Докшукин А.Х.
Проблемы нормативно-правового обеспечения информационной безопасности
Механизмы правового регулирования отношений в области противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере реализуются посредством нормативного правового обеспечения информационной безопасности и правоприменительной практики, осуществляемой уполномоченными органами исполнительной власти. Нормативное правовое обеспечение образуется совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения, связанные с проявлением угроз нанесения вреда объектам национальных интересов в информационной сфере и, как следствие, с ущемлением социальных интересов личности, общества и государства. Оно определяет «потенциальную» эффективность правового регулирования в этой области, т.е. способность создать субъектам ее обеспечения необходимые условия для недопущения нанесения вреда объектам национальных интересов в информационной сфере. С этой точки зрения нормативное правовое обеспечение может рассматриваться как «идеальное» правовое обеспечение. В зависимости от объекта обеспечения информационной безопасности в составе нормативного правового обеспечения выделяются четыре составляющих:
- нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений;
- нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений;
- нормативное правовое обеспечение безопасности информационной инфраструктуры общества;
- нормативное правовое обеспечение безопасности правового статуса субъектов информационной сферы.
Нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений образуется совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области противодействия угрозам нанесения вреда свободе психической деятельности человека и субъективной значимости национальных культурных ценностей. Нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений образуется совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области противодействия угрозам сохранности сообщений, являющихся важными для сохранения и развития нации как социальной общности. К их числу относятся, например, документы, хранящиеся в Фонде документов, составляющих культурную ценность Российской Федерации, включая документы Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации и библиотечного фонда. Нормативное правовое обеспечение безопасности информационной инфраструктуры образуется совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области противодействия угрозам нарушения работоспособности и функционирования основных составляющих этой инфраструктуры - информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, системы массовой информации и т.п. Нормативное правовое обеспечение безопасности правового статуса субъектов в информационной сфере образуется совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области противодействия угрозам ущемления прав человека и гражданина, организаций и учреждений, органов государственной власти на осуществление информационной деятельности, неисполнения им возложенных обязанностей в области этой деятельности и, как следствие, нанесения ущерба деятельности по реализации социальных интересов личности, интересов общества и государства. Нормативное правовое обеспечение информационной безопасности закрепляется в системе нормативных правовых актов, выступающих в качестве источников права и образующих его внешнюю форму. К числу таких источников права относятся Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, подзаконные акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты законодательной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции. Кроме того, к источникам права в этой области относятся решения Конституционного суда Российской Федерации, а также разъяснения Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации. При рассмотрении нормативного правового обеспечения информационной безопасности представляется важным определить его место в системе объективного права и системе законодательства. В системе объективного права, по мнению специалистов, нормативное правовое обеспечение информационной безопасности является одной из составляющих информационного права. Так, В.Н. Лопатин полагает, что «поскольку отношения, возникающие в связи с обеспечением информационной безопасности, относятся как к информационной сфере, так и к сфере обеспечения национальной безопасности, можно считать, что право в области обеспечения информационной безопасности - это подотрасль информационного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения по защите национальных интересов в информационной сфере (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) от угроз» [1, с. 473]. Близкую позицию занимает В.А. Копылов, который рассматривает нормативное правовое обеспечение информационной безопасности в качестве отдельной составляющей информационного права и выделяет в ней «три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере: защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности, нравственных и эстетических идеалов, стабильности и устойчивости развития общества, информационного суверенитета и целостности государства; защиту информации и информационных ресурсов, а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций; защиту информационных прав и свобод личности» [2, с. 219]. В системе законодательства нор-мативное правовое обеспечение информационной безопасности рассматривают в качестве составляющей информационного законодательства. Так, И.Л. Бачило, формулируя перечень условно выделенных блоков проблем информационного законодательства, включает в него информационную безопасность и полагает, что она «аккумулирует проблемы защиты открытой информации, охраны государственной тайны, обеспечения защиты информации ограниченного доступа, кроме государственной тайны, страхование информации, информационных ресурсов, а также реализует все направления правового регулирования в соответствии с доктриной информационной безопасности личности, общества и государства» [3, с. 27]. Т.А. Полякова полагает, что нормативное правовое обеспечение информационной безопасности является подразделом информационного законодательства [4]. По мнению автора, такое определение места нормативного правового обеспечения информационной безопасности в системе права и системе законодательства не вполне обосновано. С одной стороны, нормативное правовое обеспечение информационной безопасности в целом ряде случаев, безусловно, развивает механизмы правового регулирования отношений, составляющих предмет информационного права, который, как было показано ранее [5], образуется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия с целью удовлетворения интересов субъектов в обладании необходимой информацией, в передаче части имеющейся информации другим субъектам, в сохранении оставшейся части информации неизвестной им. Наличие особого предмета правового регулирования, по мнению специалистов [6, с. 381; 3, с. 54], выделяет информационное право в самостоятельную комплексную отрасль права, в которой не формируется самостоятельный метод правового регулирования в полном смысле этого слова. В ней аккумулируются все методы правового воздействия, используемые в пределах ее предмета. Ряд институтов и норм, составляющих основное содержание нормативного правового обеспечения информационной безопасности, направлены на регулирование «информационных» отношений и, видимо, могут рассматриваться в качестве элементов информационного права, а закрепляющие их нормативные правовые акты - в качестве составляющих информационного законодательства. С другой стороны, ряд норм, образующих нормативное правовое обеспечение информационной безопасности, развивает правовые механизмы, регулирующие общественные отношения, относящиеся к другим отраслям права, в том числе таких базовых отраслей, как конституционное, гражданское, административное и уголовное право [7, с. 46]. Отнесение этих норм к информационному праву отрывает их от родовых отраслей, чем создает сложности для развития, прежде всего, самого информационного права, поскольку включает в его предмет отношения, не являющиеся «информационными». В связи с этим представляется целесообразным рассматривать правовое обеспечение информационной безопасности в качестве самостоятельного комплексного направления правового регулирования, осуществляемого в рамках реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности. Оно образуется совокупностью институтов и норм информационного, конституционного, гражданского, административного и уголовного права, регулирующих отношения в области противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере. Возможно, что в перспективе оно станет составляющей еще не сформировавшегося права обеспечения национальной безопасности и соответствующего законодательства.
Литература
1. Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности // Информационное право. М., 2001.
2. Копылов В.А. Информационное право. М., 2001.
3. Бачило И.Л. Информационное право. Основы практической информатики. М., 2001.
4. Полякова Т.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
5. Стрельцов А.А. Предмет правового обеспечения информационной безопасности // Российский юридический журнал. 2003. № 3.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999.
7. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.