Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ ОТ НАВОДНЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ ОТ НАВОДНЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВОДНЕНИЯ / ОПАСНОСТЬ НАВОДНЕНИЙ / УЩЕРБ ОТ НАВОДНЕНИЙ / FLOOD-CAUSED DAMAGE / ОЦЕНКА РИСКА НАВОДНЕНИЙ / FLOOD RISK ASSESSMENT / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / INUNDATION / FLOOD HAZARD / USE OF FLOOD-RISK TERRITORIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаликовский Андрей Валерьевич

Представлен анализ российского законодательства, выявлено отсутствие норм прямого действия по установлению границ территорий, подверженных наводнениям, а также по ограничению на их использование. Подзаконные акты имеют множество противоречий в методах оценки риска, возмещения ущерба, механизмов финансирования и других актуальных проблемах. Сформулированы предложения по реформированию нормативно-правового регулирования в вопросах защиты от наводнений, а также задачи их научного обоснования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаликовский Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATORY/LEGAL CONTROL IN ISSUES OF PROTECTION AGAINST FLOODS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Analysis of the Russian legislation has been made, the absence of direct action norms concerning delineation of the flood-hazardous territories’ boundaries and limitation of their use. By-laws contain a number of contradictions in terms of risk assessment methods, reparation of damages, mechanisms of funding and other topical problems. Proposals on reforming of regulatory/legal control in the issues of flood protection, as well as tasks on their scientific support have been made.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ ОТ НАВОДНЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 627.51

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ЗАЩИТЫ ОТ НАВОДНЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© 2014 г. А.В. Шаликовский

Восточный филиал ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», г. Чита

Ключевые слова: наводнения, опасность наводнений, ущерб от наводнений, оценка риска наводнений, использование паводкоопасных территорий.

А. В. Шаликовский

Представлен анализ российского законодательства, выявлено отсутствие норм прямого действия по установлению границ территорий, подверженных наводнениям, а также по ограничению на их использование. Подзаконные акты имеют множество противоречий в методах оценки риска, возмещения ущерба, механизмов финансирования и других актуальных проблемах. Сформулированы предложения по реформированию нормативно-правового регулирования в вопросах защиты от наводнений, а также задачи их научного обоснования.

От наводнения в Краснодарском крае в июне 2012 г. пострадало более 34 тыс. человек, более 170 погибло, ущерб причинен более 7,2 тыс. домам. Наводнение в августе - сентябре 2013 г. на Дальнем Востоке нанесло ущерб более 12,6 тыс. домам, пострадало 168 тыс. человек. В результате этих событий резко возрос среднегодовой ущерб и его математическое ожидание (табл. 1) по сравнению с выполненными ранее оценками [1].

Таблица 1. Статистические показатели ущерба от наводнений в Российской Федерации, млрд руб. (в ценах 2013 г.)

Показатель 2001-2010 гг. 2001-2013 гг.

Среднегодовой ущерб 12,0 18,3

Математическое ожидание ущерба 18,0 29,1

Ущерб повторяемостью 1 раз в 10 лет 55,3 72,2

Ущерб повторяемостью 1 раз в 20 лет 101,1 120,0

Ущерб повторяемостью 1 раз в 100 лет 164,1 234,8

Водное хозяйство России

Несмотря на то, что «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» [2] предусматривает необходимость обеспечения «...защищенности населения и объектов экономики от наводнений...» путем «снижения рисков, ... регулирования и регламентации хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению», решения в данной сфере базируются на убеждениях в том, что возможно:

- обеспечить гарантированную защиту от наводнений;

- запретить строительство на паводкоопасных территориях;

- ввести обязательное страхование от наводнений.

Еще в середине прошлого века было отмечено, что в речных бассейнах, где более активно осуществляются мероприятия по защите от наводнений, ущерб от них растет более высокими темпами [3]. Это вызвано интенсивной застройкой «защищенных» территорий и тем, что защитные сооружения имеют определенный уровень надежности. Кроме того, при массовом строительстве защитных сооружений может кардинально меняться гидрологический режим рек в результате исключения емкости пойм из регулирования паводков. Поэтому в соответствии с законом больших чисел «запланированы» отдельные случаи затопления в результате реализации аварийных ситуаций. На эти сравнительно редкие случаи приходится значительная доля материального ущерба и человеческих жертв.

Полностью запретить застройку паводкоопасных территорий в ближайшие годы не удастся в связи с упрощенным регулированием индивидуального жилищного строительства, переводом строений на дачных участках в статус жилых домов и возможностью получения прав на «самовольные постройки», если они не нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц» [4].

Обязательное страхование не может быть введено в связи с тем, что Гражданский кодекс РФ [5] устанавливает только возможность обязательного страхования ответственности, а вступление России в ВТО не позволяет расширить эти условия.

Для реализации положений Водной стратегии РФ требуется создание развитого законодательного регулирования вопросов, связанных с негативным воздействием вод. В настоящее время такое регулирование практически отсутствует. Исключение составляют отдельные положения Водного кодекса РФ [6], который определяет понятие негативного воздействия вод, устанавливает распределение полномочий в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а также декларирует основные принципы использования территорий, подверженных затоплению и подтоплению. Ряд других законов РФ регулирует общие вопросы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе при

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

градостроительной деятельности [7, 8], не учитывая специфические черты анализируемых рисков. Таким образом, регулирование вопросов защиты от негативного воздействия вод относится в основном к подзаконным актам. Их можно рассматривать в отдельных аспектах: регулирование использования территорий, подверженных негативному воздействию вод; оценка риска; экономическое обоснование проектов; возмещение ущерба; механизмы финансирования и др.

Регулирование и регламентация хозяйственного использования территорий, подверженных негативному воздействию вод. Водный кодекс РФ [6] с момента принятия и до 1 ноября 2013 г. запрещал размещение «на территориях, подверженных затоплению, . новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод». В то же время другой пункт этой статьи гласил, что «границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности».

До настоящего времени в градостроительном законодательстве отсутствуют нормы, реализующие нормы Водного кодекса. Исключение составляет СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» [9], согласно которому «размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур запрещается: ... в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты». Можно констатировать, что хозяйственное использование территорий, подверженных негативному воздействию вод, в Российской Федерации практически не регламентируется, а СП 42.13330.2011 фактически разрешает застройку паводкоопасных зон.

Безусловно положительным моментом является новая редакция Водного кодекса, в которой расширен перечень запрещенных видов деятельности в зонах затопления и отменен принцип установления границ таких зон и режимов их использования в соответствии с градостроительным законодательством.

Оценка риска наводнений. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [10] устанавливает необходимость оценки риска возникновения опасных природных процессов и явлений при проектировании зданий и сооружений. В то же время нормативная база по строительству запутывает ситуацию с определением понятия уровня риска наводнений. Например, в СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства» [11] в качестве единственного критерия

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

опасности наводнений принято «затопление на глубину более 1,0 м при скорости течения воды более 0,7 м/с» без указания вероятности такого события (из чего следует, что при малой скорости потока затопление на любую глубину не представляет опасности).

В СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий» [12] дан перечень основных опасных природных процессов, активизируемых геофизическими воздействиями, и категории их опасности. В табл. 2 представлена часть Приложения 2 из данного документа, имеющая отношение к наводнениям. Очевидно, что использование данных показателей невозможно, т. к. они (за исключением повторяемости) противоречат физическому смыслу явлений.

В СП 116.13330.2012 «Инженерная защита от опасных геологических процессов» [13] указано, что «следует различать затопление глубоководное (глубина свыше 5 м), среднее (глубина от 2 до 5 м) и мелководное (глубина покрытия поверхности суши водой до 2 м).

Экономическое обоснование проектов по защите от негативного воздействия вод в настоящее время выполняется на основе «Методики оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий» [14], которая до настоящего времени носит рекомендательный характер. Ее анализ свидетельствует о допущенной методологической ошибке, заключающейся в отождествлении понятий «обеспеченность» и «вероятность», в то время как обеспеченность гидрологической величины является вероятностью превышения (т. е. интегральной величиной). В примере к указанной методике вычисленный среднемноголетний ущерб превышает ущерб от наводнений повторяемостью 1 раз в 100 лет. В результате использования

Таблица 2. Категории опасности наводнений [12]

Показатели, используемые при оценке степени опасности природного процесса (ОПП) Категории опасности процессов

чрезвычайно опасные весьма опасные опасные умеренно опасные

Площадная пораженность территории,% 10 30 30 70-100

Продолжительность проявления, ч 20-25 1-3 3-5 5-10

Скорость перемещения, м/с 700-100 50-70 35-40 25-40

Повторяемость, ед. в год 0,001-0,010 0,01-0,02 0,02-0,05 0,05-0,10

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

методики [14] срок окупаемости капитальных вложений может составлять несколько дней, а экономический эффект превышает разумные пределы.

В связи с этим в ряде случаев указанную выше методику применяют совместно с РД 153-34.2-002-01 «Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения» [15], что также не вполне корректно, т. к. данный документ учитывает только частный случай техногенных паводков - разрушений в результате воздействия волн прорыва.

Возмещение ущерба от негативного воздействия вод регулируется ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [7], которым установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций». При этом «порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Правовое регулирование выделения средств на оказание помощи определяется «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» [16], в которых установлены предельные размеры единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой имущества.

События последних лет свидетельствуют о равных условиях оказания помощи после крупных наводнений как в отношении застрахованного, так и незастрахованного имущества. Из этого граждане делают вывод, что государство полностью принимает на себя возмещение убытков, и не собираются менять своего отношения к таким рискам. Это кардинально не соответствует положениям «Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [2], которые указывают на необходимость «стимулировать добровольное страхование имущества граждан, проживающих на паводко-опасных территориях, что обеспечит оптимизацию бюджетных расходов, связанных с компенсацией ущербов от негативного воздействия вод».

Необходимость решения проблемы страхования от наводнений на государственном уровне отмечается во многих научных публикациях (например, [17-20] и др.) и отражена в Водной стратегии [2]. Однако до настоящего времени предложения по законодательному регулированию страхования от негативного воздействия вод не нашли должного отражения в правовых документах. Исключение составляют два упомянутых ниже Федеральных закона, которые частично регулируют отдельные аспекты проблемы возмещения ущерба от наводнений.

Риск наводнений (техногенных паводков) в страховом законодательстве косвенно учитывает Федеральный закон «Об обязательном страховании

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [18]. Он устанавливает правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии. Данный закон в значительной мере определяет правовые нормы возмещения ущерба от наводнений, вызванных авариями гидротехнических сооружений.

Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» [19] устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оказание государственной поддержки проводится при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений в результате воздействия событий, предусмотренных данным Законом (в т. ч. половодье, наводнение, переувлажнение почвы, сель и др.).

Предложения по реформированию нормативно-правового регулирования заключаются в следующих основных положениях:

- требуется исключить взаимопротиворечащие нормы, путем включения единых научно-обоснованных положений, определяющих понятийный аппарат, допустимые уровни риска для различных видов хозяйственного использования опасных территорий, их зонированию и т. д.;

- следует на законодательном уровне создать механизмы регулирования хозяйственного использования опасных территорий и возмещения ущерба, стимулирующие адаптацию к уровню риска;

- необходимо разработать ряд новых нормативных документов по специфичным вопросам управления риском наводнений.

Научное обеспечение нормативно-правового регулирования должно заключаться в решении пяти групп задач - стратегических, мониторинговых, технических, экономических и информационных. Все они предполагают осуществление как фундаментальных, так и прикладных исследований.

Задачи стратегического характера направлены на разработку единого подхода к осуществлению мероприятий по защите от наводнений. Они включают формирование точного понятийного аппарата, создание классификаций различных факторов и признаков, решение ряда методологических проблем.

Мониторинг негативного воздействия вод должен быть сконцентрирован не только на решении гидрологических задач с использованием современных методов наблюдений, оценки и прогнозирования, но и на аналогичных исследованиях экологических, социальных и других аспектов применительно к территориям, подверженным опасности наводнений.

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

Техническое направление предполагает совершенствование методов расчета различных сооружений, применение новых материалов и технологий, разработку математических моделей и др.

Экономические исследования должны быть направлены на устранение противоречий в вопросах оценки риска, возмещения ущерба, механизмов финансирования, оценки последствий планируемых мероприятий.

Задачи информационного характера - формирование баз данных на основе ГИС, предназначенных для выбора управленческих решений и решения перечисленных выше вопросов.

Заключение

События последних лет свидетельствуют, что недостатки правового регулирования в вопросах использования паводкоопасных территорий и возмещения вреда от наводнений привели к формированию иждивенческих настроений у населения. Данная проблема усугубляется появлением новых рисков, обусловленных переводом строений на дачных участках в постоянное жилье, изменением условий хозяйственной деятельности в опасных зонах, снижением качества проектов защитных сооружений и их строительства. Это может привести к дальнейшему росту ущерба от наводнений.

Для решения проблемы необходимо в сжатые сроки ввести правовые нормы, устанавливающие порядок идентификации риска наводнений, кон -кретные требования к использованию опасных территорий с механизмом контроля за их исполнением, экономические механизмы предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шаликовский А.В. Риск наводнений: методы оценки и картографирования // Водное хо-

зяйство России. 2012. № 2. С. 68-78.

2. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением

Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р.

3. White G.F. Human Adjustment to Floods. Department of Geography Research Paper no. 29.

Chicago: The University of Chicago, 1945. 225 p.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: ФЗ РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

5. Гражданский кодекс РФ. Часть 2: ФЗ РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

6. Водный кодекс РФ: ФЗ РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

7. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера: ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

8. Градостроительный кодекс РФ: ФЗ РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.04.2014).

9. СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских

и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. Утв. приказом Минрегион России от 28 декабря 2010 г. № 820, введ. 20 мая 2011 г

Водное хозяйство России

10. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

11. СП 11-103-97. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства. Введ.

15 августа 1997 г

12. СНиП 22-01-95. Геофизика опасных природных воздействий. Постановление Минстроя России от 27 ноября 1995 г. № 18-100, введ. 1 января 1996 г

13. СП 116.13330.2012. Инженерная защита от опасных геологических процессов. Актуали-

зированная редакция СНиП 22-02-2003. Утв. приказом Минрегион России от 30 июня 2012 г. № 274, введ. 1 января 2013 г.

14. Методика оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффек-

тивности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий. М.: ФГУП ВИЭМС, 2005. 151 с.

15. РД 153-34.2-002-01. Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии

гидротехнического сооружения. Утв. приказом Минэнерго России от 26 апреля 2001 г № 130, введ. 1 мая 2001 г.

16. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской

Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: Пост. Правит. РФ от 15 февраля 2014 г. № 110.

17. Порфирьев Б.Н. Управление рисками: приоритет - страхованию // Страховое дело. 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2. С. 4-10.

18. Форд И.О. Роль государства в организации страховой защиты населения и ресурсов от катастрофических рисков. Опыт отдельных стран // Всероссийская конференция по перестрахованию. Режим доступа: http://www.re-conference.ru/text/ford_100325.doc (дата обращения: 27.08.2011).

19. Шаликовский А.В. Организация страхования водных и водохозяйственных рисков // Водное хозяйство России. 2003. № 1. С. 55-71.

20. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций. М.: МЧС Рос-

сии, ИПП «Куна», 2004. 312 с.

21. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: ФЗ РФ от 27.07.2010 № 225-ФЗ.

22. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования: ФЗ РФ от 25.07.2011 № 260-ФЗ.

Сведения об авторе:

Шаликовский Андрей Валерьевич, канд. техн. наук, доцент, директор, Восточный филиал ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», г Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: vostokniivh@mail.ru

Водное хозяйство России № 3, 2014

Водное хозяйство России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.