Научная статья на тему 'Проблемы нефтяной отрасли России'

Проблемы нефтяной отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1352
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадникова Н. В., Иванченко Л. А.

Нефтегазовый комплекс является основой энергоснабжения страны и одной из ее важнейших народнохозяйственных отраслей. Рассматривается последние тенденции и проблемы нефтяной промышленности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нефтяной отрасли России»

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

скве составил более 75 тысяч лотов на сумму порядка 600 млрд рублей, из них с участием субъектов малого и среднего предпринимательства были заключены контракты на общую сумму 47 млрд рублей, это всего 7,8% [2].

Для сравнения в США уже давно 23% заказов госбюджета непременно достается малому бизнесу. В кризис администрация президента США увеличила эту долю до 26 % всех госзакупок. Более того, если заказ слишком крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20 % оборонных заказов [3].

Проблематична и сама процедура участия в торгах по госзаказу. Чтобы выиграть электронный аукцион, то есть получить госзаказ малому бизнесу, следует снижать первоначальную цену, а сейчас, в связи с кризисом, стремление получить возможность гарантированных продаж заставляет предпринимателей снижать стоимость предложения на торгах на 70-80 % процентов, в результате сумма, за которую нужно выполнить госзаказ не превышает 30% от его первоначальной стоимости. Аналитики Главконтроля отмечают растущее из года в год снижение начальной (максимальной) цены по процедурам торгов, проведенным среди субъектов малого предпринимательства - с 6,77 % в 2008 году до 14,83 % по итогам первого полугодия 2012 года [4]. А выполнить данную работу за такое денежное обеспечение невозможно, следовательно, предприниматели вынуждены брать кредиты, либо объединятся с другими предпринимателями, отсюда можно сделать вывод, что даже у выигравших торги малых предпринимателей проблем только прибавляется, что неизбежно приводит к уменьшению доли участия малого бизнеса в госзакупках.

Сегодня Торгово-промышленная палата Российской Федерации предлагает увеличить квоту участия малых предприятий в госзаказе с 10 % до 20 % и повысить для них максимальную цену контракта с 15 млн до 30 млн рублей. Руководители рабочих групп «Предпринимательской инициативы» выступили с идеей увеличения доли малого и среднего бизнеса в государственных закупках к 2018 году до 25 %. Правительство РФ поддержало эту инициативу.

Согласно законопроекту о Федеральной контрактной системе, принятому Госдумой в июне в первом чтении, предполагается внедрить так называемое «правило второй руки», согласно которому, крупное

предприятие, выигравшее государственный тендер, обязано привлечь к его реализации малый бизнес.

В среднем за год госкомпании и естественные монополии тратят на закупку товаров и услуг около 7 триллионов рублей. Но пока они предпочитают работать с крупным бизнесом, дочерними и аффилированными компаниями, отмечают в АСИ (Агентстве стратегических инициатив). Доля малого и среднего бизнеса в контрактах не превышает 10 %. По планам АСИ, малый и средний бизнес ежегодно сможет претендовать на 1,75 триллиона рублей, т. е. 25 % от объема закупок. Правила для работы самых крупных заказчиков товаров и услуг с малым и средним бизнесом пропишут в законодательстве, а также в правительственном постановлении. Это решение откроет путь малому бизнесу к закупкам товаров и услуг госкомпаниями и естественными монополиями. К 2018 году они должны будут увеличить общую стоимость договоров по закупкам в пять раз.

Также, АСИ намерены вовлекать малый и средний бизнес в электронные торги. Сейчас в них участвует всего лишь треть таких предпринимателей. К 2015 году эта доля должна составлять уже 50 %, к 2018 году - 70 % [5].

В современных условиях увеличение доли малого бизнеса в госзаказе и закупках госкомпаний и крупного бизнеса - это реальный способ государственной поддержки малого бизнеса в России. Реализация этого способа позволит развиваться малому бизнесу более динамично и окажет положительное влияние на экономику в целом.

Библиографические ссылки

1. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=LAW;n=131185.

2. URL: www.bfm.ru.

3. URL: http://krb.in.ua/?p=169.

4. URL: http://glavkontrol.mos.ru/presscenter/pub-lications/615074/.

5. URL:

http://www.goszakaz.ane.ru/index.php?option =com_cont

ent&view=article&id= 717:-2018------------------&catid=

2:about-goszakaz&Itemid=7.

© Имихович А. О., Сурменкова К. Ю., Шашин А. А., 2013

УДК 338.45:622.276

Н. В. Кадникова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Нефтегазовый комплекс является основой энергоснабжения страны и одной из ее важнейших народнохозяйственных отраслей. Рассматривается последние тенденции и проблемы нефтяной промышленности в России.

Россия сохраняет свои лидирующие позиции в ми- газ приходится 44 % объёма экспорта товаров. В на-ре по объемам добычи нефти. На нефть и природный стоящее время он формирует более 40 % федерально-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

го бюджета и 20 % консолидированного. Результаты деятельности нефтегазового комплекса выступают основой для обеспечения платежного баланса страны, поддержания курса национальной валюты, формирования инвестиционных ресурсов экономики. Но в настоящее время в нефтяной отрасли существует ряд проблем:

1. Истощение разрабатываемых месторождений;

2. Устаревшие технологии производства;

3. Низкая глубина переработки нефти.

По объемам учитываемых разведанных запасов нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии - ее доля составляет примерно 10%. Однако, если принять во внимание различия между российской и зарубежными классификациями, доля России в мировых запасах сокращается примерно до 6 % и страна оказывается на четвертом месте в мире, пропустив вперед Канаду и Иран.

Признанные мировые аналитические агентства оценивают наши запасы по международной классификации (10 млрд тонн) в 2 раза ниже чем объем запасов по российской классификации категории (22 млрд тонн), что обусловлено тем, что в расчет принимается только экономически целесообразные к разработке запасы в рамках действующего налогового режима.

Многолетняя эксплуатация месторождений углеводородного сырья привела к тому, что разведанные запасы нефти в нем выработаны в среднем почти на 40 %, а отдельные давно разрабатываемые месторождения - на 70% и более. Но главной причиной является отбор наиболее качественной нефти, из-за чего опережающими темпами растут запасы тяжелой нефти: в 2009 г. ее разведанные запасы в целом по РФ увеличились на 2,9 %, а легкой - сократились на 2,8 %.

Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть. Нефтяники получили возможность направлять больше средств на инвестиции в модернизацию производства. Однако сегодня средняя глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах не превышает 70 % (на заводах США она составляет около 90 %). 30 % в корзине продуктов нефтепереработки занимает мазут, 70 % которого экспортируется в Европу, где его перерабатывают и превращают в дизель и бензин высокого качества. При высокой доле мазута в полученных продуктах цена этой «корзины» на мировом рынке оказывается примерно на 20-25 % ниже цены нефти, из которой она была получена. В итоге складывается ситуация, при которой значительная часть добавочной стоимости переработки перетекает в Европу [1].

Ключевыми проблемами нефтепереработки сегодня являются устаревшие технологии производства и отсутствие инвестиций в увеличение глубины и качества переработки в предыдущие годы. При налоговом режиме до 2011 г. пошлина на мазут была в 2.5 раза ниже пошлины на нефть и почти в 2 раза ниже пошлины на светлые продукты. Это привело к использованию старого оборудования, при минимуме капитальных затрат, и созданию экспортно-

ориентированных нефтеперерабатывающих заводов, которые нефть превращают в мазут, прямогонный бензин и дизель низкого качества для дальнейшей отправки на экспорт. При этом в 2008 году маржа среднего российского нефтеперерабатывающего завода составляла 15 долларов на баррель - что в 2-3 раза превышало маржу западных гораздо более технологичных коллег.

Для уменьшения экспорта темных нефтепродуктов и стимулирования инвестиций в нефтепереработку 26 августа 2011 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 716*, которое вводит новые ставки вывозных таможенных пошлин на продукты нефтепереработки [2].

Новый режим налогообложения предполагает снижение предельной унификацию ставок вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты с введением единой ставки в размере 66% от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть. В частности, ставка вывозной таможенной пошлины на мазут повышена с 46,7 % до 66 %; ставка вывозной таможенной пошлины легкие дистилляты снижена с текущих 67 до 66 %. Постановление вступило в силу 1 октября 2011 года. Сравнение результатов работы нефтегазовой отрасли за 2012 г. с аналогичными показателями прошлого года показывают положительную динамику. Добыча нефти за отчётный период выросла на 2,0 %, экспорт не изменился, первичная переработка поднялась на 4,5 %. Таким образом, нефтеперерабатывающие заводы изменили ассортимент продукции в пользу светлых нефтепродуктов. Произведено 6469,6 тыс. тонн автомобильного бензина (+4,7%), 11872,8 тыс. тонн дизельного топлива (+3,9%). Выпуск топочного мазута составил 12 673,3 тыс. тонн (-0,6 %) [3].

Сохранение объемов переработки нефти на текущем уровне 230-240 млн тонн при увеличении глубины переработки до 85 % в 2020 году обеспечит максимальный вклад нефтеперерабатывающей отрасли в экономику страны. Выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты вместе с грамотным управлением разницей между пошлиной на нефть и нефтепродуктами являются ключевыми рычагами для стимулирования инвестиций в модернизацию производства. В то же время это будет способствовать снижению добровольного экспорта темных нефтепродуктов (примерно на 20 млн тонн в год) [4].

В части добычи нефти, наиболее оптимально обеспечивает распределение нагрузки между государством и инвестором целевой профиль в период до 2020 года на уровне 501-505 млн тонн. Общий накопленный объем добычи по указанному варианту составит 5,6 млрд тонн нефти. Рекомендуется изменить классификацию учета месторождений так, чтобы параметры определяли экономическую целесообразность разработки.

Библиографические ссылки

1. Анализ и прогноз Нефтедобывающая промышленность России [Электронный ресурс]. URL: http://burneft.ru/archive/issues/2011-04/.

Секция ««СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

2. Доклад Министерства энергетики Российской Федерации по вопросу Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года (28 октября 2010 г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации. № 716* от 26 августа 2011 года.

4. О влиянии НПЗ с низкой глубиной переработки на конкурентоспособность ТЭК // Нефть, газ и фондовый рынок. 2013.05.03 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ngfr.ru/.

© Кадникова Н. В., 2013

УДК 330.8 (075.8)

А. А. Карась Научный руководитель - Л. Б. Сидорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАСЛОДЕЛИЕ В СИБИРИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рассматривается история развития маслоделия в Сибири, а также прошлое и современное состояние маслодельной отрасли. Особое внимание уделяется артели как форме организации крестьянского хозяйства.

На рубеже Х1Х-ХХ веков Россия вступила в фазу активных модернизационных преобразований, двигателем которых выступило железнодорожное строительство. Со строительством знаменитой Транссибирской магистрали, важную роль в процессе российской модернизации стал играть Сибирский регион. В первую очередь для межрегионального обмена Сибирь предлагала такие товары, как пушнина, золото и сливочное масло. На развитие экономики региона особенно повлиял такой вид хозяйственной деятельности, как маслоделие.

Развитие товарного маслоделия в Сибири началось с 1894 года, когда купец Вальков в Курганском округе открыл первые два завода для производства экспортного сливочного масла. В 1896 году в деревне Морево Ялуторовского округа крестьяне организовали первый в Сибири артельный маслоделательный завод. В дальнейшем артельные маслозаводы получили широкое распространение в Сибири.

Основными поставщиками молока для маслозаводов являлись богатые («кулацкие») хозяйства, имевшие свыше шести коров. Они давали до 70% товарного масла в Сибири. Однако маслоделием занимались средние и даже мелкие хозяйства, объединившиеся в артели. На одного участника артели в среднем приходилось от 4 до 6 коров. Артели приобретали собственное маслобойное оборудование и заключали договоры о прямых поставках, исключая многочисленных перекупщиков и посредников. Договоры заключались как в устной, так и в письменной формах. Артельщики вносили небольшие паи наличными деньгами и

дополнительные паи в виде вычета из сумм, следуемых за доставляемое молоко. Члены артели участвовали в деле пропорционально количеству сданного молока; они обязывались не сдавать молоко на сторону. Дела артели велись артельным старостой или советом уполномоченных, то есть выборными от членов предприятия. Артель контролировала качество поставляемого молока, поэтому сибирское масло было отменным, превосходя по своим характеристикам датское и английское.

Кооперация получила широкое распространение по причине того, что она позволяла значительно повысить результативность крестьянских хозяйств за счет оказания многообразных услуг в сфере кредита, сбыта продукции, снабжения товарами и оборудованием. Значительную роль для развития кооперации в маслоделии сыграла тарифная политика правительства, которая препятствовала продвижению сибирского хлеба на запад. Челябинский тарифный перелом, действовавший в интересах помещиков Европейской России, выполнял широкую функцию - формировал территориальную специализацию сельского хозяйства на молочном животноводстве. Также политика правительства предусматривала выдачу ссуд и льготных кредитов владельцам частных и кооперативных маслодельных заводов.

В 1913 году в Сибири действовало 4 092 маслозавода, из них около половины были кооперативные. Здесь сложился один из наиболее крупных в России районов товарного маслоделия (см. таблицу).

Развитие маслоделия в Сибири

Год Всего заводов В том числе артельных Год Всего заводов В том числе артельных

1894 2 - 1903 728 157

1895 15 - 1904 937 242

1896 30 4 1905 1 181 359

1897 52 10 1906 1 478 526

1898 101 13 1907 1 887 761

1899 242 16 1908 2 347 987

1900 277 35 1909 2 889 1 200

1901 380 51 1910 3 109 1 337

1902 564 101 1913 4 092 1 917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.