Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНОЙ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНОЙ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аладьева Наталья Викторовна

ǾȍȓȤȦ ȘȈȉȖȚȣ ȧȊȓȧȍȚșȧ ȈȕȈȓȐȏ ȗȘȖȉȓȍȔȣ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȋȖ ȒȖȕȚȘȖȓȧ șȚț-ȌȍȕȚȖȊ Ȋ ǸȖșșȐȑșȒȖȑ ǼȍȌȍȘȈȞȐȐ Ȋ ȟȈșȚȕȖșȚȐ ȕȍ ȘȍȋțȓȧȘȕȖșȚȤ Ȑ ȕȍ șȊȖ-ȍȊȘȍȔȍȕȕȖșȚȤ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȐȝ ȖșȔȖȚȘȖȊ ȖȉțȟȈȦȡȐȝșȧ Ȋ ȖȉȘȈȏȖȊȈȚȍȓȤȕȣȝ ȖȘȋȈȕȐȏȈȞȐȧȝ ȊȣșȠȍȋȖ ȖȉȘȈȏȖȊȈȕȐȧ Ǭȓȧ ȥȚȖȋȖ ȗȘȖȊȖȌȐȓșȧ șȉȖȘ Ȑ ȈȕȈ-ȓȐȏ ȕȖȘȔȈȚȐȊȕȖ ȗȘȈȊȖȊȖȑ ȉȈȏȣ ȘȍȋțȓȐȘțȦȡȍȑ ȒȈȓȍȕȌȈȘȤ Ȑ ȗȖȘȧȌȖȒ ȗȘȖȊȍȌȍȕȐȧ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȋȖ ȖșȔȖȚȘȈ șȚțȌȍȕȚȖȊ ȖșȕȖȊȕȖȑ șȗȍȞȐȈȓȤȕȖȑ Ȑ ȗȖȌȋȖȚȖȊȐȚȍȓȤȕȖȑ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȑ ȋȘțȗȗȣ ȍȋȖ ȖȉȧȏȈȚȍȓȤȕȖșȚȤ Ȍȓȧ șȚț-ȌȍȕȚȖȊ șȗȖȘȚșȔȍȕȖȊ Ȑ șȚțȌȍȕȚȖȊ Ȋșȍȝ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȐȝ ȋȘțȗȗ Ȉ ȚȈȒȎȍ ȖȗȘȖș șȚțȌȍȕȚȖȊ Ȗȉ Ȑȝ ȖȚȕȖȠȍȕȐȐ Ȓ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȔț ȒȖȕȚȘȖȓȦ Ȑ Ȗ ȘȍȈȓȤȕȣȝ ȗȘȖ-ȉȓȍȔȈȝ ȒȖȚȖȘȣȔȐ șȚȖȓȒȕțȓȐșȤ șȚțȌȍȕȚȣ Ȋ ȊȖȗȘȖșȈȝ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȋȖ Ȗȉ-șȓȍȌȖȊȈȕȐȧ Ǫ șȚȈȚȤȍ ȘȈșȒȘȣȚȈ ȗȘȖȉȓȍȔȈ ȏȌȖȘȖȊȤȍșȉȍȘȍȎȍȕȐȧ șȚțȌȍȕȚȖȊ ȗȖșȘȍȌșȚȊȖȔ ȊȣȧȊȓȍȕȐȧ ȕȍșȖȖȚȊȍȚșȚȊȐȑ Ȋ ȔȍȎȊȍȌȖȔșȚȊȍȕȕȖȔ ȏȈȒȖȕȖȌȈ-ȚȍȓȤșȚȊȍ ǸȖșșȐȑșȒȖȑ ǼȍȌȍȘȈȞȐȐ ǷȘȍȌȓȈȋȈȍȚșȧ ȊȖȏȔȖȎȕȖȍ ȘȍȠȍȕȐȍ ȗȘȖ-ȉȓȍȔ ȔȍȌȐȞȐȕșȒȖȋȖ ȖȉșȓȍȌȖȊȈȕȐȧ șȚțȌȍȕȚȖȊ Ȍȓȧ ȏȈȕȧȚȐȑ ȜȐȏȒțȓȤȚțȘȕȖ șȗȖȘȚȐȊȕȖȑ ȌȍȧȚȍȓȤȕȖșȚȤȦ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аладьева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MEDICAL EXAMINATION OF YOUTH STUDENTS FOR THE DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION"

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¿HOG RI PHGLFDO H[DPLQDWLRQ 7KH DUWLFOH UHYHDOV WKH SUREOHP RI KHDOWK\ VDYLQJ RI VWXGHQWV E\ LGHQWLI\LQJ LQFRQVLVWHQFLHV LQ WKH LQWHUGHSDUWPHQWDO OHJLVODWLRQ RI WKH 5XVVLDQ )HGHUDWLRQ 3RVVLEOH VROXWLRQV WR WKH SUREOHPV RI PHGLFDO H[DPLQDWLRQ RI VWXGHQWV IRU H[HUFLVH DQG VSRUWV DFWLYLWLHV DUH SURSRVHG

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНОЙ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №2

Н.В. ЛлАДЬЕВА

Проблемы медицинского обследования

студенческой молодежи для занятий дисциплиной «физическая культура»

(Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь; e-mail: aladjeva73@mail.ru)

Целью работы является анализ проблемы медицинского контроля студентов в Российской Федерации, в частности не регулярность и не своевременность медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для этого проводился сбор и анализ нормативно-правовой базы, регулирующей календарь и порядок проведения медицинского осмотра студентов основной, специальной и подготовительной медицинской группы, его обязательность для студентов-спортсменов и студентов всех медицинских групп, а также опрос студентов об их отношении к медицинскому контролю и о реальных проблемах, с которыми столкнулись студенты в вопросах медицинского обследования. В статье раскрыта проблема здоровьесбережения студентов посредством выявления несоответствий в межведомственном законодательстве Российской Федерации. Предлагается возможное решение проблем медицинского обследования студентов для занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

Ключевые слова: здоровьесбережение; медицинский контроль; студенты; физическая культура; спорт; медицинский допуск; группы здоровья.

Медицинские обследования обучающихся Российской Федерации для занятий физической культурой и спортом - это комплексное явление, которое затрагивает одновременно три отрасли государственных властных структур: Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России). Данными министерствами в процессе нормотворчества был урегулирован вопрос медицинского контроля студентов образовательных организаций высшего образования России. Так федеральным законодательством в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта декларируется значимость здоровьесбережения обучающихся. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», организация физического воспитания в образовательных организациях должна включать в себя обязательное проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания, а также проведение

ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся [3]. Соответственно именно образовательные организации высшего образования должны проводить медико-педагогический контроль своих студентов и контролировать их гармоничное развитие посредством влияния физической культуры и спорта на обучающихся. Данное положение вещей считается логичным, так как именно в образовательных организациях высшего образования возможен продолжительный и эффективный мониторинг состояния здоровья обучающихся посредством медико-педагогического контроля.

Однако имеют ли образовательные организации высшего образования права на осуществление именно медицинского контроля обучающихся на территории Российской Федерации? Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями, но вместе с этим данным законом исключается оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение медицинских осмотров и диспансеризации [1]. Одновременно Федеральный закон указывает на то, что оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях может осуществляться в том случае, если эта образовательная организация безвозмездно предоставляет медицинской организации помещение, которое соответствует условиям и требованиям для оказания указанной помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» декларирует, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя множество мероприятий, некоторые из которых - это профилактика и диагностика заболеваний и состояний, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения [2]. При этом закон указывает, что медико-санитарная помощь организовывается таким образом, чтобы гражданам было удобно получать её за счёт приближения к месту их основной занятости, например к месту обучения.

Однако стоит отметить, что не во всех образовательных организациях высшего образования присутствуют помещения для медицинского контроля обучающихся, так как процедура открытия медицинского кабинета при образовательной организации является достаточно сложной в плане договоренности с медицинской организацией и требует обоснования необходимости данного кабинета. Государственное регулирование медицинских кадров учитывает плотность населения на определенной территории, выделяет определенное количество должностей и распределяет численность врачей по отдельным специальностям и среднего медицинского персонала по субъектам России.

Плотность населения рассчитывается с учетом регистрации граждан по месту проживания либо пребывания, но далеко не все обучающиеся являются жителями того города, где находится образовательная организация высшего образования, в которую они поступили с целью обучения в ней. Например, многие студенты, прибывшие в город по месту нахождения образовательной организации высшего образования, не проходят регистрацию по месту пребывания, а перепись населения в Российской Федерации проходит один раз в десять лет, что не может дать оперативный и полный статистический обзор текущего состояния плотности населения, и соответственно разряжает население города, в котором находится образовательная организация высшего образования. Данное фактическое положение вещей порой не даёт медицинским организациям основания для выделения своих специалистов для работы в образовательной организации высшего образования со студентами и проведения медицинского контроля обучающихся непосредственно на территории образовательной организации. Зачастую образовательные организации заключают прямой частный договор с медицинскими организациями для функционирования медицинского кабинета и при этом в нем работает средний медицинский персонал, что ограничивает функциональность медицинского контроля в образовательной организации с участием медицинских специалистов.

Вместе с этим совершеннолетние студенты имеют право прикрепиться к городской поликлинике, находящейся в районе места его пребывания и территориально наиболее приближённой к месту его обучения. Стоит отметить, что данный процесс не курируется ни образовательной организацией, ни какими-либо другими государственными органами в вопросе поддержки и руководства студента в данной процедуре, что может стать причиной стресса для только что прибывшего в новый город студента. Прикрепленные обучающиеся получают право в том числе проходить профилактические медицинские осмотры в выбранной ими медицинской организации. Прохождение именно данных медицинских осмотров необходимо обучающимся для допуска их к занятиям физической культурой и спортом в образовательной организации высшего образования. Согласно предписаниям Минспорта России, лицо, которое желает заниматься физической культурой и спортом, может быть принято в организацию для занятий физической культурой и спортом и допущено к выполнению нормативов только при наличии у данного лица документов, которые подтверждают прохождение медицинского осмотра [3]. Порядок и организация данного медицинского осмотра регламентируются Минздравом России, где говорится, что лица, которые желают заниматься физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования, обязаны следовать определенному порядку при прохождении медицинского

осмотра [4]. В свою очередь Минобрнауки России декларирует в своем Приказе от 1 декабря 1999 г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» частоту процедуры медицинских осмотров обучающихся, которая с целью осуществления врачебного контроля за состоянием здоровья студентов, занимающихся физической культурой и спортом, должна проводиться ежегодно с распределением на медицинские группы, в соответствии с действующими инструкциями по организации физического воспитания в образовательных учреждениях [5].

После прохождения процедуры медицинского осмотра студенту выдается допуск для занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Это отдельный документ и его не стоит путать со справкой формы 086-у, которая является обязательной во многих образовательных организациях высшего образования в России при подаче документов абитуриентом. На основании справки 086-у студент может получить допуск к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью все также обратившись в медицинскую организацию и пройдя медицинский осмотр. При этом допуск может относить студента к I (основной), II (подготовительной) либо к III и IV (специальной) группе здоровья и, как указано в Приказе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях», далее распределение студентов для проведения практических занятий по физической культуре и спорту производится по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное [7]. Из текста Приказа и юрисдикции органа, принявшего его, подразумевается, что данное распределение выполняется образовательной организацией с учетом медицинского заключения, возраста, пола, физического развития и подготовленности, интересов студента [7]. Однако здесь назревает резонный вопрос о том, может ли образовательная организация, ссылаясь только лишь на опытность своих преподавателей и тренеров, производить медицинский контроль и распределение обучающихся по учебным отделениям без наличия в образовательной организации высшего образования медицинских специалистов, которые могут провести дополнительные тесты при наличии у студента допуска из медицинской организации? Так фактически на современном этапе медицинский допуск обучающимся даётся на основании данных осмотра и беседы студента с терапевтом, если у терапевта нет данных о хронических заболеваниях и статусе учета студента у специалистов медицинской организации. По факту студент, который приезжает в новый город и обращается в медицинскую организацию для получения медицинского допуска к занятиям физкультурно-спортивной

деятельностью, может утаить либо не знать полного анамнеза своего состояния здоровья и тем самым, желая того или нет, скрыть необходимую важную информацию о своём фактическом состоянии здоровья, о ранее перенесённых заболеваниях, о хронических заболеваниях, которые находятся в карточке студента в медицинской организации в его родном городе. Исходя из этого становится ясно что, не смотря на множество нормативных правовых актов, регулирующих вопрос медицинского допуска студентов к физкультурно-спор-тивной деятельности, в России нет достаточного практического апробирования и исследования данного вопроса, из-за чего ставится под угрозу здоровье обучающихся, а особенно обучающихся, приехавших из других городов, так как терапевт, который не имел дело с определенным пациентом ранее и из-за не налаженной коммуникации между органами здравоохранения и органами образования в нашем государстве и отсутствия обязательного электронного документооборота между ведомствами, может, на основании проведенной беседы со студентом, определить обучающегося в несоответствующую ему медицинскую группу здоровья, тем самым ставя под угрозу гармоничное физическое и психологическое развитие обучающегося, его здоровье и успеваемость.

При этом Минздрав России в своем Приказе № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры» указывает на то, что медицинское обеспечение массового спорта и физической культуры предусматривает унификацию подходов и требований по допуску к занятиям массовыми видами спорта и физической культурой с учетом функциональных и возрастных возможностей и методики контроля за состоянием здоровья занимающихся, а также совершенствование контрольно-разрешительной системы по выдаче разрешений различным организациям на проведение спортивно- и физкультурно-оздоровительной деятельности и обеспечение медицинского контроля за здоровьем занимающихся и адекватностью нагрузки [6]. Это говорит о том, что вектор решения проблемы медицинского обеспечения обучающихся в физ-культурно-спортивной деятельности задан данным Приказом еще в 2001 г., но, в силу неопределенных обстоятельств, развитие системы медицинского контроля в данном вопросе заторможено.

Так, например, в вышеуказанном Порядке медицинского осмотра для допуска к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью Минздрав России ссылается на Приказ № 124, который уже утратил силу - это говорит о невнимании государства к вопросу здоровьесбере-жения граждан и недолжным образом урегулированного вопроса организации медицинского контроля совершеннолетнего населения для занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

Мы провели письменный опрос студентов Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь с целью выявления наиболее актуальных проблем, с которыми столкнулись обучающиеся при прохождении процедуры профилактического медицинского осмотра. Согласно собранной информации перед началом 2019-2020 учебного года все студенты прошли медицинский осмотр для занятий физической культурой в Университете (250 человек), при этом 22 студента получили частичное освобождение от занятий. В следующем учебном году в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной новой коронавирусной инфекцией СОУШ-19, 10% студентов вовсе не прошли профилактический медицинский осмотр из-за занятости медицинских организаций, а в 2021-2022 учебном году их количество сократилось втрое. В 2020-2021 учебном году 25% студентов отметили, что не успели пройти медицинский осмотр вовремя, там как процедура заняла у них больше месяца. 96% студентов отметили в опросе, что осознают значение профилактических медицинских осмотров для их здоровья и что профилактика нужна для того, чтобы быть здоровым. На вопрос о своевременности приема большинство студентов ответили, что приходилось долго ждать, некоторые медицинские специалисты просили подождать в коридоре, а некоторые - прийти завтра. 67% студентов на вопрос «Какое количество времени на ваш взгляд должен занимать профилактический медицинский осмотр?» предложили от двух дней до недели. При этом 70% студентов ответили, что больше всего им не понравилась в процедуре медицинского осмотра компетентность персонала, а 67% - количество затраченного времени на эту процедуру, 49% отметили несоблюдение на их взгляд гигиенических норм в медицинской организации.

Основными проблемами при прохождении процедуры профилактического медицинского осмотра студенты отметили: очередь у кабинетов медицинских специалистов, не соблюдение времени приема, долгое оформление обходного листа и заключения, коммуникабельность врачей. На вопрос «С чем связаны на Ваш взгляд обозначенные проблемы?» 95% студентов предположили, что это связано с тем, что в медицинских организациях недостаточное количество специалистов, принимающих в рамках государственных гарантий доступности медицины. 75% посчитали, что данные проблемы связаны с неправильным распределением времени приема. Вместе с этим на вопрос «Достаточно ли внимательно вас обследовали врачи при медицинском осмотре?» 10% студентов ответили «Нет». Одновременно с этим на вопрос о том, каким образом можно устранить проблемы процедуры медицинского осмотра, из предложенных возможных вариантов 66% опрошенных отметили, что изменения в законодательстве должны поспособствовать устранению проблем и 95% выбрали вариант организации отдельных поликлиник при образовательных организациях высшего образования.

Результаты опроса говорят о том, что фактически организация медицинского обследования обучающихся для занятий физической культурой и спортом не состоятельна и требует совершенствования и, возможно, реформации. Обучающиеся, во исполнение законодательных предписаний, обязаны ежегодно в целях профилактики заболеваний и допуска их к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью посещать медицинскую организацию, организационная система которой фактически такова, что вынуждает студентов затрачивать большое количество времени на установленные нормативно-правовым порядком процедуры таким образом, что их целью сложно назвать сохранение благополучия и здоровья граждан. Так Минздрав России декларирует приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента при организации оказания медицинской помощи с учетом рационального использования его времени, а также доступность и качество медицинской помощи наличием необходимого количества медицинских специалистов и уровнем их квалификации [2]. Однако, учитывая эмпирические данные нашего исследования, которые свидетельствуют о том, что практически данные предписания не выполняются, представляется возможным заявить о том, что медицинский контроль обучающихся для занятий физкультурно-спортивной деятельностью - это слабое звено в цепочке здравоохранения.

У такого понятия, как медицинский контроль, есть множество определений на современном этапе его развития. Однако наиболее полное и точное определение, на наш взгляд, было дано профессором В.Б. Ру-бановичем, согласно которому медицинский контроль - это система медицинских наблюдений, направленная на эффективное использование физической культуры и спорта, на формирование и укрепление здоровья и спортивное совершенствование занимающихся, основными задачами которого являются изучение и оценка состояния здоровья и решение вопроса о допуске с учётом показаний и противопоказаний к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, контроль за состоянием здоровья занимающихся в ходе их занятий физкультурой и спортом, оценка влияния тренировочного режима на организм студентов, обоснование рационального режима занятий для различных групп занимающихся, организация лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий для занимающихся, а также разработка новых методов врачебных наблюдений за занимающимися физической культурой и спортом [10, с. 10]. Итак, как мы видим, большинство из основных задач медицинского контроля должно выполняться именно педагогическими работниками, а в частности преподавателем физической культуры и спорта в непрерывном процессе физического воспитания обучающихся. Исследования [8; 10] указывают на то, что реализация основных задач медицинского контроля должна иметь комплексный

характер, что означает совместный труд медицинских и педагогических работников.

Исходя из всех изученных и полученных материалов данного исследования нами выдвигаются следующие предложения для решения проблем медицинского обследования российских студентов:

- ведомствам необходимо разработать общий регламент организации и осуществления медицинского контроля обучающихся для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации;

- разработать систему электронного документооборота по вопросам медико-педагогического контроля и врачебного контроля российских студентов; которая, исходя из изученных авторами федеральных проектов и информации, полученной во время интервьюирования сотрудников Департамента здравоохранения г. Севастополя, по сути разработана, но не применяется;

- организовать отдельный статистический сбор информации по обучающимся, которые приехали из других городов;

- вычленить в нормативно-правовом аспекте обучающихся в вопросе профилактических медицинских осмотров из массы совершеннолетнего населения;

- разработать отдельную ветвь медицинских организаций для обеспечения медицинского контроля российских студентов при образовательных организациях высшего образования.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101 fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/ (Дата обращения 14.04.2022)

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/03764148a1ec0889d20135a4580f8aa76bbf364b/#dst100480 (Дата обращения 22.04.2022)

3. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция) URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/d6d6436c86df49e7a535ac4 0474ba6df422744b7/ (Дата обращения 21.04.2022)

4. Приказ Минздрава России от 23 октября 2020 г. № 144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях

и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_370001/ (Дата обращения 24.04.2022)

5 Приказ Минобразования России от 1 декабря 1999 г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=2890 73#VPSpO4TekZ9soISD2/ (Дата обращения 24.04.2022)

6. Приказ Минздрава России от августа 2001 г. №337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_101251/ (Дата обращения 24.04.2022)

7. Приказ Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 №777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=311471#hmSuO4TMuBFyy iN91/ (Дата обращения 23.04.2022)

8. Аладьева Н.В., Василюк А.А. Комплексный врачебный контроль студентов всех групп здоровья для занятий физической культурой в современном профессиональном образовании // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью. Материалы II международного форума. Севастополь, 2021. С. 4-8.

9. Ваторопина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве // Концепт. 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdoroviesberezhenie-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (Дата обращения 18.04.2022)

10. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 253 с.

11. Суханова А.А. Реализация конституционных ценностей в государственном программном направлении Российской Федерации по обеспечению развития социокультурной сферы // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2019. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/realizatsiya-konstitutsionnyh-tsennostey-v-gosudarstvennom-programmnom-napravlenii-rossiyskoy-federatsii-po-obespecheniyu-razvitiya (Дата обращения 18.04.2022)

Сведения об авторе

Аладьева Наталья Викторовна - заведующая кафедрой физического воспитания и спорта Филиала Московского государственного университета

имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь, Россия. E-mail: aladjeva73@

mail.ru.

Problems of medical examination of youth students for the discipline

«physical education»

Aladeva N.V.

The article is aimed at analyzing the problem of medical control of students in the Russian Federation, in particular the lack of regularity and timeliness of medical examinations of students in educational organizations of higher education. Forthis purpose, the collection and analysis of the legal framework governing the calendar and procedure for the medical examination of students of the basic, special and preparatory medical group, its obligatory for student athletes and students of all medical groups, as well as a survey of students about their attitudes towards medical supervision and about the real problems that students faced in the field of medical examination. The article reveals the problem of healthy saving of students by identifying inconsistencies in the interdepartmental legislation of the Russian Federation. Possible solutions to the problems of medical examination of students for exercise and sports activities are proposed.

Key words: health saving; medical control; students; Physical Culture; sport; medical clearance; health groups.

References

1. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ (Eds. 02.07.2021) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated December 29, 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation»] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86 593a129a34d96d3c/ (Accessed 14.04.2022)

2. Federal'nyi zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (Eds. 02.07.2021) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Federal Law dated November 11, 2011 No. 323-FZ «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation»] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12 1895/03764148a1ec0889d20135a4580f8aa76bbf364b/#dst100480 / (Accessed 22.04.2022)

3. Federal'nyi zakon ot 04.12.2007 N 329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» (last Eds.) [Federal Law dated December 4, 2007 No. 329-FZ «On physical culture and sports in the Russian Federation»] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/d6d6436c86df49e7a5 35ac40474ba6df422744b7/ (Accessed 21.04.2022)

4. Order of the Ministry of Health of Russia dated October 23, 2020 No.1144n «On approval of the procedure for organizing the provision of medical care to people involved in physical culture and sports (including in the preparation and holding of sports events and sports events), including the procedure for medical examination of persons wishing to undergo sports training, engage in physical culture and sports in organizations and (or) fulfill the standards of tests (tests) of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» and forms of medical reports on admission to participate in physical

culture and sports events »] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_370001/ (Accessed 24.04.2022)

5. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 1 dekabrya 1999 g. №1025 «Ob organizacii processa fizicheskogo vospitaniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah nachal'nogo, srednego i vysshego professional'nogo obrazovaniya» [Ministry of Science and Higher Education. Order of the Ministry of Education of Russia of December 1, 1999 №1025 «On the organization of the process of physical education in educational institutions of primary, secondary and higher vocational education»] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase=EXP&n=289073#VPSp04TekZ9soISD2/ (Accessed 24.04.2022).

6. Prikaz Minzdrava Rossii ot avgusta 2001 g. № 337 «O merah po dal'nejshemu razvitiyu i sovershenstvovaniyu sportivnoj mediciny i lechebnoj fizicheskoj kul'tury» [Ministry of Health. Order of the Ministry of Health of Russia dated August 2001 No. 337 «On measures for the further development and improvement of sports medicine and physical therapy»] URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=289073#VPSpO4 TekZ9soISD2/ (Accessed 24.04.2022)

7. Prikaz Gosudarstvennogo Komiteta Rossijskoj Federacii po vysshemu obrazovaniyu ot 26.07.1994 № 777 «Ob organizacii processa fizicheskogo vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah» [Order of the State Committee of the Russian Federation for Higher Education dated July 26, 1994 No. 777 «On the organization of the process of physical education in higher educational institutions»] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=EXP&n=311471#hmSuO4TMuBFyyiN91/ (Accessed 23.04.2022)

8. Alad'eva N.V., Vasilyuk A.A. Kompleksnyj vrachebnyj kontrol' studentov vsekh grupp zdorov'ya dlya zanyatij fizicheskoj kul'turoj v sovremennom professional'nom obrazovanii [Comprehensive medical control of students of all health groups for physical education in modern vocational education]. Problemy i perspektivy razvitiya sovremennoj gumanitaristiki: pedagogika, metodika prepodavaniya, filologiya, organizaciya raboty s molodezh'yu. Materialy II mezhdunarodnogo foruma. Sevastopol', 2021. pp. 4-8. (In Russ.).

9. Vatoropina S.V. Zdorov'esberezhenie v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [Health saving in the modern educational space]. Koncept. 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve/ (Accessed 18.04.2022) (In Russ.)

10. Rubanovich V.B. Vrachebno-pedagogicheskij kontrol' pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj : uchebnoe posobie [Medical and pedagogical control during physical education classes: a tutorial]. Moscow: Yurayt Publ. 2019. 253p. (In Russ.).

11. Suhanova A.A. Realizaciya konstitucionnyh cennostej v gosudarstvennom programmnom napravlenii Rossijskoj Federacii po obespecheniyu razvitiya sociokul'turnoj sfery [Implementation of constitutional values in the state program direction of the Russian Federation to ensure the development of the socio-cultural sphere]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta.

Seriya: Pravo. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-konstitutsionnyh-tsennostey-v-gosudarstvennom-programmnom-napravlenii-rossiyskoy-federatsii-po-obespecheniyu-razvitiya (Accessed 18.04.2022). (In Russ.)

About the author

Aladyeva Natalya V. - Head of the Department of Physical Education and Sports ofthe Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in the city of Sevastopol, Russia. E-mail: aladjeva73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.