Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасности жителей Чеченской республики'

Проблемы обеспечения безопасности жителей Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / Военные действия / контртеррористическая операция / СТАБИЛИЗАЦИЯ / Чеченская Республика / safety / military actions / counterterrorist operation / stabilization / Chechen Republic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиев Ахмад Шарпудинович, Осмаев Аббаз Догиевич

Исследована одна из самых актуальных проблем современной Чеченской Республики обеспечение безопасности людей. Делается вывод, что стабилизация и мирное развитие республики были бы невозможны без усилий федеральных и местных властей, направленных на то, чтобы в республике действовал закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most actual problems of modern Chechen Republic is investigated a safety ofpeople. Stabilization and peace development of republic would be impossible without efforts federal and the local authorities directed on that in republic the law operated.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасности жителей Чеченской республики»

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮГА РОССИИ

УДК 323 (470+571)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

© 2009 г. А.Ш. Алиев1, А.Д. Осмаев2

1Грозненский государственный нефтяной институт

им. акад. М.Д. Миллионщикова,

ул. А. Авторханова, 14, г. Грозный, 364024,

ggni@mail.ru

2 Комплексный научно-исследовательский институт РАН,

Старопромысловское шоссе, 21а, г. Грозный, 364051

1Grozny State Oil Institute Named after M.D. Millionshikov, A. Avtorkhanov St., 14, Grozny, 364024, ggni@mail.ru

2Complex Research Institute of RAS, Staropromislovskoe Highway, 21a, Grozny, 364051

Исследована одна из самых актуальных проблем современной Чеченской Республики — обеспечение безопасности людей. Делается вывод, что стабилизация и мирное развитие республики были бы невозможны без усилий федеральных и местных властей, направленных на то, чтобы в республике действовал закон.

Ключевые слова: безопасность, военные действия, контртеррористическая операция, стабилизация, Чеченская Республика.

One of the most actual problems of modern Chechen Republic is investigated — a safety ofpeople. Stabilization and peace development of republic would be impossible without efforts federal and the local authorities directed on that in republic the law operated.

Keywords: safety, military actions, counterterrorist operation, stabilization, Chechen Republic.

Одной из самых острых проблем Чеченской Республики является обеспечение безопасности её граждан. Наиболее тяжелыми в этом отношении были 19992003 гг., когда военная машина действовала практически без оглядки на российское и международное право, доказательством чего служат неизбирательные обстрелы и бомбардировки населенных пунктов, массовые задержания жителей республики, пытки, бессудные казни (Чернокозово, п. Алды, Катаяма, дело Буданова, Ульмана, Худякова-Аракчеева и т.д.).

В этом ряду самым проблемным с первых дней военной операции в Чечне продолжает оставаться исчезновение людей после их задержания различными силовыми структурами: военнослужащими, сотрудниками МВД или ФСБ РФ. Родные обычно длительное время не могли узнать ни о причине задержания, ни о месте содержания близкого человека, ни о том, предъявлено ли ему обвинение, и т.п. Эту же практику в первое время взяли на вооружение разнообразные чеченские формирования, созданные в ходе конфликта.

По этой проблеме называются различные цифры: 12 и около 3 тысяч пропавших без вести (по неполным спискам Правозащитного центра «Мемориал»), на 1 декабря 2001 г. в Бюро спецпредставителя по

правам человека было зарегистрировано 793 нераскрытых дела по пропавшим без вести, хотя Бюро не вело отдельного учета пропавших именно после задержания федеральными силами [1].

В докладе Генпрокурора РФ о работе за 2001 г. сообщалось о 940 обращениях о розыске лиц, пропавших без вести в 2000 г., и 246 обращениях за 2001 г., а на совещании правительства ЧР 20 декабря 2002 г. говорили о «более одной тысячи человек, пропавших без вести», 170 из которых похищены за последние два месяца [2]. Понадобились 3 года и тысячи пропавших без вести людей (в 1994-1996 гг. пропали без вести 1500 чел.), чтобы в ноябре 2002 г. создать совместную следственно-оперативную группу, которая должна была заниматься розыском пропавших, но результатов достигнуто не было.

К 2003 г. произвольные задержания, пытки и насильственные исчезновения превратились уже в устойчивую практику. По неопубликованным официальным данным, только в январе - феврале 2003 г. в Чечне были увезены в неизвестном направлении и считались «пропавшими без вести» 126 чел. В середине августа МВД Чеченской Республики обнародовало данные, согласно которым с начала года «пропали без вести»

почти 400 чел. В 2003 г. представители местных властей также признали наличие на территории республики 49 массовых захоронений с останками почти трех тысяч мирных жителей [3]. А всего за 2003 г. были похищены 574 чел., из которых 19 найдены убитыми и 45 возвращены похитителями.

В 2004 г. «Мемориалом» были зафиксированы 411 случаев похищения людей, из которых позже 189 чел. были либо освобождены похитителями, либо выкуплены родственниками, 198 чел. бесследно исчезли, тела 24 были найдены позже со следами пыток и признаками насильственной смерти.

На встрече с Президентом ЧР прокурор В. Кузнецов сообщил, что только за два месяца 2007 г. к ним поступило 28 заявлений о 32 похищенных [4].

В начале февраля 2007 г. прокуратура Чечни объявила о том, что за весь 2006 г. зафиксировала 28 фактов похищений против 108 в 2005 г. и 153 в 2004 г. Но вскоре (9 февраля) прокурор Чечни В. Кузнецов сообщил, что в 2005 г. было похищено 168 чел., а в 2006 -77 чел. (уголовных дел заведено 61). А. Алханов называл цифры в 213 похищенных за 2005 г. и 77 - за 2006 г. По данным прокуратуры республики, на 1 января 2005 г. с начала контртеррористической операции было возбуждено 1793 уголовных дела по фактам похищения 2503 чел. [5].

В МВД ЧР, подводя итоги 2005 г., было подчеркнуто: «Положительный эффект, который дают совместные усилия правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с похищениями людей, является явно недостаточным. Согласно статистическим данным, число зарегистрированных похищений людей осталось на уровне 2004 года (168 преступлений). В то же время без учета преступлений прошлых лет фактически в

2005 году зарегистрировано 77 похищений, в результате которых похищено 83 человека. Раскрываемость похищений возросла на 4,2 %, однако составляет всего 12,8 %. Раскрыто 25 похищений людей (15 за 2004 год)», а на коллегии МВД по ЧР в январе 2007 г. было отмечено, что «в результате реализации мероприятий Комплексной программы по борьбе с похищениями людей и розыску без вести пропавших лиц на 20062010 годы число зарегистрированных похищений человека по республике снизилось на 63,7 %. Раскрываемость похищений возросла на 15,2 %» [6].

В республике явно наметилась динамика снижения количества зафиксированных похищений: 163 - в 1999 г., 639 - в 2000 г., 478 - в 2001 г., 677 - в 2002 г., 383 - в 2003 г., 166 - в 2004 г., 114 - в 2005 г., 24 - на октябрь

2006 г. Правозащитный центр «Мемориал» приводит несколько другие цифры: 539 - в 2002 г., 497 - в 2003 г., 448 - в 2004 г., 320 - в 2005 г., 172 - в 2006 г. [7], но и здесь налицо снижение цифр.

За последние годы снизилась доля исчезнувших или убитых из общего числа похищенных. В 20012002 гг., в период массовых «зачисток», таковых было примерно 85 %. По мере активизации работы местного МВД произошло постепенное снижение исчезнувших или убитых людей из числа похищенных, они

через некоторое время «обнаруживаются» в СИЗО или ИВС. Им инкриминируют статьи УК РФ, связанные с «терроризмом» (ст. 205), «участием в НВФ» (ст. 208), «незаконным хранением оружия» (ст. 222).

В январе 2007 г. наметились некоторые позитивные сдвиги в борьбе с похищениями. Р. Кадыров несколько раз заявлял о необходимости активизации борьбы с «оборотнями в погонах» в рядах МВД ЧР и других силовых структур и обязал силовиков уже к 18 февраля представить полный отчет о ее результатах. О том, что борьба с похищениями людей вышла на некий новый уровень, можно было судить по решительным заявлениям Президента ЧР Р. Кадырова и заметному обострению отношений между ним и руководством оперативно-розыскного бюро (ОРБ-2), подчиненного главку МВД по ЮФО и возглавляемого А. Хасамбековым, которое закончилось отставкой последнего и назначением в июле 2007 г. приказом министра МВД РФ нового руководителя. Непонятной остаётся возможность столь долгого нарушения законов структурой, руководитель которой назначается и смещается приказом министра внутренних дел.

Тема ОРБ-2 как источника нарушения прав человека всплыла на правозащитной конференции, организованной по инициативе Р. Кадырова в Грозном 1 марта 2007 г. И. о. президента ЧР сказал Комиссару Совета Европы по правам человека Т. Хаммарбергу, что и у него самого накопилась к сотрудникам Хасамбекова «масса вопросов». По словам Кадырова, в ранге премьер-министра у него не доставало полномочий, чтобы навести там порядок [8]. Ещё 28 февраля Р. Кадыров заявил: «Если я стану президентом, я заявляю, что не будет ни одного похищения. А человек, совершивший его, понесет заслуженное наказание». На этой конференции Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н. Нухажиев выступил с инициативой создания государственной межведомственной комиссии по поиску похищенных и без вести пропавших лиц и обратился к участникам встречи поддержать его предложение. Комиссар Совета Европы по правам человека Т. Хаммарберг затронул тему применения пыток к подследственным ОРБ-2. «Это целая система, а не единичные случаи», - подчеркнул он [9]. Прокурор республики В. Кузнецов в связи с этим привел весьма внушительную цифру - за прошлый год в прокуратуру поступило 270 заявлений на недозволенные методы дознания, но трактовал он эти обращения как рост доверия граждан к органам исполнительной и судебной власти.

В резолюции участников конференции констатировалось существенное улучшение положения с соблюдением прав человека в Чечне: «Гарантии государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих на территории ЧР, обеспечиваются. На должный уровень становится соблюдение и уважение прав граждан органами государственной власти, администрациями городов и районов Чеченской Республики и должностными лицами». Кроме того, отмечена успешная работа института Уполномоченного по правам человека, развивающегося «на принципах

гласности, политической нейтральности, диалога с государственными и общественными организациями» [10]. В резолюцию было включено предложение Н. Нухажиева о создании межведомственной комиссии по поиску похищенных и без вести пропавших лиц.

За период проведения «контртеррористической операции» местные жители не раз обнаруживали места тайных захоронений людей, ранее похищенных представителями государственных силовых структур. Так, например, в феврале 2001 г. в развалинах дачного поселка «Здоровье» в непосредственной близости от главной военной базы Ханкала было обнаружено захоронение, и 24 февраля прокуратура начала расследование. По официальным данным, были обнаружены и вывезены тела 51 чел., по неофициальным - тел было больше, но их вывозить не стали.

Все люди, чьи тела были обнаружены в посёлке «Здоровье», стали жертвами внесудебных казней: у большинства перерезано горло и связаны руки, в голову сделан контрольный выстрел.

Ситуация с расследованием преступлений против мирного населения в Чеченской Республике носит избирательный характер. Преступления, совершенные боевиками, расследуют и виновным выносятся суровые приговоры. С преступлениями, совершенными представителями государства, дело обстоит иначе.

Всего с конца 1999 г. по фактам преступлений против гражданских лиц, в совершении которых есть основание подозревать представителей силовых структур, возбуждено более 2 тыс. уголовных дел, но в военную прокуратуру передана лишь малая их часть, а расследование абсолютного большинства приостановлено в территориальной прокуратуре ЧР по стандартной формулировке «в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых».

Представители силовых структур на самом высоком уровне признают проблему похищения и пропавших без вести людей, но акцент делают на том, что похищениями занимаются члены НВФ: «Что касается результатов раскрытия преступлений, связанных с исчезновением граждан, то здесь можно четко выделить две категории уголовных дел, возбужденных по фактам их похищения (исчезновения) и незаконного удержания.

Первое - это похищения с целью получения выкупа, последующего обмена на арестованных членов незаконных бандформирований или решения каких-либо личных проблем.

Второе - это так называемые мнимые похищения, которые используются как средство оправдания длительного отсутствия лица по месту проживания. Данный тактический прием активно применяется боевиками и некоторыми их родственниками для сокрытия участия в бандформированиях. Для этого «похищения» проводятся демонстративно, с использованием военной формы одежды. Подобные факты мнимых «похищений» используются бандитами для компрометации действий федеральных сил и правоохранительных органов ЧР.

В подтверждение своих слов следует сказать, что 67 человек, которые по заявлениям их родных и близких числились как похищенные в 2004-2005 гг., были причастны к деятельности НВФ и в ряде случаев опознаны среди боевиков, задержанных или ликвидированных в ходе боестолкновений с подразделениями федеральных сил и МВД Чеченской Республики» [11]. В 2003 г. аналогичную оценку ситуации по проблеме похищения людей в Чечне высказал В. Путин в интервью американским журналистам: «У российских спецслужб нет необходимости похищать людей. Мы сохраняем контроль над этой территорией. У нас есть возможность задержать любого, у нас есть возможность допросить любого, если нам потребуется, и завести уголовное дело.

Относительно похищений, их значения в Чечне: это часть культуры определенных людей на Кавказе -как ни печально это звучит, но это факт. В прошлом 99 людей открыто были проданы на рынке. По нашим оценкам, около 2 тысяч человек были куплены или проданы. Чеченцы сами признают, что в прошлом никогда не было такого, чтобы чеченцы похищали чеченцев. Определенные группы людей - их не много, но все же они есть, - совершают преступления, надев камуфляж, и очень сложно установить, кто они - федеральные силы, местные правоохранительные службы или просто какие-то бандиты» [12].

За все время «контртеррористической операции» вынесены приговоры в отношении 103 военнослужащих. Из них восемь были признаны невиновными. Так, например, судом присяжных были оправданы четыре военнослужащих спецназа Главного разведывательного управления (капитан Ульман и др.), которые признались в том, что расстреляли задержанных мирных жителей. В отношении троих суд прекратил уголовное дело в связи с декриминализацией совершенного деяния. По отношению к двадцати военнослужащим суды применили амнистию, - в их число попал, например, контрактник, открывший огонь из хулиганских побуждений, убивший одну и ранивший другую женщину.

Лишь 27 военнослужащих, большинство из которых совершили убийства мирных жителей в неслужебное время, приговорены судами к различным срокам реального лишения свободы (от года колонии-поселения до 18 лет строгого режима).

На середину 2005 г. по фактам преступления против гражданских лиц были вынесены обвинительные приговоры 34 милиционерам. Как и у военных, большая часть приговоров носит символический характер. Только 7 милиционеров были приговорены к реальным срокам лишения свободы. Остальные получили условные сроки (в том числе за стрельбу в пьяном виде, приведшей к гибели или ранению граждан, за вымогательство, получение взятки, угрозу убийством, хулиганство и т.п.).

За весь период 1999-2006 гг. за похищение людей осуждены лишь двое представителей федеральных силовых структур: полковник Ю. Буданов и милиционер из Ханты-Мансийского автономного округа

С. Лапин. При этом ст. 126 УК РФ («похищение человека») фигурировала в приговоре у Буданова, в марте 2000 г. похитившего и жестоко убившего чеченскую девушку Э. Кунгаеву. У Лапина ст. 126 в приговоре отсутствует, хотя фактически он осуждён именно за похищение в январе 2001 г. Зелимхана Мурдалова, который был подвергнут пыткам в Октябрьском В ОВД, а затем «исчез». Больше ни в одном деле о похищениях людей сотрудники силовых структур не фигурируют.

Остроту этих проблем руководство ЧР, поддерживаемое федеральным центром на самом высоком уровне, понимает, пытается решить, и в последние два года в этой области достигнуты несомненные успехи.

Литература

1. Terra incognita. 2002. № 2. C. 16. URL: http://www.hrw.org/ russian/reports/2002/russia/detention_demal.html (дата обращения : 19.04.2009).

2. Terra incognita. 2002. № 4. С. 40; Программа «Вести Чеченской Республики». Эфир. 20.12.2002.

3. Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч - 2004. Янв. URL: http://www.hrw.org/russian/reports/2004/world/chechnya.html (дата обращения : 10.04.2009).

4. Вести Республики. 2007. 20 марта.

5. Российская газета. 2007. 2 февр.; «ЧЕЧНЯ FREE.RU». 2007. 9 февр.; РИА «Новости». 2007. 17 янв.; Столица плюс. 2005. 22 июня.

6. URL: http://wwwramzan-kadyrov.ru/press.php?releases& press_id=676&month=01&yeai=2007 (дата обращения : 10.04.2007).

7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике в 2006 году. Грозный, 2007. С. 18; Бюллетень правозащитного центра «Мемориал». URL: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/ index.htm (дата обращения : 20.04.2009).

8. Газета. 2007. 27 февр.

9. NEWs ru.com. 2007. 1 марта.

10. Резолюция правозащитной конференции «Соблюдение прав человека в Чеченской Республике: первые результаты работы Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, перспективы на будущее». URL: http://chechnya.gov.ru/bulletins/news/4605.html (дата обращения : 20.04.2009).

11. Интервью заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника А. Еделева информационному агентству «Интерфакс». URL: http://www.mvdrf.ru/news/ 6312/ (дата обращения : 20.01.2009).

12. Интервью В. Путина. 23 сентября 2003 г. URL: http://www.rol.ru/news/misc/news/03/09/29_017.htm (дата обращения : 20.04.2009).

Поступила в редакцию 14 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.