Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / БОРЬБА САМБО / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич

В статье акцентируется вопрос о необходимости определения концептуальных проблем, заложенных непосредственно в нормативных документах, регламентирующих процесс физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в нашей стране. Одной из таких проблем, по мнению автора, является неправильно расставленные приоритеты методического обеспечения процесса формирования умений и навыков выполнения специальных двигательных действий. Эти умения и навыки должны быть базой для освоения более сложных приемов самозащиты, атаки и контратаки. Без устранения данной проблемы невозможны реальные и положительные изменения в динамике уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF PERFORMANCE OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING BY EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article focuses on the need to identify the conceptual problems laid down directly in the normative documents regulating the process of physical training of employees of internal affairs bodies in our country. One of such problems, according to the author, is incorrectly assigned priorities of methodological support of the process of formation skills and abilities to perform special motor actions. These skills should be the basis for mastering more complex techniques of self-defense, attack and counterattack. Without eliminating this problem, real and positive changes in the dynamics of the level of physical fitness of employees of internal affairs bodies are impossible.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

http://scientific-notes.ru/#new-number?id=44 (дата обращения: 01.04.2021).

REFERENCES

1. Bunin, V.Ya., Polyansky V.P. and Zhitzhyagina A.V. (2015), Technique of special physical training: methodical recommendations for seminars, SCOLIPE, Moscow.

2. Bykov N.D., Khvalebo G.V. and Lebedinskaya I.G. (2011), "View of modern technological approaches and their components in teaching the subject "Physical culture", Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism. Scientific works of the XIV International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, Vol. 2, рр. 316-331.

3. Lipatov, V.I. (2004), Vocational and pedagogical orientation ofphysical education of students of a pedagogical university, dissertation, Moscow.

4. Troyanskaya S.L. (2004), Development of general cultural competence of students by means of museum pedagogy: on the example of training future teachers, dissertation, Izhevsk..

5. Khvalebo G.V. (2010), "Modern requirements for training personnel in the field of physical culture and sports", Innovative transformations in physical culture, sports and tourism. Scientific works of the XIII International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, Vol. 2, pp. 33 -333.

6. Chernykh Z.N. and Stepanova G. A. (2016), "Physical culture as a factor in the formation of students' readiness for professional pedagogical activity", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 3 (39), available at: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=44.

Контактная информация: Gkhvalebo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2021

УДК 796.07

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

Аннотация

В статье акцентируется вопрос о необходимости определения концептуальных проблем, заложенных непосредственно в нормативных документах, регламентирующих процесс физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в нашей стране. Одной из таких проблем, по мнению автора, является неправильно расставленные приоритеты методического обеспечения процесса формирования умений и навыков выполнения специальных двигательных действий. Эти умения и навыки должны быть базой для освоения более сложных приемов самозащиты, атаки и контратаки. Без устранения данной проблемы невозможны реальные и положительные изменения в динамике уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, методика физической подготовки, формирование двигательных умений и навыков, борьба самбо, боевые приемы борьбы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p268-273

PROBLEMS OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF PERFORMANCE OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING BY EMPLOYEES OF THE INTERNAL

AFFAIRS BODIES

Victor Anatolyevich Serebryannikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Abstract

The article focuses on the need to identify the conceptual problems laid down directly in the normative documents regulating the process of physical training of employees of internal affairs bodies in our country. One of such problems, according to the author, is incorrectly assigned priorities of methodological support of the process of formation skills and abilities to perform special motor actions. These skills should be the basis for mastering more complex techniques of self-defense, attack and counterattack. Without eliminating this problem, real and positive changes in the dynamics of the level of physical fitness of employees of internal affairs bodies are impossible.

Keywords: physical training, employees of internal affairs bodies, methodology of physical training, the formation of motor skills and abilities, sambo wrestling, fighting techniques of wrestling.

Хороший уровень физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД), их профессиональные компетенции, по правомерному применению физической силы и мер непосредственного принуждения к правонарушителям и преступникам, закреплены нормативными правовыми актами. Поэтому вопросы физической подготовки личного состава правоохранительных органов нашей страны всегда находились и сегодня находятся в приоритете профессиональной подготовки.

Для приобретения должного уровня физической подготовленности все вновь принятые на службу сотрудники ОВД проходят курс физической подготовки в период освоения учебных программ по первоначальной профессиональной подготовке, а курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России изучают дисциплины модуля «Физическая подготовка» на протяжении всего периода обучения. В дальнейшем в процессе служебной деятельности все сотрудники ОВД должны еженедельно посещать практические занятия по физической подготовке в рамках обязательной профессиональной служебной и физической подготовки.

Однако, неизменно большое число происшествий, связанных с ранениями, а подчас и гибелью сотрудников ОВД, в результате неумелого применения физической силы и боевых приемов борьбы, позволяет говорить о значительных пробелах в вопросах физической подготовленности личного состава ОВД. Специалисты в области физической подготовки сотрудников ОВД видят эти проблемы и пытаются их решать, но реальных положительных сдвигов в целом, пока не намечается. По всей видимости, потому что решать эти проблемы им приходится в рамках действующих сегодня нормативных документов по организации физической подготовки сотрудников ОВД [5, 6], в частности, в рамках тех документов, которые в настоящее время определяют концепцию физической подготовки сотрудников ОВД. Полагаем что, прежде чем решать частные проблемы, необходимо выделить наиболее важные, концептуальные, заложенные в эти нормативные документы, и внести в них изменения. Тем более, что в настоящее время, группой специалистов осуществляется разработка нового Наставления.

На наш взгляд, таких проблем несколько и каждая из них требует конкретного рассмотрения. В рамках настоящей статьи остановимся на одной из проблем, связанной с определением особенностей методического обеспечения процесса формирования и совершенствования у сотрудников ОВД профессионально-важных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы. Эта проблема, в принципе, не нова. Она уже возникала почти сто лет назад, когда только формировалась отечественная система физической подготовки сотрудников правоохранительных органов нашей страны. Одни специалисты того времени считали, что процесс обучения сотрудников должен заключаться в освоении наиболее эффективных боевых приемов. Другие авторы стояли на позициях первоочередного формирования у сотрудников специальных двигательных умений и навыков, а уже на их основе в дальнейшем осваивать боевые приемы борьбы. Как известно, приоритет был отдан второму направлению. В результате чего «Спортивный раздел самбо» стал основой для обучения сотрудников правоохранительных органов приемам «Боевого раздела самбо». Близкое родство двух направлений отечественной системы единоборств, спортивного и боевого, значительно повлияло на структуру, содержание и методику фи-

зической подготовки сотрудников правоохранительных органов, так как инструкторско-преподавательский состав подразделений ОВД и специальных учебных заведений МВД СССР, в большинстве случаев комплектовался мастерами спортивного самбо и других видов борьбы. Эти специалисты, как правило, осуществляли учебный процесс сотрудников правоохранительных органов на принципах спортивной тренировки и на этой основе обучали боевым приемам борьбы, важное место в которых имели броски.

Ответ на вопрос, на сколько в действующих сегодня нормативных документах, регламентирующих методику формирования у сотрудников ОВД двигательных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы, сохранился приоритет борцовской техники и являлся целью проведенного нами исследования. В этой связи проведенный нами ретроспективный анализ нормативных документов по организации физической подготовки сотрудников ОВД показал, что в 80-90-х годах прошлого столетия, в период бурного развития в нашей стране восточных видов боевых единоборств (в основном ударного направления), в нормативных документах по организации физической подготовки сотрудников ОВД наметился постепенный отход от принципов борцовской подготовки. Ранее казавшаяся аксиомой, первоначально принятая концепция, что «Спортивный раздел самбо» является базовой основой, на которой формируются необходимые двигательные умения и навыки для успешного освоения сотрудниками ОВД «Боевых приемов борьбы» (термин, также появившийся в 90-е годы вместо «Боевого раздела самбо»), в настоящее время не работает. Так, действующее Наставление по организации физической подготовки сотрудников ОВД (далее - Наставление) [5], в п. 53.1. и 53.2. регламентирует на первых занятиях изучение приемов страховки, самостраховки и элементов акробатики. Все эти упражнения рекомендовано включать в подготовительную часть практических занятий, однако соответствующей учебной темы, в рамках которой бы осваивались данные упражнения, не установлено. Совершенно не регламентируется обучение специальным и подготовительным упражнениям борцов в стойке и партере, на необходимость изучения которых указывают многие специалисты в области физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [2, 3, 7]. Из всей борьбы в партере в п. 59.1. регламентируется только удушающий прием плечом и предплечьем сидя. В п. 58 регламентировано обучение семи броскам, которые в те или иные годы наиболее часто включались в необходимый арсенал приемов самозащиты сотрудников правоохранительных органов: задняя и передняя подножка, задняя подножка с захватом ноги снаружи, бросок через бедро и спину, бросок захватом ног спереди и сзади. Стараясь подчеркнуть прикладную направленность необходимых к освоению бросков, при описании техники их выполнения авторы Наставления, вводят расслабляющий удар как элемент, требуемый для обязательного выполнения, перед проведением броска. Ранее такое требование при выполнении бросков, как приемов самозащиты, мы не встречали ни в нормативных документах, ни в учебно-методической литературе. Исключение может составлять лишь учебное пособие С.Н. Федоткина (1991), в котором автор впервые при описании техники выполнения некоторых бросков в ситуациях, когда предваряющие бросок защитные действия не создают достаточно удобного положения для выведения противника из равновесия и проведения непосредственно броска, предлагает добавить такой элемент как проведение упреждающего удара. Вопрос о том, насколько необходим и всегда ли уместен такой расслабляющий удар при проведении бросков в условиях реального поединка, очень спорный и требует отдельного исследования. По крайней мере, большинство опрошенных нами специалистов в области борьбы о необходимости данного удара категорически утверждают, что он только мешает эффективности проведения броска.

Казалось бы, представленный в Наставлении арсенал бросков вполне соответствует ранее существовавшей концепции физической подготовки сотрудников ОВД, но другой нормативный документ, регламентирующий процесс профессиональной служебной и физической подготовки сводит на нет весь процесс освоения данных бросков [6]. В целях

дифференцированного подхода к обучению сотрудников ОВД, в зависимости от специфики выполнения оперативно-служебных задач, в данном приказе МВД России установлено три уровня физической подготовки. Каждый из этих уровней предусматривает минимальные требования к объему изучаемого учебного материала, в рамках которого осуществляется их обязательная физическая подготовка и проверка, а именно:

- первый уровень - специальная физическая подготовка (для сотрудников отрядов специального назначения подразделений по контролю за оборотом наркотиков, отделов (отделений, групп) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите);

- второй уровень - усиленная физическая подготовка (для сотрудников полиции, за исключением сотрудников отрядов специального назначения подразделений по контролю за оборотом наркотиков, отделов (отделений, групп) физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите);

- третий уровень - базовая физическая подготовка (для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции).

Исходя из данной дифференциации, броски в полном объеме изучают только сотрудники, относящиеся к первому уровню подготовки. Сотрудники, относящиеся ко второму уровню подготовки, а таких в системе МВД России большинство, осваивают только бросок - задняя подножка. Сотрудники третьего уровня подготовки вообще не изучают технику выполнения бросков.

При этом необходимо отметить, что в период с 2012 по 2018 год техника выполнения бросков ни разу не была включена в перечень задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, которые в соответствии с требованиями действующего тогда Наставления ежегодно разрабатывались ДГСК МВД России и направлялись в органы, организации и подразделения МВД России для осуществления контроля уровня владения сотрудниками полиции боевыми приемами борьбы. А раз эти приемы не подвергались контролю, то, как показали собеседования с сотрудниками полиции, обучающимися по заочной форме, и опыт проведения с ними практических занятий по физической подготовке, во многих подразделениях ОВД на практических занятиях в системе профессиональной служебной и физической подготовки в последние годы броски практически не изучаются. Соответственно не изучаются приемы борьбы в партере, приемы страховки и самостраховки, специальные подготовительные упражнения и элементы акробатики, то есть упражнения, развивающие ловкость и предупреждающие спортивный травматизм.

Таким образом, проведенные нами исследования подтверждают, что в настоящее время в системе физической подготовки сотрудников ОВД произошел отход от принципов и методики традиционной системы подготовки сотрудников силовых структур, основанной на том, что «Спортивный раздел самбо» является основой освоения боевых приемов борьбы. Произошло изменение приоритетов в сторону освоения ударной техники и конкретных приемов, выполняемых в строго определенных стандартных условиях. Указанные обстоятельства породили кризис методического обеспечения практических занятий по физической подготовке сотрудников ОВД. Вместо того, чтобы поэтапно обучать сотрудников ОВД системе двигательных действий, когда простые двигательные умения становятся фоновыми двигательными навыками для освоения более сложных двигательных умений, позволяющих сотрудникам различные ситуации служебной деятельности приводить к условиям эффективного применения своих, отработанных до уровня навыка, боевых приемов борьбы, на практике происходит обучение сотрудников, до уровня умения, отдельно взятым приемам для применения в той или иной ситуации. При этом любое изменение исходной позиции в ситуации применения физической силы и боевых приемов борьбы рассматривается как новый прием. В целом, это негативно сказывается на уровне физической подготовленности сотрудников ОВД. В связи с этим полагаем, что нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение физической подготов-

ки сотрудников ОВД, должны быть нацелены, в первую очередь, на формирование системы специальных двигательных умений и навыков, которые в конечном итоге позволяли бы сотрудникам выполнять сложные действия самозащиты, атаки и контратаки. При этом, конкретные боевые приемы в этих действиях могут быть только одним из элементов. Конечно, в настоящее время в нашей стране помимо «Спортивного раздел самбо» существует большое количество других единоборств, которые возможно могли бы стать базовой основой формирования у сотрудников ОВД базовых двигательных умений и навыков. Некоторые специалисты предлагают в качестве таковых использовать бокс или кикбоксинг [1, 4]. Однако в данном случае необходимо очень внимательно рассматривать целеполагающие задачи физической подготовки сотрудников ОВД, заключающиеся, с одной стороны в законном задержании правонарушителя или преступника, с минимальным ущербом для его здоровья, а с другой стороны - безопасным (как для самого сотрудника, так и для правонарушителя) доставлением его по месту назначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганченко И.О. Проблемы бокса как базового вида подготовки к комплексному единоборству в правоохранительных структурах / И.О. Ганченко, М.В. Антонюк // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 43-47.

2. Повышение уровня технических умений выполнения приемов спортивной борьбы у курсантов вузов министерства внутренних дел России / В.М. Гуралев, В.М. Дворкин, О.В. Дмух, В.Н. Уланов, И.В. Вовденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 118-121.

3. Захаров А.В. Формирование двигательного навыка с элементами единоборств для абитуриентов образовательных организаций МВД России / А.В. Захаров, Б.В. Шилакин, Р.Я. Мамедов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 93-95.

4. Исаев Р.А. Эффективность внедрения базовой методики кикбоксинга в профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел России / Р.А. Исаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 99-102.

5. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 (ред. от 27.07.2020) // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 21.08.2021).

6. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (ред. от 25.01.2021) // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71977330/ (дата обращения: 21.08.2021).

7. Шилакин, Б.В. Координационные способности, как основа освоения и совершенствования умений и навыков боевых приемов борьбы курсантами вузов МВД России / Б.В. Шилакин, А.В. Захаров, А. Д. Калиненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 303-306.

REFERENCES

1. Ganchenko, I.O. and Antonyuk, M.V. (2011), "Boxing problems as a basic type of training for complex martial arts in law enforcement structures", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 43-47.

2. Guralev, V.M., Dvorkin ,V.M., Dmukh, O.V., Ulanov, V.N. and Vovdenko, I.V. (2019), "Increasing the level of technical skills of performing the techniques of sports wrestling among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 118-121.

3. Zakharov, A.V., Shilakin B.V. and Mamedov R.Ya. (2017) "Formation of motor skills with elements of martial arts for applicants of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 93-95.

4. Isaev, R.A. (2018), "Effectiveness of introducing the basic kickboxing methodology into the professional training of employees of the internal affairs bodies of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 99-102.

5. Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (2015), "About the adoption of the Manual on the organization of physical training in law-enforcement of the Russian Federation", The order of the of July 1, 2017 No. 450, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/.

6. Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (2018), "On approval of the Procedure for organizing personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation", The order of the of May 5, 2018 No. 275 (cor. 25.01.2021), available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71977330/.

7. Shilakin, B.V., Zakharov, A.V. and Kalinenko, A.D. (2018), "Coordination abilities as the basis for mastering and improving the skills and abilities of combat techniques of struggle by cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 303-306.

Контактная информация: sportdvui@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2021

УДК 796.015.686

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ СЕРДЦА НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ У

СТУДЕНТОВ

Юлия Николаевна Серикова, старший преподаватель, Елена Викторовна Ступина,

старший преподаватель, Российский технологический университет - МИРЭА, Москва; Анастасия Николаевна Рогозина, старший преподаватель, Московский государственный университет спорта и туризма

Аннотация

Цель. Оценить уровень реакции сердечно-сосудистой системы и работоспособности сердца при физической нагрузке у студентов по функциональному показателю «Проба Руфье». Материалы и методы. Метод анализа и обобщения научно-методической литературы; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Результаты. Проблема повышения работоспособности будущих выпускников вузов является актуальной в первую очередь для системы физического воспитания. Работоспособность как один из числа компонентов, которые определяют уровень и качество профессиональной деятельности, напрямую зависит от развития выносливости, которая, в свою очередь, лимитирована уровнем эффективности и продуктивности функционирования вегетативных систем, в том числе сердечно-сосудистой системы. С целью оценки адаптационных возможностей сердца, его реакцию на нагрузку, как одного из важнейших показателей общей работоспособности, было проведено тестирование студентов, функциональной пробой явилась «Проба Руфье». Данные испытуемых демонстрируют низкий уровень индекса Руфье, среднее значение которого находится в пределах «удовлетворительно». Выводом данного исследования является необходимость совершенствования системы физического воспитания в вузе, через увеличение часов обязательного посещения занятий, также повышения заинтересованности студентов в занятиях через поиск новых средств и методов работы, и их систематическое обновление.

Ключевые слова: работоспособность, выносливость, Проба Руфье, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p273-276

PECULIARITIES OF HEART RESPONSE TO PHYSICAL EXERCISE AMONG THE

STUDENTS

Yulia Nikolaevna Serikova, the senior teacher, Elena Viktorovna Stupina, the senior teacher, Russian Technological University - MIREA, Moscow; Anastasia Nikolaevna Rogozina, the senior teacher, Moscow State University of Sport and Tourism

Abstract

Target. To assess the level of reaction of the cardiovascular system and working capacity of the heart during physical activity among the students according to the functional indicator "Rufier's test". Ma-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.