Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов'

Проблемы обеспечения безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
180
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самолет / воздушный винт / лопасть / aircraft / propeller / blade

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Н. В. Рогов, О. Н. Болдырева

В статье представлен результат проведенных исследований по рассмотрению причины повреждения воздушных винтов самолета и пути профилактики безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Н. В. Рогов, О. Н. Болдырева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING SAFETY IN THE OPERATION OF TURBOPROP AIRCRAFT

The article presents the result of the research for the review of the reasons of damage of propellers of aircraft and ways of prevention of safety in the operation of turboprop aircraft.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года №410 (ред. от 06.10.2017) «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

5. Свод правил 60.13330.2011 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

6. Свод правил 7.13330.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

7. Свод правил 282.1325800.2016 «Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов. Правила проектирования и устройства», утвержденный приказом Минстроя России от 30.12.2016 года №1031/пр.;

8. Свод правил 402.1325800.2018 «Жилые здания. Правила проектирования систем газораспределения», утвержденный приказом Минстроя России от 5 декабря 2018 года №789/пр.;

9. Роковая утечка: почему газ рушит дома. - Москва: Газета.ги, 2019 г. [Электронный ресурс]. https://www.gazeta.ru/ business/2019/01/01/12116431.shtml?updated/ (дата обращения: 26.03.2019).

УДК 629.7.017

Н.В. Рогов, О.Н. Болдырева

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ

В статье представлен результат проведенных исследований по рассмотрению причины повреждения воздушных винтов самолета и пути профилактики безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов.

Ключевые слова: самолет, воздушный винт, лопасть.

N. V. Rogov, O.N. Boldyreva

PROBLEMS OF ENSURING SAFETY IN THE OPERATION OF TURBOPROP AIRCRAFT

The article presents the result of the research for the review of the reasons of damage of propellers of aircraft and ways of prevention of safety in the operation of turboprop aircraft. Key words: aircraft, propeller, blade.

Воздушные винты известны с первых шагов в воздухоплавании. Он представляет собой лопастный агрегат, вращаемый валом двигателя. В настоящее время в военно-транспортной и гражданской авиации широко распространены турбовинтовые двигатели.

К воздушным винтам предъявляются следующие требования: воздушный винт должен быть прочным и мало весить; должен обладать весовой, геометрической и аэродинамической симметрией; должен развивать необходимую тягу при различных условиях полета; работать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Воздушные винты классифицируются по числу лопастей: двух-, трех-, четырех- и многолопастные; по материалу изготовления: деревянные, металлические и композиционные; по направлению вращения (смотреть из кабины самолета по направлению полета): левого и правого вращения; по расположению относительно двигателя: тянущие и толкающие; по форме лопастей: обычные, саблевидные и лопатообразные; по типам: фиксированные, неизменяемого и изменяемого шага.

Формы лопасти влияют на аэродинамические и прочностные характеристики воздушного винта. Наиболее распространены воздушные винты с лопастями овальной формы с плавным контуром и резким расширением у комлевой части, и почти трапециевидной формой, в плане закругленной вверху.

На сегодняшний день в военно-транспортной авиации эксплуатируются различные самолеты, которые подразделяются на следующие типы: сверхтяжёлые, тяжелые, средние, легкие. Преимущество легких самолетов состоит в том, что они могут эксплуатироваться на аэродромах любого класса. Поэтому при многократном попадании посторонних предметов происходят разрушения лопасти воздушного винта [1, 2]. Посторонние предметы способны попасть в лопасти воздушного винта различными путями.

Турбовинтовые самолеты, которые эксплуатируются в приморских районах, или часто пролетающие над поверхностью моря сильно подвержены поражению элементов конструкции планера коррозией, и воздушные винты не являются не исключением.

Признаком коррозии лопастей является появление на их поверхности отдельных, изолированных друг от друга, язвин с серыми продуктами коррозии. Так же, коррозия обнаруживается по вспучиванию лакокрасочного покрытия в отдельных точках. Не редко коррозия появляется на лопасти в виде мелкой сыпи на значительной части поверхности. Коррозионные поражения вдоль нагревательных накладок проявляются в виде светло-серых рыхлых продуктов коррозии.

Самые опасные коррозионные поражения на лопастях воздушных винтов являются в районе нагревательных накладок. Коррозионные поражения возникают за счет щелевого эффекта в местах отклейки нагревательных накладок и за счет атмосферной коррозии на открытой поверхности лопастей. Иногда коррозионные поражения появляются на лопастях воздушных винтов в районе нагревательных накладок из-за нарушения лакокрасочного покрытия. Задерживаясь в щелях и зазорах, атмосферная влага вызывает интенсивную щелевую коррозию.

Общие рекомендации по обеспечения безопасности при эксплуатации турбовинтовых самолетов могут быть следующими: лопасти воздушных винтов, эксплуатируемых в условиях влажного морского тропического климата, необходимо промывать пресной водой, производить осмотр лакокрасочного покрытия с целью выявления его нарушения и восстановления; к выполнению работ по техническому обслуживанию самолетов допускается инженерно-технический состав, прошедший инструктаж на рабочем месте; допускать к выполнению работ инженерно-технический состав, прошедший обучение и проверку знаний по пожарной и взрывной безопасности; допускать к выполнению работ любой персонал, изучивший и сдавший зачеты по оказанию первой медицинской помощи; запрещается поднимать самолет на подъемники вне ангара при ветре более 10 м/с; перед началом обслуживания самолета необходимо убедиться, что все переключатели, автоматы

защиты сети выключены, и краны управления находятся в закрытом положении; перед запуском двигателей, отклонением рулей и элеронов, уборкой и выпуском закрылков и шасси, перед открытием и закрытием рампы убедиться в отсутствии в соответствующих зонах людей и посторонних предметов; во время проверки герметичности кабин самолета запрещается создавать избыточное давление в кабинах выше

0.032 МПа (0.32 кгс/см2); при

передвижении по наружной поверхности самолета необходимо пользоваться спецобувью; запрещается открывать двери фюзеляжа и люки гермокабин, пока избыточное давление в кабине полностью не сравняется с атмосферным; применять неисправные средства наземного обслуживания или не предусмотренные для данного типа авиационной техники категорически запрещается; при техническом обслуживании самолетов необходимо предусматриваться меры, предотвращающие попадание горюче-смазочных материалов, спецжидкостей и нечистот на обслуживающий персонал, конструкцию самолетов и на покрытие мест стоянки самолетов; запрещается находиться на высокорасположенных частях самолета без страховочных приспособлений; при применении аэродромных подогревателей следует избегать попадания струи горячего воздуха на открытые участки тела человека; перед запуском двигателей проверить наличие средств пожаротушения, надежность установки упорных колодок под колесами самолета; во время запуска двигателей инженерно-технический состав должен находиться на безопасном расстоянии в поле зрения лица, производящего запуск [3, 4].

При работающих двигателях запрещается: находиться в зонах вращения винтов и в воздушной струе от них; подходить к воздушным винтам; находиться на расстоянии менее 50 м в направлении выхода газовой струи; производить на двигателях регулировочные и другие работы.

Особое внимание инженерно-техническому составу, обслуживающему авиационную технику, а также и летному составу необходимо обратить на то, что на время выполнения работ по техническому обслуживанию самолетов нужно снять с рук предметы и украшения, которыми он может зацепиться за выступающие части оборудования, приборов и конструкцию самолетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитин Г.А. Основы авиации: Учебник для вузов - М.: Транспорт, 1984 г. -

261 с.

2. Состояние безопасности полетов в 2015 году. М: Межгосударственный авиационный комитет. 2016 - 112 с.

3. Усков В.М. Задачи регулирования теплообмена в кабине самолёта-истребителя при полётах на больших скоростях / В.М. Усков, М.Ю. Шлеев //Проблема обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 20 декабря 2018 г. Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Воронеж -2018. С. 678-680.

4. Усков В.М. Система кондиционирования, как основа бортовой системы жизнеобеспечения маневренного самолёта / В.М. Усков, М.Ю. Шлеев // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей, студентов и молодых ученых с международным участием. Сентябрь, 27, 2018. / Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Воронеж -2018. С. 937-939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.