РАЗДЕЛ VII
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
УДК: 613.5: 614.4
Горбанев С.А. 1, Мозжухина Н.А.2, Еремин Г.Б.1
ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ЖИЛОЙ СРЕДЕ
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора1, Санкт-Петербург, Россия; ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова»2, Санкт-
Петербург, Россия, [email protected]
Резюме.
В работе рассматривается проблема оценки влияния плесневых грибов на жилую среду. Отмечается, что зависимость между сыростью, воздействием микроорганизмов и нарушениями здоровья не поддается точной количественной оценке, в связи с чем не представляется возможным рекомендовать какие-либо количественные значения допустимых уровней контаминации на основе показателей здоровья. В работе рассматривается международный опыт, а также опыт и первые шаги, предпринятые в Российской Федерации по нормированию биологического фактора в жилой среде.
Ключевые слова: аэрогенные концентрации плесневых грибов, нормирование биологического фактора в жилой среде, показатели сырости и микробного роста, рост плесени, плесневые грибы, выявления и идентификация грибов.
Summary.
Gorbanev S.A., Mozzhukhina N.A., Yeremin G.B. Regulation problems of biological factor in living environment.
The assessment problem of mold fungi effect on living environment is discussed. It is reported that the dependence between moisture, microorganism exposure and health disturbances is not amenable to exact quantitative assessment, therefore it does not seem possible to recommend any numerical values for allowable contamination levels
based on health indicators.
World experience in regulation of biological factor in living environment as well as national experience and initial attempts to standardize biological factor in residential environment in Russian Federation are reviewed.
Key words: aerogenic concentrations of mold fungi, regulation of biological factor in living environment, moisture and microbial growth indicators, mold growth, mold fungi, detection and identification of fungi.
Введение. Согласно результатам как отечественных, так и зарубежных исследований биологический фактор в жилой среде является весьма неоднородным [1, 2]. Распространенность его в жилой среде весьма высока. Имеются убедительные данные о причинно-следственных связях отдельных компонентов биологического фактора с такими заболеваниями, как бронхиальная астма и аллергический бронхит. Речь идет, прежде всего, о клещах домашней пыли. Однако, несмотря на достаточно высокий уровень доказательности причинно-следственной связи (80-85% - по данным разных авторов) и широкую распространенность, жалобы, обусловленные ущербом для здоровья, возникают редко. Отчасти причиной этому являются микроскопические размеры, отсутствие видимых изменений объектов, отсутствие каких-либо сопутствующих запахов. Вместе с тем проблема оценки влияния плесневых грибов, появление видимых признаков присутствия которых, является одной из частых причин обращений граждан в органы Роспотребнадзора, представляется значительно более сложной. В связи с этим важно проанализировать причины необходимости нормирования биологического фактора, а также проблемы, связанные с обоснованием нормирования.
Материалы и методы. Проведён анализ нормативно-правовых актов, регулирующих биологический фактор в Российской Федерации, странах ЕврАзЭС, странах ЕС, а также рекомендаций ВОЗ и научных публикаций.
Результаты. Как отмечается в «Рекомендации ВОЗ по качеству воздуха в помещениях: сырость и плесень» риск для здоровья человека обусловлен сложной цепью различных процессов, включая проникновение влаги внутрь помещений, формирование сырости, размножение микроорганизмов, физическое и химическое разложение материалов, выброс в окружающую среду опасных биологических и небиологических агентов [3]. Уровень влаги, находящейся на поверхностях и пропитывающей различные материалы, является важным фактором, определяющим рост микроорганизмов, включая грибы, актиномицеты и другие
бактерии. К показателям сырости и микробного роста относятся присутствие
738
конденсата на поверхностях и внутри конструкций, видимые признаки и запах плесени, разрушение материалов под воздействием влаги, протечки, проникновение влаги извне. Для подтверждения наличия сырости и роста микроорганизмов в помещении можно провести тщательное обследование и, при необходимости, использовать соответствующие методы измерения. Поскольку зависимость между сыростью, воздействием микроорганизмов и нарушениями здоровья не поддается точной количественной оценке, не представляется возможным рекомендовать какие-либо количественные значения допустимых уровней контаминации на основе показателей здоровья. Вместо этого рекомендуются меры по предупреждению сырости и образования плесени.
Подобный подход подтвержден и в более позднем европейском региональном Руководстве ВОЗ по качеству воздуха [4].
Многие международные организации (ВОЗ, Агентство по окружающей среде США, Центры контроля и предупреждения болезней (CDC) США разработали руководства, которые позволяют интерпретировать результаты, но подчеркивается, что пороговые значения, основанные на состоянии здоровья, отсутствуют [5,6,7]. Другим важным инструментом является визуальная инспекция, свидетельствующая о повреждении, связанном с увлажнением и ростом плесени. Принятие решений, базирующееся на видимом росте плесени, основано на практике и отражено почти во всех руководствах.
Так, в Руководстве Ассоциации промышленных гигиенистов США (AGCIH) предлагается следующая градация: общая площадь видимого роста плесени менее 0,3 м2 - малое, от 0,3 до 3 м2 - среднее, более 3 м2 - большое. Большинство руководств также рекомендуют жителям самостоятельно устранять рост плесени менее 1м2 с использованием средств индивидуальной защиты (US Environment Protection Agency EPA, 2012).
Скрытый рост плесени требует применения таких методов, как отбор проб воздуха или осевшей пыли. Эти качественные и количественные методы во многом зависят от использованных методов и условий окружающей среды. Касаясь загрязнения воздуха, надо отметить, что концентрация плесени нестабильна, серьезную роль играют методы отбора и типы импакторов. На практике различные пороговые значения все же используются, однако, они носят в основном субъективный характер.
Одним из наиболее корректных подходов, основанных на принципах бенчмаркинга, являются канадские предложения: нормальные показатели - менее 50 КОЕ/м3 (при условии количественной и качественной схожести воздуха
739
в помещениях и вне их); приемлемое - менее 150 КОЕ/м3 (распространяется только на Cladosporium и Altenaria ); более 500 КОЕ/м3 - приемлемо для летнего периода, однако, если присутствуют другие роды, кроме Cladosporium и Altenaria, необходимы дальнейшие исследования.
В Европейском союзе существует лишь ограниченное количество регулирующих актов применительно к воздуху закрытых помещений непроизводственного назначения. Отметим, что проблема биологического фактора в директивных документах Евросоюза до настоящего времени не поднималась. Вместе с тем в настоящий момент Европейская Комиссия вносит учет качества воздуха закрытых помещений в пересматриваемую Директиву по энергетическому состоянию зданий (Energy Performance of Buildings Directive (EPBD)), где особое внимание будет уделяться проблемам вентиляции и отопления зданий, в том числе как способу, препятствующему образованию сырости и росту плесени в зданиях. Некоторые страны Евросоюза, так же как США, Канада и Австралия, имеют национальное регулирование или рекомендации по качеству воздуха закрытых помещений и в целом основаны на различных подходах.
Так, в Канаде в Руководстве по качеству воздуха закрытых помещений жилых зданий отмечается, что рост плесени в жилых зданиях может представлять угрозу здоровью населения, при этом риск здоровью зависит от экспозиции и, применительно к симптомам астмы, от аллергической сенсибилизации [8]. Однако, большое количество родов плесневых грибов, растущих в зданиях, а также значительная межиндивидуальная вариабельность в ответ на экспозицию плесени, препятствуют установлению порогов воздействия (exposure limits), в связи с чем рекомендуется контролировать влажность и немедленно устранять любые повреждения, способствующие образованию избыточной влажности. Кроме того, рекомендуется устранять любой явный или скрытый рост плесени. При этом данные рекомендации применяются независимо от того, рост каких разновидностей плесени выявлен в здании. Отметим, что в отсутствии установленных порогов воздействия, результаты тестов на присутствие грибков в воздухе не могут быть использованы для оценки риска для здоровья жителей, проживающих в этих зданиях.
Иной подход реализован в Бельгии [9]. При отсутствии единого национального Руководства, имеются отдельные законодательные документы для Фландрии, Валлонии и региона Брюсселя, где имеется различное регулирование качества воздуха закрытых помещений. При этом во Фландрии допускается не
более 200 КОЕ/м3. В Валлонии - присутствие плесени более 1м2 в комнате или в
740
санитарном помещении рассматривается как опасное, исследователь должен взять пробы для дальнейшей оценки, которая проводится авторизованной лабораторией, также присутствие Serpula lacrimans или других подобных грибов рассматривается как опасное для конструктива здания. Для Брюссельского региона нормативные требования представлены, как отсутствие грибов, опасных для здоровья жителей. По оценке Высшего Совета Бельгии по общественному здоровью (SHC) подход, принятый во Фландрии, некорректен и может привести к ошибкам в оценке; в Валлонии и в Брюссельском регионе - методы просты, однако тоже могут привести к ошибкам в оценке.
Обзор региональных рекомендаций показывает, что во Фландрии для оценочной шкалы приняты: ориентировочное общее значение плесневых грибков -менее 200 м3; для индивидуальных разновидностей - менее 50 КОЕ/м3 (за исключением Cladosporium), Altenaria или Cladosporium - менее 500 КОЕ/м3. Для ток-сигенных плесневых грибков - рекомендуется отсутствие (Aspergillus sp., Fusarium sp., Pénicillium sp, Stachybotrys sp). В Брюссельском регионе применена та же шкала, однако, без учета видовых особенностей плесневых грибков. Кроме того, используется и классификация, основанная на контаминации поверхностей, исходя из суммарной площади поражения плесенью.
Анализ регулирования факторов жилой среды показывает, что в санитарных нормах Республики Казахстан, Республики Беларусь, Армении и Киргизии биологический фактор не рассматривается.
При анализе правовых актов, обеспечивающих сохранение здоровья граждан в связи с условиями проживания, необходимо отметить, что наряду с общими правовыми актами (Конституция РФ, закон об охране здоровья граждан) имеются и специальные правовые акты (закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технический регламент о безопасности зданий и сооружений). При этом необходимо отметить, что статья 10 последнего предполагает отсутствие неблагоприятного влияния физических, химических, биологических, радиационных и иных факторов в связи с проживанием или пребыванием в здании. Если для физических, химических, радиационных воздействий имеются разработанные критерии отсутствия негативного воздействия, реализованные в рамках санитарного законодательства, в качестве санитарных нормативов, закрепленных в соответствующих нормативных документах, то не так обстоит дело с биологическим фактором, который до настоящего времени даже не был упомянут в таком значимом документе, как СанПиН о санитарно-эпидемиологи-
ческих требованиях к жилым зданиям и помещениям. Однако, необходимо отметить, что первые шаги к регламентации биологического фактора сделаны в Сан-ПиНе по санитарно-эпидемиологическим требованиям к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда.
В этом документе говорится, что стены помещений не должны быть поражены грибком. Важным шагом вперед является разработка Северо-Западным научным центром гигиены и общественного здоровья, Северо-Западным медицинским университетом им. И.И. Мечникова, НИИ медицинской микологии им. П.Н. Кашкина, Казанским научно-исследовательским институтом эпидемиологии и микробиологии проекта методических рекомендаций по гигиенической оценке процесса биопоражения жилых и общественных зданий. В соответствии с проектом этого документа к критериям микологически «здорового» помещения относятся: отсутствие визуальных признаков биоповреждения; присутствие не более 1000 КОЕ/дм2 грибов на поверхностях строительных конструкций; присутствие в воздухе не более 500 КОЕ/м3; присутствие в воздухе не более 100 КОЕ/м3 токсигенных грибов 3 группы патогенности. Важно отметить, что в этом документе подчеркивается унификация процедуры выявления и идентификации грибов в воздухе закрытых помещений в соответствии с ГОСТ Р ИСО 16000-17-2012 «Воздух замкнутых помещений. Часть 17. Обнаружение и подсчет плесневых грибков. Метод культивирования».
Обсуждение. Базовой проблемой нормирования плесневых грибов является отсутствие установленных пороговых значений аэрогенной концентрации по показателям состояния здоровья. Другой составляющей этой проблемы является разнообразие родов плесневых грибов, фактически присутствующих в жилой среде и существенно отличающихся по своей токсигенности, аллергенности и другим свойствам. Аэрогенные концентрации весьма вариабельны и зависят от ряда факторов, в том числе сезона года, параметров микроклимата (температуры и влажности), методов отбора. Необходимо отметить и огромные индивидуальные различия в реакциях, при этом наибольших значений они достигают у лиц с явлениями атопических расстройств. В связи с вышеизложенным, введение в санитарные нормы количественного показателя аэрогенной концентрации плесневых грибов представляется преждевременным. На сегодня нет основанных на состоянии здоровья стандартов приемлемого числа микроорганизмов в воздухе закрытых помещений и нет международных нормативов концентраций в воздухе грибов или спор грибов. Определенной осторожности требует и перспектива
оценки регулирующего воздействия предлагаемого норматива. Исходя из результатов исследований, выполненных в НИИ медицинской микологии им. П.Н. Кашкина, аэрогенные концентрации плесневых грибов в жилых помещениях составляли 1252,8 ± 95,1 КОЕ/м3 в 30,5% случаев. При введении нормативного значения на уровне 500 КОЕ/м3, по приблизительным оценкам может иметь место превышение нормативных значений более чем в 50% жилых помещений.
Выводы.
1. Отсутствие установленных пороговых значений аэрогенной концентрации плесневых грибов затрудняет установление нормативного значения этого показателя для внутрижилищной среды.
2. Международные директивные документы, устанавливающие содержание плесневых грибов в воздухе жилых помещений в настоящее время отсутствуют, а национальные стандарты имеют различные подходы.
3. Во впервые разработанных в Российской Федерации методических рекомендациях по гигиенической оценке процесса биопоражения жилых и общественных зданий предложено использовать наработанные в практике шкалы как аэрогенного загрязнения плесневыми грибами, так и поражения стеновых конструкций.
Список литературы:
1. Елинов Н.П. Токсигенные грибы в патологии человека // Проблемы медицинской микологии. - 2002.- т.4- №4 - С.38-54
2. Kuhn D.M., Channom M.A. Indoor Mold, Toxigenic Fungi, and Stachy-botrys Chartarums Infectious Disease Perspective //Clinical Microbiology reviews. -Jan 2003 - v.16. - P.144-172
3. WHO - World Health Organization, 'Guidelines for Indoor Air Quality: Dampness and Mould', Copenhagen, 2009. Available at: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0017/43325/E92645.pdf
4. Evolution of WHO air quality guidance: past, present and future. Copenhagen: WHO regional office for Europe, 2017.
5. German Ad-hoc working group of members of the Federal Environment Agency's Indoor Air Hygiene Commission (IRK) and the permanent working group of the Highest State Health Authorities (AOLG), Health-related evaluation of carbon dioxide in indoor air, Bundesgesundheitsbl Gesundheitsforsch Gesundheitsschutz, no 51, 2008, pp. 1358-69. Available at: http://www.umweltbundesamt.de/gesundheit/pub-likationen/ad-hoc/kohlendioxid_2008.pdf
6. Commission of the European Communities, 'Indoor Air Quality & its Impact on Man', Report No. 11: Guidelines for Ventilation Requirements in Buildings, EUR 14449 EN, 1992. Available at: http://www.inive.org/medias/ECA/ECA_Re-port11.pdf
7. Commission of the European Communities, 'Biological particles in indoor environments', Report 12, 1993. Available at: http://www.jrc.cec.eu.int/pce/eca_re-ports/ECA_Report12.pdf
8. Residential Indoor Air Quality Guidelines. Available at: https://www.can-ada.ca/en/health-canada/services/air-quality/residential-indoor-air-quality-guide-lines.html
9. Indoor air quality in Belgium. Advisory report of the superior health council No 8794, Sept. 2017. Available at: http.//www.hgr-css.be
УДК 502.55+502.37
Агаханянц П. Ф.1, Агранова Ю.С.2
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИРОДООХРАННОМ ДНОУГЛУБЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 Научно-исследовательский университет «ИТМО», ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены»; 2Научно-исследовательский университет «ИТМО», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
ula-2 702@yandex. ru
Резюме.
Рассмотрены аспекты принятия решений в сфере обращении с загрязненными донными отложениями в Российской Федерации. В статье рассмотрено два аспекта: юридический и оценка состояния донных отложений. Выявлены пробелы правового регулирования статуса донных отложений и предложены направления совершенствования законодательства. Описаны применяемые подходы к оценке качества донных отложений и выявлены их недостатки. Даны рекомендации по формированию системы оценки состояния донных отложений. Ключевые слова. Донные отложения, природоохранное дноуглубление, принятие экологически значимых решений