Научная статья на тему 'Проблемы модернизма в конце XIX и начале ХХ века'

Проблемы модернизма в конце XIX и начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
718
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / МОДЕРНИЗМ / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРЫМСКО-ТАТАРСКИЙ НАРОД / СТИХОТВОРЕНИЯ / ПРОЗА / LITERATURE / MODERNISM / CRIMEAN TATAR LITERATURE / CRIMEAN TATAR PEOPLE / POEMS / PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овдиенко Диана Александровна

Данная статья знакомит читателя с плеядой великих литературных и общественных деятелей крымскотатарского народа и их выдающимися произведениями на временном отрезке конца XIX начала XX века, что характеризуют литературу данного времени как литературу модернистского характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERNISM IN THE LATE 20TH CENTURY

This article introduces the reader to a galaxy of great literary and public figures of the Crimean Tatar people and their outstanding works in the time period of the late XIX early XX century, which characterize the literature of the time as modernist literature.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизма в конце XIX и начале ХХ века»

УДК: 001.8:94 (=512ю19):[930ю253:351ю852] (4-15)

Овдиенко Диана Александровна8 E_mail: aleksandrovna crimea94@mail.ru

Проблемы модернизма в конце XIX и начале ХХ века

Аннотация. Данная статья знакомит читателя с плеядой великих литературных и общественных деятелей крымскотатарского народа и их выдающимися произведениями на временном отрезке конца XIX - начала XX века, что характеризуют литературу данного времени как литературу модернистского характера.

Ключевые слова: литература, модернизм, крымскотатарская литература, крымскотатарский народ, стихотворения, проза.

Крымские татары отличаются своим патриотизмом, аутентичностью и сохранением национального самосознания, бесконечной любовью к своему народу и родному языку. Все это также выражается и в культуре. Сейчас, в эпоху технического прогресса в современной науке, культуре, а также литературе изменилось и ускорилось восприятие действительности. Стала также своеобразной и форма подачи текста, изменился стиль. Вместе с тем, мы не забываем, что истоки крымскотатарской литературы идут от устного народного творчества: сказаний, преданий, исторических песен. Они предоставляют базу для авторских произведений, остающихся все же истинно народными: национальных лирик, стихов, рассказов, повестей, пьес. Например, словарь Абдурахмана Челеби «Русско-крымскотатарский словарь общения» 1850 года издания, положил начало новому устному этапу. Народные произведения до сих пор передаются из уст в уста у крымских татар.

Все мы можем идентифицировать русскую литературу, украинскую, английскую. А в чем особенность крымскотатарской литературы? В ее простоте! Не знакомым с ней читателям будет трудно сначала проанализировать всю красоту и богатство крымскотатарского языка, осмыслить глубину крымскотатарской литературы, но, чтобы воспринять эту высокую культуру, необходима работа не мозга, а скорее, души.

В европейской литературе зарождалось множество новых модных стилей повествования, один из них «Модернизм». Это направление культурного развития XX века с его философско-эстетической основой, стоящей на крахе старых духовных ценностей, характеризующее себя как новое словотворчество, использование в тексте явных и скрытых цитат (подтекст), субъективизм, стремление к конкретности, использование особых усиляющих смысл синтаксических построений. Европейские культуры повлияли в этом смысле на русскую культуру, а русская литература, в свою очередь, повлияла на крымскотатарскую вследствие того, что она была интегрирована в мировую культуру выдающимися деятелем И. Гаспринским. И. Гаспринский был подвижником возрождения крымскотатарской культуры не только в Крыму, но и во всем тюркском мире. Все работы, издававшиеся под его руководством, где он поднимал вопросы основ культуры тюркоязычных народов, доходили до Европы. Таким образом, деятельность Гаспринского под лозунгом: «В языке, в мыслях и в работе - мы едины» объединила не только мусульман Крыма, но и весь тюркский мир, а также познакомила европейские народы с наследием крымскотатарского народа.

В конце XIX вначале XX в крымскотатарском творчестве начинается новый этап. Носители крымскотатарского языка ищут новые пути развития. Это время писатели, исследователи, ученые характеризуют как период «пробуждения» тюркской культуры. Со временем в крымскотатарской литературе стали появляться талантливые модернистские

8 Овдиенко Диана Александровна, магистрант факультета истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь, Крым).

литературные произведения. Поначалу они не особо приветствовались в среде крымскотатарских писателей, так как это направление наряду с реализмом и романтизмом воспринималось как чуждое для национальной культуры, не имеющее эстетической ценности.

Особенностью модернистского течения в крымскотатарской литературе конца XIX -начала XX века является - борьба за отстаивание прав крымских татар, за любовь к народу и своей земле, за поддержание народных обычаев, сохранение самобытности. В рассказах, повестях и стихах прочитывается культура народа, его быт, его характер и самосознание. Крымскотатарская литература отражает все социально-политические явления, произошедшие с народом. Отражает всю боль, которую привнесли гражданская война, репрессии, преследования, ссылки. Все это повлияло на художественное творчество и еще больше усилило позиции народолюбия, любви к своей национальной идентичности. Некоторые ученые того времени, такие как М. Воронцов, И. Березин, пишут о деятельности крымскотатарских писателей, что «несмотря на тяжелый период, они находят возможность сохранять свой язык, кроме этого знакомят со своей культурой и другие народы» [9].

Образ крымскотатарского слова начал формироваться в рядах произведений: Гаспринский - «Мола Аббас», Акчокраклы - «Ненкеджан ханым дюрберси», Тохтаргазы -«Саадет адасы» и многие другие. В этот период крымскотатарская проза на себе испытала ряд изменений и подверглась влиянию эпохи романтизма. Несмотря на это, крымскотатарские просветители реализовали ряд культурно-социальных задач. Главная цель: возродить народ и показать любовь к Родине. Период Возрождения для народа стал золотым этапом. Во всем восточном мире открываются библиотеки с литературой крымскотатарских просветителей.

После утверждения власти большевиков в Крыму, крымскотатарская литература того времени в лице писателей, поэтов и политических деятелей выражала свою революционную позицию. Описывая отношение крымских поэтов к новой власти, Б. Чобан-заде отметил, что все молодые поэты «полны восторженного рвения и вдохновения: они не замечают недостатков жизни, а видят только обнадеживающие положительные стороны ее и, потому, какую бы печальную сторону нашей жизни они не описывали, стихи их всегда заканчиваются романтической надеждой на счастье» [5].

Ту же тенденцию отметил и академик А.Е. Крымский, который изучал крымскотатарскую литературу и открыл для себя богатство ее жанров. Он указал также на недостатки, сказав, что данный период времени был охарактеризован излишней идеалогизацией литературы, когда авторы обратились к штампам вместо героев и вводили в тексты революционную восторженность. В то время литература утратила свою самобытность и не только у крымских татар, этому давлению подвергались культуры всех народов РСФСР. К 1930 гг. самобытной литературы становилось все меньше и меньше, так как даже некоторые крымскотатарские литературоведы в своих «просталинских» статьях осуждали настоящих патриотов, называя их националистами, и, соответственно, клеймили их как «врагов народа».

В данной статье представлены биографии выдающихся сыновей крымскотатарского народа, писателей и поэтов 1920 - 1930-х гг. и перечень их основных произведений. Биографии, которые были утеряны по причине трагических событий, происходивших во времена репрессий 1937 - 1938 гг. и других бедствий крымскотатарского народа были собраны и заново воссозданы по крупицам доктором филологических наук, профессором Керимовым Исмаилом Асановичем. Автор бережно восстанавливал утраченные факты биографий, находил документы и воспоминания в разных источниках, фотографии поэтов и писателей в старых газетах, воссоздавал рассказы очевидцев и многое другое.

Этот труд увенчался тем, что сейчас мы имеем возможность знать поименно великих сыновей крымскотатарского народа, которые внесли свой неоценимый вклад в мировую литературу, передавая словом свою любовь к народу сквозь столетия. Почти все они

обучались за границей, в частности, в Стамбуле, Каире, Будапеште, Париже, но вернулись в Крым из-за ностальгии и любви к Родине. Возможно, именно это и было их роковой ошибкой, так как участь многих из них сложилась печально, большинство были высланы в ссылку, приговорены к расстрелу или же подвержены постоянному давлению, преследованию со стороны власти.

1. Исмаил-бей Гаспринский (1851 - 1914), крымскотатарский деятель, журналист, издатель, публицист и писатель. Им создан целый цикл беллетристских произведений, объединенных в одну сюжетную линию - это «Молла-Аббас», «Фрэнкистан мектюплери», «Кунь догъды». Его произведения оказали огромный резонанс в художественных образах и мыслях тюрской культуры.

2. Сеид-Абдулла Озенбашлы (1867 - 1924). Известен не только как поэт и прозаик, но и как мастер каллиграфического письма и вышивки, искусный исполнитель народных песен. В истории крымскотатарской литературы немалый отголосок оставили его произведения, как: «Акъиккъат сеси» и «Оладжагъа чаре олмаз».

3. Абдураман Кадри-заде (1876 - 1938). Произведения автора пропитаны народным духом «Огютчининъ енъи огютлери», «Къарт къызнынъ тюшюнджелери», «Юлма, бе яху!» и другие стихотворения сатирического характера. Благодаря ему на крымскотатарский язык было переведено много известных русских произведений.

4. Асан Сабри Айвазов (1878 - 1938) после смерти И. Гаспринского был главным редактором газет «Терджиман» и «Миллет». Являлся драматургом, подарил миру такие пьесы и рассказы как «Неден бу ала кьалдыкь», «Халяскар бомба», «Аннеджигим, нердесинь? Кель».

5. Мемет Ниязий (1878 - 1931), выдающийся преподаватель. В Турции и Румынии были изданы его поэтические сборники «Итхафат» и «Сагъыш».

6. Осман Акчокраклы (1879 - 1938), известный книгоиздатель. Автор повести «Ненкеджан ханым дюрбеси». Переводчик русской классической литературы. Его пьеса «Бахчисарайский фонтан слез» и поныне ставится в театрах. Сегодня известны его научные работы, посвященные изучению истории и археологии Крыма. Например, это книги под названием «Кьырымны кучюк бир долашув» и «Кьырымда татар тамгьалары».

7. Асан Чергеев (1879 - 1946). Первым увидела свет его поэма «Эшит, мевта не севлиюр!». В ней повествуется о жестком правлении царской России. Поэтические сочинения, как «Кьарт багьчаджы», «Козьяш хан-чешмеси», «Омюр-чыракь» полны юмора и сатиры. Автор так же перевел на крымскотатарский язык книгу И. Муфти-заде «Военная служба мусульман Крыма».

8. Абибулла Одабаш (1881 - 1938) издавал литературный журнал «Ешиль ада», автор аллегорического стихотворения «Заваллы тайым», написал повесть «Унутмайджакь» и много учебников и учебных пособий. Активно занимался политической деятельностью в университете и восстановлением крымскотатарской литературы.

9. Усеин Шамиль Тохтаргазы (1881 - 1913) был талантливым педагогом и писателем. Его работы, в основном, о политике. Издает сборник стихотворений «Налейи Къырым». Вместе с тем, проявляет себя как талантливый драматург. Широко известны его пьесы «Моллалар проекти» и «Рахимсиз бабалар», а также роман «Саадет».

10. Номан Челебиджихан (1885 - 1918) по образованию юрист, политический деятель, избирался главой Мусисполкома в Крыму. Его лирика отличается глубокими философскими рассуждениями. Такие стихотворения и рассказ писателя, как: «Ант эткенмен!», «Чобан къызы», «Бастырыкь», «Татарлар юрду», «Сары ляле», «Кьарылгьачлар дувасы» глубоко пронизаны патриотизмом и свободолюбием.

11. Абляким Ильмий (1887 - 1947) больше известен как исследователь. Перевел на турецкий «Гульбуни ханан» Халима Гирая. Публиковал ряд статей и рассказов, а в частности, «Чубарым, балам» о мусульманской религии. Но большую известность ему принесла повести «Ачлыкь хатирелери и «Сюндюсин хатире дефтеринден».

12. Мемет Нузет (1888 - 1934) издавался в газете «Терджиман». В своих произведениях использует богатый крымскотатарский фольклор. Выдающийся поэт, прозаик. Ему перу принадлежит художественный сочинение, под названием «Бахтсыз хоранта».

13. Шевки Бекторе (1888 - 1961) - тюрколог, занимался глубоким изучением национальной крымскотатарской литературы, языка и этнографии. Известен активной учебной и преподавательской деятельностью. Им издаются книги по крымскотатарской грамматике и синтаксису «Татарджа сарф ве нахв», «Татар элифбеси»; публикуется рассказ «Волга къызыл акъаркен».

14. Якуп Шакир-Али (1890 - 1930). В свое время выпустил поэтический сборник «Дуйгъуларым». В стихотворениях призывает народ к просвещению, высмеивает неправильный образ жизни. А его стихотворения «Къыш», «Танъ» отличаются мастерством и остротой пера.

15. Абдулла Лятиф-заде (1890 - 1938). Произведение «Хаял - омюр» - его первая работа. В других его поэтических сочинениях, как: «Шаирге», «Ахыр заман къушу», «Акъынгъа» звучат лирические мотивы. Им была написана известная поэма «Хайырсыз тюш», а позже издается сборник «Янъы саз».

16. Джемиль Керменчикли (1891 - 1942) - просветитель, поэт-публицист, боролся за национальную свободу своего народа. В своих стихотворениях «Татарым», «Севин, эй шанлы миллет!», «Ватанымдан чыкъ!» позже вошедших в поэтический сборник работах «Кучюк достларыма», можно проследить его политические взгляды и убеждения, любовь к родине и своему народу.

17. Бекир Чобан-заде (1893 - 1939) издавался в сборниках Стамбула, Симферополя, Ташкента. Одно из популярных его стихотворений - «Ананъ къайда». Более знаменитой считается его рукопись «Къавал сеслери», изданная в Будапеште.

18. Умер Ипчи (1897 - 1955) был актером и режиссером, известным поэтом, прозаиком, драматургом. Его перу принадлежат такие произведения, как: «Фаише», «Ненкеджан-ханым», «Алим». В них он с любовью отражал культуру и быт крымскотатарского народа. В 1988 году в г. Ташкенте была защищена кандидатская диссертация Керимовым И.А. о жизни и творчестве разносторонней личности Умера Ипчи.

19. Джафер Гафар (1898 - 1938). В кругу читателей пользуются особым интересом его книга «Омюрден орьнеклер яхут кучюк икяелер», сборник рассказов и стихотворений «Икяелер ве шиирлер»; поэма - «Къатты адымле» и рассказ «Ёлджулыкъта».

20. Амди Гирабай (1901 - 1930). В его стихотворениях, как «Эляк олды йигитлер», «Яш татарларгъа» и «Тувган тилим» выражается любовь к своему народу, А поэтическом произведении «Заваллы татар къызы» передается самобытность крымскотатарской бытовой культуры. Автор известен своей выдающейся повестью «Хиджрет» и фундаментальным трудом, посвященным истории крымскотатарской литературы.

21. Джемиль Сейдамет (1903 - 1977) издал книгу «Германская и австрийская разведка в царской России», за что был отправлен в ссылку. Опубликовал стихотворение «Шаркъ». Но рассказы под названием: «Къанлы кольмек», «Къуртлагъан кокюс», «Къую тюбюнде», «Амам аралыгъы» и роман «Уфукъкъа догъру» принесли ему большую известность и почет в крымскотатарском мире.

Таким образом, можно проследить главную черту великих крымскотатарских литературных произведений - аутентичность, любовь к родине, простому человеку из народа, его мудрости, оптимистическому нраву несмотря на структуру литературного текста. Можно сказать, что модернизм для данных произведений был благотворен тем, что круг читателей крымскотатарских произведений был расширен как в восточном, так и европейском мире, так как этот стиль являлся приемлемым для прогрессивного интеллектуального читателя.

Ovdiyenko Diana Alexandrovna

PROBLEMS OF MODERNISM IN THE LATE 20TH CENTURY

Annotation: this article introduces the reader to a galaxy of great literary and public figures of the Crimean Tatar people and their outstanding works in the time period of the late XIX - early XX century, which characterize the literature of the time as modernist literature.

Keywords: literature, modernism, Crimean Tatar literature, Crimean Tatar people, poems, prose.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Керимов И. XIX асырнынъ сонъу ве XX асырнынъ башында къырымтатар бедий сёзининъ эврими. Монография / И. Керимов. - Акъмесджит : Кьырымдевокьувпеднешир, 1998. - 184 с.

2. Урсу Д. Деятели крымскотатарской культуры : Биобиблиографический словарь / Д. Урсу.- Симферополь : Доля, 1999.- 240 с.

3. Керимов И. Художественные изыскания в крымскотатарской литературе 1850 -1917 гг. Монография / И. Керимов. - Белгород: Константа, 2018г. - 312с.

4. Керимов И. Эки асыр арасында / И. Керим. - Акъмесджит : Къырымдевокьупеднешир, 1995.

5. Васильев В. Крымскотатарская литература в советский период 1917 - 1941 гг. Историография вопроса / В.В. Васильев, Э.Р. Умерова // Культура народов Причерноморья. - 2009. - № 154. - С. 96 - 99.

6. Фазылов Р. Крымскотатарская литература. Учебное пособие / Р. Фазыл. -Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. - 216 с

7. Урсу Д. Очерки истории культуры крымскотатарского народа: 1921 - 1941 / Д. Урсу. - Симферополь : Крымучпедгиз, 1999. - 143 с.

8. Юнусов Ш. Крымскотатарская поэзия 20-х годов ХХ века: Традиционное мировоззрение и меняющийся мир / Ш. Юнусов. - Симферополь : Доля, 2004. - 168 с.

9. Эмирова А. Крымскотатарская зарубежная литература как феномен крымской культуры // Диалог культур: этнические реалии и будущее Крыма. Междунар. научно-практич. конф. Сб статей / А. Эмирова. - Симферополь, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.