органов пищеварения. В разные годы от 1,6 до 25,9% составляли доброкачественные новообразования - опухоли молочной железы и миомы матки. Для болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани установили среднюю степень связи нарушений здоровья с факторами условий труда (относительный риск равен 1,1—1,7, а этиологическая доля составила от 33—50%).
Выводы
1. Овощеводы защищенного грунта в процессе трудовой деятельности подвержены сочетанному воздействию нагревающего микроклимата, вредных веществ, чрезмерной физической нагрузки с длительным поддержанием неудобных рабочих поз, частыми наклонами и длительным ортостазом.
2. Неблагоприятные условия труда могут стать фактором риска для здоровья овощеводов, провоцируя
НАМ ПИШУТ = =
развитие общесоматических и профессионально обусловленных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милова Л.Н., Назола Е.Н. К вопросу о проведении комплексной оценки условий труда и ее роли в формировании здоровья работающих в тепличном хозяйстве. В кн: Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва 25—27 ноября 2008 г. М.: Графикон; 2008: 560—2.
REFERENCES
1. Milova L.N., Nazola E.N. On the question of conducting a comprehensive assessment of the labor conditions and its role in shaping the health of workers in greenhouses. In: Proceedings of the VII All-Russian Congress "Occupation and Health". Moscow 25—27 November 2008. Moscow: GraphiCon. 2008: 560—2 (in Russian)
Поступила 14.06.13
© Ю.И. СТЁПКИН, Е.П. ГАЙДУКОВА, 2013 УДК 614.7:628.4(470.324)
Ю.И. СТЁПКИН', Е.П. ГАЙДУКОВА2
Проблемы обеспечения гигиенической безопасности в системе управления отходами на территории Воронежской области
1ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области, 394038, Воронеж; 2ГБОУ ВПО Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, 394000, Воронеж
Проведен анализ системы управления отходами на территории Воронежской области за 2012 г. в сравнении с данными предыдущего года и сравнительный анализ ситуации с несколькими соседними субъектами Центрального федерального округа. Выявлены существенные недостатки системы управления отходами, создающие угрозу гигиенической безопасности населения.
Ключевые слова: система управления отходами; отходы производства и потребления; гигиеническая безопасность; захоронение отходов.
THE ISSUES OF SUPPORT OF HYGIENIC SAFETY IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF WASTE ON THE TERRITORY OF THE VORONEZH OBLAST
Yu.I. Styepkin, E.P. Gaydukova
The Voronezh oblast Center of Hygiene and Epidemiology, Voronezh, Russia The N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy Minzdrav of Russia, Voronezh, Russia
In 2012, the analysis of system of management of waste on the territory of the Voronezh oblast was made. The comparison with data of previous year was applied and comparative analysis of situation in several adjoining subjects of the Central Federal okrug. The study revealed significant shortcomings in the system of management of waste developing danger to hygienic safety ofpopulation.
Key words: system of management; waste; waste of production,; waste of consumption; hygienic safety; landfill.
Сфере обращения отходов на территории РФ длительное время не уделялось надлежащего внимания. Главной причиной данной ситуации стала недальновидная модель производства и потребления, которая существует сегодня.
Наряду с этим ситуация в области обращения с отходами сопровождается загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов и создает реальную угрозу здоровью населения страны.
Воронежская область находится в центре европейской части России, административно входит в состав
Центрального федерального округа, граничит с восемью субъектами РФ: Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской, Белгородской, Курской областями РФ и Луганской областью Украины.
Воронежская область является одним из крупнейших индустриальных центров России и продовольственных доноров страны. Смежные области также имеют значительный индустриально-аграрный потенциал.
Увеличение темпов производства и потребления неизбежно приводит к росту количества образующихся отходов.
Контактная информация: Гайдукова Екатерина Петровна; e-mail: [email protected]
Система управления отходами включает следующие звенья: образование (создание) отходов, сбор и транспортировку, утилизацию (переработка или захоронение).
В 2012 г. на территории области образовалось 5,403 млн тонн отходов, из них отходов класса 1 93,482 т, класса 2 355,771 т, класса 3 16 233,268 т, класса 4 469 599,929 т и класса 5 4 917 469,707 т. В структуре образовавшихся отходов производства и потребления преобладают практически неопасные отходы (класс 5) — 91%.
В Воронежской области, как и РФ в целом, по-прежнему основным способом утилизации отходов остается их захоронение (депонирование) на полигонах. Приоритет полигонного захоронения во многом определен исторически сложившейся (еще во времена СССР) системой обращения с отходами. При этом ресурс существующих полигонов во многих регионах близок к истощению, и это требует пересмотра системы управления отходами [3].
В области реализуется долгосрочная областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010—2014 годы», включающая подпрограмму «Система обращения с отходами потребления на территории Воронежской области на 2010— 2014 гг. и на период до 2020 года», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 06.07.2010 № 546.
Первоочередной задачей в эффективном функционировании системы управления отходами является организация их сбора и удаления (транспортировка).
Из 1731 населенного пункта области планово-регулярной очисткой охвачено лишь 40%, в 10 муниципальных районах области сбор отходов практически не организован.
На территории области используется 12 полигонов и 480 мест санкционированного захоронения отходов (усовершенствованные свалки), мусоросортировочные и мусороперерабатывающие предприятия отсутствуют.
По итогам года на полигонах области захоронено 30% отходов общей массы, преимущественно отходов классов опасности 4 и 5 (74 и 26% соответственно); обезврежено 1,3%.
Для сравнения в 2011 г. на территории Липецкой области, которая в 2 раза меньше территории Воронежской области, охват планово-регулярной очисткой составлял 85—100%, функционировало 23 полигона и усовершенствованных свалок, а также 1 мусороперерабатывающее предприятие [1].
В Ростовской области, площадь которой превышает размеры территории Воронежской области в 2 раза, охват населения централизованной санитарной очисткой остается недостаточным и составляет в городах от 80 до 100%, в сельских населенных пунктах — от 4 до 85%. В 60% населенных пунктов планово-регулярная система сбора и вывоза отходов вообще не организована.
Захоронению на полигонах и свалках подвергается 97% образующихся твердых бытовых отходов. В Ро-
стовской области функционируют 22 полигона ТБО, 334 усовершенствованные свалки и мусоросортировочные комплексы в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске и Батайске [2].
Неэффективное функционирование системы управления отходами в Воронежской области обусловлено крайне несовершенной системой очистки населенных мест: отсутствием схем очистки населенных пунктов; недостаточным количеством контейнеров и ненадлежащим оборудованием контейнерных площадок; ненадлежащем контролем со стороны управляющих компаний за деятельностью обслуживающих организаций по вопросам содержания контейнерных площадок; отсутствием в частном секторе специально выделенных и закрепленных мест для размещения контейнеров. Это приводит к захламлению территории и возникновению несанкционированных свалок и как следствие к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха; кроме того, свалки являются кормовой базой для мышевидных грызунов.
Учитывая вышеизложенное, с целью соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления, совершенствования концепции гигиенической безопасности полагаем необходимым совершенствование системы управления отходами региона. Каждый элемент цепи управления отходами должен вытекать из предыдущего, способствуя дальнейшему развитию всей системы и достижению поставленных целей.
Система должна строиться на 100% охвате территории регулярным сбором и вывозом отходов; организации системы селективного сбора в местах образования, вывоза; координированном управлении потоками отходов на основе единой базы данных по накоплению различных видов отходов, объемам их складирования и переработки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Липецкой области в 2011 году». Липецк; 2012: 28—32.
2. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Ростовской области в 2011 году». Ростов-н/Д.; 2012: 28—9.
3. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2012: 202—7.
REFERENCES
1. State report "On the sanitary-epidemiological situation in the Lipetsk region in 2011". Lipetsk; 2012: 28—32 (in Russian).
2. State report "On the sanitary-epidemiological situation in Rostov region in 2011". Rostov-na-Donu; 2012: 28—9 (in Russian).
3. On the state sanitary-epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2011: The State Report. Moscow: Federal'niy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora. 2012: 202—7 (in Russian).
Поступила 01.07.13
Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» входит в Перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.