G. Modorskaya, T. Yu. Kovaleva, N. Yu. Kovalev // Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. - 2014. - No. 4 (25). - S. 89-101.
4. Evaluation of the quality of education in conditions of distance learning: the experience of coping with the pandemic by the systems of school education in the countries of the post-Soviet space / ed. V.A. Bolotova, T.A. Mertsalova. - M.: «Alex» (IP Po-likanin A.A.), 2021-390 p.
5. Sagitov, E.B. How pedagogical practices are associated with cheating among students of Russian universities / E.B. Sagitov, E. D. Shmeleva // Educational Issues. - 2022. - No. 1. - P. 138158.
6. Sorokoletova, A. V. "Online" versus "offline" during the COV-ID-19 pandemic (from the experience of using online learning at a university) / A.V. Sorokoletova // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2021. - No. 12 (92). // Cyberleninka. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/onlayn-protiv-oflayn-v-period-pandemii-covid-19-iz-opyta-primeneniya-onlayn-obucheniya-v-vuze. - Access date: 04/27/2022.
7. Finogenova, Yu. Yu. The COVID-19 crisis and changing the paradigm of the educational process using online technologies / Yu. Yu. Finogenova, G.N. Selyanskaya // Bulletin of economic security. - 2021. No. 4. - P. 334-338.
8. Fominykh, E.A. Online jump: flight or fall? / E.A. Fominykh // Vocational education, distance learning and the labor market. -
2020. - No. 2. - P. 49-50.
9. Shankina, S.V. The concept of online learning in creative universities / / S.V. Shankina, Yu.V. Shankin // Bulletin of TSU. -
2021. - No. 191. - S. 89-96.
10. Chirikov, I. The Role of Faculty in Reducing Academic Dishonesty among Engineering Students / I. Chirikov, E. Shmeleva, P. Loyalka // Studies in Higher Education. - 2020. - Vol. 45. -No. 12. - P. 2464-2480.
11. Lockee, B.B. Online education in the post-COVID era / B.B. Lockee // Nature Electronics. - 2021. - #4. - Pp.5-6.
12. Ortagus, J. We Know About the Cost and Quality of Online Education / J. Ortagus // Thirdway. - 2020 [Electronic source]. -Mode of access: https://thirdway.imgix.net/pdfs/override/What-We-Know-About-the-Cost-and-Quality-of-Online-Education-web.pdf. - Date of access: 04/27/2022.
13. Sun, A. Online education and its effective practice: A research review. / A. Sun, X. Chen // Journal of Information Technology Education: Research. - 2016. - 15. - Pp. 157-190.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со