Научная статья на тему 'Проблемы материально-технического обеспечения провинциальных школ в 1920-х годах'

Проблемы материально-технического обеспечения провинциальных школ в 1920-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ПРОВИНЦИЯ / ВСЕОБЩЕЕ СЕМИЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА / NEW SOVIET SCHOOL / PROVINCE / GENERAL 7-YEAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малышева Оксана Владимировна

Статья посвящена вопросам материально-технического обеспечения школ, расположенных в провинции, в 1920-х гг. Автором поднимается проблема финансирования и его влияния на формирование новой советской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of province schools material support in the 1920s

The paper is devoted to the questions of material support of province schools in the 1920s. The author brings up a problem of financing and its influence on the new Soviet school forming.

Текст научной работы на тему «Проблемы материально-технического обеспечения провинциальных школ в 1920-х годах»

О. В. Малышева

ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ В 1920-х ГОДАХ

Работа представлена кафедрой отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. Н. Фурсов

Статья посвящена вопросам материально-технического обеспечения школ, расположенных в провинции, в 1920-х гг. Автором поднимается проблема финансирования и его влияния на формирование новой советской школы.

Ключевые слова: новая советская школа, провинция, всеобщее семилетнее образование.

O. Malysheva

PROBLEMS OF PROVINCE SCHOOLS’ MATERIAL SUPPORT

IN THE 1920S

The paper is devoted to the questions of material support of province schools in the 1920s. The author brings up a problem of financing and its influence on the new Soviet school forming.

Key words: new Soviet school, province, general 7-year education.

Государственная политика в сфере обра- имела ярко выраженный классовый и идеоло-зования в первое десятилетие советской власти гический характер и была направлена на лик-

видацию старой школы и создание принципиально новой системы [9, с. 33]. Социалистическая реконструкция хозяйства требовала все большего количества специалистов, подготовка которых должна была осуществляться уже в других политических и экономических условиях. Большие изменения произошли в сети средних школ. В первой пятилетке в стране начинает осуществляться выполнение программы по всеобщему начальному обучению. На этом правительство не останавливается и прилагает усилия в деле распространения всеобщего семилетнего образования.

После революционных событий 1917 г. в стране начинаются коренные преобразования во всех сферах жизни. Основные мероприятия школьной реформы проводились на местах и в период Гражданской войны. Именно в это время создается управленческий аппарат: губернские и уездные отделы народного образования, школьные советы. На первом этапе решались задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения.

В первые годы советской власти правительство увеличило ассигнования на образование. Эти действия способствовали открытию новых учебных заведений. Если в 1915 г. работали 105 524 школы (с 7 896 249 учащимися), то к 1921 г. число их увеличилось до 118 398 (с 9 780 699 учащимися) [11, с. 35].

Елецкий, Липецкий, Лебедянский, Ра-ненбургский и Задонский уезды входили в состав Орловской, Тамбовской, Рязанской и Воронежской губерний [2, с. 1].

В 1920-е гг. в Ельце имелось 10 начальных школ (I ступени), одна школа II ступени (5-9-е классы), три семилетки и две школы девятилетки. В селах Елецкого округа располагались 206 школ I ступени. В образовательных учреждения обучалось 4935 учеников. Совместная работа образовательных учреждений позволила к 1923 г. сократить уровень неграмотного населения до 29,8% среди мужчин и до 43,1% среди женщин [12, с. 306]. В 1919/1920 учебном году в начальных сельских школах Раненбургского уезда обучался 15 941 ученик [4, с. 3].

На территории Усманского уезда в 1913 г. насчитывалось 26 школ. В 1920 г. их число увеличилось до 248, а к 1923 г. планировалось открыть еще 113 учебных заведений [13, с. 23].

«Отчеты о состоянии народного образования в Липецком уезде за 1920 г.» содержат информацию о 193 школах I ступени, 4 школах II ступени и 2 опытно-показательных школах. Соответственно в них обучалось 11 528 чел., 1122 чел. и 118 чел [1, с. 4-6]. На территории Задонского уезда к январю 1921 г. при губоно также организуются 2 опытнопоказательные школы II ступени [8, с. 103].

После перевода всех учебных заведений на содержание из местных фондов в 1921 г. школьная сеть как в стране в целом, так и в рассматриваемых регионах подверглась значительному сокращению. В этот период ассигнования из центра поступали в регионы в недостаточных размерах. Местные средства не могли компенсировать нехватку денег, и количество школ стало сокращаться [8, с. 373413]. Например, в Задонском уезде Воронежской губернии в 1918 г. работало 111 школ I ступени, к 1920 г. их число приблизилось к 121, а к 1921 г. снизилось до 114 [8, с. 88]. А в период 1921-1922 гг. их число сократилась со 114 до 82 [6, с. 40].

Уже 16 сентября 1921 г. правительство издает декрет «О мерах к улучшению снабжению школ и других просветительских учреждений». В соответствии с новым документом по стране вводился местный налог, который планировалось направить на решение школьных проблем. Из-за постоянного дефицита средств правительство было вынуждено вернуться к опыту дореволюционных школ и ввести платное обучение. Но средств, полученных от родителей учеников, не хватало для удовлетворения всех нужд школы. К примеру, в Лебедянском уезде более 20% расходов на школы I ступени компенсировались за счет внедрения платы за обучения, а для школ II ступени данный показатель составил 28%. Только за один год обучения с учеников данных школ удалось собрать 1567 и 2342 руб. соответственно [5, с. 135].

Лишь с увеличением ассигнований в 1925 г. появилась возможность преступить к капитальному ремонту сельских школ. Так, в Елецком уезде Орловской губернии в 1925 г. отремонтировано 12 учебных зданий, из них 8 приведены в порядок силами комитетов содействия школе [3, с. 115].

Встречались случаи, когда в селах вообще отсутствовали более или менее приемлемые помещения. Например, в богатое село Березнеговатку Добринского района из Москвы приехала учительница М. Ф. Алексеенко. Для проведения занятий была с огромным трудом найдена комната. Книги и пособия вообще отсутствовали, и учительница вынуждена была обратиться за помощью к

Н. К. Крупской. Благодаря этому поступку школа получила две посылки с книгами и журналами [13, с. 24].

В 1928 г. в ходе проверки выполнения реорганизации Елецкого отдела народного образования установлено, что только районные школы обеспеченны однотипными рекомендованными правительством учебниками. Большой недостаток в учебной литературе испытывали сельские учебные заведения. Школьные помещения были в основном не приспособлены к проведению занятий. Уроки проводились даже при температуре 5-8°С в помещении. Имелись «случаи замерзания чернил в классах Никольской Краснополянской волости» [2, с. 14].

В условиях отсутствия достаточного финансирования школы постоянно испытывали дефицит в инвентаре и писчих принадлежностях. Так, в Липецком уезде Тамбовской губернии в 1921 г. на одно учебное заведение местные власти могли выделить лишь один карандаш, именно поэтому в школах нашли применение самодельные карандаши, чернильницы [7, с. 38]. Из-за нехватки парт (на 121 учащегося - 9 парт) дети занимались стоя. Когда приходилось писать, ученики укладывались на пол. И такие проблемы испытывали большинство школ. В Суходольской школе на 107 учеников в наличии имелось 25 парт [2, с. 12]. В Каменской школе здание было столь ветхим, что кровлю поддерживали 18 столбов. Капитального ремонта требо-

вали и городские школы Елецкого округа [2, с. 14].

Школы в зимний период испытывали постоянную нехватку топлива. По данным проверки Елецкого округа, лишь 44% школ имели достаточное количество дров и угля. В основном на территории Липецкого края в исследуемый период большинство учебных заведений вообще не отапливалось. Использование соломы, хвороста и торфа помогло к 1928 г. наладить отопление почти всех помещений, где проводились занятия. Участие родителей, которые по собственной инициативе приносили дрова, помогло преодолеть кризисную ситуацию с отсутствием топлива.

Со стороны правительства и местных органов власти предпринимались меры по привлечению общественности к нуждам школ посредством создания из числа родителей комитетов содействия (комсоды). Члены комсода при Лебедянской школе II ступени в 1924 г. помогали осуществлять ремонт школьного здания и библиотеки, обеспечивать топливом, писчими принадлежностями [1, с. 19].

Большинство просьб учителей о переводе из сельских школ поближе к городу были мотивированы подорванным здоровьем в неустроенных помещениях, отведенных под школу. В «Заявлениях школьных работников о переводе на работу в другие школы» Ра-ненбургского уезда за 1918 г. описывались очень плохое состояние сельских школ. К примеру, учитель солнцевской школы жалуется на приобретенные заболевания малокровие и малярию из-за работы «в сыром, мрачном, неудобном, с постоянными сквозняками и другими неблагоприятными условиями» помещении. Учительница Мария Петровна Де-лицкая прослужила 20 лет в ратчинской школе «в холодном и темном помещении», где и растратила свое здоровье [4, с. 19].

Сложно обстояло дело с материальной помощью не только в школах, но и в ликвидационных пунктах. Сотрудниками предпринимались попытки в организации платных вечеров, но сборов они не приносили, и от этой идеи пришлось отказаться.

В большинстве помещений отсутствовали отопление, необходимая мебель. Сотруд-

ники жаловались на несвоевременную выплату заработной платы. Особое беспокойство вызывали систематические прогулы занятий в ликбезах по причине занятости на работе и отсутствия обуви, одежды. Сложившуюся ситуацию пытались решить посредством коллективных бесед с населением.

В результате смены политического строя, последующей Гражданской войны значительная часть школ подверглась сокращению и разорению. Финансирование народного образо-

вания из государственного бюджета осуществлялось в размере 10%, и выделяемых средств не хватало, а на места они поступали со значительной задержкой. Если в первый период эпохи военного коммунизма школьные здания были разрушены или переданы в руки военных, то во второй период эпохи нэпа за счет местных бюджетных средств удалось осуществить работы по восстановлению уже имеющихся зданий и начать строительство новой единой трудовой школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАЛО. Ф. Р-9. О. 1. Д. 498.

2. ГАЛО. Ф. Р-688. О. 1. Д. 3.

3. ГАЛО. Ф. Р-688. О. 1. Д. 4.

4. ГАЛО. Ф. Р-1533. О. 2. Д. 2.

5. ГАЛО. Ф. Р.-1555. О. 1. Д. 9.

6. ГАРФ. Ф. 1575. О. 1. Д. 448.

7. ГАРФ. Ф. 2306. О. 1. Д. 365.

8. ГАРФ. Ф. 2306. О. 4. Д. 349.

9. Крушева Г. А. Общество, власть и образование в России в конце XIX - первой трети ХХ в. (на примере Мордовского края): Автореф. ... дис. д-ра ист. наук. Чебоксары, 2007. 46 с.

10. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Прогресс, 1994. Т. 2. 528 с.

11. Народное образование СССР. М.: Академия педагогической мысли, 1957. 782 с.

12. Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Посвящается 50-летию образования Липецкой области и 65-летию образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. 470 с.

13. Тонких В. Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее / Под ред. В. Е. Тонких, В. В. Шахова. Липецк; Рязань: ГЭЛИОН, 1995. 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.