Научная статья на тему 'Проблемы методологии отбора содержания современного новостного телевизионного вещания'

Проблемы методологии отбора содержания современного новостного телевизионного вещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ / КРИТЕРИИ НОВОСТЕЙ / "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ" / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД / ОПЕРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Искандарова Н.

On selection of content for modern TV news broadcasting N. Iskandarova Key words: News broadcasting, selection of news content, selfof public opinion, information occasion, efficiency The article gives a general idea on the methodology of selection of the content for news on federal channels. Thanks to the news the audience becomes knowledgeable for what is going in the world, thus рublic opinion is formed. The information produced allows not only to choose the occasion, but also actually to make news. The following is required for a qualitative news: [The news should be] brief/laconic, technological, operative, understandable, fresh, actual and urgent, important, full of content, verified for being true, objective, interesting, and standard. Besides operative work of news service, aimed at a maximal distribution of the news, the latter should be as more visitable and browsed (on the Internet) as possible. Therefore, a pricipally new approach to the text should be applied; the text should contain as more key words as possible, for they will provide the texts' success both in the media space of a given state, and worldwidely, irrespective of a concrete region. Thus, the main factors for the best choices for the advanced TV news services are: technological quality of informational products, format, and availability to be found by searching services of other Mass Media systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы методологии отбора содержания современного новостного телевизионного вещания»

НОМАИ ДОНИШГО{

РУЗНОМАНИГОРИ ЖУРНАЛИСТИКА

Н. Искандарова

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО НОВОСТНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО

ВЕЩАНИЯ

Ключевые слова: Информационное вещание, критерии отбора новостей, "самоопределение общественного мнения ", информационный повод, оперативность

Карл Гюстав Юнг, формулируя представление об «архетипах коллективного бессознательного» (6,97), отмечал важность «исходного материала действительности» для формирования самой ткани символизации образа. Психологическая доминанта знаков прошлого и сущего оставалась единственной во фрейдистских и более поздних постфрейдистских концепциях как искусства, так и аналитических работ по прикладной социологии, коммуникативистике. Эпоха Норберта Винера поставила перед постфрейдистами практически неразрешимую коммуникативист-скую проблему - отбор содержания, в том числе, социальной действительности, становится не столько, по Юнгу, средством её символизации, сколько, по Винеру, способом реализации парадигм социального управления (2,53).

Кибернетика и постфрейдизм с разных сторон (символизация и управление) подошли к единой задаче, суть которой - отбор материала действительности для коммуникативных систем. Ведущую роль среди них играют, разумеется, интегративные электронные ресурсы - телевидение и сетевые СМИ, что обусловлено возможностью реализации обратной связи. Говоря

медийным языком - интерактивности. Контроль посредством месседжа за степенью реализованности поведенческих моделей - задача медиа-систем как областей коммуникации, а отбор (продюсирование) моделей - материалов для отдельных информационных каналов - проблема субъекта информационной деятельности, то есть, редактора.

К этой мысли приходят как западные аналитики-медийщики (Кэрролл), исследователи психологии медиавоздействия и копинг-стратегий (Брайант, Томпсон), так и отечественные теоретики (Юровский, Цвик) и практики (Борецкий, Кемарская).

Благодаря выпускам новостей в сознании аудитории создаётся картина мира, программируются и формируются социальные поведенческие модели, говоря бытовым языком, самоопределяется «общественное мнение». Однако сама суть информационного продюсирования позволяет не только выбирать в собственном значении этого слова те или иные поводы, но и, как грамотно и аккуратно заявляют весьма авторитетные современные телевизионные «новостники», «делать новости» (1,7). Незаметно для аудитории, что обязательно и при полном «попустительстве» профессионального сообщества; именно этот термин, употреблённый журналистом Андреем Лошаком, на сегодняшний день целиком и полностью вошел в обиход сотрудников телевизионных ньюс-румов России, от Балтики до Тихоокеанского побережья.

Собственно, ничего до сих пор неизвестного отечественной журналистике в этом определении нет. И в советское время, например, в день Чернобыльской катастрофы по телевидению в новостях передавали не кадры из Припяти и Чернобыля, а вдохновенно рассказывали об аварии с двумя погибшими на одном из тысяч шоссе в США где-то на границе между Мексикой и Техасом.

Подобного рода «самоопределение общественного мнения» (4, 33), как справедливо называет его Г. Лазутина, основывается на проблеме выбора медиа-менеджером информационного повода, а порою - и целого контента: «темы», «тренда», «информационной акции», кампании»... Всех обозначений этого явления в

НОМАИ ДОНИШГО{

современном медийном языке не перечислишь, что уже само по себе - свидетельство интереса к нему профессионального сообщества и популярности среди корреспондентов, редакторского корпуса или продюсеров телевидения. Следует признать два фактора, резко меняющих известные нам и уже хрестоматийные представления о критериях отбора материала для телевизионных (и не только) новостных выпусков. Они уже не одно десятилетие излагаются в трудах специалистов Московской и Питерской теоретико-журналистских школ (Засурский, Прохоров, Свитич, Цвик, Юровский, Лазутина, Корконосенко, отчасти - и Ворошилов). Однако стоит учесть, что они в большей степени характеризуют сами принципы деятельности сообщества творческих сотрудников редакций. При этом непосредственно телевизионных проблем, связанных, например, с онлайн-вещанием, с трансляцией в сети в режиме реального времени, не исчерпывают.

Вкратце принципы и критерии отбора содержания в классической (преимущественно газетной) журналистике сводятся к следующим: оперативность, доступность, актуальность, объективность.

С точки зрения теоретического журналистского аппарата возникает вопрос об актуальности и оперативности, поскольку оперативность - явно принцип и критерий деятельности профессионального субъекта, а актуальность - качество самого информационного повода, новости.

Несмотря на небезупречность и неполноту такой системы принципов практически все классические учебные пособия и концептуальные монографии дублируют именно их, варьируя или давая другое название в течение десятков лет.

Не подвергая их сомнению в целом, следует также при формулировки критериев отбора и первоначального продюсирования эфира обратить внимание на то, что предлагают методологи современных телевизионных СМИ, такие как Лошак, Кемарская, Шеремет и другие. Например, авторы книги «Делаем хорошие новости. Большие и маленькие хитрости профессиональной журналистики» Татьяна Ильина и Виктор Корб

выделяют следующие требования, которым должна соответствовать качественная новость: «лаконичность, технологичность, оперативность, понятность, новизна, актуальность, значимость, содержательность, достоверность, объективность, интересность, стандартность» (3,12).

Даже в таких деликатных формулировках всё же проявляются основные отличительные контуры истинных критериев отбора -технологичность, лаконичность. Сложнее - со «стандартностью » - подлинной бедой отечественного, особенно -регионального новостного контента. Видимо, проблема - в самой формулировке. Речь идёт, разумеется, не о стандартности, а о форматности (5, 241), которая основывается на совокупности как собственно медийных, так и экстрамедийных факторов. Они обусловлены не только собственно отбором сообщений и методами подачи информации, но и нормами, стандартами, принятыми и утверждёнными в конкретной телекомпании.

Если же добиваться лаконичности информационных материалов, то здесь необходимы ясность и точность изложения фактов, то есть, «понятность» и «содержательность». Если присутствует ясная и логически связная картина события, новость понятна целевой аудитории, а значит, она лаконична.

Новизну, актуальность, значимость целесообразно объединить, на наш взгляд, в один критерий актуальности, которая обусловлена информационным поводом.

Достоверность - это принцип работы, который зависит от добросовестности или недобросовестности как самого субъекта журналистской деятельности, так и всей телекомпании в целом.

Объективность - достаточно относительный параметр. Это, скорее, некая цель, чтобы повысить качество новостного представления фактических обстоятельств.

Критерий технологичности - базовый для современного медийного поля. Во многом его значение в новостном содержании и влияние на критерии продюсирования информационного эфира обусловлены интеграцией сетевых и собственно телевизионных ресурсов под жёстким давлением сетевых и первичных (агентских) онлайн-ресурсов. Безусловным фактором, определяющим выбор

НОМАИ ДОНИШГО{

или моделирование порождающей модели новостного текста в эфире, является наличие и качество «картинки» - изображения. Кадры камеры наружного наблюдения, запечатлевшие врезающийся в одну из башен-близнецов на Манхэттене «Боинг» 11 сентября, не нуждаются в комментариях.

Как добиться максимального распространения новости? Кроме оперативности работы новостной службы необходимо сделать её как можно более обнаруживаемой, считываемой наибольшим количеством браузеров. Отсюда и принципиально иной подход к тексту - в нем должно быть как можно больше ключевых слов, которые станут залогом его успешности, ротации в медийном поле как отдельного государства, так и всемирном, не привязанном к конкретному региону. В этом - объяснение популярности интегративных СМИ, сетевых ресурсов, которыми не гнушается ни один из ведущих федеральных каналов, воспринимая вместе с содержанием и более гибкие, динамичные модели подготовки информационного контента.

Таким образом, на ведущие позиции в области отбора информации для телевизионных новостных служб выходят технологичность информационных продуктов, форматность и способность быть обнаруженными поисковыми системами других СМИ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильева Л.В. Делаем новости! - Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

3. Ильина Т.В., КорбВ.В. «Делаем хорошие новости. Большие и маленькие хитрости профессиональной журналистики». - Омск: ООИПКРО, 2002.

4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2004.

5. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Издательство Московского университета: Наука, 2005.

6. Юнг К.Г. "Архетип и символ". - М.: "Ренессанс", 1991.

On selection of content for modern TV news broadcasting N. Iskandarova

Key words: News broadcasting, selection of news content, self-determination of public opinion, information occasion, efficiency

The article gives a general idea on the methodology of selection of the content for news on federal channels. Thanks to the news the audience becomes knowledgeable for what is going in the world, thus dublic opinion is formed.

The information produced allows not only to choose the occasion, but also actually "to make news ".

The following is requiredfor a qualitative news: "[The news should be] brief/laconic, technological, operative, understandable, fresh, actual and urgent, important, full of content, verified for being true, objective, interesting, and standard".

Besides operative work of news service, aimed at a maximal distribution of the news, the latter should be as more visitable and browsed (on the Internet) as possible. Therefore, a pricipally new approach to the text should be applied; the text should contain as more key words as possible, for they will provide the texts' success both in the media space of a given state, and worldwidely, irrespective of a concrete region.

Thus, the main factors for the best choices for the advanced TV news services are: technological quality of informational products, format, and availability to be found by searching services of other Mass Media systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.