Научная статья на тему 'Проблемы музыкального просвещения и образования в трудах Б. В. Асафьева'

Проблемы музыкального просвещения и образования в трудах Б. В. Асафьева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2809
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / MUSIC EDUCATION / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калантарянл Любовь Алексеевна

В статье дан анализ научного осмысления процесса становления музыкального просвещения и образования в трудах Б.В. Асафьева. Особое внимание автор уделяет предложенной Асафьевым концепции музыкального образования и воспитания школьников, создания новой слушательской среды в детско-юношеской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of musical education in the works B.V.Asafiev

In the article the analysis of scientific understanding of the development of musical education in the works BV Asafiev. Special attention is paid proposed Asafieva concept of music education and education of pupils, create a new listener environment in children's and youthful audience.

Текст научной работы на тему «Проблемы музыкального просвещения и образования в трудах Б. В. Асафьева»

PROBLEMS OFMUSICAL EDUCATION IN THE WORKS B.V. ASAFIEV

Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Stavropol State Pedagogical University, Stavropol

In the article the analysis of scientific understanding of the development of musical education in the works B.V.Asafiev. Special attention is paid proposed Asafieva concept of music education and education of pupils, create anew listener environment in children's and youthful audience. <0

Keywords: music education; musical education; musical education of schoolchildren.

ПРОБЛЕМЫМУЗЫКАЛЬНОГОПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ О TРУДАXБ.В. АСАФЬЕВА

ГЧ

УДК 398.221

Г

2

В статье дан анализ научного осмысления процесса становления музыкального просвещения и образования в трудахБ. В. Асафьева. Особое внимание автор уделяет предложеннойАсафьевым концепциимузыкального образования и воспитания школьников, создания новой слушательской среды в детско-юношеской аудитории.

Ключевые слова: музыкальноеобразование; музыкальноепросвещение; музыкальное образование школьников.

© КалантарянЛ.А., 2014

ГЧ

■ Он

\

В советском музыкознании, наряду с осмыслением эстетических оснований музыкального искусства, внимание исследователей сосредоточено на обосновании приоритетной роли музыкального просвещения, выявлении специфики просветительской функции музыки. Особенно ценный вклад в осмысление проблем музыкального просвещения и образования в советской России внес Б.В. Асафьев. Как отмечает Е.М. Орлова, "для Асафьева вопросы музыкального просвещения и образования - ведущие вопросы всей практики строительства и развития советской музыкальной культуры, насущнейшие проблемы в воспитании эстетических вкусов и высоких духовных потребностей народа" [1, с. 3].

Б.В. Асафьев размышляет над проблемами организации музыкально-просветительской деятельности, ее содержанием и механизмами реализации. Ученый указывает на необходимость понимать музыкально-просветительскую деятельность, прежде всего, как музыкально-пропагандистскую. Асафьев характеризует сущность музыкальной пропаганды как "стремление не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; наконец, внедрять в сознание слушателей, что музыкальное искусство не есть отвлеченное, чисто звуковое отображение рассудочных схем, а вечно живое, духом ведомое претворение всего, что звучит в природе и в душе человека, в формы, выкованные нашей волей и умом и концентрирующие в себе энергию. Сжать таковую в тиски сознания и управлять ею по своему произволу и желанию - вот задание человеческой культуры, а одним из преломлений такого задания является музыкальное искусство" [1, с. 13].

Одну из задач музыкального просвещения ученый видит в том, чтобы приобщить широкие массы к музыкальной культуре, сделав подлинным достоянием народа лучшее в современной музыкальной культуре, и культуре прошлого. Но самое важное, не пассивное приобщение, а активное участие этих самых масс в созидательном процессе. Асафьев отводит важнейшую роль музыкантам-профес-сионалам, полагая, что именно их усилиями могут быть налажены те связи, которые дадут возможность широким массам почувствовать, что музыка - это огромная сила, способная формировать человека. Исследователь указывает и на "препятствия", которые тормозят дело музыкального просвещения, "Беда эта идет со стороны книжного и

I

115

КАЛАНЯАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Теориии методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

116

нотного голода", - и продолжает, - "именно в тот момент, когда нарождается новый тип слушателей, когда перерождается общественная среда, углубляется восприятие музыки, и, быть может, возникает иной, более серьезный и вдумчивый подход к ней, - на пути встает препятствие, столь трудно минуемое". [1, с. 15]. Другое препятствие Асафьев видит в отсутствии "лекторов и музыкальных агитаторов", то есть тех, кто сможет "раскрыть идею музыки как строительницы человеком осознанных путей культуры", что, по мнению ученого, и является одной из основных задач музыкальной пропаганды [1, с. 16]. При этом отмечая, что "сухие пояснительные вступительные" речи о музыке еще более губительны для музыкального восприятия слушателей, нежели их полное отсутствие. "Надо, чтобы речь о музыке, - пишет исследователь в статье "Что делать?", - всегда была столь живой и пламенеющей, что даже в беседе о прошлом, о произведениях пережитой эпохи, о сочинениях классиков взор был бы направлен только вперед, к будущему, и слышался бы зов к грядущему, а не усталое созерцание голосов минувшего" [1, с. 16].

Создание новой слушательской среды Асафьев напрямую связывает с проблемами эстетического воспитания детско-юношеской аудитории и музыкального образования школьников. Глубокая убежденность исследователя в необходимости и важности музыкального образования детей нашла отражение в многочисленных статьях: "Музыка в современной общеобразовательной школе", "О музыкально-творческих навыках у детей", "Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе", "Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки", "Анализ понятия "художественного" в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе", "Очаги слушания музыки" и др. Исследователь затрагивает широкий спектр эстетических, педагогических, методических, организационных проблем.

Асафьев обосновывает собственное видение музыки как общеобразовательного предмета, не с точки зрения музыкознания, а понимая музыку как "некое явление в мире", как "наблюдаемое явление, в отличие от других предметов, которым учатся". "Наблюдать искусство, - пишет исследователь, - значит, прежде всего, уметь воспринимать его" [2, с. 47]. И при этом поясняет, что "пассивное погружение -вредно, ибо не актуально и не динамично", оно

"не дает роста жизненным силам, а только возбуждает их" [2, с. 49]. Понимая музыку как наблюдаемое явление, ученый подчеркивает, что в процессе наблюдения необходимо выделять те факторы, которые обеспечивают "развитие социально-ценностных психологических состояний" у детей и имеют большое воспитательное значение, что в свою очередь определяет и важнейшее место музыки как общеобразовательного предмета. Обосновывая концепцию "наблюдения музыки" Асафьев намечает методические подходы, направленные на выработку осмысленного музыкального сознания школьников, что, по мысли ученого, способствовало бы последующему росту музыкального сознания в обществе в целом, "так как рационально и систематически организованные опыт и наблюдение, создали бы актуальных, а не пассивно воспринимающих музыку слушателей" [3, с. 61].

Обозначенная проблематика получила более глубокую разработку в статье "Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе" (1926 г.), где исследователь конкретизирует общие методологические подходы и предлагает ряд актуальных методов музыкального образования. На наш взгляд, абсолютно очевидна глубокая взаимосвязь методологических и методических подходов, выдвинутых Асафьевым с его эстетическими воззрениями. Значительную роль в данной связи приобретает разработанная Асафьевым теория об интонационной природе музыкального искусства. Осмысливая методические подходы к музыкальному образованию школьников, ученый подчеркивает главное -методическая работа должна носить планомерный систематический характер.

По мысли исследователя, организация музыкального наблюдения предполагает создание "музыкальной лаборатории", в которой необходимо синтезировать получение теоретических и практических знаний - "музыкального опыта". Понимая под музыкальным опытом "всякое воспроизведение музыки и вообще продукции", а самым естественным и доступным видом музыкальной продукции является хор или инструментальный оркестр, Асафьев в очередной раз подчеркивает необходимость "во что бы то ни стало стремиться вызвать тот или иной вид участия в исполняемом сочинении, то есть переводить статическое поглощение музыки в сознательное усвоение", указывая, что это единственно верный путь от "самоуслаждения к самодеятельности" [2, с. 66].

Заслуживает внимания высказанная исследователем мысль о том, что музыкальные лаборатории, организованные в общеобразовательных школах непременно должны включаться в широкий круг музыкально-общественной деятельности: "потому что они воспитывают тех, кто - войдя в жизнь - составят кадры актуально воздействующих на музыкальную действительность слушателей, а не праздную пассивную публику" [2, с. 68]. В методике, разработанной Асафьевым, первый в иерархии методов музыкального образования - метод психологического наблюдения, по выражению исследователя, - это определение "музыкальных инстинктов". На следующем этапе, выработке слуховых навыков, целесообразно использование метода "наведения", то есть незаметного введения слушателей "в среду действия факторов на которые желательно обратить внимание". Далее, - последовательное введение в сферу "опыта, то есть воспроизведения музыки", с использованием творческих методов. И последний, наиболее ценный с точки зрения получения результатов, - метод импровизации.

Безусловно, разработанная Асафьевым методика далека от чисто технологической схемы, она вбирает в себя широкий спектр проблем музыкального образования и воспитания. Резюмируя, исследователь пишет: "музыкаль-

но-педагогическая работа, идущая в направлении сознательного усвоения музыки и использования тех ее сторон, которые содействуют укреплению в психике социально-ценностных качеств (организаторских способностей, критического чутья, чувства солидарности, находчивости и инициативы), должна двигаться выше намеченным путем: от учета прирожденных расположений, способностей и наличия общемузыкального инстинкта к постепенному усвоению все более и более сложных слуховых навыков, к развитию творческих инстинктов и, наконец, к сознательно-критической оценке музыкальных восприятий" [2, с. 75].

Безусловно, затронутая исследователем проблематика, чрезвычайно широкая и актуальная для того времени, и на сегодняшний день остается актуальной, а многие из вопросов, поднятые ученым, приобретают злободневный характер в современной культурной/ музыкальной жизни России.

О

гч

г

2

гч

■ Он

I----------

Ьт«рн!*гЭа t'j,

-—Г- 5|-т У '

Примечания:

1. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / под ред. Е.М. Орловой. - Л., 1965. - 129 с.

2. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. - М.: Советский композитор, 1938. -118 с.

3. Музыка в современной общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1959.-89 с.

I

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.