Научная статья на тему 'Проблемы новой школы: научить учиться, научить думат'

Проблемы новой школы: научить учиться, научить думат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / әДіС / қАБЫЛДАУ / МОТИВАЦИЯ / құНДЫЛЫқ / СЕРіКТЕСТіК МАңЫЗДЫЛЫГЫ / INNOVATION / METHOD / STRATEGY / MOTIVATION / VALUE / IMPORTANCE / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живалюкова Н.Н., Искакова К.М.

В статье рассматривается важность инновационного обучения, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за себя и свою жизнь, веру в себя и в свои профессиональные способности, способность влиять на своё будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of new school: to teach to study, to teach to think

Modem development of society requires a new system of education innovative learning, which would form the ability of students to projective determination of the future, responsibility for it, belief in themselves and in their professional abilities to influence the future.

Текст научной работы на тему «Проблемы новой школы: научить учиться, научить думат»

УДК 373.1.02:372.8

ПРОБЛЕМЫ НОВОЙ ШКОЛЫ: НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, НАУЧИТЬ ДУМАТЬ...

Ацдатпа

Макал ад а бшм алушылардыц бо-лашакты жобалау детерминациясына кабшетш, 03i Мен ез eMipi унпн жауап-кершшкп, озше жэне езшщ кэшби ка-бшетше сенуд1, ез болашагына эсер ету кабшетш кал ы птастыраты н инноваци-ялык окытудьщ мацыздылыгы карасты-рылады.

Аннотация

В статье рассматривается важность инновационного обучения, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за себя и свою жизнь, веру в себя и в свои профессиональные способности, способность влиять на своё будущее.

Annotation

Modern development of society requires a new system of education - innovative learning, which would form the ability of students to projective determination of the future, responsibility for it, belief in themselves and in their professional abilities to influence the future.

Великая цель образования -это не знания, а действия.

Г. Спенсер.

В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Благодаря реформе

Живал юкова H.H.,

учитель начальных классов первого продвинутого уровня

«Лидерство учителя в педагогическом

сообществе», школа-гимназия № 18, г. Ко стан aù

Искакова K.M.,

учитель начальных классов третьего уровня, школа-гимназия №18 г. Ко стан aù

Нег'гзг'! создер: инновация, ddic, кабыл-дау, мотивация, щидылык, серттестт мацыздылыгы.

Ключевые слова: инновация, метод, прием, мотивация, ценность, значимость, партнерство.

Keywords: innovation, method, strategy, s motivation, value, importance, partnership. <C

о

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

образования ученики будут не только усваивать знания, но и приобретут умения связывать эти знания в целостную картину мира [2, с. 3].

Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников.

Большая часть учителей видит эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует обновленному содержанию образования РК [3, с. 3].

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы.

К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности, что создает условие для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Применяя игровую форму: викторины, блиц-турниры, уроки - сказки, соревнования, путешествия, экскурсии, ориентируем учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания.

Ян Амос Каменский еще в 17 в. говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мнению Я А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение,

экспериментирование [2, с. 4].

Современное развитие общества требует новой системы образования - инновационного обучения, которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Мир меняется быстро: технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Меняются даже модели самих изменений. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично. Мы уверены, что общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства. Образование -великая сила. Оно способно сформировать новое поколение, которому не будет страшно настоящее, и которое ответит на вызовы будущего.

Новая задача школы - научить учиться всю жизнь.

Центральной фигурой в такой школе является... сам ученик, его мотивы и установки. Задача учителя - помочь ученику раскрыть эти потребности, выбрать путь и способствовать движению по этому пути.

В 1969 году в рамках системы просвещения, которая продемонстрировала эффективность различных типов обучения на базе материалов исследования, был создан «Конус обучения», который подтверждает, что 90%-е участие в дискуссии, выступление с речью, театрализованное выступление, выполнение реального действия способствует умению думать, анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать.

Использование активных методов обучения является одним из важнейших факторов стимулирования учебного процесса.

Такой прием, как «Групповое обсуждение» направлен на развитие мышления, умение работать в команде, развивает активные навыки слушания.

В «Концептуальной таблице» перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты; такой приём нацеливает на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме.

«Числовые кроссворды и лабиринты» развивают внимание, мышление, память, заставляют думать, анализировать, синтезировать, применять знания на практике.

Прием «Собери пословицу» мотивирует учащихся на активную, целенаправленную, творческую работу. Девизом урока могут быть слова Сефа Романа: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Стратегия «Спроси соседа» формирует умение определять проблему, находить разные пути решения, осуществлять поиск ресурсов.

Универсальный приём «Лови ошибку» активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать, применять знания в нестандартной ситуации; критически оценивать полученную информацию.

Прием «Ключевые слова» нацелен на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют текст или краткое изложение по определенной тематике.

«Письмо по кругу» развивает мышление, способность предполагать, рассуждать, думать, акцентировать внимание, умение работать в команде. Метод «Пять вопросов герою» развивает образность мышления, определяет постановку цели,

действия, характер героя, нацеливает на результат, определяет мораль [1, с. 4-7]. Современная учебная деятельность

- это модель исследовательской деятельности, универсальный подход, направленный на самоизменение ученика. Обучение способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, не пропадающий при переходе из класса в класс, желание, а главное

- умение учиться, умение изменять и совершенствовать себя [4, с. 11].

Поскольку учителя размышляют над собственной практикой, они начинают понимать, как «работает» обучение. Каждый день они принимают тысячи решений по управлению классом, в то время как другие имеют более существенное воздействие на обучение: показать путь

- цель и сформированность умений и навыков у младших школьников.

Когда результат получен, и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия.

Мы убеждены: школа способна научить учиться самостоятельно, самому себе ставить задачи на обучение, развивать главную компетенцию - постоянного о^ обновления компетенций! к

ЛИТЕРАТУРА 3

Он

1.3арукина Е.В. Активные методы обу- §

чения: рекомендации по разработке и 3

применению: учеб.-метод, пособие / Е. В. ^ Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик.

СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с. с

2.Интегрированные уроки, Москва д «Вако», 2006 г. щ

3.Педагогика нового времени, Ростов - § на- Дону: ЗАО «Книга», 2008 г. <

4.Республиканский научно-методичес- о

К

кий журнал «Начальная школа Казахста- ^ на», 2010, №3.-с.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.