Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения энергобезопасности России в условиях глобальной конкуренции'

Проблемы обеспечения энергобезопасности России в условиях глобальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Логинов А.Е.

В современный период перехода страны к рыночным отношениям в условиях ослабления роли государства в управлении экономикой одной из наиболее важных задач является разработка единой стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), сбалансированного с развитием всех других отраслей национальной экономики. Поскольку ТЭК является наиболее капиталоемким сектором экономики и базой для нормального функционирования всех других ее отраслей, недооценка этих факторов может пагубно отразиться на социально-экономическом состоянии страны, особенно в условиях жесткой зависимости этого состояния от колебания мировых цен на газ и нефть и объемов их поставки на мировой рынок…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения энергобезопасности России в условиях глобальной конкуренции»

проблемы обеспечения энергобезопасности россии в условиях глобальной конкуренции

и.в. шевченко,

доктор экономических наук, профессор

а.е. логинов

Кубанский государственный университет

В период перехода страны к рыночным отношениям в условиях ослабления роли государства в управлении экономикой одной из наиболее важных задач является разработка единой стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), сбалансированного с развитием всех других отраслей национальной экономики.

Поскольку ТЭК является наиболее капиталоемким сектором экономики и базой для нормального функционирования всех других ее отраслей, недооценка этих факторов может пагубно отразиться на социально-экономическом состоянии страны, особенно в условиях жесткой зависимости этого состояния от колебания мировых цен на газ и нефть и объемов их поставки на мировой рынок. Важную роль в рационально сбалансированном развитии ТЭК играет выбор эффективной политики цен на энергоресурсы на внутреннем рынке страны, особенно в условиях ограничений финансовых, инвестиционных и материальных ресурсов.

Крайне неравномерное распределение по территории земли ресурсов углеводородного сырья и обусловленное им географическое несоответствие основных центров и районов добычи и потребления нефти обусловливает широкое развитие мировой торговли жидким топливом. К настоящему времени на мировом нефтяном рынке обращается около 55% всей добычи сырой нефти и свыше 21% всех произведенных нефтепродуктов, что формирует огромные межрегиональные потоки этих энергоносителей. Спрос на сырую нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% — в странах АТР (в том числе 8,1% — в Японии и 5,2% — в Китае) и более 22% — в Европе [5].

К 2030 г. потребление первичного газа практически удвоится, а доля газа в мировом пот-

реблении энергоресурсов увеличится с 23% до 28%. Свыше 60% прироста поставок газа пойдет на обеспечение работы новых электростанций, использующих газотурбинные технологии комбинированного цикла.

Потребление угля также будет расти, но более низкими темпами, чем потребление нефти и газа. Примерно 2/3 прироста спроса на угольное топливо обеспечат Индия и Китай. Уголь получит широкое применение на тепловых электростанциях благодаря своим энергетическим характеристикам, относительно низким сопутствующим капитальным затратам и появлению новых технологий. Этому будет также способствовать ожидаемый рост цен на природный газ.

Вместе с тем, по оценке экспертов Международного энергетического агентства, имеющихся мировых энергетических ресурсов вполне достаточно, чтобы обеспечить в прогнозный период ожидаемые темпы роста. Большая часть растущего спроса на нефть и газ будет обеспечена за счет увеличения добычи в странах бывшего СССР и на Среднем Востоке. Мощности по переработке сырой нефти будут увеличиваться согласно прогнозу в среднем на 1,3% в год. Это обеспечит к 2030 г. выход на уровень 121 млн барр/день (табл. 1).

Производство природного газа увеличится в прогнозный период практически во всех регионах, за исключением Европы [3].

Анализ данных свидетельствует, что потребление нефти и нефтепродуктов на душу населения в целом в странах ОЭСР выросло за 15 лет (с 1984 г. по 1998 г.) с 1779 кг до 1942 кг, или на 9,2%. Больше всего нефти в этой группе стран потребляют в США — ежегодно более трех тонн на человека (1998 г. — 3,23 т/год). Жители северных стран — Канады, Норвегии, Финляндии и Швеции — ежегодно потребляют 1,9-2,6 т/чел.,

Таблица 1

Мировое производство нефти по регионам и странам, сценарий низких цен на нефть, 1990-2025 гг. (млн барр/день)

Регион / Страна Прошлые годы (оценки) Прогноз

1990 г. 2001 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Страны ОПЕК

Страны Персидского залива 16,2 20,6 23,4 28,4 34,5 43,2 52,1

Прочие страны ОПЕК 8,3 9,8 10,1 11,8 13,5 14,1 14,8

Всего ОПЕК 24,5 30,4 33,5 4,02 48,0 57,3 66,9

Страны, не входящие в ОПЕК. Индустриальные страны

США 9,7 9,0 9,0 9,1 8,9 9,2 9,0

Канада 2,0 2,8 3,0 3,2 3,3 3,5 3,7

Мексика 3,0 3,6 3,6 4,0 4,3 4,3 4,4

Западная Европа 4,6 6,9 6,3 6,2 5,7 5,2 4,8

Прочие страны 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 0,8 0,8

Всего индустриальные страны 20,1 23,2 22,8 23,4 23,1 23,0 22,7

Евразия

Китай 2,8 3,3 3,4 3,5 3,4 3,2 3,3

Страны бывшего СССР 11,4 8,8 9,5 11,2 12,6 13,2 14,7

Страны Восточной Европы 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Всего Евразия 14,5 12,3 13,2 15,0 16,3 16,8 18,3

Прочие не входящие в ОПЕК страны

Страны Центральной и Южной Америки 2,4 3,8 4,1 4,4 5,3 5,7 6,0

Страны Тихоокеанского региона 1,7 2,5 2,4 2,5 2,6 2,5 2,5

Прочие страны 3,5 4,8 5,3 5,9 6,8 7,5 8,6

Всего прочие не входящие в ОПЕК страны 7,6 11,1 11,8 12,8 14,7 15,7 17,1

Всего не входящие в ОПЕК страны 42,2 46,6 47,8 51,2 54,1 55,5 85,1

Всего 66,7 77,0 81,3 91,4 102,1 112,8 125,0

Доля стран Персидского залива в обеспечении мирового потребления (%) 24,6 26,7 28,7 31,0 33,7 38,2 41,6

Европейского Союза — 1,6 т/чел., Японии — немногим менее 2,2 т/чел.

Еще большими темпами росло в странах ОЭСР душевое потребление первичных энергоресурсов в целом. За те же 15 лет оно увеличилось с 4,1 т в пересчете на нефть (н.э.) до 4,6 т н.э./чел. Сейчас среднедушевое потребление нефти, газа, угля, других видов энергии превышает в США 8 т н.э./чел., в странах Европейского Союза — 3,8 т н.э./чел., в Канаде — 7,9 т н.э./чел., Норвегии, Финляндии и Швеции — от 5,3 до 6,1 т н.э./чел., в Японии — почти 4,1 т н.э./чел.

Об успехах энергосберегающей политики в западных странах, о высокой эффективности использования энергоресурсов свидетельствуют многие факты. В расчете на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) потребление энергии здесь систематически снижается и сейчас составляет около 258 кг н.э. на тысячу долларов ВВП против 295 кг в 1985 г. Этот показатель — энергоемкость ВВП — является наиболее общим

результирующим показателем эффективности использования энергии в стране. Но необходимо помнить, что он отражает не только саму энергоэффективность, но и структуру, тип экономики, топливно-энергетический баланс, а через них

— климатические и другие особенности того или иного государства. Именно поэтому энергоемкость ВВП в странах ОЭСР варьирует в весьма значительных диапазонах — от 157 кг н.э./тыс. дол. в Турции и 197 кг н.э. в Японии до 338 кг н.э. в США и 473 кг н.э. в Польше. В северных странах

— Канаде, Финляндии и Швеции — он составляет 335-415 кг н.э./тыс. дол.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства в странах ОЭСР в период до 2020 г. продолжится рост спроса на топливо и энергию. Причем спрос на ископаемые виды топлива для «стационарных услуг» (отопление, вентиляция, технологические процессы) будет практически стабилизирован в связи с насыщением рынка этих услуг, тогда как спрос на энергоресур-

сы для производства электроэнергии, и особенно для удовлетворения «потребности в мобильности» (в основном — нефтепродуктах для транспорта), возрастет почти в 1,5 раза.

Таким образом, в странах ОЭСР при снижении удельных расходов топлива и энергии, при снижении энергоемкости экономики продолжается рост энергопотребления как такового: как в целом, так и в расчете на душу населения. То же самое относится и к потреблению нефти и нефтепродуктов [1].

Закономерен вывод: энергообеспечение и энергоэффективность — фундамент и основной критерий экономического развития. Без роста энергопотребления в современных условиях невозможен длительный экономический рост, невозможно само развитие общества. Показателен в этом отношении пример с КНР. Страна на глазах поднимается из десятилетий экономической отсталости. Темпы ежегодного роста промышленного производства в Китае за последние двадцать лет составляют около 10%! Иными словами, производство ВВП в стране удваивается практически каждые 7,5 лет. На чем строится это развитие? Достаточно посмотреть, какими темпами приращиваются запасы и добыча энергоресурсов, а также производство электроэнергии в Китае за последние годы, и становится понятным — чуда нет. Зато есть целенаправленная, продуманная и, можно сказать, агрессивная политика государства по развитию и резкому повышению энерговооруженности национальной экономики. Так, суммарное потребление энергоресурсов за эти двадцать лет удвоилось, добыча угля возросла более чем в 2,5 раза, потребление нефти и нефтепродуктов — в 2,1 раза, электроэнергии — в 4,8 раза.

Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный и научно-технический потенциал энергетического сектора экономики — национальное достояние России. Достаточно сказать, что геологические запасы ее энергоресурсов составляют около 30% от суммарных мировых ресурсов. В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти, 23% — угля и 32% — газа. Суммарная потенциальная ценность только балансовых запасов топливно-энергетических ресурсов России (нефти, газа, угля и сланцев) составляет, по оценкам Министерства природных ресурсов Российской Федерации, порядка 20 трлн 322 млрд дол.

Исторически наша страна значительно отличалась от других стран по потреблению энергоресурсов. Почти половина топлива (1916 г. — 48%)

расходовалась населением для отопления и приготовления пищи, четверть (1916 г. — 28%) приходилась на промышленное потребление (против 75% в США) и почти столько же (1916 г. - 24%) -на транспорт (железные дороги и флот). При этом душевое потребление топлива в России было в 4-7 раз ниже, чем в основных зарубежных странах.

Сейчас в России действуют беспрецедентные по протяженности энерготранспортные технологические коммуникации: магистральные газопроводы суммарной длиной около 150 тыс. км, нефтепроводы около 48 тыс. км, нефтепродуктопро-воды - более 19 тыс. км, линии электропередачи всех классов напряжений — свыше 2,5 млн км.

Топливно-энергетический комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности его на мировом рынке. На долю ТЭК приходится более 55% стоимости экспорта России. Одним из основных экспортных товаров России является нефть сырая, ее экспортный потенциал является исключительно высоким. Повышение эффективности экспорта товаров ТЭК связано с получением возможности поставок непосредственно на рынок страны потребителя, минуя территории третьих стран, а также увеличение инвестиций, которые могут осуществить как российские нефтяные компании, так и иностранные инвесторы, и железнодорожные тарифы, составляющие заметную часть экспортной цены при вывозе угля.

Тенденции потребления нефти в России складываются иначе по сравнению с другими странами. При этом будем помнить, что Россия - северная страна, раскинувшаяся с востока на запад на десять тысяч километров. Сравнивать ее можно только по аналогии с такими государствами, как, например, Канада. В Канаде основные грузопотоки идут не с востока на запад (или с запада на восток), как в России, а в направлении «север-юг», между соответствующими регионами Канады и США. Следовательно, затраты энергии на транспорт одного и того же объема грузов в России объективно выше - вследствие географических особенностей.

В России потребление нефти на душу населения в 1998 г. составило 890 кг, снизившись против 1990 г. вдвое. В сравнении со странами Европейского Союза это меньше в 1,8 раза, со странами ОЭСР в целом — в 2,2 раза, с Канадой — в 3 раза, с США — в 3,5 раза. Иными словами, по показателю потребления нефти Россия сейчас находится на уровне Западной Европы начала 60-х гг. или США — 20-х гг. [5].

- 19

Прямое сравнение современного объема потребления нефти и нефтепродуктов в России и США, безусловно, не совсем корректно, но все же дает представление о том огромном разрыве, который объективно существует. Так, Россия ежегодно добывает чуть больше 300 млн. т нефти и экспортирует 115-118 млн т нефти и 45-50 млн т нефтепродуктов. США добывает 320 млн т и почти 400 млн т нефти и нефтепродуктов импортирует из других стран. Что наглядно демонстрирует существенные различия между странами.

Что же касается энергопотребления в целом, то здесь картина не такая безрадостная. В 1998г. в России на душу населения приходилось 4,17 т н.э. (1990 г. - 4,66 т н.э.). Это на 10% меньше, чем в ОЭСР, но на те же 10% больше, чем в Европейском Союзе. Хотя в сравнении с северными странами среднестатистический россиянин потребляет топлива и энергии существенно меньше: житель Швеции потребляет энергоресурсов на 42% больше, Финляндии — на 47%, Канады — в 1,9 раза. Другими словами, россиянин сейчас потребляет энергоресурсов столько, сколько их потребляли жители Скандинавии в конце 60-х — начале 70-х годов, а Канады — в середине 50-х годов. При этом экономика России как бы не ощущает нехватки энергоресурсов (особенно нефти) лишь потому, что промышленное производство за эти годы сократилось вдвое, грузооборот транспорта уменьшился кратно, резко снизились поставки энергоресурсов Вооруженным Силам и на другие государственные нужды.

Все вышеперечисленное является главной задачей, решение которой предстоит в близлежай-шем десятилетии.

Ключевая роль энергетики в обеспечении функционирования и развития производительных сил страны, а также жизнедеятельности населения обусловливает необходимость использования понятия энергетической безопасности как состояния защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Для России как крупного экспортера энергоресурсов энергетическая безопасность подразумевает также условия недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки, в первую очередь на рынки нефти и нефтепродуктов, и снижение зависимости страны от резких колебаний мировой ценовой конъюнктуры.

Кроме того, для России в отличие от стран с низким и средним уровнем самообеспеченности топливно-энергетических ресурсов обеспечение

20 -

энергетической безопасности включает также и необходимость соблюдения баланса между потенциалом предложения и внутреннего спроса и экономически обоснованным экспортом топливно-энергетических ресурсов. Поскольку геополитическая ситуация на глобальном энергетическом пространстве сегодня характеризуется усилением конкурентной борьбы, внешнеэкономические и внешнеполитические аспекты энергетической безопасности приобретают все большее значение.

Государство, являясь гарантом энергетической безопасности, призвано реализовать следующие обобщенные экономические цели развития в области топливно-энергетического комплекса:

1) обеспечить энергетическую безопасность страны путем стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса страны топливно-энергетическими ресурсами;

2) обеспечить стабильное поступление налогов в бюджет;

3) генерировать платежеспособный спрос на продукцию сопряженных отраслей экономики (обрабатывающих отраслей, сферы услуг и т.д.).

С реализацией этих «внутренних» целей непосредственным образом связаны цели и задачи государства по обеспечению внешней энергетической безопасности. С учетом факторов внешнеэкономического и внешнеполитического характера, влияющих на энергетическую безопасность России, можно выделить комплекс стратегических целей, которые в этой связи призвано обеспечить государство во внешнеэкономической области:

• обеспечение надежных рынков сбыта выделяемым на экспорт объемам энергоресурсов;

• оптимизация условий их реализации;

• взаимодействие с международным инвестиционным капиталом с целью его использования в интересах национального топливно-энергетического комплекса. Энергетическая безопасность — неотъемлемая часть всей системы национальной и экономической безопасности Российской Федерации. В рамках стратегии национальной безопасности России энергетическая безопасность выступает фактически как один из наиболее устойчивых ее элементов. Без надежности и защищенности энергоснабжения невозможно долгосрочное социально-экономическое развитие страны, поддержание ее обороноспособности, обеспечение целостности и суверенитета. Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей

национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности — одна из основных задач энергетической политики [1].

Целями политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее главных характеристик. Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Следует отметить, что экономическое развитие и социальная стабильность развитых и индустриальных стран в значительной степени зависят от нефти, поэтому бесперебойность поставок нефти носит для них исключительный характер.

Анализ существующего положения, действующих тенденций и возможных показателей развития нефтяного комплекса показывает, что требуется кардинальное изменение сложившихся тенденций. В ближайшее время необходимо сделать все, чтобы нефтяной комплекс и последующие десятилетия оставался надежным фундаментом экономического могущества нашего государства и ведущим фактором обеспечения его энергетической безопасности.

Возможности обеспечения устойчивого развития нефтяного комплекса, надежного нефтес-набжения потребителей непосредственно связаны с проводимой инвестиционной политикой в рамках структурной перестройки топливно-энергетического комплекса и всей экономики России.

Главной задачей инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе, и в нефтяном секторе в частности, в ближайшие годы является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности предприятий отрасли, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций, а также сохранению государственной инвестиционной поддержки важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капиталовложений. Основным источником формирования необходимых объемов инвестиций являются и будут оставаться собственные средства хозяйствующих структур, а также акционерный и заемный капитал, с возвратом его за счет собственных доходов.

Главными рычагами государственного воздействия на инвестиционную активность в топливно-энергетическом комплексе являются норма-

лизация финансового климата в стране и соответствующая налоговая, таможенная и ценовая политика, которые должны обеспечивать возможности инвестиционного самофинансирования. При этом должен быть обеспечен контроль государства за направлениями и эффективностью инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, который будет и впредь осуществляться посредством инструмента государственного формирования цен на продукцию и услуги этих монополистов.

Ключевой принцип российской государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам заключается в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать созданию необходимой законодательной базы для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. Особое внимание предполагается уделять созданию условий для долгосрочных инвестиций в негосударственном секторе экономики, в том числе с участием иностранного капитала.

Для обеспечения надежного функционирования нефтяного комплекса необходимо также обеспечить баланс интересов всех вовлеченных в инвестиционный процесс сторон: и государства — в лице его федеральных органов и органов власти субъектов Федерации; и нефтегазовых компаний, предприятий сопряженных отраслей — производителей товаров и услуг для НК; и финансово-банковского сообщества.

Реализация подобных мер — а именно они предусматриваются проектом новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2020 г. — позволит, по расчетам, к 2005 г. увеличить добычу нефти до 335 млн т, переработку нефти — до 195 млн т (против сегодняшних 168). К 2020 г. эти показатели возрастут, соответственно, до 350 млн т и до 220—225 млн т. Для этого необходимо будет обеспечить ввод новых месторождений на сахалинском шельфе и шельфе северных морей, в Тимано-Печорской и Восточно-Сибирской нефтегазовых провинциях, а также осуществить реанимацию простаивающих скважин, повысить нефтеотдачу пластов и выполнить другие работы, повышающие эффективность функционирования комплекса.

Постоянно повышающееся значение нефти в мировой политике, в экономике, в обеспечении энергетической безопасности государств вызывает как скрытое, так и открытое противоборство между ведущими державами за контроль над источниками сырья, нефтетранспортными коммуникациями и рынками сбыта нефти и нефтепродуктов.

- 21

Выдвижение нефти на первый план в качестве энергоносителя сопровождалось бурным ростом ее добычи в мире: от первых десятков тысяч тонн до сотен миллионов тонн в год. Добыча нефти в настоящее время составляет около 3,5 млрд т в год. Более 40% мировой добычи приходится на ОПЕК, в том числе 29,2% — на страны Ближнего Востока. Быстро растет добыча в Южной и Центральной Америке. Около 25% нефти добывается в развитых странах, в т.ч. в США — 10,6%. В России за последние годы добыча нефти стабилизировалась на уровне 300-305 млн т, что составляет примерно 9% мировой добычи [5].

Воздействие нефтяного фактора на международные отношения объясняется не только проблемой энергетической безопасности. Большое влияние на внешнюю политику всех вовлеченных в энергетическую дипломатию стран оказывает то обстоятельство, что нефтяной бизнес является одним из самых прибыльных видов крупного предпринимательства. Кроме того, следует учитывать, что нефтяная промышленность по своей природе является одной из крупнейших и носит наиболее интернациональный характер. Ее деятельность охватывает практически всю планету, а нефтяные компании осуществляют свои сделки через национальные границы, не считаясь подчас с государственными интересами [6].

Прибыльность нефтяного бизнеса хорошо осознается в настоящее время, и в России является главным фактором, который может способствовать росту экономики и энергобезопасности страны в целом.

В России есть комплекс энергетических проблем, а не только проблемы с поставкой нефти и газа, атомной энергетикой, управляемым термоядерном синтезом, водородной энергетикой, топливными элементами, возобновляемыми источниками энергии и т. д. Это все исключительно наукоемкие высокотехнологичные отрасли.

Энергетический вектор развития никак не противоречит возможности продвижения российской экономики по любым другим направлениям.

В то же время в энергетической области, в самом широком смысле слова, Россия имеет очевидные конкурентные преимущества, и совершенно непонятно, почему она должна воздерживаться от их использования. Скорее, вопрос в том, как эти преимущества использовать наиболее эффективно. Энергетические деньги — инструмент генерации будущего [2].

С начала 90-х гг. наиболее эффективным источником добавленной стоимости стал наряду с

22

технологиями «организационный капитал», т.е. способность принимать управленческие решения и организовывать финансовые потоки и технологические цепочки. В результате уже не только традиционная индустрия, но и такие интеллектуальные процедуры, как программирование и разработка некритических технологий, стали вытесняться в более дешевые страны (такие, например, как Индия), а страны Юго-Восточной Азии и Китай превращаются в «главную фабрику мира».

Возникает ясное мировое разделение труда: развитые страны оставляют себе «индустрию принятия решений», разработку критических технологий будущего, а кроме того, производство товаров и услуг, которые не могут быть импортированы из стран дешевого труда. Всем остальным займутся «страны-пролетарии», жители которых будут иметь значительно более низкие доходы, чем жители «стран-менеджеров».

В заключение отметим, что предложенная Президентом России В.В. Путиным стратегия будет по-настоящему эффективной, только если «энергетический вектор развития» будет указывать России путь превращения ее в реального лидера мировой энергетики [4].

«Энергетические деньги» могут и должны стать основой такой трансформации, если их эффективно использовать: создавать на российской основе транснациональные компании, приобретать в странах более дешевого труда предприятия и организовывать на них нужные России производства, а в самой России готовить высококвалифицированные кадры.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России) - М.: МГФ «Знание», 2000.

2. Выкачивая нефть, Россия обеспечивает мировым лидерам легкий переход к технологиям XXI века/http:// www.opec.ru/news_doc.asp?d_ no=59370.

3. Кузык Б.Н. Россия — 2050: Стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковцев. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

4. Курс России на энергетическое лидерство вызывает недовольство в мире / http://www.opec.ru/news_doc. asp?d_no=59446.

5. Непомнящий В.А., Рябов В.С. Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса (проблемы, модели, решения). Часть 1. Экономика ТЭК России и прогнозы ее развития: Учебно-методическое пособие. 2-е издание, стереотип. — М.: ИПКгосслужбы, 2002.

6. Нефтяная мощь Москвы как инструмент политического влияния/http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_ no=59446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.