УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА
УДК 343.5 ББК 67.408
© 2019 г. Архипцев Иван Николаевич,
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического
института МВД России имени И. Д. Путилина кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Винокуров Эдуард Александрович,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института
МВД России имени И. Д. Путилина кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СТАТЬИ 240.1 УК РФ «ПОЛУЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»
В статье авторами рассматриваются проблемы квалификации и применения ст. 240.1 УК РФ «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего». Проанализирована практика применения ст. 240.1 УК РФ судебно-следственными органами, выявлены недостатки юридической конструкции, которые порождают сложности у правоохранительных органов при квалификации рассматриваемого деяния.
Ключевые слова: уголовный закон, общественная нравственность, сексуальные услуги, несовершеннолетние, половые преступления.
Arkhiptsev Ivan Nikolaevich - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines of the Putilin
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Vinokurov Edward Alexandrovich - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines of the Putilin
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
PROBLEMS OF QUALIFICATION ARTICLE 240.1 OFTHE CRIMINAL CODE
«OBTAINING SEXUAL SERVICES OFA MINOR»
The authors consider the problems of qualification and application of Article 240.1 of the Criminal Code of the Russian Federation «Receipt of sexual services of a minor». The practice of applying article 240.1 of the Criminal Code of the Russian Federation by judicial and investigative bodies has been analyzed, and shortcomings in the legal design have been identified, which create difficulties for law enforcement agencies in the qualification of the examined act.
Keywords: Criminal law, public morality, sexual services, minors, sexual crimes.
В настоящее время социально-экономические процессы, проходящие в современном российском обществе, весьма динамичны и неминуемо влекут за собой переоценку существующих ценностей. При этом предъявляются новые требования к охране общественной нравственности. Нарушение норм морали в области сексуальных отношений оказывает негативное воздействие на нравственные устои общества, вызывая деградацию половой морали, что, в конечном счете, оказывает отрицательное воздействие на семейные отношения и процесс воспитания подрастающего поколения.
В современном мире практически каждый день возникают все новые и новые угрозы, например, детская порнография, сексуальная
эксплуатация несовершеннолетних и иные, которые нуждаются в адекватном, своевременном и эффективном ответе со стороны государства. Одной из таких угроз является получение сексуальных услуг несовершеннолетнего.
В связи с этим как никогда актуально обращение к сложным проблемам квалификации такого преступления, посягающего на общественную нравственность в области сексуальных отношений, как получение сексуальных услуг несовершеннолетнего - ст. 240.1 УК РФ. Как известно, данная статья появилась в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года относительно недавно, в частности, она была введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 380-Ф3. Вместе с
тем, как показало проведенное исследование, теория и практика применения данной уголовно-правовой нормы неоднозначны.
Так, практика применения ст. 240.1 УК РФ на территории России за период 2014-2018 г. [1] выглядит следующим образом (таблица 1):
вета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года № 201. Во многом благодаря именно этому данная норма и появилась в отечественном уголовном законодательстве.
Таблица 1.
Практика применения ст. 240.1 УК РФ в России за период 2014-2018 г.
Годы Зарегистрировано Расследованных Направленов суд Лиц
2018 20 19 19 3
2017 16 21 20 9
2016 27 16 16 10
2015 0 0 0 2
2014 3 2 2 2
Нередко у органов предварительного следствия возникают трудности при установлении в действиях виновных лиц элементов состава данного преступления. В частности, они связаны со сложностями определения объекта, объективной и субъективной сторон получения сексуальных услуг несовершеннолетнего, отграничения ст. 240.1 УК РФ от преступлений, предусмотренных главой 18 УК РФ.
На основании анализа юридической литературы и практики применения ст. 240.1 УК РФ можно сформулировать ряд выводов.
Во-первых, несмотря на, безусловно, определенное законодательное несовершенство диспозиции анализируемой статьи, на что уже неоднократно обращалось внимание в юридической литературе [2], мы категорически не согласны с позицией некоторых представителей правоохранительных органов, которые предлагают исключить статью 240.1 из Уголовного кодекса за отсутствием судебной практики. Как известно, Российская Федерация является участницей международных Конвенций и соглашений по защите прав и обеспечению законных интересов несовершеннолетних, в том числе, по противодействию сексуальному насилию и эксплуатации детей, в частности - Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), Конвенции Со-
Для специалистов, непосредственно занимающихся данной проблемой, очевидно, что привлечение виновных лиц к уголовной ответственности представляет особую сложность, принимая во внимание и тот факт, что оно является и без того высоколатентным. Это отмечается и рядом ученых-юристов, например Р. Б. Осокиным, О. Цоколовой, Е. Н. Ку-риловой. Мы придерживаемся аналогичной позиции. Представляется, что декриминализация ст. 240. 1 УК РФ ни к чему хорошему не приведет. Напротив, она только усугубит существующую проблему и осложнит и без того неблагополучную криминогенную обстановку в сфере охраны общественной нравственности несовершеннолетних. Решение этой проблемы, на наш взгляд, лежит исключительно в повышении эффективности работы правоохранительных органов по защите общественной нравственности несовершеннолетних и расследованию данной категории дел.
Во-вторых, основные трудности у правоприменительных органов возникают в определении объекта преступления по ст. 240.1 УК РФ и его отграничении от объекта половых преступлений. В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением И. С. Алихад-жиевой, которая предлагает дополнить статью 240.1 УК РФ признаками «лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста», «не-
совершеннолетнего без уточнения возраста» [4, с. 27]. Аналогичного мнения придерживаются и другие ученые [5].
Не оспаривая в целом целесообразность криминализации сексуальных услуг малолетних, нам все-таки представляется, что это спровоцирует появление дополнительных трудностей для правоприменительных органов при разграничении ст. 240.1 УК РФ от половых преступлений, и, в частности, от деяния, предусмотренного ст. 134 УК РФ, поскольку только признак «возмездности» оказываемых сексуальных услуг несовершеннолетним, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, будет отличать его от действий виновного, указанных в ч. 3 ст. 134 УК РФ. Как представляется, похожие трудности возникнут у правоприменителя и при установлении признака «несовершеннолетнего без уточнения возраста», поскольку в настоящее время законодатель, к сожалению, отказался от признака «заведомо несовершеннолетнего» при квалификации половых преступлений. По нашему мнению, следует одновременно совершенствовать уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних, а также деяния, связанные с защитой их нравственного здоровья и благополучия.
Получается парадоксальная ситуация: на одни и те же весы мы ставим абсолютно разные объекты - половую свободу и половую неприкосновенность с одной стороны и общественную нравственность с другой, а это недопустимо. Поэтому считаем, что отечественному законодателю следует более разумно подходить к вопросу имплементации международных норм в российское уголовное законодательство, учитывать при этом специфику нашего менталитета, культуры и традиций. Кстати, есть даже такие предложения: при разработке нового Уголовного кодекса объединить составы данных преступлений (имеется в виду - ст. 240.1 УК РФ и ст. 134 УК РФ) [6, с. 1310].
В-третьих, представляется целесообразным дать судебное толкование понятиям «сексуальные услуги несовершеннолетнего», «возраст несовершеннолетнего», «вознаграждение», которые следует привести в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, посвященном
проблемам квалификации преступлений против общественной нравственности в области сексуальных отношений. Полагаем, что действующего примечания к ст. 240.1 УК РФ в этой связи недостаточно.
Кроме того, проведенное нами исследование показало, что, квалифицируя действия виновного по анализируемой норме, судеб-но-следственные органы идут по тому пути, чтобы такие сексуальные услуги были получены виновным от несовершеннолетнего за вознаграждение систематически, неоднократно. Однако в диспозиции ст. 240.1 УК РФ отсутствуют такие признаки, как «систематичность», «неоднократность» получения сексуальных услуг несовершеннолетнего. Считаем данную практику следственных органов и судов неправильной и противоречащей норме закона, поскольку сексуальная услуга может быть получена от несовершеннолетнего потерпевшего виновным лицом и однократно. Примером может служить уголовное дело в отношении Ш. Являясь лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, достоверно зная, что потерпевшая А. достигла шестнадцатилетнего возраста, но не достигла восемнадцатилетнего, Ш. предложил последней вступить с ним в половое сношение, на что последняя ответила согласием, при условии, что Ш. заплатит ей за предоставление сексуальных услуг денежное вознаграждение в размере 3 000 рублей. После этого Ш. вступил с потерпевшей А. с ее согласия в половое сношение, после завершения которого передал денежные средства в сумме 3 000 рублей в качестве оплаты полученных от нее сексуальных услуг. После этого Ш. неоднократно, с единым умыслом, не менее трех раз, с целью удовлетворения своей половой потребности, вступал с потерпевшей с ее согласия в половые сношения, и после их окончания передавал А. денежные средства в сумме 3 000 рублей в качестве оплаты за каждую из полученных от нее сексуальных услуг [7].
В-четвертых, существенной проблемой для практических органов является определение точного возраста потерпевшего несовершеннолетнего. Конечно, требуется осведомленность виновного лица о возрасте пои 1 л и
терпевшей. В данном направлении сейчас совершенно правильно поступают следственно-судебные органы при доказывании умысла виновного именно на получение сексуальных услуг несовершеннолетней. Опять же, мы
снова возвращаемся к признаку «заведомо-сти», который, на наш взгляд, не до конца продуманно был исключен законодателем из УК РФ. Поэтому мы солидарны с позицией О. А. Петряниной и Р. С. Куликова - наших коллег из Казанского юридического института МВД России, которые верно указывают, что действия лица, добросовестно заблуждающегося в возрасте потерпевшего или потерпевшей, не содержат признаков анализируемого состава преступления [8, с. 393].
И, в-пятых, является очевидным, что сотрудники правоохранительных органов в связи с неудачной юридической конструкцией статьи, предусматривающей ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, крайне нуждаются в специальных методических рекомендациях, которые окажут им действенную помощь при их квалификации. В настоящее время в Белгородском юридическом институте МВД России имени И. Д. Путилина ведется подготовка к изданию таких учебно-методических рекомендаций, в
Литература
1. Данные ГИАЦ МВД России за 20142018 гг. Форма 491.
2. Кашапов Р. М., Пляс Д. Г. Проблемы применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего // Современное право. 2017. № 2. Дон-ченко А. Г., Токарева А. А. Ответственность за преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями в отношении несовершеннолетних, в современных правовых системах // Lex rus-sica. 2018. № 6.
3. Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. Цоколова О. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 240.1 УК РФ // Уголовное право. 2014. № 5. Курилова Е. Н. Сексуальная эксплуатация несовершеннолетних, занимающихся проституцией: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2017.
4. Алихаджиева И. С. Проблемы квалификации получения сексуальных услуг несовершеннолетнего и иных преступлений, представляющих опасность для сексуальной сфе-
которых будут рассмотрены проблемы квалификации и применения ст. 240.1 УК РФ.
В заключение нам хотелось бы еще раз отметить, что сегодня как никогда актуальна и важна защита несовершеннолетних от сексуального насилия, соблюдение их нравственного и духовного благополучия [9, с. 18]. Недостатки, двусмысленность, которые содержатся в уголовном законе, наличие различных, зачастую противоположных законодательных позиций по квалификации данного деяния, к сожалению, создают благоприятную почву для размывания нравственных устоев современного российского общества. Как следствие, это создает условия для совершения преступлений против общественной нравственности, что, конечно, не может не вызывать у нас закономерную тревогу и опасения. Поэтому представляется, что обозначенные проблемы надо решать, и промедление здесь недопустимо, поскольку подрастающее поколение - это, несомненно, будущее российского государства и общества.
Bibliography
1. Data the MIAC MIA of Russia for 2014-2018 Form 491.
2. Kashapov R. M., Plyas D. G. Problems of application of the Criminal law norm providing responsibility for obtaining sexual services of a minor. Modern law. 2017. № 2. Donchenko A. G., Tokareva A. A. Responsibility for crimes related to sexual exploitation and sexual abuse of minors in modern legal systems // Lex russica. 2018. № 6.
3. Osokin R. B. Theoretical and legal basis of criminal liability for crimes against public morality: dis. ... of the doctor of jurisprudence. M., 2014. Sokolova O. Peculiarities of qualification of crimes under Article 240.1 of CC RF // Criminal law. 2014. № 5. Kurilova E. N. Sexual exploitation of minors engaged in prostitution: criminal law and crimino-logical aspects: dis. ... the candidate ofjurisprudence. SPb., 2017.
4. Alikhadzhieva I. S. Problems of qualification of obtaining the sexual services of minors and other crimes being dangerous to the sexual sphere of minors // Modern law. 2014. № 12.
5. Kaluzhsky D. A. Problems of bringing to criminal prosecution for obtaining sexual services of a minor // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2016. № 1. Petryanina O. A., Kulikov R. S. Obtaining sexual services of a minor (Art. 2401 of CC RF): features of legal assessment // Bulletin of
ры несовершеннолетних // Современное право. 2014. № 12.
5. Калужский Д. А. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 1. Пет-рянина О. А., Куликов Р. С. Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 2401 УК РФ): особенности юридической оценки // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 3.
6. Дьяченко А. П., Цымбал Е. И. Уголовно-правовая охрана детей от сексуальных посягательств: опыт России и зарубежных стран // Lex russica. 2014. № 11.
7. Приговор Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 5 мая 2017 года в отношении Ш. ht-tps://www.sudact.ru/regular/doc/AvK0Vpgcmblc/ ?regular-txt=®ular-case_doc=®ularlaw
the Kazan Law Institute of the MIA of Russia. 2018. Vol. 9. № 3.
6. Dyachenko A. P., Tsymbal E. I. Criminal law protection of children from sexual assault: the experience of Russia and foreign countries // Lex russica. 2014. № 11.
7. The verdict of the Megion city court of Khanty-Mansiysk autonomous district - Ugry from may 5, 2017 related to Sh. https://www.sudact.ru/regu-l ar/doc/AvK0Vpgcmblc/? regular-txt=®ul ar-case_doc=®ularlawchunkinfo=GrarM+240.1.+Poluc henie+seksualnyh+plug+nesovershennoletnih%2 8yK+FR%29®ular-doc_type=1008®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_ stage=®ul ar-area=®ular-court=®ul ar-judge=&_=1552375722027.
8. Petryanina O. A., Kulikov R. S. Obtaining sexual services of a minor (Art. 2401 of CC RF): features of legal assessment // Bulletin of the Kazan Llaw Institute of the MIA of Russia. 2018. Vol. 9.
сМпкт£э=Сгатъя+240Л.+Получение+сексуальны№ 3.
+услуг+ несовершеннолетнего%28УК+РФ%29 ®ular-doc_type=1008®ular-date_from= ®ular-date_to=®ular-workílow_ stage= ®-ular-area=®ular-court=®ular-judge = &_=1552375722027.
8. Петрянина О. А., Куликов Р. С. Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 2401 УК РФ): особенности юридической оценки // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 3.
9. Дмитраков А. М, Хрисанов В. А., Михай-ликов В. Л. Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2 (22).
9. Dmitrakov A. M, Khrisanov V. A., Mykhaj-likov V. L. Bulletin of the Belgorod Law Institute of the MIA of Russia. 2013. № 2 (22).