Аванский С.М.
ПРОБЛЕМЫ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ
Задача принятия решений (ПР) возникает, когда присутствует несколько вариантов действий (альтернатив) для достижения заданного или желаемого результата. При этом требуется выбрать наилучшую в определенном смысле альтернативу. При комплексном проектировании автоматизированных обучающих систем количество локальных подзадач может быть весьма значительным, а локальные критерии (точность, быстродействие, стоимость, экономическая эффективность, усвояемость и др.) противоречат друг другу. В этих условиях понятие «оптимальное решение задачи управления» теряет смысл и приемлемым решением может
считаться лишь разумный компромисс («Парето - оптимальное» или «эффективное» решение).
Подобная задача возникает при выборе вариантов обучения в автоматизированных обучающих системах. При рассмотрении матрицы связей возникает множество вариантов ее прохождения. Общую постановку задачи принятия решений, понимаемой нами как задача выбора из некоторого множества, можно сформулировать следующим образом.
Пусть Х - множество альтернатив, Y - множество возможных последствий (исходов, результатов). (В
нашем случае X - это альтернатива стратегии обучения, Y - вероятностный результат обучения.) Существует причинная связь между выбором некоторой альтернативы Xiе X и наступлением соответствующего исхода yiе Y. Кроме того существует наличие механизма оценки качества такого выбора - это опытно-экспериментальное исследование качества функционирования примененного многокритериального выбора. Требуется выбрать наилучшую альтернативу, для которой соответствующий исход имеет наилучшую оценку.
Многокритериальность реальных задач обучения состоит в том, что преподавателю необходимо оптимизировать управляемую им систему сразу по нескольким критериям. Например, с большой скоростью полностью выучить предмет. Ясно, что этого невозможно достичь (имеется в виду обучение
среднестатистического человека, не гения). За короткий промежуток времени можно только ознакомиться с учебным материалом, но не выучить его.
Существует несколько методов решения проблемы многокритериальности.
Метод главного критерия. В качестве целевой функции выбирается один из функционалов f±, например идеальное знание предмета fi. Остальные требования к результату, описываемые функционалами fi... fm, учитываются с помощью введения необходимых дополнительных ограничений. Таким образом, получаем однокритериальную задачу вида:
f (x) ^ max;D с D с Rn;
xeD
D = {x e D/f (x) > tt,i = 2,...,m
Формально получили более простую задачу поиска максимума функционала fi на новом допустимым
множестве D . Добавились ограничения вида f(x) >t- , показывающие, что мы согласны не добиваться
максимальных значений для функционалов f2... fm , сохраняя требования их ограниченности снизу на
приемлемых уровнях. Важно понимать, что переход от многокритериальной задаче к однокритериальной, вовсе
не есть переход от одной эквивалентной задачи к другой. Произошло существенное изменение исходной постановки задачи, которое в каждой конкретной ситуации требует отдельного обоснования. Главная проблема данного метода стоит в сложности выбора «главного» критерия из многих.
Метод линейной свертки. Это наиболее часто применяемый метод «скаляризации», позволяющий заменить векторный критерий оптимальности f=(fi,...fm) на скалярный J:D^R . Он основан на линейном объединении всех частных целевых функционалов fi. fm в один:
т т
J(x) = 'S\aifi(x) —» таx;ai > 0,'y\ai = 1.
xeD
=1 1=1
Весовые коэффициенты Xi могут при этом рассматриваться как показатели относительной значимости отдельных критериальных функционалов fi . Чем большее значение мы придаем критерию fi , тем больший вклад он должен давать и, следовательно, тем большее значение X должно быть выбрано. При наличии разнохарактерных частных критериев, как в нашем случае, сложно указать окончательный набор коэффициентов X , исходя из результатов экспертного анализа.
Метод максиминной свертки. Обычно применяется в форме:
J (x) = min f (x) ^ max.
xeD
Здесь, в отличие от метода линейной свертки, на целевой функционал J(x) оказывает влияние только тот частный критерий оптимальности, которому в данной точке х соответствует наименьшее значение функции f(x). И если в случае линейной свертки, возможны «плохие» значения некоторых fi за счет достаточно
«хороших» значений остальных целевых функционалов, то в случае максиминного критерия производится расчет «на наихудший случай», и мы по значению J(x) можем определить гарантированную нижнюю оценку для
всех функционалов f(x). Этот факт расценивается как преимущество максиминного критерия перед методом
линейной свертки.
В нашем случае мы имеем дело с многокритериальным выбором. «Качество» или «полезность» исхода обучения оценивается не одним числом, а несколькими. Существует несколько показателей качества выбора стратегии обучения, описываемых частными целевыми функциями:
f : Y ^R,к = 1,2,...,m,
которые требуется оптимизировать.
Предлагаю для решения данной задачи выбрать отношение Парето:
(y=,y;) еRp : [fk(y=) > fk(y;)]л[f (y=) ф f (y=)];
Множество, включающее в себя все эффективные элементы множества Y, обозначается Pf(Y) или просто P(Y) (если ясно о каком векторном критерии f идет речь) и называется множеством Парето для векторного отношения
f : Y ^Rm, f = (fl,..., fm) .
Очевидно, P(Y) С Y. Образ множества P(Y) в пространстве критериев Rm обозначается P(f) . Множество P(f)=f(P(Y)) называется множеством эффективных оценок или множеством Парето в пространстве критериев.
Смысл введенного понятия эффективного решения состоит в том, что оптимальный исход следует искать только среди элементов множества недоминируемых элементов P(Y) (принцип Парето). В противном случае всегда найдется точка yе Y, оказывающаяся более предпочтительной с учетом всех частных целевых функций
fi(y).
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов: основы теории. - М.: Наука, 1990.
2. Березовский Б.А., Барышников Ю.М., Борзенко В.И., Кемпнер Л.М. Многокритериальная оптимизация: Математические аспекты. - М.: Наука, 1989.
3. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.: Наука, 1981.
4. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач - М. Наука, Главная редакция физико-математической литературы. 1982.
5. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений - СПб.: БХВ - Петербург, 2005.