Решетневские чтения
ражать состояние управляемого объекта и цели его развития.
Изложенные выше принципы оценки эффективности механизма государственного управления экономикой региона позволяют органам государственной власти сформировать подходы и
процедуры оценки, которые адекватно раскрывали бы характер и содержание управленческого воздействия государства, его особенности в условиях рыночной трансформации экономики, отражали позицию основных заинтересованных сторон.
M. A. Volkova Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
THE CONDITIONS AND CODES OF EVALUATION OF EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION MECHANISM IN MANAGING REGIONAL ECONOMY
It is covered the content and conditions of evaluation of public administration mechanism's efficiency in managing regional economy. It is proposed the codes of the evaluation's conducting.
© Волкова М. А., 2009
УДК 339.187.62
Д. А. Вороной
Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
Анализируются проблемы оформления в лизинг воздушных судов иностранного производства. Оценена специфика регламентирующих этот процесс правовых актов. Рассмотрена экономическая и правовая стороны подобных сделок. Дана оценка последствий участия в лизинговых сделках как неискушенных покупателей, так и неопытных продавцов.
На данный момент парк самолетов российских авиакомпаний стремительно устаревает. Авиакомпаниям приходится прибегать к различным методам замены парка. Те, что покрупнее, выводят воздушные суда (ВС), отлетавшие ресурс, и заменяют их самолетами иностранного производства. Международный лизинг - очень удобный способ совершения сделок, но у него есть недостатки, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Заключение сделок по международному лизингу можно сравнить с решением головоломки, поскольку при этом предстоит урегулировать множество юридических и налоговых вопросов различных юрисдикций. Прежде всего необходимо определиться с реестром ВС. Лизингодатели иностранных самолетов всегда настаивают на регистрации ВС за рубежом - для них это понятней и проще, а в случае невыполнения лизингополучателем своих обязательств легче забрать ВС и передать его новому пользователю. Для российских авиакомпаний это означает, что необходимо выбрать такую страну, с которой у России заключено соглашение о поддержании летной годности. К ним относятся Бермудские острова, Франция, Ирландия. Например, аэрофлотовские А310 были
зарегистрированы во Франции, а А319/А320 и Boeing 767 имеют бермудскую регистрацию. Примечательно, что даже в этом случае российское законодательство в принципе требует зарегистрировать заключенный за рубежом договор лизинга в России. Однако на практике такие договоры не регистрируются. Тем не менее, российский эксплуатант обязан внести самолет в реестр Федерального агентства воздушного транспорта.
Традиционный вопрос при структурировании международного лизинга: как ввозить в страну самолеты зарубежного производства? Ввозная пошлина в настоящее время составляет 20 %. Кроме того, приходится платить НДС - 18 % от стоимости ВС плюс пошлина. Существует возможность рассрочки платежей, а при ввозе подержанных самолетов можно использовать альтернативные способы оценки стоимости ВС и таким образом уменьшить сумму выплачиваемой пошлины.
При международном лизинге может возникнуть необходимость удерживать у источника 20-процентный налог, а также налог на недвижимое имущество (2,2 %) в случае, если право собственности на ВС переходит к российскому ли-
Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
зингополучателю. Однако этих двух налогов можно совершенно законно избежать, если структурировать сделку через страны, с которыми у РФ имеется соглашение о двойном налогообложении. При этом лизинговая схема, естественно, усложняется. НДС на лизинговые платежи - 18 % - в определенных случаях также можно избежать, а в случае его уплаты гораздо проще налог возвращать. При внутреннем лизинге налог на доходы не удерживается, если лизингополучатель и лизингодатель находятся в РФ. Соответственно, обе стороны платят налог на прибыль, обязательно начисляется 18 % НДС и налог на недвижимое имущество 2,2 %.
Иностранные лизингодатели и кредиторы всегда требуют четкого понимания своих прав при принудительном возврате ВС в случае невыполнения лизингополучателем своих обязательств. Однако если самолет находится на территории России, принудительно забрать ВС практически невозможно без решения суда, хотя во многих западных странах подобное вполне допускается. Не удивительно, что хозяева ВС предпочитают захватывать их в зарубежных аэропортах. Если дело происходит в России, то потребуется разбирательство в судебном порядке. Из всего вышесказанного следует: иностранные лизингодатели имеют все основания не доверять российскому праву. Поэтому все сделки международного лизинга регулируются, как правило, нью-йоркским или английским правом. Российские суды признают выбор иностранного права и соответственно - подсудность международных арбитражных судов. Однако исполнить решение иностранного суда против российского лизингополучателя в России практически невозможно. Поэтому зарубежные партнеры и настаивают на арбитражном суде, решения которого гораздо легче выполняются в России.
Сегодня в России по вышеуказанным причинам слабо развиты как финансовый лизинг, так и более сложные схемы финансирования, которые были бы более выгодны авиакомпаниям. Необходимо в этой связи совершенствовать российское
законодательство, создавать условия для апробирования новых механизмов финансирования: секьюритизации прав требований по ВС, размещения сертификатов кредитования оборудования, внутренней ипотеки ВС, кредита под залог арендованного оборудования и арендных платежей.
Существует еще одно препятствие импорту западной техники, которое обходится так же дорого, как и таможенные пошлины. Имеется в виду техническая и, так сказать, культурологическая готовность российских авиакомпаний к эксплуатации зарубежной авиатехники. Дело в том, что наработанные на Западе в течение десятилетий связи между финансами, правом и технологиями не передаются элементарным путем с приобретением самолета. Несомненно, что выбор техники, разработка условий контракта, ввоз, поддержка, общая организация эксплуатации импортной техники - все это представляет собой чрезвычайно сложный комплекс. Приходится признать, что большая часть представителей авиаиндустрии России была лишена возможности приобщиться к опыту западных коллег. Ведь абсолютное большинство российских перевозчиков раньше никогда не выбирали для себя самолеты - наоборот, им приходилось пополнять парк теми машинами, которые им мог предложить отечественный авиа-пром. Естественно, они не финансировали эти самолеты, поскольку это вообще не подразумевалось в процессе эксплуатации. И понятно, что мало кто в России был осведомлен о всех нюансах лизинговых соглашений в рамках транснациональных сделок.
Опытный эксперт, специализирующийся в сфере гражданской авиации, убедительно подтвердит: любая сделка, заключенная между неискушенным покупателем либо неопытным продавцом, неминуемо приводит к катастрофе. Серьезные ошибки уже приводили к значительным расходам и незапланированным простоям ВС. Таких ситуаций надо всячески избегать, поскольку в конечном счете они создают неправильное впечатление о системе лизинга и наносят удар по репутации лизингодателя.
D. A. Voronoy Ugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk
PROBLEMS OF THE INTERNATIONAL LEASING IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF AVIATION BRANCH
Registration problems in leasing of air courts of foreign manufacture are analyzed. Specificity of legal certificates regulating this process is estimated. The economic and legal parties of similar transactions are considered. The estimation of consequences of participation in leasing transactions both unsophisticated buyers, and not skilled sellers is given.
© Вороной Д. А., 2009