Научная статья на тему 'Проблемы музеефикации памятников истории гидротехники Петровской эпохи на территории Камышинского района Волгоградской области'

Проблемы музеефикации памятников истории гидротехники Петровской эпохи на территории Камышинского района Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр I / канал / Волга / Дон / Волго-Донской канал / Peter I / canal / Volga / Don / Volga-Don canal

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейников Петр Петрович, Мельникова Ольга Геннадиевна

В статье представлены проектные решения по музеефикации объектов археологического наследия «Селимов вал» и «Петров вал», связанных с историей строительства канала, который должен был соединить Волгу и Дон через их притоки Камышинку и Иловлю, в 1697–1701 гг. Данные решения разработаны с учетом мирового опыта музеефикации памятников гидротехники и основываются на новых данных об истории строительства Волго-Донского канала Петра Великого, полученных в ходе проведения археологических разведок и архивных изысканий в 2022–2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олейников Петр Петрович, Мельникова Ольга Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of museumification of the monuments of the history of hydraulic engineering from Peter the Great’s era in the Kamyshin district of the Volgograd region

The article presents the projects of museimification of the archaeological heritage sites, “Selimov Val” and “Petrov Val”, related to the history of construction of the canal intended to connect the Volga and the Don rivers via their tributaries, Kamyshinka and Ilovlya, in 1697–1701. These solutions were developed drawing upon the international experience of museumification of the monuments of hydraulic engineering and are based on new data concerning the history of construction of Peter the Great’s Volga-Don Canal, obtained in the course of archaeological investigations and archival research in 2022–2023.

Текст научной работы на тему «Проблемы музеефикации памятников истории гидротехники Петровской эпохи на территории Камышинского района Волгоградской области»

Проблемы музеефикации памятников истории гидротехники Петровской эпохи на территории Камышинского района Волгоградской области

Олейников Петр Петрович, Мельникова Ольга Геннадиевна

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

В статье представлены проектные решения по музеефикации объектов археологического наследия «Селимов вал» и «Петров вал», связанных с историей строительства канала, который должен был соединить Волгу и Дон через их притоки Камышинку и Иловлю, в 1697-1701 гг. Данные решения разработаны с учетом мирового опыта музеефикации памятников гидротехники и основываются на новых данных об истории строительства Волго-Донского канала Петра Великого, полученных в ходе проведения археологических разведок и архивных изысканий в 2022-2023 гг.

Ключевые слова: Петр I, Волга, Дон, Волго-Донской канал.

Problems of museumification of the monuments of the history of hydraulic engineering from Peter the Great's era in the Kamyshin district of the Volgograd region

Petr P. Oleinikov, Olga G. Melnikova

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

The article presents the projects of museimification of the archaeological heritage sites, "Selimov Val" and "Petrov Val", related to the history of construction of the canal intended to connect the Volga and the Don rivers via their tributaries, Kamyshinka and Ilovlya, in 1697-1701. These solutions were developed drawing upon the international experience of museumification of the monuments of hydraulic engineering and are based on new data concerning the history of construction of Peter the Great's Volga-Don Canal, obtained in the course of archaeological investigations and archival research in 2022-2023.

Keywords: Peter the Great, Volga, Don, Volga-Don canal.

На территории Волгоградской области находятся уникальные памят-ники фортификации, науки и техники Петровской эпохи. Проблемы их му-зеефикации становятся все более актуальными. Прошло более 300 лет со времени их появления, и, к сожалению, время не способствует сохра-нению подобных немногочисленных сооружений.

К таким объектам относятся строившиеся в конце XVII - начале XVIII вв. каналы Я. Брёккеля и Д. Перри, которые должны были соединить Волгу и Дону, (объекты культурного наследия «Селимов вал» и «Петров вал») в современном Камышинском районе Волгоградской области, а также Царицынская сторожевая линия, возведенная в 1718-1720 гг.

Еще в 1980-е гг. была сделана первая попытка обратить внимание на сохранность Царицынской оборонительной линии. Архитектором В. П. Кали -ниченко и художником А.Г. Проценко были сделаны проекты памятного знака и информационной стелы, которые были реализованы строительст-вом на границе Иловлинского и Городищенского районов Волгоградской области, в месте, где еще сохранились ров и вал данного фортификацион-ного сооружения. Необходимо отметить, что спустя сорок лет после строи -тельства эти объекты также нуждаются в ремонтно-восстановительных работах.

Волгоградским областным научно-производственным центром по ох -ране памятников истории и культуры совместно с Волгоградским государ -ственным техническим университетом в 2021 г. был разработан проект комплексного благоустройства данной территории и музеефикации до -стопримечательного места.

Следующим таким проектом. также выполненным ВОНПЦ по охране памятников и кафедрой архитектуры зданий и сооружений Волгоградско-го государственного технического университета в 2023 г., стал проект благоустройства территории и музеефикации объектов культурного на -следия «Селимов вал» и «Петров вал» в Камышинском районе Волгоградской области. Работа выполнялась в рамках реализации научного проекта « Канал Камышинка-Иловля (Волга-Дон) как памятник науки и тех -ники и объект культурного наследия Петровской эпохи» (проект № 22-28-20016 Российского научного фонда и Администрации Волгоградской области).

Проект разрабатывался на основе исторических материалов, ситуаци-онной схемы, всестороннего исследования и фотофиксации сохранившихся сооружений в Камышинском районе. При разработке проекта учитыва-лись новые данные об истории строительства и конструктивных особенно -стях Волго-Донского канала Петра Великого, полученные в ходе архивных изысканий и археологических разведок в 2022-2023 гг. (Кияшко, 2023; Ки-яшко, Клейтман, 2023; Клейтман, 2023; Клейтман, Тюменцев, 2023).

Одной из целей при разработке проекта было обеспечение адаптации исторического объекта к современной действительности и придание про -ектируемому комплексу не только исторической сущности, но и создание динамичного, действующего в ежедневном режиме, познавательного, развлекательного, торгового комплекса, приспособленного еще и к семейному и коллективному отдыху.

С этой целью был изучен мировой опыт музеефикации памятников гид -ротехники. Культурное наследие и его составляющая - морское (или гидротехническое) культурное наследие - рассматриваются при этом как система материальных и нематериальных ценностей, доставшихся нам от предшествующих эпох, являющихся результатом деятельности чело -века (иногда совместно человека и природы), имеющих исключительное научное, социокультурное и историческое значение, а также играющих важную роль в социализации и воспитании личности. ее дальнейшего

развития и сохранения цивилизации. Наследие является объектом иссле-дования многих наук (искусствоведение, этнография, археология, биология, геология, гидрология, инженерные науки и т.д.) (Веденин, 2004). Таким образом, существуют разные подходы к исследованию морского (гидротехнического) культурного наследия. Наиболее эффективно себя за -рекомендовали исторический, географический и культурологический под -ходы (Мозговой, 2021).

Суть музеефикации заключается в превращении в музейные объекты недвижимых памятников (архитектурных сооружений, ансамблей, природных комплексов, промышленных предприятий и т.п.).

Гидротехнические сооружения появились много лет назад и возводи -лись во многих странах. К примеру, самый протяженный канал мира расположен в Китае и обладает самой длинной историей. Строили его в течение почти 2000 лет. Его называют Юньхо или Юньхэ. Этот великий китайский канал имеет протяженность в 1930 километров. Крупнейшим каналом можно назвать и канал Гета. Этот водный путь длиною в 420 километров находится в Швеции и долгое время связывал Балтийское и Северное моря. Однако в последнее время он используется, в основном, в качестве объекта туризма. Царский канал в Ирландии имеет протяженность в 145 км. Эта ирландская искусственная река соединила Дублин и реку Шенон.

Великобритания была первой страной, создавшей общенациональную сеть каналов, которая на пике своего развития расширилась почти до 4000 миль (6400 километров) в длину. Каналы позволяли доставлять сырье к месту производства, а готовую продукцию - потребителям быстрее и дешевле, чем по сухопутному маршруту. Каналы вызвали большие из -менения в экономике Британии. Они позволили стране стать первой в мире промышленной державой и создали богатство, которое привело к возникновению Британской империи в викторианскую эпоху.

В 1567 г. было завершено строительство Эксетерского судоходного канала. Канал Сэнки был первым британским каналом Промышленной революции, открытым в 1757 г. В 1761 г. был проложен канал Бриджуотер, который оказался весьма прибыльным. Большая часть сети была постро-ена в «Золотой век» каналов, между 1770-ми и 1830-ми гг. Однако процветание такого транспорта оказалось недолгим. Появилась железная дорога , первые паровые и дизельные двигатели, и каналы перестали быть удобным средством доставки товаров. Железнодорожные компании даже покупали некоторые каналы, чтобы избавиться от конкурентов. С 1840 г. каналы начали приходить в упадок, поскольку растущая сеть железных дорог стала более эффективным средством транспортировки товаров. С начала XX в. дорожная сеть приобретала все большее значение; каналы стали неэкономичными и были заброшены. Каналы начали приходить в запустение, и после Первой мировой войны даже оптимисты считали, что каналы уже отжили свое.

0. Однако этого не произошло. В 1948 г. большая часть сети была национализирована. С тех пор каналы все чаще используются для отдыха и

о_

туризма. Всю первую половину XX в. эта система стояла запущенной. а после войны началось ее возрождение - уже не для индустриальных. а для развлекательных целей. Это в свою очередь, способствует сохранению истории и самих каналов, их инфраструктуры (шлюзы, плотины, пла-вучие средства и т.п.). Каналы расчистили. укрепили и поддерживают в судоходном состоянии. Вот для того. чтобы поддерживать судоходный уровень воды, и необходимо большое количество шлюзов.

В последнее время, благодаря прокатно-лодочной индустрии, каналы и вовсе обрели новую жизнь. Сейчас эксплуатацией этой водной сети в Англии занимается преуспевающая компания «ВгШэИ Waterways», которая чистит, ухаживает, благоустраивает каналы и шлюзы, а также обслу-живает сотни, если не тысячи, лодок. Кроме того, многие англичане имеют лодки в личном владении и плавают по каналам, как по делам, так и для развлечения.

Проблема музеефикации гидротехнических сооружений в России свя-зана с сохранением исторической памяти об этих постройках. внесших значительный вклад в экономику. Она решается созданием музеев глав -ных искусственных водных путей, в экспозициях которых представляются чертежи, рисунки, фотографии каналов, шлюзов, плотин. Среди важней -ших экспонатов - сохранившиеся инструменты и узлы гидротехнических сооружений. во многих случаях экспонируются и фрагменты построек. Практически во всех музеях представлены макеты каналов. шлюзов, створов и т.п.

Музей «Водные пути Севера» рассказывает об истории строительства и эксплуатации самого грандиозного гидротехнического сооружения в мире - Волго-Балта. Этот древний водный путь, проходивший по системе рек и озер и связавший Балтийское и Каспийское моря, использовался для торговли с IX в. Однако главным препятствием являлся волок между реками Вытегрой и Ковжей, через который грузы приходилось доставлять гужевым способом. Еще с 1710 г. на реке Вытегре известно поселение Вянгинская пристань, где грузы, прибывшие с Волги, вновь переваливали на суда и везли к Балтийскому морю.

Но такой способ их доставки не мог удовлетворить потребности новой столицы Российской империи, и ее основатель Петр I предпринял попытку строительства канала между реками Вытегра и Ковжа, чтобы сделать путь полностью судоходным. Эта идея была воплощена в жизнь только сто лет спустя, при поддержке супруги Павла I Марии Федоровны, в ее честь новый канал стал именоваться Мариинским.

При его строительстве инженерами была реализована сложнейшая за -дача: при помощи каскада многокамерных шлюзов и полушлюзов, плотин и водоспусков преодолен водораздел, высота которого со стороны Балтийского моря составляла 92 метра.

В 2022 г. в Вытегре открылся музей «Водные пути Севера». Экспозиция музея расположена в машинном зале первой в Вытегре гидроэлектростанции и переносит посетителей в разные исторические эпохи. Карты,

макеты, документы, вещественные экспонаты позволяют познакомиться с интереснейшими инженерно-техническими решениями, примененными при строительстве и переустройстве канала, условиями труда на старом и новом канале, принципами работы шлюзов и т.д. Рядом с музеем распо-ложен реконструированный полушлюз Деволанта с действующим меха -низмом открытия ворот.

После взятия в 1696 г. русскими войсками Азова Петр I начинает заботиться о создании удобного водного пути к Азову из внутренних частей страны. Таким наиболее удобным водным путем мог быть только путь по Волге, через один из водоразделов между нею и Доном и далее вниз по Дону. Через водораздел нужно было устроить шлюзованный канал. Т.к. водораздел Камышинка - Иловля был короче других, а также и потому, что район Камышина был все же менее опасен с точки зрения набегов ногайцев, татар и «кубанцев», чем район Царицына, где пришлось позже устроить оборонительную линию, был выбран этот вариант. Недостатком камышинского варианта являлось то, что в этом случае необходимо было пользоваться малой рекой Иловлей, а не выходить прямо в Дон.

Работы по прорытию канала были начаты в 1697 г. и велись под руководством инженера шведского происхождения Я. Брёккеля. Было прокопано около 4 км канала и выстроен один шлюз. При попытке пропустить через него воду, шлюз этот сорвало, т.к. он подался в основании, и вода стала свободно проходить под запертыми воротами. После этого Брёккель бежал из России.

В начале 1698 г. Петр I принял на русскую службу английского инженера Джона Перри и послал его на исправление положения на канале между Камышинкой и Иловлей. Перри составил новый проект канала, перенеся его трассу несколько южнее, рассчитывая этим уменьшить объем работ. Работы продолжались в течение трех лет, но постоянно не хватало людей, которых, по расчету Перри должно быть 30 тыс. человек, а в последний год предоставили 10 тыс. Остро ощущался недостаток хороших мае -теров, имеющих опыт гидротехнического строительства, и недоставало многих необходимых материалов.

В это время Россия начала многолетнюю войну со Швецией за возврат берегов Балтийского моря. Из-за недостатка средств в 1701 г. Петр I вынужден был сделать распоряжение о прекращении работ на Волго-Донском канале, Перри был отозван и назначен на другую работу.

Свидетельством строительства канала можно считать план канала между Камышинкой и Иловлей, где показаны законченные сооружения и места еще не выполненных сооружений. План канала помещен в атласе карт Дона, вышедшем при Петре I (Амстердам, 1704) и приписывается К. Крюйсу. План интересен нам тем, что на нем показаны законченные сооружения и места для еще не выполненных сооружений. Из карты видно, что в месте соединения соединения канала с Иловлей намечался полу-0. шлюз, другой - несколько выше, так что вместе они образовывали нечто вроде камеры шлюза.

о_

На конце канала. обращенном в сторону Волги. он соприкасался с ру-чьем Грязнуха, впадающем в Камышинку, здесь показан шлюз при плоти -не. На Камышинке указаны места для пяти шлюзов, которые так и не были начаты. На нижней части Камышинки близ Волги были построены четыре шлюза (из них три в деривациях). На плане показаны и места для лагерей. Лагерь самого Перри находился на том месте, где канал примыкает к Иловле. У выхода к Волге показано укрепление с надписью «Петр-Город». Общая длина канала по плану - 3,5 версты (3.73 км).

Изучение документации показало, что в период строительства каналов существовало два основных места дислокации жилищ строителей кана-ла. Одно находилось возле истока р. Иловля, другое в месте впадения реки Грязнухи в реку Камышинку. При этом, на карте К. Крюйса есть указание на то, что строители канала жили в шалашах. В то же время на карте можно видеть и отдельные дома, очевидно для инженеров и других важных особ на строительстве или приезжавших для контроля над строите -льством канала. Отмечено также, что схема поселение возле реки Илов-ли имеет ограду, вероятно из тына - заостренных вверху бревен. Возможно, связано это с защитой от набегов степных народов и обеспечением безопасности строителей канала. Можно предположить, что ограда слу-жила дополнительным средством для препятствия побегов самих рабо-тников, т.к. такие многочисленные факты были известны.

На карте поселка возле реки Иловли указаны по меньшей мере 34 шалаша и один дом. Поселок в районе реки Грязнухи насчитывает 25 шалаша и два дома (рис. 1). В правом нижнем углу карты изображен рисунок со строителями канала и орудиями труда, которыми они пользовались. Видно. что использовались лопаты и заступы. а для рыхления грунта применялись кайла. Перемещение грунта осуществлялось на одноколесных тачках или в мешках, хотя известно, что для работы на канале набирались также и лошадники. Возможно на лошадях подвозили различные материалы, бревна, бутовый камень, грунт, воду, продукты питания и т.п.

В фондах научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки академии наук сохранилась рукописная карта каналов, возводимых по проектам Я. Брёккеля и Д. Перри. составленная скорее всего в начале 1770-х гг. Там же даны разрезы этих каналов с основными размерами рва и вала каждого канала (рис. 2).

Для определения места разработки проекта благоустройства был сделан анализ картографических и историко-архивных материалов по терри-тории объектов культурного наследия «Селимов вал»» и «Петров вал» и выполнена фотофиксация сохранившихся сооружений с описанием осо-бенностей каждого объекта.

Материалы фотофиксации показали, что канал Я. Брёккеля в настоя -щее время представляет собой ров и вал, который был отсыпан с одной стороны, южной. Выявлено разрушение вала канала Я. Брёккеля, его можно отнести к действиям местных хозяйствующих субъектов.

Рис. 1. Трасса канала по проекту инженера Д. Перри.

Фрагмент. Составил К. Крюйс

В то же время и ров и вал очень четко различимы на местности, при этом вал покрыт сплошной степной растительностью, что конечно, способствует его сохранению и является достаточно серьезной защитой от проседания и размывания при дождях и при таянии снегового покрова. Это доказывает, что за более чем 300-летний период профили канала сохранили свои основные формы без катастрофического размывания. По склонам вала и рва также произрастает растительность в виде кустарни-ков. В окружающем ландшафте канал Я. Брёккеля (Селимов Вал)

X

е-

X ^

X о_

Рис. 2. Планы каналов Я. Брёккеля и Д. Перри.

Источник: НИОРБАН. Карт. Доп. 134

занимает доминантное положение на протяжении многих сотен метров. С вала канала открывается панорамный вид на степной ландшафт и нахо-дящийся поблизости канал Д. Перри. Также следует отметить и то. что вал и ров канала представляет собой удивительно ровные сооружения, по прямой уходящие к горизонту.

Канал Д. Перри, находящийся южнее канала Я. Брёккеля, имеет валы с обеих сторон рва. Он также, как и канал Я. Брёккеля, покрыт степной растительностью. В отдельных местах на склонах рвов выделяются протоп-танные животными тропы. В некоторых местах канала произрастают также степные кустарниковые растения в виде лоха золотистого (рис. 3).

Анализ современного состояния обоих каналов показал, что есть два возможных места для реализации проекта благоустройства и музеефика-ции объектов культурного наследия «Селимов вал» и «Петров вал». Первое находится в месте ближайшего расположения «Селимов вала» (канал Я. Брёккеля) к реке Грязнуха, поблизости от существовавшего здесь поселения строителей канала. В пользу такого решения следует признать возможность устройства участка благоустройства на некотором расстоя-нии от объекта культурного наследия, не затрагивая его территорию. Од -нако, удаленность территории благоустройства от населенных пунктов, отсутствие дорог с твердым покрытием, может создать определенные трудности с доступностью экскурсантов для посещения и осмотра объек-та музеефикации (рис. 4).

Гораздо более привлекательным станет реализация проекта благоустройства и музеефикации объектов культурного наследия «Селимов вал» и «Петров вал» на въезде в поселок Петров вал, в месте пересечения автомобильной дороги и канала Я. Брёккеля. Ландшафт данной территории

-е-

позволяет сделать это место очень интересным в архитектурно-планировочном отношении, значительно улучшить доступность для посетителей, туристов и жителей поселка. Реализация проекта позволит сделать место привлекательным, знаковым для всего региона, что приведет к привлече-нию внимания и интереса к объектам культурного наследия Петровской эпохи в регионе, к росту туристического потока.

Проектное предложение достопримечательного места сформировано на основе задания на проектирования, ситуационной схемы, историче-ских материалов, современного состояния (фотофиксации, сценария проницаемости пространства и адаптации к современной действительно -сти). Было принято решение разработать проект на въезде в рабочий поселок Петров вал в месте пересечения канала и въездного шоссе. Авторы проекта - архитекторы П.П. Олейников и О.Г. Мельникова, консультант -А.Л. Клейтман.

В целом комплекс, включает в себя как существующие объекты канала Д. Перри (ров и вал), так и вновь проектируемые, и включает в себя следующие функциональные зоны и их составляющие:

- Схема функционального зонирования территории;

- Пешеходно-транспортная схема территории;

- Схема озеленения территории;

- Входная группа с наблюдательной вышкой и пушками;

- Вал и ров канала Д. Перри;

-Фрагмент шлюза и шлюзовые деревянные ворота;

- Кузница и слесарная;

- Летняя кухня;

- Шалаши строителей канала;

- Дом инженера Д. Перри;

- Зона торговли;

- Информационных стендов с историческими материалами.

Все составляющие не просто носят музейную функцию. они гибко ин-тегрированы и адаптированы в современную действительность и много -функциональны. Например, торговая зона - не только музейный объект. Она действует и сейчас, т.е. здесь можно организовывать торговлю овощами и фруктами, другими сопутствующими товарами. Кузница и слесар-ная могут использоваться по назначению, организовав, например чеканку памятных знаков или сувенирных поделок, т.е., все действующее! Здесь можно принять участие в мероприятиях. посетить ярмарку. получить от кузнеца подкову на счастье. пострелять из лука. укрыться от знойного солнца или дождя, да и просто отдохнуть. А для детей - раздолье на безопасной территории, качели, возможность подняться на сторожевую вышку и осмотреть всю территорию достопримечательного места, вал и ров бывшего канала Д. Перри.

Входная группа включает в себя въездной знак «Памятное место XVII века» и расположенную за данным знаком экологическую лестницу к на -блюдательной вышке (рис. 5).

Недалеко- уголок путника, где можно отдохнуть под навесом, познако -миться с информацией о музейном комплексе и мероприятиях, проводи -мых на территории. Вся эта информация размещена на памятных знаках-панно. В центре комплекса протянулся вал и ров канала Д. Перри -

Рис. 6. Планировка территории исторических объектов.

1 - автобусная остановка, 2 - въездной знак, 3 - шоссе (въезд в р.п. Петров Вал), 4 - территория поселения, 5 - экологическая лестница, 6 - информационный щит, 7 - информационный щит, 8 - фрагмент шлюза с деревянными воротами, 9 - дом инженера Д. Перри, 10-информационный щит, 11 - летняя кухня, 12 -кузница и слесарная мастерская, 13 - шалаши строителей канала, 14 - торговые лабазы, 15 - ров канала Д. Перри, 16- вал канала Д. Перри, 17 - наблюдательная вышка, 18- пушки, 19 - наблюдательная вышка с площадкой для обозрения

это то, что сохранилось с 1701 г. Здесь расположен комплекс стилизованных зданий и сооружений, созданных на основе исторических исследова-ний (рис. 6, 7).

Посетители могут выбирать направление движения для знакомства с музейным комплексом. Это может быть центральная аллея, которая делит своей основной осью территорию на зоны. Завершается аллея стилизованными торговыми павильонами. Запроектированы они для придания всей застройки привлекательности с целью увеличения числа посетите -лей исторического места, где можно бы кроме осмотра комплекса приобрести не только памятные сувениры. но и прикупить товары местных предпринимателей. а также арбузы. дыни. тыквы. сушеную волжскую рыбу и т.п.

Среди объектов технического типа на входе в достопримечательном месте запроектирована сторожевая вышка высотой более 3 метров, к ней ведет экологическая лестница. Далее устроен фрагмент шлюза с деревянными шлюзовыми воротами. здесь же кузница и слесарная. а также летняя кухня (рис. 8, 9).

На второй уровень для осмотра прилегающих территорий можно под -няться не только на входе, но и при завершении прогулки - в районе торговых рядов есть еще одна наблюдательная вышка наверху вала и от нее можно пройти по валу к наблюдательной вышке на входе.

Другие варианты знакомства с объектами - по второстепенным пешеходным дорожкам слева и справа от основной аллеи, которые формируют

Рис. 7. Проект благоустройства территории и музеефикации объектов культурного наследия «Селимов вал» и «Петров вал» в Камышинском районе Волгоградской области. Общий вид

Рис. 8. Лестница к верху вала и наблюдательной вышке

«кольцевое движение», полностью охватывающее все строения музейного комплекса.

На жилой территории размещены дом инженера Д. Перри и шалаши строителей канала, далее, торговые ряды и конечно места отдыха для посетителей (рис. 10, 11, 12).

После реализации проекта необходимо будет наполнить каждую по -стройку и всю территорию сопутствующими материалами - инструмента -ми для кузницы, телегами, топчанами и бочками для воды в шалашах, мебелью в доме Д. Перри, лодками в шлюзе т.п.

Практически у каждого объекта установлены стилизованные памятные знаки-панно с исторической информацией о гидротехнических сооруже-ниях. их проектировании. строительстве. ремонте. а также о расчистке рек, устройстве дамб, причалов и т.п.

Проектом предусмотрены мероприятия, позволяющие исключить предполагаемый ущерб объектам культурного наследия. С этой целью предложены строительные методы, исключающие рытье котлованов, траншей и иные действия, разрушающие культурные слои памятного мес-та . К примеру, при устройстве построек используют железобетонные пли -ты с закладными деталями, к которым и крепятся несущие элементы по -строек, не нарушая поверхностного слоя памятника культурного насле-дия . То есть , такая плита просто укладывается в месте строительства, затем к ней крепятся строительные элементы, В любой момент, если воз -никнет необходимость, строительные конструкции можно разобрать и уб-рать железобетонную плиту.

При проектировании большинства сооружений в разработке использо-вались известные нам аналогичные проекты построек Царицына и Цари -цынской сторожевой линии, т.е. проекты XVI 1-Х\/1 II вв. К таким сооружени -ям относятся проекты летней кухни, дома инженера Д, Перри, кузницы и слесарной мастерской. Все они выполнены с учетом проектов, обнаруженных в 2023 г. в Российском государственном военно-историческом архиве, и предназначались для строительства или в крепости Царицын, или при строительстве Царицынской оборонительной линии.

Источники и литература

1. Веденин Ю.А. Основы географического подхода к изучению и сохранению культур -ного наследия//Наследие и современность, Информационный сборник, Вып, 12. М.: Институт Наследия, 2004. С. 3.

2. Кияшко Я.А. Археологическое исследование памятников Петровской эпохи натер -ритории Волгоградской области II Вестник Волгоградского государственного университе-та. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2023. Т. 28. № 2. С. 27-39.

3. Кияшко Я.А., Клейтман А.Л. История строительства первого Волго-Донского кана-ла Петра Великого // ОиаеБйо РоББюа. 2023. Т. 11. № 3. С. 805-820.

4. Клейтман А.Л. Первый руководитель работ по строительству Волго-Донского кана -ла (на Камышенке) Яган Брёккель и его деятельность в России в 1695-1698 гг. //Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 1. С. 154-162.

5. Клейтман А.Л., Тюменцев И.О. Волго-Донской канал султана Селима II в россий-ской и турецкой историографии II Вопросы истории естествознания и техники. 2023. Т. 44. № 2. С. 288-306.

6. Мозговой С.А. Морское культурное наследие России: изучение, сохранение, музе-ефикация. М.: Институт Наследия, 2021. 434 с.

7. План р , Камышинки и соединения ее каналами с р, Иловлей (по проекту Петра I). Указаны: при впадении р. Камышинки в Волгу старая крепость (заложенная при Петре), на правом берегу город Дмитриевск, основанный в 1710 г., а в 1780 г. переименованный в Камышин, ниже - профили почвы в связи с каналами II Научно-исследовательский отдел ру-кописей Библиотеки академии наук (НИОР БАН). Собрание Рукописных карт. Оп. Доп. Ед. хр. 134. Ш1_: http://ecatalog.rasl.ru:8080/¡rЫs64r_11/¡mages/n¡or/kartdop/kartdop_134/ка|1-dop_134_001.jpg

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vedenin Yu.A. Osnovy geograficheskogo podkhoda k izucheniyu i sokhraneniyu kul'tur-nogo naslediya. Naslediei sovremennost'. Informatsionnyi sbornik, is. 12, Moscow, Institut Na-slediya, 2004, p. 3.

2. Kiyashko Ya.A. Arkheologicheskoe issledovanie pamyatnikov Petrovskoi epokhi na terri-torii Vol gogradskoi oblasti. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Is-toriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2023, vol. 28, no. 2, p. 27-39.

3. Kiyashko Ya.A., Kleitman A.L. Istoriya stroitel'stva pervogo Volgo-Donskogo kanala Petra Velikogo. Quaestio Rossica, 2023, vol. 11, no. 3, p. 805-820.

4. Kleitman A.L. Pervyi ruko vo ditel' rabot po stroi tel'stvu Volgo-Donskogo kanala (na Ka-myshenke) Yagan Brekkel' i ego deyatel'nost' v Rossii v 1695-1698 gg. Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya, 2023, no. 1, p. 154-162.

5. Kleitman A.L., Tyument sev I.O. Volgo-Donskoi kanal sul tana Selima II v rossiiskoi i turet-skoi istori ografii. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki, 2023, vol. 44, no. 2, p. 288-306.

6. Mozgovoi S.A. Morskoe kul'turnoe nasledie Rossii: izuchenie, sokhra nenie, muzeefikat-siya. Moscow, Institut Naslediya, 2021. 434 p.

7. Scientific Research Department of Manuscripts ofthe Library ofthe Academy ofSci ences (NIOR BAN). Collection of Manuscript Maps. Additional list. No. 134. Plan r. Kamyshinki i soedi-neniya ee kanalami s r. Ilovlei (po proektu Petra I). Ukazany: pri vpadenii r. Kamyshinki v Volgu staraya krepost' (zalozhennaya pri Petre), na pravom beregu gorod Dmitrievsk, osnovannyi v 1710 g., a v 1780 g. pereimenovannyi v Kamyshin, nizhe - profili pochvy v svyazi s kanalami. URL: http://ecata log.rasl.ru:8080/irbis64r_11 /images/nior/kartdop/kart dop_134/kartdop_134_ 001.jpg

Статья поступила в редакцию 26.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.