Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ 2020 / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGY 2020 / CONCEPT OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT DEVELOPMENT / CAPITAL INVESTMENT / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумерова А.С.

Статья посвящена изучению ключевых проблем инвестиционного развития отечественной экономики, в ней рассмотрены основные итоги Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года и сделаны выводы относительно основных «узких» мест в системе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гумерова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA BASED ON INCREASED INVESTMENT ACTIVITY

The article is devoted to the key issues of investment development of the domestic economy, it discusses the main outcomes of the Concept long-term socially-economic development of Russia and the strategy of innovative development of Russia until 2020, and conclusions about the main bottlenecks in the management system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ»

УДК 338

Гумерова А. С. студент магистратуры программа «Финансовый менеджмент и рынок капиталов» научный руководитель: Чувилин Д.В., к. э.н.

доцент

Уфимский филиал Финансового университета

при Правительстве РФ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена изучению ключевых проблем инвестиционного развития отечественной экономики, в ней рассмотрены основные итоги Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года и сделаны выводы относительно основных «узких» мест в системе управления.

Ключевые слова: Стратегия 2020, Концепция социально-экономического развития, инвестиционное развитие, капитальные вложения, экономическая политика.

Gumerova A.S. master's degree student program "Financial management and capital market" scientific adviser: Chuvilin D.V., candidate of Economic Sciences

associate professor Ufa branch of the Financial University Under the Government of the Russian Federation

PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA BASED ON INCREASED INVESTMENT ACTIVITY

Annotation: The article is devoted to the key issues of investment development of the domestic economy, it discusses the main outcomes of the Concept long-term socially-economic development of Russia and the strategy of innovative development of Russia until 2020, and conclusions about the main bottlenecks in the management system.

Key words: Strategy 2020, Concept of socio-economic development, investment development, capital investment, economic policy.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данном этапе поддержание устойчивого экономического роста возможно только за счет значительного повышения инвестиционной активности и обеспечения

приемлемого уровня эффективности использования инвестиционных ресурсов. Решение этих задач требует концентрации усилий на всех уровнях управления. В настоящее время создание условий для активизации процесса мобилизации долгосрочного капитала и его направление в реальный сектор экономики становится первоочередной задачей. В свою очередь, компании реального сектора экономики должны быть готовы к разработке и реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение эффективного использования инвестиционного капитала.

Цель статьи: исследовать основные недостатки и проблемы инвестиционной деятельности по результатам выполнения Стратегии развития России и Концепции экономического развития до 2020 года.

17 ноября 2018 года Распоряжением Правительства РФ №1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 08.12.2012 года Распоряжением Правительства РФ №2227-р была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Эти документы являлись основным инструментом инвестиционного менеджмента прошедшего этапа и предполагали переход экономики России от экспортно-сырьевого к инвестиционно-инновационному типу развития с целью повышения конкурентоспособности отечественных компаний за счет

их инновационных успехов [2; 3].

В указанных нормативно-правовых актах основными целями развития к 2020 году были заявлены:

- увеличение валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности до более чес 30 тыс.долл. США;

- увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17%;

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25%;

- доведение в 2020 году объема промышленных предприятий, которые осуществляют технические инновации, до 40-50%.

Рассмотрим основные макроэкономические показатели инвестиционно-инновационного развития России за период действия программ в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели инвестиционно-инновационного развития России за 2008-2019гг. (в % к предыдущему году) [7]

Показатели 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Инвестиции в 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8 98,5 91,6 99,8 104,4 103,9 104,1

основной

капитал

ВВП 105,2 92,2 104,5 104,3 103,5 101,3 100,7 97,5 99,8 101,5 101,7 101,8

Объем 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 102,1 102,6 102,9

промышленног

о производства

Цена на нефть 136,2 64,7 128,0 139,8 101,0 97,7 90,5 52,6 81,5 126,7 117,5 101,1

Реальные 102,4 103,0 105,9 100,5 104,6 104,0 99,3 96,8 94,2 98,3 99,4 99,8

располагаемые

денежные

доходы

населения

Как видно из представленной таблицы, фактические результаты социально-экономического развития не соответствуют запланированным значениям целевых показателей.

Первостепенной задачей Концепции и Стратегии являлся рост российской экономики за счет:

- модернизации традиционных секторов российской экономики;

- использования научного потенциала;

- повышения инновационной активности бизнеса;

- создания благоприятной среды для продвижения инноваций в госсекторе;

- реконструкции и расширения производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

В последние годы темпы экономического роста в нашей стране по разным оценкам не превышали 2,5% и поддерживались преимущественно за счет стабилизировавшихся с 2014 года цен на нефть и опережающего роста потребительского кредитования. Отсюда можно сделать вывод, что основные положения рассматриваемых документов не были реализованы в полной мере:

- за исследуемый период не были достигнуты запланированные значения основных показателей социально-экономического развития;

- модель экономического роста не была изменена, что свидетельствует о низкой эффективности государственного управления.

Сложившаяся ситуация была вызвана следующими проблемами инвестиционной деятельности:

1) С течением времени программы не корректировались в соответствии с проблемами, стоящими перед экономикой и обществом. Экономический кризис 2008 г значительно изменил перспективы развития экономики России: документ составлялся в иной экономической ситуации, когда не было западных санкций и в РФ было на 1 субъект меньше). Поскольку программа была утверждена еще в докризисный период, после

кризиса многие цели стали нереализуемыми уже на старте. Так еще в 2012 году основные показатели не были достигнуты (запланированный рост ВВП, рост доходов и инвестиций в основной капитал и другие). Поэтому только постоянное обновление стратегий должно являться верным спутником политических решений [5].

2) Действующая система управления неизменна: большинство обозначенных ориентиров развития не подтверждены макроэкономическими прогнозами, а существуют в разработанных мероприятиях в качестве ожиданий и пожеланий.

3) Рассматриваемые документы содержали ограничения и внутренние противоречия, их комплексный возможный эффект не предвиделся.

4) Изначально были неверно определены цели и способы решения проблем и не созданы предпосылки для прорывного роста экономики. То есть проводимая экономическая политика не соответствовала целям Стратегии [6].

5) Отсутствовали конкретные шаги и законопроекты по реализации концепции.

6) Не проводился системный анализ опыта прошлых лет [6].

7) Отдельные вопросы не получили детального и подробного раскрытия в документе (реформа правоохранительных органов, борьба с коррупцией, реформа в политической сфере); в документах не содержатся меры, которые необходимо предпринять для восстановления отечественной технологической базы как ключевой элемент исполнения проекта [4].

8) Наблюдались спорные решения в рамках проводимой денежно -кредитной и бюджетной политики, не позволившие мобилизовать и сконцентрировать необходимый объем инвестиций в реальном секторе экономики.

В РФ сегодня необходимо стремиться к изменению модели роста и изменению стратегии развития, которая не была осуществлена за период с 2008 по 2019 года и создать предпосылки и благоприятную среду для реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года», который в некоторой степени продлил срок исполнения предыдущих актов [1].

Таким образом, в проведенном исследовании были обобщены основные проблемы реализации инвестиционной политики государства по итогам 2020 года, которые необходимо учитывать при формировании новой системы управления инвестициями и определении направлений развития на перспективу.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/

4. Тепляков С. «Стратегия 2020»: неутешительные итоги главной концепции развития страны, 01.02.2019 // https://mbknews.today/suzhet/strategiya-2020-neuteshitelnye-itogi/

5. Тюменцева Е.Н. Инвестиционная деятельность в Российской Федерации // Мировая наука, 2018, №6(15) // www.science-j.com

6. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Экономика России в 2017-2019 годах: предпосылки для прорыва пока не созданы // Экономическая политика, 2018.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.