Научная статья на тему 'Проблемы нормативного и правового государственного регулирования авиационной безопасности'

Проблемы нормативного и правового государственного регулирования авиационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного и правового государственного регулирования авиационной безопасности»

Проблемы нормативного и правового государственного регулирования авиационной

безопасности

В. А. КОЛЯСНИКОВ, канд. техн. наук, декан факультета авиаперевозок и аэропортов Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

В соответствии с федеральным законом транспортная безопасность — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (от 9.02.2007 года № 16-фз).

■ елями обеспечения транспортной безопасности законодатель называет устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Все это непосредственно относится к авиационной безопасности, под которой понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (статья 83 ВК).

Мировое сообщество давно столкнулось с проблемой авиационной безопасности и международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла ряд документов нормативного характера в этой области. Согласно стандартам ИКАО каждое государство должно принять национальную программу безопасности гражданской авиации, которая призвана обеспечить безопасность, регулярность и эффективность международной гражданской авиации путем введения правил, практики и процедур, предусматривающих меры защиты от актов незаконного вмешательства.

Ответственность государства за безопасность гражданской авиации является многоплановой обязанностью государства, связанной с поддержанием законности и порядка на своей территории и выполнением международных обязательств в соответствии с международными правовыми документами по авиационной безопасности.

При этом программа каждого государства в этой области должна четко определять обязанности каждого уровня государственной иерархии, учитывая

при этом неизбежное разделение ответственности за безопасность и предусматривать действия по обеспечению высокого уровня безопасности. В частности, ИКАО предлагает:

• Наладить тесное сотрудничество между большим числом различных организаций, обеспечивающих успех в выполнении программы безопасности гражданской авиации. К числу таких организаций относятся: полномочные органы гражданской авиации, полиция, таможня, иммиграционные и почтовые службы, службы безопасности, администрации аэропортов, эксплуатанты.

• Четко сформулировать обязанности по выполнению программы на уровне суверенного государства и в рамках каждого органа государственного регулирования с тем, чтобы они были понятны всем заинтересованным сторонам.

При разработке и обеспечении своей программы авиационной безопасности каждое государство должно исходить из необходимости того, чтобы эта программа:

• могла осуществляться на основе ресурсов государства, администраций аэропортов и эксплуатантов;

• позволяла полномочным органам гражданской авиации осуществлять постоянный контроль, не прибегая при этом к чрезмерному, подавляющему всякую инициативу, вмешательству в управление на местах и тем самым избегая ситуации, когда созданная система настолько педантична и лишена гибкости, что это может оказать серьезное отрицательное воздействие на эффективность работы гражданского воздушного транспорта или лишить администрации аэропортов и эксплуатантов

полномочий в решении тех вопросов обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов, которые являются признанной частью их соответствующих обязанностей.

Эти стандарты ИКАО обязывают Российскую Федерацию, являющуюся ее членом.

Таким образом, и на международном уровне, и на уровне Российской Федерации приняты основные законодательные и нормативные правовые акты. Но, к сожалению, в результате постоянных реорганизаций управляющей системы в области гражданской авиации многие документы противоречат друг другу.

За последние 18 лет реорганизация органов государственного регулирования воздушного транспорта проводится уже в двенадцатый или тринадцатый раз. Неподготовленность иерархической системы управления к реорганизационным процедурам в соответствии с Указом Президента от 09 марта 2004 года № 314 негативно сказалась и до сих пор сказывается на функционировании всей отрасли. С 2004 года проводится непрекращающаяся реорганизация исполнительных органов власти Российской Федерации в области гражданской авиации.

В 2004 году были образованы: Министерство транспорта Российской Федерации, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, обеспечивающая контроль и надзор и Федеральное агентство воздушного транспорта. На эти органы были возложены функции исполнения федеральных целевых программ и управления госимуществом.

При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.06.2004 г № 274, Министерство транспорта

• осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по

надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта и других агентств;

• самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование;

• разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим основным вопросам в области воздушного транспорта:

— структурное реформирование в области транспорта;

— развитие воздушного транспорта (гражданской авиации);

— проведение экспертизы и прогнозирования в области транспорта;

— транспортная безопасность.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ, Ространснадзор) являются:

• осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством РФ общеобязательных правил поведения;

• выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;

• проведение эксплуатационной сертификации в области гражданской авиации;

• регистрация актов, документов, прав и объектов;

• организация и проведение в установленном законодательством порядке расследования транспортных происшествий на авиационном и других видах транспорта.

В свою очередь, Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере воздушного транспорта. Перечислим его основные функции:

• организует исполнение федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;

• оказывает имеющие общественную значимость государственные услуги на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц, в том числе в целях реализации комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов;

• обеспечивает ведение реестров, регистров и кадастров.

В самом факте реорганизации системы управления транспортным комплексом нет ничего плохого. В соответствии с задачами, стоящими перед различными видами транспорта, на каждом этапе их функционирования появляются новые, изменяются или отмирают старые функции и в целях оптимизации производится реконструкция системы управления. Но кардинально изменять систему управления без соответствующей

преемственности бессмысленно, так как в этом случае много времени уходит на адаптацию систем к новым правилам, а в данном случае повлекло за собой еще и возникновение разногласий в нормативно-правовых актах.

В частности, противоречие в распределении функций между вновь образованными организациями очевидно при сравнении этого распределения согласно Указу Президента от 09 марта 2004 года № 314 и Постановлениями Правительства РФ от 30.07.2004 г № 398 (рис. 1) от 30.07.2004 г № 396 (рис. 2).

В 2005 году была образована входящая в состав правительства РФ Федеральная аэронавигационная служба, которой был передан ряд функций от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта (рис. 3).

Указами Президента Федеральная аэронавигационная служба в 2008 году выведена из состава правительства, а в 2009 году упразднена совсем. Функции федеральных органов исполнительной власти вновь были перераспределены, в том числе и в области авиационной безопасности.

Авиационная безопасность начинается с высших уровней государственной иерархии, и от эффективной и четкой работы государственных органов в огромной степени зависит решение многих проблем в области гражданской авиации.

Приведем конкретный пример.

Еще до указа Президента № 314 комиссия ИКАО по результатам проверки

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

гражданской авиации Российской Федерации представила пять рекомендаций, наиболее важных для обеспечения эффективного функционирования воздушного транспорта. Эти рекомендации были обращены непосредственно к Правительству Российской Федерации.

В частности, Правительству Российской Федерации предлагалось «обеспечить, чтобы в случае, если в будущем будет проводиться реорганизация органа

гражданской авиации, она согласовалась с этим органом, а полномочия и сфера компетенции новой структуры утверждались до упразднения существующей».

Из-за отсутствия нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование органов государственного регулирования, на региональном уровне воздушный транспорт был неуправляем более года. Спасли положение лишь упраздненные территориальные

Управления Минтранса России, исправно функционирующие на базе старых нормативно-правовых актов, выполняя функции Управлений госавиа-надзора и Управлений воздушного транспорта Федерального агентства. Из-за длительности сроков реорганизации возникло множество проблем нормативного и законодательного плана, решение которых проходило с большим трудом.

Из-за того, что система государственного регулирования до сих пор не сформировалась, отдельные ее органы занимаются только решением частных проблем, не координируя свои действия и не согласовывая свои нормативно-правовые акты. Положения указа Президента Российской Федерации №314 не отменены и действуют до настоящего времени, но, как мы уже видели, совершенно изменились. И нормативно-правовое регулирование деятельности гражданской авиации становится заложником этой ситуации.

Функции управляющей Системы транспортного комплекса постоянно меняются и сотрудники предприятий воздушного транспорта уже с трудом представляют себе саму систему государственного регулирования в области гражданской авиации и ее нормативное правовое обеспечение. Указы Президента Российской Федерации являются подзаконными актами, имеющими высшую юридическую силу в системе подзаконных актов, но постановления Правительства Российской Федерации противоречат указам.

Постоянные реорганизации сводят на нет систему государственного регулирования. Из года в год вносятся все новые поправки и изменения в Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Федеральные авиационные правила и другие нормативные правовые акты.

Следует отметить, что «Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами (ст. 24 Воздушного Кодекса, в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

При этом под уполномоченным органом понимаются, согласно 6 статье того же Воздушного Кодекса, «феде-

Рис. 4

Рис. 5

ральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», уполномоченным органом в области гражданской авиации является именно она, а Федеральное агентство воздушного транспорта такого статуса не имеет. Между тем, согласно Постановлению Правительства «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» № 396 от того же числа, именно оно «до внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и перевозке воздушным транспортом грузов».

Проблема государственного регулирования авиационной безопасности и поддержание ее на должном уровне является многоплановой. Методами государственного регулирования являются сертификация и лицензирование.

Еще «Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года» (Пр.241 от 03.02.2001) было предусмотрено, что одним из приоритетных направлений авиационной деятельности является повышение эффективности функционирования воздушного транспорта, в том числе путем совершенствования государственного регулирования в сфере сертификации и лицензирования. Этот процесс идет постоянно, но и в нем наблюдается ряд системных проблемам.

Так, согласно Воздушному Кодексу РФ, обязательную сертификацию в гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган. Но постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. N 467 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в области гражданской авиации. И в уже цитировавшиеся Постановление Правительства № 398, определяющее функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по государственно-

му надзору и контролю за транспортным комплексом России и лицензирование авиационной безопасности, и Постановление № 396, определяющее функции Федерального агентства воздушного транспорта, вносятся изменения и практически все функции в области воздушного транспорта передаются Федеральному агентству воздушного транспорта, которое не является уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Необходимо отметить, что до 2008 года и сертификация, и лицензирование обеспечивалось уполномоченными органами в области гражданской авиации, но Федеральным Законом от 08.11.2007 года №258-фз лицензирование уполномоченными органами в области гражданской авиации было отменено.

Отметим еще одну особенность, касающуюся авиационной безопасности. Дело в том, что она является одновременно объектом и сертификации, и лицензирования (рис. 4). Таким образом, главный оператор (операторы) аэропортов вынуждены дважды доказывать, что их деятельность соответствует установленным требованиям, и дважды получать документы под разным наименованием.

Для сравнения на рис. 5 представлена система сертификации и лицензирования эксплуатантов гражданской авиа-

ции. В этом случае заявитель подает заявку на сертификацию и после прохождения процедуры сертификации получает Сертификат эксплуатанта, а при необходимости выполнения коммерческой работы эксплуатант должен получить лицензию на перевозку пассажиров или грузов.

Для решения всех рассмотренных противоречий в нормативном правовом регулировании авиационной безопасности необходимо создать управляющую систему с детальным распределением функций, прав, обязанностей, ответственности, изданием соответствующих нормативных документов (Минтранс России), перечнем предоставляемых государственных услуг (Ро-савиация), рамками контроля и надзора (Ространснадзор). Эта задача приобрела особую актуальность после проведенных в 2009 г. реорганизаций и распределения функций государственного регулирования между всеми федеральными структурами. В противном случае судьба принятых тогда документов будет подобна «Государственной программе обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации РФ», утвержденной 6 мая 2008 года.

И, конечно же, необходимо привлекать для подготовки нормативно-правовых актов научные организации, институты, университеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.